Композиция. Ось композиции. Центр композиции. Главная ось.
Композиция – построение произведения, организация его художественной формы. Она приобретает свои ценностные свойства во взаимодействии с человеком, его потребностями и восприятием. В её задачи входит установление связей «объект» - «субъект» во всей сложности, изучаемой психологией восприятия. Композиция – закон построения различных уровней, слоёв произведения. Она позволяет воспринимающему субъекту идти от части к целому, от одного слоя художественной формы к другому, от первичных значений и смыслов к обобщённому содержанию произведения и обратно. Композиция работает как программа восприятия, предлагаемая зрителю, а потому, при всей видимой естественности и непреднамеренности художественного восприятия, она имеет предварительный характер. Воплощая смыслы и значения, композиция несет в себе суггестивные, внушающие функции.
ОСЬ КОМПОЗИЦИИ – это условная линия, визуально воспринимаемая в качестве главной, формируемая второстепенным (равнозначными, имеющими общие признаки, сходство) элементами органического целого. Это линия, объединяющая вдоль себя фигуры в единое; это то, что дает ощущение стабильности, своего рода каркас; относительная середина, уравновешивающая в гармонии части между собой (статус главной оси будет более понятен при сравнении ее с позвоночником человека, осью вращения Земли и т.п.). Главная ось в этом случае должна совпадать с осями равновесия композиции; она ориентируется на них. При этом ее ориентация может быть различной (вертикальной, горизонтальной; наклонной (диагональной), сложноорганизованной (изогнутой, криволинейной). Отсюда мы начинаем понимать уравновешенную и уравновешенную композицию как более и менее цельную, т.к. понятие цельности, исходя из предлагаемой нами мировоззренческой модели, также сопрягается с категорией равновесия.
ЦЕНТР – это фокусирующее место (или ядро), вокруг которого объединяются элементы на принципах соподчиненности. Это главная точка композиции, куда сходится все и откуда все проистекает. Это знак, который сигнализирует нам, нацеливает наше внимание на системно – организованное восприятие целостности и единства композиции.
55. Приведите примеры растительности красной, желтой, синей, белой, черной и коричневой окраски. Дайте краткую характеристику их влияния на формирования садово-парковых композиций.
Как же различные цвета влияют на человека, как они воспринимаются нами?
Белый цвет делает предмет более легким и объемным, привносит в сад ощущение легкости, свежести, новизны.
Черный цвет снижает артериальное давление. В нашей стране черный традиционно ассоциируется с трауром и скорбью. Черный цвет делает предметы тяжелее, уменьшает объем. (Клён-листья, Воронец-ягоды и корни)
Желтый цвет – цвет веселья, здоровья и радости. Как и белый, желтый цвет увеличивает объем предмета и является легким цветом. Он создает ощущение воздушности и легкости. Желтый цвет повышает аппетит, обоняние, слух, т.е. обостряет наши чувства. (Щавель конский – листья и стебли; подмаренник, курильский чай-желтый).
Красный цвет – эротический зов природы, возбуждение как со знаком «-», так и со знаком «+». Красный цвет оказывает на человека псевдостимулирующий эффект: первые 20 минут воздействия красный цвет способствует активности, после – подавляет, резко снижает работоспособность. С наступлением сумерек красный цвет «потухает» в первую очередь.(Боярышник-листья, плоды; Зверобой-стебли; Бузина черная-ягоды и т.д.)
Голубой – парящий, воздушный цвет, снижает артериальное давление. При длительном восприятии этот цвет угнетает.
Синий – тяжелый цвет. Эмоционально близок к голубому. Этот цвет увеличивает перспективу, кажется ближе к воспринимающему его человеку.( Иван-да-Марья-Цветы)
Сочетаясь между собой, цвета также оказывают на человека особое влияние:
Зеленый с оранжевым – ощущение радости.
Зеленый с белым – сдержанность и прохлада.
Синий с белым вызывают ощущение прохлады и чистоты.
Синий с зеленым – статичность и холод.
Синий с оранжевым – вызывают возбуждение, активность.
Красный с серым – если больше красного цвета, то вызывает приятные, теплые чувства, при доминировании серого – строгость.
Красный с белым – размытость границ, нерезкие контуры.
Красный с черным – угнетает.
Красный, зеленый и желтый – такая композиция активизирует.
Красный с фиолетовым – вялость, слабость.
Красный с синим – динамика, жизнеутверждение.
Желтый с белым – вызывают вялость, апатию.
Желтый с сине-зеленым – успокоение, холод.
Желтый с пурпурным – подчеркивают парадность композиции.
Желтый, красный и оранжевый – активность, жизнерадостность, жизненная энергия.
Коричневый: Дуб- Листья, кора, Лук репчатый- Шелуха Ива белая – Kора.
56. Пространство, поверхность – художественно-архитектурные факторы устройства сада.
57. Дайте характеристику почвенно-климатическим факторам, влияющим на размещение растений.
58. Цвет – художественно-архитектурный фактор при устройстве сада.
59. Линия - художественно-архитектурный фактор при устройстве сада.
60. Освещение - художественно-архитектурный фактор при устройстве сада
61. Цветники пейзажной панировки, дайте характеристику их устройства.
Любой цветник свободной формы может называться пейзажным. Как правило, его противопоставляют регулярному цветнику со строгой планировкой. Самый популярный пейзажный цветник – это миксбордер, традиционно ассоциируемый с английским садом.
Для такой многоплановой протяженной посадки необходимо подбирать виды, которые цветут в разный период: начиная с ранней весны и до поздней осени. Растения высаживают ярусами. На заднем плане высаживают самые высокие виды (большие кустарники, посконник, маклея), в центре – срендеярусные растения (многолетние астры, ирисы, пионы и др.), на переднем плане – низкорослые (незабудки, примулы, флоксы ползучие).
На загородном участке часто разбивают небольшой миксбордер шириной около 2 м и длиной 10 м из 20-30 видов растений. К цветникам такого типа относятся также рокарии, посадки вокруг водоемов и цветочные группы – любые композиции свободной формы из 3-5 видов растений.
Пейзажные цветники можно создавать как из однолетних культур, так и из многолетников. Достоинство однолетних растений – их длительное и обильное цветение. Однако такой посадочный материал необходимо будет каждый год приобретать и высаживать заново. Многолетники требуют гораздо меньше ухода, но период их цветения непродолжителен.
Чтобы подобрать растения для пейзажного цветника необходимо прежде всего оценить экологические условия участка: его освещенность, уровень залегания грунтовых вод и тип почвы. Кроме того, при планировке сада следует учитывать количество времени, которое будет тратиться на уход за цветами. Если хозяева бывают на участке только по выходным и нерегулярно, тогда нужно выбирать засухоустойчивые растения, которые не нуждаются в постоянных подкормках (гелениум, молочай, солидаго, рудбекию, злаки, тысячелистник гибридный). В этом случае получится так называемый цветник выходного дня. Те, кто готов тратить в саду много времени и усилий, могут вырастить и более прихотливые культуры: тюльпаны, чайно-гибридные розы, георгины.
Основная идея любого пейзажного цветника – это воспроизведение спонтанности, естественности и непосредственности природы. Чтобы такая идея смогла воплотиться, можно использовать «простые» травы и цветы, а также сочетать злаки с многолетниками. Сезон декоративности цветника продлится, если после цветения растений их соплодия, семенные коробочки и засохшие стебли будут выглядеть выразительно.
62. Акцент, точка – художественно архитектурные факторы при устройстве сада.
63. Цветники регулярной планировки, дайте характеристику их устройства.
К регулярным цветникам относят традиционные и приподнятые клумбы, партерный цветник, арабески, рабатки, бордюры, модульные цветники, солитерный цветник, контейнерное озеленение. Набор растений: однолетние культуры (яркие, компактные, имеющие продолжительное цветение), двулетние культуры, многолетние культуры, вьющиеся растения (для создания вертикального акцента), луковичные растения (весна ранняя, в марте снег сходит), комнатные и оранжерейные растения (пеларгония, юкка, драцена, агава), инертный материал – природный (мрамор, гравий, щепа).
Регулярный стиль цветника создается симметрией в посадках и строгими пропорциями.