Характерные особенности устройства садов Китая.
Из выше сказанного ясно, что Китай в основном – «страна гор». Климат на западе континентальный, а на востоке – муссонный. Пейзажи очень разнообразны в связи с чередованиями возвышенностей и низин.
Растительность. Ассортимент растений Китая чрезвычайно богат. Здесь произрастают различные виды сосен, можжевельников, кленов, а также – дуб китайский, ива, кедр, груша, вишня. Много красивоцветущей флоры – камелии, азалии, рододендроны. Древесные и кустарниковые насаждения сажают свободными группами или небольшими рощицами, стараясь подчеркнуть индивидуальное качество каждого дерева. Излюбленные породы являются: сосна, слива и бамбук – «три друга холодной зимы». Эти растения воспеты в народных песнях и стихах. Особенно ценится бамбук и используется также в одиночной посадке, небольшими группами и целыми рощицами.
К его декоративным качествам относятся различные оттенки ствола от светло-зеленого до темно-желтого, зависящие от вида, формы и возраста. Бамбук выбирался по росту, так как некоторые виды бамбука достигают высоты 23 – 25 м. Нередко бамбук образовывал непроходимые заросли. Очень привлекательны его тонкие изящные листья, трепещущие при малейшем дуновении ветерка. В садах и парках Китая бамбук олицетворяет выносливость и гибкость.
Слива зацветает раньше других плодовых деревьев. Поэтому она была предвестником весны.
Особенно ценится сосна Бунге – высокое стройное дерево со светло-серебристым оттенком ствола после сбрасывания коры и шелковистыми иглами. Ее сажали у дорожек, около храмов свободными группами, в виде небольших сквозистых рощ. Часто в садах и парках Китая использовали в ассортименте сосну горную китайскую с широкой зонтикообразной кроной. Она хорошо применялась в одиночных посадках, так же как и кипарис. Очень широко использовался можжевельник, который высаживали в качестве одиночных посадок около дворца или храма.
Анализируя описания парков Китая, можно сделать вывод, что их пейзажи
подразделялись на три основных вида:
-устрашающий;
-смеющийся;
-идеалистический или романтический.
Устрашающий пейзаж создавался путем устройства искусственных холмов и утесов, нависающих над головой. Был слышан шум подземной реки, а вырванное с корнем дерево преграждало бурный поток. Устрашающий пейзаж сменялся смеющимся. За поворотом дороги темные ели и туи, закрывающие солнце, расступались и открывали большую поляну, украшенную цветами. В любое время года здесь цвели какие-нибудь растения. От этого казалось, что весна как будто не покидает долину. Светлый и жизнерадостный пейзаж переполнялся контрастами.
Третий тип пейзажей – романтический – навевал легкую грусть. Основой данного пейзажа мог быть «островок с хижиной рыбака или ажурная пагода на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде».
Китайские зодчие умело использовали законы воздушной перспективы, эффекты, композиционные приемы.
Идеологическая основа садово-паркового искусства – религиозные верования
Китайского народа, связанны с одухотворением (конфуцианство и даосизм).
Парковая композиция Китая строится с применением следующих принципов:
1) использовать принцип «инь» – действовать в зависимости от местных условий;
2) применять принцип «цзе» – максимально использовать окружающую природу;
3) определять главное и второстепенное;
4) применять контраст;
5) добиться в малом пространстве большого эффекта;
6) стремиться к достижению гармонии пропорций и последовательному раскрытию
видов;
7) учитывать фактор времени при восприятии пейзажа.
Интересным приемом садового зодчества Китая является соединение различных парковых комплексов при помощи приемов в каменных стенах, так называемых «проникающих окон». Такие проемы иногда оформлялись по контору и становились рамкой для пейзажа.
В стране насчитывают шесть типов садово-парковых объектов:
1) сады и парки при императорских дворцах;
2) сады и парки при императорских гробницах;
3) сады при храмах;
4) сады естественных пейзажей;
5) домашние сады;
Все садово-парковые объекты наделены глубоким символизмом, являются отражением религиозных учений. Наиболее древние считаются сады и парки при императорских дворцах.
Самым главным для садово-паркового искусства Китая являлось то, что парк непосредственно сливался с окружающим ландшафтом и как бы постепенно вырастает из него, незаметно теряясь в нем. Примером тому Большой дворцовый парк Пекина и парк Летнего дворца в окрестностях города.
характерные обособленности садово-паркового искусства Китая:
-активное использование камня;
-обилие водных поверхностей;
-большое количество и продуманное размещение малых архитектурных форм, часто сказочной тематикой;
- оформление дворов карликовыми деревьями в емкостях – бонсаи;
-тщательный подбор декоративной растительности для создания определенного заранее продуманного пейзажа;
- создание садов путем совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы;
-подчеркивание наиболее выразительныхспециальными проемами – «проникающими окнами», беседками, воротами;
-включение симметричных групп зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами.