Локальность и параллелизм вычислений
Массовый параллелизм нейро-вычислений, необходимый для эффективной обработки образов, обеспечивается локальностью обработки информации в нейросетях. Каждый нейрон реагирует лишь на локальную информацию, поступающую к нему в данный момент от связанных с ним таких же нейронов, без апелляции к общему плану вычислений, обычной для универсальных ЭВМ. Таким образом, нейросетевые алгоритмы локальны, и нейроны способны функционировать параллельно.
Программирование: обучение, основанное на данных
Отсутствие глобального плана вычислений в нейросетях предполагает и особый характер их программирования. Оно также носит локальный характер: каждый нейрон изменяет свои "подгоночные параметры" - синаптические веса - в соответствии с поступающей к нему локальной информацией об эффективности работы всей сети как целого. Режим распространения такой информации по сети и соответствующей ей адаптации нейронов носит характер обучения. Такой способ программирования позволяет эффективно учесть специфику требуемого от сети способа обработки данных, ибо алгоритм не задается заранее, а порождается самими данными - примерами, на которых сеть обучается. Именно таким образом в процессе самообучения биологические нейросети выработали столь эффективные алгоритмы обработки сенсорной информации.
Характерной особенностью нейросетей является их способность к обобщению, позволяющая обучать сеть на ничтожной доле всех возможных ситуаций, с которыми ей, может быть, придется столкнуться в процессе функционирования. В этом их разительное отличие от обычных ЭВМ, программа которых должна заранее предусматривать их поведение во всех возможных ситуациях. Эта же их способность позволяет кардинально удешевить процесс разработки приложений.
Универсальность обучающих алгоритмов
Привлекательной чертой нейрокомпьютинга является единый принцип обучения нейросетей - минимизация эмпирической ошибки. Функция ошибки, оценивающая данную конфигурацию сети, задается извне - в зависимости от того, какую цель преследует обучение. Но далее сеть начинает постепенно модифицировать свою конфигурацию - состояние всех своих синаптических весов - таким образом, чтобы минимизировать эту ошибку. В итоге, в процессе обучения сеть все лучше справляется с возложенной на нее задачей.
Не вдаваясь в математические тонкости, образно этот процесс можно представить себе как поиск минимума функции ошибки E(w), зависящей от набора всех синаптических весов сети w (см. Рисунок 3).
Рисунок 3. Обучение сети как задача оптимизации
Базовой идеей всех алгоритмов обучения является учет локального градиента в пространстве конфигураций для выбора траектории быстрейшего спуска по функции ошибки. Функция ошибки, однако, может иметь множество локальных минимумов, представляющих суб-оптимальные решения. Поэтому градиентные методы обычно дополняются элементами стохастической оптимизации, чтобы предотвратить застревание конфигурации сети в таких локальных минимумах. Идеальный метод обучения должен найти глобальный оптимум конфигурации сети.
В дальнейшем нам встретится множество конкретных методов обучения сетей с разными конфигурациями межнейронных связей. Чтобы не потерять за деревьями леса, полезно заранее ознакомиться с базовыми нейро-архитектурами. В следующем разделе мы приведем такого рода классификацию, основанную на способах кодирования информации в сетях (обучения) и декодирования (обработки) информации нейросетями.
Классификация базовых нейроархитектур
Типы обучения нейросети
Ошибка сети зависит, как уже говорилось, от конфигурации сети - совокупности всех ее синаптических весов. Но эта зависимость не прямая, а опосредованная. Ведь непосредственные значения весов скрыты от внешнего наблюдателя. Для него сеть - своего рода черный ящик, и оценивать ее работу он может лишь основываясь на ее поведении, т.е. на том, каковы значения выходов сети при данных входах. Иными словами, в общем виде функция ошибки имеет вид:
.
Здесь - набор примеров (т.е. пар входов-выходов), на которых обучается нейросеть, а - реальные значения выходов нейросети, зависящие от конкретных значений ее синаптических весов. Такой способ обучения, когда действительный выход нейросети сравнивают с эталонным, называют обучением с учителем.
Иногда выходная информация известна не полностью. Например, вместо эталонных ответов известно лишь хуже или лучше данная конфигурация сети справляется с задачей (вспомним детскую игру "холоднее-горячее" или лабораторную мышь в лабиринте с лакомствами и электрошоком). Этот тип обучения называют обучением с подкреплением (reinforcement learning).
Вообще говоря, возможен и такой режим обучения, когда желаемые значения выходов вообще неизвестны, и сеть обучается только на наборе входных данных :
.
Такой режим обучения сети называют обучением без учителя. В этом случае сети предлагается самой найти скрытые закономерности в массиве данных. Так, избыточность данных допускает сжатие информации, и сеть можно научить находить наиболее компактное представление таких данных, т.е. произвести оптимальное кодировние данного вида входной информации.
Вид обучения: | С "учителем" | С "подкреплением" | Без "учителя" |
Что подается в качестве обучающих примеров | Набор пар входов-выходов | Оценка выходов сети | Только набор входных значений |
Что требуется от сети | Найти функцию, обобщающую примеры, в случае дискретных - классифицировать входы. В целом - научиться реагировать схожим образом в схожих ситуациях. | Научиться заданной "правильной" линии поведения. | Найти закономерности в массиве данных, отыскать порождающую данные функцию распределения, найти более компактное описание данных. |
Таблица 1. Сравнение режимов обучения нейросетей
С практической точки зрения, "помеченные" данные зачастую дороги и не столь многочисленны, как "непомеченные" , например, в случае, когда "учителем" является человек - эксперт. В силу этого обстоятельства на таких данных можно обучить лишь относительно простые и компактные нейросети. Напротив, нейросети, обучаемые без учителя часто используют для переработки больших массивов "сырых" данных - в качестве предобрабатывающих фильтров. Указанное различие, однако, исчезает, когда данные естественным образом распадаются на входы-выходы, например при предсказании временных рядов, где следующее значение ряда является выходом, а предыдущие несколько значений - соответствующими входами обучаемой нейросети.
Архитектура связей
На способ обработки информации решающим образом сказывается наличие или отсутствие в сети петель обратных связей. Если обратные связи между нейронами отсутствуют (т.е. сеть имеет структуру последовательных слоев, где каждый нейрон получает информацию только с предыдущих слоев), обработка информации в сети однонаправленна. Входной сигнал обрабатывается последовательностью слоев и ответ гарантированно получается через число тактов равное числу слоев.
Наличие же обратных связей может сделать динамику нейросети (называемой в этом случае рекуррентной) непредсказуемой. В принципе, сеть может "зациклиться" и не выдать ответа никогда. Причем, согласно Тьюрингу, не существует алгоритма, позволяющего для произвольной сети определить придут ли когда-либо ее элементы в состояние равновесия (т.н. проблема останова).
Вообще говоря, то, что нейроны в рекуррентных сетях по многу раз принимают участие в обработке информации позволяет таким сетям производить более разнообразную и глубокую обработку информации. Но в этом случае следует принимать специальные меры к тому, чтобы сеть не зацикливалась (например, использовать симметричные связи, как в сети Хопфилда, или принудительно ограничивать число итераций, как это делается в эмуляторе MultiNeuron группы НейроКомп).
Таблица 2. Сравнение архитектур связей нейросетей
Сравнение сетей: | Без обратных связей (многослойные) | С обратными связями |
Преимущества | Простота реализации. Гарантированное получение ответа после прохождения данных по слоям. | Минимизация размеров сети - нейроны многократно участвуют в обработке данных. Меньший объем сети облегчает процесс обучения. |
Недостатки | Требуется большее число нейронов для алгоритмов одного и того же уровня сложности. Следствие - большая сложность обучения. | Требуются специальные условия, гарантирующие сходимость вычислений. |