Характерные особенности устройства садов Италии.
Природные условия и растительность.
Италия в окрестностях Флоренции и Рима чрезвычайно способствовали
расцвету ландшафтного искусства. Климат мягкий средиземноморский с обилием воды, с преобладанием горных потоков.
Растительность весьма разнообразна. В аллеях росли платаны и дубы, в
качестве акцентов использовались кипарисы. Для создания зеленых стен применялась флора, сохраняющая форму после стрижки. Это такие растения как самшит, мирт, лавр, тис, туя западная. Самшит «организовал» узорчатые бордюры и арабески на партерах.
Из Свободно растущих дубов Состояли зеленые массивы, обрамленные стрижеными зелеными стенами (боскетами). «Боско», т.е. рощица. Боско является прообразом боскетов, получивших такое большое распространение во Франции в регулярных садах ХVII в. В декоративных кадках выращивали цитрусовые.
Использовались листопадные породы: тополь, каштан, ильм, маслины. Хвойные Породы применялись В основном в группах и ведущей - Являлась сосна.
Доминирующими зелеными насаждениями были кипарисы.
Применялась так же пирия морская с ее высоко посаженной зонтикообразной
кроной. Для пергол применяли вьющиеся розы, плющи, виноград.
Цветочный декор был сдержанным и в то же время в ассортименте встречаются многочисленные виды луковичных, ирисы, лилии, гвоздики, фиалки, розы и др.
Красота пейзажа строилась на сочетании и контрасте различных оттенков зелени, которая служила фоном для скульптур. Партеры оформлялись цветниками и арабесками из стриженого самшита (буксуса), украшались скульптурами и фонтанами.
На партерах устраивались перголы, трельяжи и беседки.
Строительный материал – мрамор, туф, травертин. Мраморный или камены
декор играл большую роль в оформлении сада.
Особенности:
1) Продольная ось проходила поперек террас. Поперечные оси направлены
перпендикулярно ей.
2)Основными композиционными узлами являются – сам дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения. Эти объекты могли находиться на пересечении осей или завершать их;
3) насаждения в боскетах занимали основную часть сада;
4) рельеф служил основополагающим в организации партеров. Они размещались по главной оси, либо перед домом, либо у подножия склона. Римский сад-ксист нашел отражения в итальянских партерах и явился продолжением дома;
5) амфитеатр или свободно растущие группы деревьев замыкали плоскую часть сада;
6) появился новый элемент – изолированный участок или небольшой сад для отдыха, получивший название «секретный сад»;
7) целостное решение каждого композиционного узла;
8) использование лоджий как видовых точек и постепенного перехода от закрытого пространства виллы к открытому пространству сада;
9) сдержанная монументальность, последовательность (амфиладность), уравновешенность сада.
Типы садов в Италии эпохи Ренессанса является: сады при городских виллах, сады при загородных виллах, сады священнослужителей, медицинские и ботанические сады, благоустроенные площади.
Роль водного оформления сада эпохи Возрождения велика. При том воды непросто много, она становится композиционными центрами сада, находится по его осям, а видовые лучи фокусируются на них.
Особенность планировки садов – ярко выраженную продольную ось, которая
обусловлена вытянутой и узкой конфигурацией участка, а также террасировании из-за расположения на склоне. Там масса скульптур, бассейнов, фонтанов и каналов.
Главная идея композиций – выявление рельефа архитектурными средствами и естественное течение горного ручья.
С развитием науки и образования в эпоху барокко появился принципиально
новый тип сада. Этот сад для коллекционирования и изучения растений – Orti botanici – ботанические сады. Они стали одни из первых во множестве появляться в Италии.
В итоге, в садах Возрождения выделяются определенные особенности:
1) квадратное членение сада;
2) регулярность композиции со свободным включением деревьев, целых рощ;
3) органичная и богатая обработка рельефа, воды, малых архитектурных форм;
4) композиционная целостность сада;
5) учет световых и цветовых эффектов;
6) продуманность пропорций (например, соотношений малых архитектурных форм и их фона, ширина аллей и высоты деревьев и т.п.);
7) подчеркивание преемственной связи с Древнем Римом;
8) большое количество водных устройств, но без перегруженности;
9) преобладание внутренних композиций с включением внешних;
10) облик сада – «театрализованная декорация». С открытием прямой перспективы стали организовываться сады таким образом: ближе к зрителю «актеры» окружали архитектурные объекты и множество скульптур, а на заднике – вид прекрасной местности, куда невозможно попасть, но можно созерцать ее; прием оформление площадей при помощи мощения и отдельно стоящего монумента.
А для эпохи барокко можно выделить следующие особенности сада:
1) нарочитая усложненность архитектурно-пространственных решений;
2) неожиданность эффектов и утонченный эстетизм;
3) декоративно-стилизаторская деформация проемов и форм; свобода в формообразовании;
5) развитие композиции в глубинку;
6) использование контрастов светотени, стриженой зелени и рядовых посадок кипарисов для создания зеленых театров и размещения скульптур;
7) украшение партера сложными узорами и арабесками;
8) применение приемов живописного оформления фонтанов и каскадов, добиваясь своеобразного синтеза различных видов искусства;
9) Фонтаны, скульптуры или монументы, балюстрады, парадные лестницы стали необходимыми элементами барочной площади;
10) создание нового типа сада, как по функции, так и по композиционно-
планировочным параметрам – ботанический сад;
11) появление нового элемента в композиции сада – радиальных аллей.
8. Характерные особенности устройства садов Франции.
Природные и растительные условия. В ландшафте Франции преобладают равнинные местности со спокойным течением рек, что исключает создание террасных садов и шумовых водных устройств. Климат более прохладный, чем в Италии. Здесь нет яркого солнца и зноя, которые предполагают преобладание закрытых пространств. Ровный рельеф покрыт обширными лесными массивами с преобладанием лиственной флоры – граба, бука, дуба, вяза, каштана, липы, ясеня. Сажали цветы: фиалки, гвоздики лилии, ирисы, розы и др.
В садах появляется новый элемент под названием берсо –крытый каркас из
дерева или металла, возводимый над дорогой. Разрастаясь, растения образовывали сплошной зеленый тоннель. Иногда по концам его устраивали беседки.
Сады украшались цветниками, которые в XVII в. превратились в роскошные кружевные партеры – бродери.
Где по мимо цветов вводились травы, стриженный буксус, а также «мертвый» материал такие как: уголь, толченый кирпич, песок и пр.
Сады, из которых многие дошли до наших дней, разбивались вблизи замков, строившиеся в разных провинциях Франции – это и Турене, и вдоль реки Луары и ее притоков, и в Бургундии, и Нормандии, и в провинции Иль де Франс. Как правило, замки строились в основном вблизи рек. Однако всегда окружались со всех сторон рвом с водой. Рвы имели четкие геометрические контуры.
Они часто соединялись каналами с рекой. Это очень важно, т.к. в дальнейшем канал становится традиционным элементом садово-парковой композиции Франции.
Национальной традицией ландшафтного искусства данной страны и ее отличительной чертой является «большой удельный вес цветочного декора, устройство цветников и затем «партеров», чему благоприятствует мягкий климат.
Кроме того, французские садовники еще в ХV в. часто украшают участок Деревянными трельяжами травянистые и, главным образом, вьющиеся». Аналогом служат крытые аллеи, которые получили в дальнейшем развитее во многих странах включая и Россию ХVIII
Объекты ландшафтного искусства Франции ХVI - ХVII вв. были четырех типов:
1) обширные парки охотничьих замков и дворцов;
2) небольшие сады около домов;
3) широкие бульвары;
4) ботанические сады.
Для французского садово-паркового искусства характерны такие черты:
1 )Регулярность композиции, созданная на основе пропорциональность, четкости, строгой иерархии главного и второстепенного;
2)Строители парков этого периода стремились к максимальному раскрытию
пространства, что являлось предпосылкой создания больших равнинных парков;
3)Скульптура как элемент композиции использовалась мало;
4)Высокого уровня развития достигло трельяжное и топиарное искусства;
5)К приемам композиции относились: нарушение симметрии во внутренних
деталях партеров и боскетов, применение сплошных массивов зелени, обширных узорных партеров, лабиринтов, обводнение парка с помощью каналов.