Предметный и именной указатель
А
Аалто Алвар 73, 74, 128, 192, 216,218Автоматизация проектирования162Агрегатирования метод162Адоптация среды 81,82, 86, 97, 98, 127 Аллюзия162
Алфавит графических символов83«Алхимия» 20, 71, 128, 193, 196,219Альбер-Ванель Мишель219Альберс Йозеф 217,219, 221 Амбаз Эмилио 77,220Амбивалентность162Анализ в дизайне162
Анализ взаимосвязанных областей решения164
Аналог83, 200
Аналогия эвристическая164
Андо Тадео 194,220
Ансамбль в дизайне 18,19
Арад Рон221
«Аркигрем» 75,222
«Ар Нуво» 76, 130,222
Арт-дизайн20, 35, 52, 67, 71, 75
Артефакт164
«Артс энд Крафтс» 72,224
Арт-Центр224
Архетип 50,165
«Архитектоника» 165,225
Архитектор-дизайнер21, 29
Архитектурная среда 18,21, 126
Архитектурный дизайн 13,21
Ассамбляж 47, 160,165, 175, 183
Ассоциативный анализ165
Ассоциаций метод166
Афиша83, 130
Б
Банк идей166, 200
«Баухауз» 73, 131, 215, 216,225
Беллини Марио 128, 217,226
Беренс Петер 71, 72, 215, 218,226
Биррен Фабер227
«Браун»-стиль 39, 74,227
«Бумажная архитектура» 157,166, 211
В
Вентури Роберт 76, 135, 162, 165, 195, 216,227Вещь22
«Вживания в роль» метод167Видеоэкология168Виды дизайна24
«Визионерское предметное творчество»168Визуальная среда 68,83Визуальная установка 68,84Визуально-графическая коммуникация84Визуально-графический текст 68,84Визуально-графический язык84
Визуально-коммуникативный подход в проектировании168Визуальные коммуникации24, 122 Вжтаж169
Виртуальная реальность 83,169
«ВИТРА» 221,228
ВНИИТЭ 217,228
Воображение171
Восприятие среды84
ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН) 73, 215,229
Выделение визуальных несоответствий171
Г
Гармонизация облика среды85
Гармонизация формы в дизайне25
Геддз Норман Бель 210,229
Гери Фрэнк 76,160,165,170,173,180,194,206,209,216,218,
225,230
Гештальт-психология «хорошей формы» 168,171
Гибкость средового объекта 83,86, 208
Городская среда87
Городской дизайн90
Городской интерьер92, 122
Гройман Эйприл231
Граф 70,93
Графика94
Графическая модель94Графический дизайн 13,26, 67, 83 Графический знак94Графический образ94Графический символ94Графическое проектирование172
Граффити 94,172
Грейвз Майкл 162, 195, 218,231
Гропиус Вальтер 72,76,96, 131,192,215,216,218,219,
Д
Дадаизм 131,172, 192, 209
Деконструктивизм 38,172, 180, 183, 208
«Дельфы» метод (Дельфийская техника)173
«Дерево целей»173, 182
Джаз173, 175
Дженкс Чарльз 162,233
Джуджарро Джорджетто 96, 128,233
«Диаграммы идеи»173
Диалог в дизайне173
Дизайн 11,26
Дизайн архитектурной среды 13, 22,27, 40 Дизайн для выживания174Дизайн среды 11, 13,30, 47, 67, 75, 81 Дизайн транспортной среды95Дизайн-бюро (дизайнерская фирма)95Дизайнер27
Дизайнерская и художественная идеи174Дизайнерский способ мышления175Дизайнерское проектирование 16, 28, 158 Дизайн-концепция 17,29, 111, 136, 196 Дизайн-программирование 157,175Дизайн-центр96Динамичность среды96, 127 «Дойче Веркбунд» 72,234Долматовский ЮА 73, 96,234Дрессер Кристофер 71, 129, 224,235Дух времени175«Дух места»97
Дюшамп Марсель 165, 172,235Е
Екатеринбургская школа дизайна236Естественная цветовая система98
Ж
Жилая среда983
Завершенность облика среды101Зрительное восприятие среды103
И
«Игра»176Изделие31«Икограда»237ИКСИД 13, 216, 229,237Имз Чарльз 161, 216,237Имадж176
«Инверсия» (перестановка)176
Инженерный дизайн 87,104Интегральные средовые системы105Инсталляция 175,176, 183, 204 «Интердизайн»237Интерпретация177Интерьер 79,106Интерьер архитектурный107Интерьер предметный108Интуиция 155,178Информативная функция формы178Искусственное освещение города179История дизайна31История дизайна в России33Ито Тойо 218,238Иттен Йоганнес 217, 227,238
К
Кан Луис 76, 195,239Кафедра ДАС МАрхИ239Кинетическое искусство180Кич 39,180, 188, 209 Классификации проектные181Книжная графика108Когнитивные карты среды182Колани Луиджи 96, 143,239Колейчук В.Ф. 180,240Коллективный поиск идей182Коломбо Джоэ 77, 108, 128, 217, 218,240Колористка109Комбинаторика182Коммерческий дизайн109Компиляция183
Композиционное формообразование 18,34
Композиция в дизайне35
Композиция в дизайне среды 104,110
Компоновка183
Комфорт 111
Кондратьева КА241
Конструктивизм 38, 124, 126, 172, 180,183, 192 Конструкция184Контекст 90, 111
Красота (законы красоты) в дизайне 17,36, 64 Кузмичев ЛА241Курокава Кише 161, 217,241
Л
Ландшафтный дизайн36, 67, 83, 87,90, 112 Ланкло Жан-Филлипп 217,242Ле Корбюзье 76, 192, 195, 215, 216, 225,242Ленд-арт184
Либескинд Даниэль 172,243«Ликвидация тупиковых ситуаций»185Лисицкий Эль 76, 124, 131, 141, 146, 183, 215,243Личностный подход185Логотип 84, 94, 111
Лоуи Раймонд 73, 96,109, 138, 143, 161, 216,244м
Макет185
Макетирование 156,185
Макинтош Чарльз Ренни 76, 224,244
Маклюен Маршалл 217,245
Малевич K.G 71, 215,245
Малые архитектурные формы 87, 90,112
Мальдонадо Томас 76, 155, 161, 217,246
Маргинальный дизайн186
Масштаб и масштабность 76, 86,90, 104, 113,188
Масштабные преобразования в среде113
Материал творчества 37
Матрицы взаимодействий188
Матричные графические формы189
Машинная графика115
МГХПУ им. СГ. Строганова (МВХПУ)246
«Мемфис» 71, 74,128, 131, 193,196,217,247
Метод190
Метод и методика в дизайне 153,190Метод художественный190Методик исследования виды190Методика дизайна191Методология 190,191Минервин Г.Б. 156,247Мобильные средовые объекты115Мода38, 50,110, 188 Моделирование проектное191Модель проектная191Модернизация116Модернизм 183,192, 211 Модификация116
«Мозговая атака» 155, 166, 182, 185,192Мозер Коломан248Моносерия116Монтаж192
«Монументализация среды»117Монументально-декоративные средства117Моранди Джордже 160,248Морфологический подход192Морфология (в дизайне)193Мур Генри 195,248Мур Чарльз 162, 165, 173, 194, 217,248Мутезиус Герман 71, 72, 215, 224,249
Н
Назаров Ю.В.249
«Найденный объект»193
Невельсон Луиза 160, 165, 217,249
Нефигуративное искусство (абстрактное)193
Номенклатура194
Нувель Жан250
О
Образ в дизайне39
Образ жизни 16,39, 98, 111, 136
Образ среды 111,119
Общественных зданий и сооружений среда120Объект дизайна 16,40«Оливетти» стиль 128, 144,251Ольденбург Клас 165, 172, 195,251Органическая архитектура194Ориентация в среде 98,122Открытое проектирование194Открытые пространства 79,122«Открытые» средовые системы122, 127
П
Пантон Вернер 77, 108fc218,252
Перформанс 175,194, 204
Пеше Гаэтано 29, 128,252
Пиано Ренцо 216,253
Пиктограмма 69, 84, 94,124
«Плагиариус»124
Плакат 83, 94,124, 130
Поп-арт 131,160,165,172,192,194,209
Попова Л.С. 215,253
Постмодернизм 38, 74,126, 135,165,181,183,192,195,208,211,216
Потребительские требования41Предметная среда 13,42Предметно-пространственная среда 13, 16,42, 137 Предпроектный анализ 111, 136,196Продуктивная проектная деятельность197Проект197Проективография197Проектирование197
Проектирование в воображаемых условиях197
Проектирования процесс197
Проектная задача198
Проектная культура 11,43
Проектная установка198
Проектный анализ 80,198
Проектный семинар 182,200
Производственная (промышленная) среда125
Промышленная графика 69, 94,126
Промышленный дизайн 13,43, 67, 71
Промышленный образец126
Пространственная среда126
«Протокультура»43
Прототип 21, 99,200
Пулос Артур 76, 216,254
Р
Работа с библиографией и иконографией200
Развитие средовых систем127
Райт Френк Ллойд 76, 192, 194, 216, 224,255
Ранжирование и взвешивание200
Раушенберг Роберт 165, 172, 195, 217,255
Региональный дизайн128
Региональный дизайн итальянский128
Региональный дизайн скандинавский128Региональный дизайн японский129Реклама130
Рекреационная среда132
Репродуктивная проектная деятельность200
Ретро134
Рефлексия200
Роджерс Ричард 216,256
Родченко Ш. 73, 124, 131, 141, 146,183, 215,257
Рок-культура 181,201
Росси Альдо 218,257
Ручные графические формы 190,201
С
С.-П6. ГХПА им. В.И. Мухиной (ЛВХПТУ)260
Сааринен Элиэль 96, 192, 224,258
Сааринен Ээро 194,258
«САЙТ» 165,259
Сбор информации202
Свет в дизайне44
Светоцветовая среда134
Семантика среды135
Семейство изделий135
Серийный текст136
Серия136
Сети взаимодействий202
«Синектики» метод 155,202
Синтез в дизайне45, 164
Синтез искусств 18,46, 76
Система «человек—машина—среда» (СЧМС)202
Системного дизайна стратегия203
Системного дизайна тактика203
Системный анализ203, 204
Системный объект дизайна204
Случайностей и ассоциаций метод204
Современное искусство204
Созерцание205
Сол Уорман Ричард259
Соловьев Ю.Б.259
Соттсасс Этторе 39, 128, 161, 217, 219,260
Социальный заказ136
Социум47
Среда47, 106, 137
Средовая система 48,136, 137
Средовой объект48, 87, 137
Средовой подход 13, 47,48
Средства композиционного формообразования48
Средства проектирования206
Стайлинг 38, 50, 73,137, 138, 157, 180, 196, 215, 227
Старк Филипп 218,261
Стофф-дизайнер137
Стилизация138
Стиль (в дизайне) 16, 17,50, 208 Стиль жизни 16,50Структура визуального текста138
Структурного моделирования метод206
Суперграфика 69, 71,138
Супрематизм 131, 172, 183, 192, 193,206, 209
Сценарное моделирование206
Сценарный подход (в средовом проектировании)139
Т
Танге Кендзо 217,262
Татлин В.Е. 73, 76, 165, 183, 215,263
Творческая позиция207
Творческий метод208
«Театрализация среды» 83, 89,139
Тектоника в дизайне50
Тектоническая выразительность51
Тектоническая структура52
Тенгли Жак 180,264
Техническая эстетика 19,53
Тиг Уолтер Дорвин 96, 110, 143, 216,264
Типографика 69, 131,141
Типология 19,53, 107
Типология видов и форм среды 79,141
Товарный знак 69,141
Тонет Михаэль265
Тоффлер Олвин 158, 217,265
Транспортный дизайн142
Трансформация 83, 97, 107,208
Трансформация среды143
Трансформируемый объект (в дизайне)208
У
Ульмская школа художественного конструирования 27, 74, 155, 217,266Унификация144Уорхолл Энди 195,266
Ф
Факторы формообразования 17,54
Фирменный стиль 69, 136,144
Фирменный стиль в графическом дизайне 126,145
Форма в дизайне55
Формообразование56, 157, 168
Формообразование с помощью цвета145
Фотографика146
Фристайл 52, 181, 183,208
Фуллер Ричард Бакминстер 210, 216,267
Функциональное зонирование146
Функциональные зоны146
Футуродизайн 62, 67, 73,209, 211
Футурология (в дизайне)210
Фэнтези 188,211
X
Хадид Заха 172, 206,267Хай-тек 38, 50, 77, 183, 208,211, 216 Хеппенинг 183, 204,212
Холляйн Ханс 77, 192, 225,268Хрисго Явашев269
Художественная образность (в дизайне) 17,58Художественного конструирования методика212Художественное конструирование (дизайн-процесс) 16,59Художественный образ-тип 17,59Художник60
Хундертвассер Фриденсрайх 39,269
ц
Цвет146
Цветовая гармонизация 70,146Цветовая гармония147Цветовая комбинаторика147Цветовая культура147Цветовая символика147Цветовая систематизация 70,147Цветовой язык 70,148Цветовые предпочтения148Цветографика148Целостность среды 127,148
Ш
Шевроль Мишель Эжен271Шрифтовой дизайн149«Штучный метод»212
Э
Эволюция дизайна60Эвристика213
Эклектика (в дизайне среды)149, 183, 209 Экологический дизайн (экодизайн)61, 75 Экологическое формообразование 61,213Экслибрис 94,150Экспертный опрос213«Экспозиционный жест» 47,214Экспозиция214Экуан Кендзи 130, 217,271Эмоциональное содержание среды150Эргодизайн62Эргономика62, 158, 202 Эрл Харли 74, 137, 143,271Эстетическая деятельность (в дизайне)63Эстетическая ценность (в дизайне) 16, 18,63Эстетические отношения (в дизайне) 16,64Эшфорд Фредерик К. 154, 217,272
Ю
Юккер Гюнтер 217,272 Я
Язык формообразования 18,65
Георгий Борисович МИНЕРВИН — доктор искусствоведения, профессор, первый заведующий кафедрой «Дизайн архитектурной среды» МАрхИ — замечательный и разносторонний ученый и педагог, знаковая фигура среди специалистов в области архитектуры и дизайна.
Г.Б. Минервин (родился в 1918 г. в Пятигорске, скончался в 1998 г. в Москве) окончил Московский архитектурный институт в 1941 г., являясь одновременно слушателем Во-енно-инженерной академии им. Куйбышева. Летом 1941 г. работал над маскировкой столицы от авианалетов, а затем вступил в армию. В 1944 г. во время прохождения службы в Закавказье ему было присвоено звание «Почетный железнодорожник».
После демобилизации в 1945 г. Г.Б. Минервин работал в Архитектурной мастерской своего учителя, академика И.В. Жолтовского, а в 1948 г. стал заместителем директора НИИ теории и истории Академии архитектуры СССР. С 1964 г. в течение десяти лет Г.Б. Минервин — заместитель директора по научной работе ВНИИТЭ и одновременно — преподаватель МВХПУ (б. Строгановское). В качестве научного руководителя программ Всесоюзной системы институтов и республиканских филиалов ВНИИТЭ он внес существенный вклад в развитие отечественного дизайна.
В 1974 г. Г.Б. Минервин вернулся в ЦНИИТИА, совмещая научно-организационную деятельность с преподаванием в МВХПУ, ас 1979 г. - в МАрхИ.
Постоянно сталкиваясь по работе с вопросами теории и практики проектного формирования результатов труда архитектурного и дизайнерского творчества, Г.Б. Минервин приходит к выводу о необходимости коренной реорганизации принципов обучения специалистов в сфере предметно-пространственного проектирования. В 1998 г. он добился создания в МАрхИ кафедры «Художественного проектирования (дизайна) архитектурной среды», которая впервые начала готовить специалистов, соединяющих знания и умения архитектора и дизайнера, формирующих базовый элемент нашего окружения — средовой объект — во всей его функционально-пространственной и художественно-практической целостности. Сегодня специалистов «архитектор-дизайнер» готовят почти в половине вузов архитектурного профиля нашей страны.
Г.Б. Минервин автор более 90 научных трудов по вопросам архитектуры и дизайна, по проблемам архитек-турно-дизайнерского формообразования, по вопросам подготовки соответствующих кадров, некоторые из них переизданы на английском, немецком, итальянском и др. языках.
Ветеран Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., кавалер ряда правительственных наград и почетных знаков, в 1994 г. Г.Б. Минервин был избран действительным членом Международной академии информатизации при ООН.
Владимир Тихонович ШИМКО — профессор МАрхИ, канд. архитектуры, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации — ведущий специалист России в области дизайна среды, нового направления проектного творчества на стыке архитектурного и дизайнерского искусства.
В.Т. Шимко родился в 1931 г., по окончании МАрхИ работал в Комсомольске-на-Амуре и Москве, выполнил десятки крупных проектов, реализованных или имевших значительный резонанс в проектном сообществе. Среди них Дворец Культуры в Комсомольске-на-Амуре, застройка Стрелки в г. Красноярске, комплекс Болгарской академии наук и Софийского университета, проект Памятника Победы в Москве. Одновременно В.Т. Шимко преподает в МАрхИ, где ведет курсовое и дипломное проектирование и читает курсы лекций.
Начиная с 1980-х гг. В.Т. Шимко руководит рядом работ, соединяющих архитектурные и дизайнерский формы проектирования: схема комплексного оформления гг. Владимира и Дзержинска, дизайн-программа формирования нового комплекса зданий МГУ им. Ломоносова, схемы комплексного благоустройства г. Коломны, проспекта Махтум-кули в г. Ашхабаде. Результатом этой деятельности стало обоснование и внедрение в архитектурное образование новой художественной специальности «Дизайн архитектурной среды», специалистов которой в настоящее время готовят в 40 вузах России и стран СНГ.
В.Т. Шимко — автор более 80 научных трудов, в т.ч. монографии «Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории», раздела ГОС ВПО направления «Архитектура», посвященного специальности «Дизайн архитектурной среды», серии статей по вопросам теории проектного дела и реформирования архитектурного образования.
В.Т. Шимко — действительный член Международной академии наук о природе и обществе, секретарь Учебно-методического объединения по дизайну среды, член координационного Совета МА «Союз Дизайнеров». Его новаторские по форме и содержанию работы 1990-х г. — новое слово в теории и практике современного архитектурно-дизайнерского искусства. В 1996 г. В.Т. Шимко был включен Национальным справочником «Синие страницы России» в число выдающихся соотечественников по номинации «Дизайнер года».
Андрей Владимирович ЕФИМОВ — профессор, доктор архитектуры, заведующий кафедрой «Дизайн архитектурной среды» МАрхИ, лауреат Государственных премий РФ в области литературы и искусства, крупнейший специалист в сфере колористики и цветоведения в архитектурно-дизайнерском творчестве.
А.В. Ефимов родился в Москве в 1939 г., в 1962 г. окончил МАрхИ, работал архитектором в Управлении МОСПРОЕКТ. С 1966 г. — преподаватель МАрхИ. Результаты его диссертационного исследования «Формообразующее действие полихромии и вопросы его изучения в архитектурной школе» были внедрены в учебный процесс архитектурно-строительных вузов на всей территории страны.
С 1976 г. А.В. Ефимов работает в ЦНИИ теории архитектуры, где возглавляет комплекс работ по цвету в предметно-пространственной и градостроительной среде, осуществляет ряд проектов по колористике в гг. Москве, Ярославле, Горьком, Иркутске и др.; с 1988 г. преподает на кафедре «Дизайн архитектурной среды». А.В. Ефимов в 1992 г. защитил докторскую диссертацию, подитожившую результаты его исследований в области колористики.
С 1996 по 2000 гг. А.В. Ефимов работал в Правительстве Москвы в должности Главного художника города, разрабатывая концепцию комплексного благоустройства столицы, которая была закреплена в Генеральном плане города 2000 г. Одновременно А.В. Ефимов возглавил кафедру «Дизайн архитектурной среды» МАрхИ, которая стала головным исследовательским, творческим и методическим центром в деле организации образовательных процессов при обучении новой профессии. В 1998 г. А.В. Ефимов был избран председателем УМО по специальности «Дизайн архитектурной среды», способствовавшее созданию соответствующих кафедр во многих городах России.
Участник многих художественных и архитектурно-дизайнерских выставок в России, Франции, Германии, Швейцарии, А.В. Ефимов избран академиком Академии архитектурного наследия, Международной академии наук о природе и обществе, профессором Международной академии архитектуры (Московское отделение) и вице-президентом Московского Союза дизайнеров.
А.В. Ефимов автор более ста научных трудов, среди которых капитальная монография «Колористика города», положившая начало новому направлению в теории архитектуры.
Александр Павлович ЕРМОЛАЕВ — архитектор-дизайнер, кандидат искусствоведения, профессор, создатель собственной педагогической школы и уникальной методики обучения проектной культуре, член творческих союзов — архитекторов, дизайнеров, художников, лауреат многочисленных дизайнерских конкурсов и премий, член экспертного Совета при Президенте РФ по присуждению Государственных премий в области дизайна.
Родился в Москве летом 1941 г. Во время учебы в Архитектурном институте на факультете промышленной архитектуры (1958—1964) открыл для себя импрессионизм, Сезанна, фовистов, Кандинского, Малевича, конструктивизм, Пикассо, Дейнеку, абстрактный экспрессионизм, поп-арт США. Это было время активного фотографирования обыденности, банальности, открытий композиционного строя и связи с вечными ценностями; время первых опытов мини-мал-арта и «искусства технологии».
Работа в Институте технической эстетики (1969—1978) рядом с уникальными личностями — Л. Жадовой, А Доро-говым, Г. Щедровицким, О. Генисаретским — дала ему возможность, осваивая ценности проектно-художественного сознания, защитить диссертацию по теме «Проектная антропология».
С 1979 г. Александр Ермолаев преподает в Московском Архитектурном институте. Последние десять лет — в качестве профессора кафедры «Дизайн архитектурной среды», руководит экспериментальной учебной студией кафедры. Работает в русле поисков неортодоксальных форм развития дизайнерского сознания.
Организованная Александром Ермолаевым в 1980 г. творческая студия «Театр архитектурной формы» (ТАФ) — сегодня — «Независимая дизайнерская мастерская ТАФ» — является продуцентом инноваций на российском художественном подиуме. Мастерская разрабатывает и реализует идеи спонтанно-экологического проектно-художественного творчества в русле сформулированных ею принципов «культуры выживания» и «искусства-до-искусства» — «про-токультуры».
Под руководством Александра Ермолаева мастерская-ТАФ за двадцать лет создала ряд собственных и заказных выставочных и музейных экспозиций, фрагментов городской среды в разных регионах России — Анжеро-Судженске, Архангельске, Каргополе, Москве, Печорах, Дмитрове, Зарайске.
Обращает на себя внимание издательская деятельность Александра Ермолаева; особой популярностью пользуется изданный в 1998 г. «Словарь дизайнера для работы в XXI в.».
Анна Александровна ГАВРИЛИНД. — кандидат архитектуры, профессор кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАрхИ, известный специалист в области средового и графического дизайна, сценографии театрализованных представлений.
А.А. Гаврилина закончила Московский архитектурный институт в 1968 г., успешно сочетает педагогическую деятельность с творческой и практической. По ее проектам построены жилые и общественные здания в Москве, Тольятти, Владивостоке и др. городах, осуществлено благоустройство городских территорий, оформление объектов транспортной инфраструктуры, праздничного освещения городской среды и т.д.
С 1980 г. АА. Гаврилина работает как главный художник и постановщик массовых театрализованных зрелищ: по ее эскизам и при непосредственном участии реализована сценография представлений в Кремлевском дворце, Дворце спорта «Динамо», на Поклонной горе, Дней города в Москве, Волгограде, Ставрополе, Самаре и др. городах. Несколько лет А.А. Гаврилина была главным художником проводимого в Москве Международного фестиваля — конкурса ледяной скульптуры «Вьюговей». В 1988—2002 г. А А. Гаврилина проектировала интерьеры гостиниц «Балчуг», «Пента», «Мариотт гранд отель» в Москве, занималась дизайном фирм «Benaton», «Sanyo», «Балтик-сервис» и выставок в комплексах на Красной Пресне, в Гостином дворе, в центре «Олимпийский».
За годы работы АА. Гаврилиной в МАрхИ и Государственном университете культуры (кафедра «Режиссура массовых представлений») под ее руководством защитили диплом более 200 человек, кандидатские диссертации — 4 аспиранта. Все ее выпускники активно работают в области архитектуры, дизайна и сценографии в России и за рубежом.
Николай Константинович КУДРЯШЕВ (родился в 1956 г. в Москве) — много и активно работающий архитектор и дизайнер, ведущий преподаватель кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАрхИ.
Закончил Московский архитектурный институт в 1979 г., до 1989 г. работал архитектором в проектном институте ГИПРОТЕАТР. Начиная с 1983 г. преподавал сначала в МГХПУ им. Строганова, с 1988 г. - в МАрхИ.
Параллельно с преподаванием занимается практическим проектированием как в области промышленного дизайна (мебель, игрушки, автомобильный тюнинг, специальное оборудование), так и в архитектуре. Автор ряда крупных объектов, в т.ч. нового здания Цирка на Цветном бульваре в Москве, интерьеров многоцелевых залов Министерства юстиции в Москве, Школы искусств в Новом Уренгое и др.
Хобби — перевод англоязычной художественной литературы. С 1993 г. Н.К. Кудряшов перевел более 30 книг, в т.ч. произведения Д. Дункана, Т. Пауэрса, Л.М. Буджолда, Э. Кэмерона.
Я куб Петрович ВИНОГРАДОВ — кандидат архитектуры, специалист в области архитектурно-дизайнерской колористики и живописец, ведущий педагог кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАрхИ.
Я.П. Виноградов родился в Москве в 1941 г. Окончил МАрхИ в 1965 г., работал в проектном институте Мосгип-ротранс, проектируя и строя объекты для железнодорожного транспорта. Успешно участвовал в ряде архитектурных конкурсов: подземные вестибюли Московского метрополитена — 1-я и 3-я премии, комплекс железнодорожного вокзала в г. Минске — 2-я премия и др., был принят в МО Союза архитекторов СССР. Одновременно занимался живописью и с 1976 г. стал преподавать на кафедре «Живопись» МАрхИ. Разработал и внедрил инновационную программу «Цветовое моделирование архитектурной формы» для студентов и слушателей ФПКП.
В 1983 г. Я.П. Виноградов защитил кандидатскую диссертацию, а в 1987 г. перевелся на кафедру «Дизайн архитектурной среды» в качестве доцента. Неоднократно выезжал в архитектурные вузы других городов с чтением лекций.
Методические разработки Я.П. Виноградова: комплексная программа цикла художественных дисциплин специальности «Дизайн архитектурной среды», курс лекций по архитектурной колористике, экспериментальная программа дисциплины «Графический дизайн», учебная программа школы «СТАРТ» «Развитие творческого потенциала детей средствами архитектуры и дизайна».
Я.П. Виноградов награжден медалью, посвященной 850-летию Москвы, имеет свыше 30 публикаций и выступлений на конференциях по проблемам цвета в архитектурно-дизайнерском образовании.
Алла Гурьевна БОЧКАРЕВА — кандидат архитектуры, доцент МАрхИ, специалист в области колористики.
АГ. Бочкарева закончила МАрхИ в 1970 г., работала в ЦНИИЭП жилища, где защитила кандидатскую диссертацию, имеет большой опыт практического проектирования, автор ряда построек и проектов, в т.ч. связанных с коло-ристикой города.
С 1970 г. А.Г. Бочкарева работает в МАрхИ, сначала на кафедре живописи, затем на кафедре дизайна архитектурной среды; с 1993 г. совмещает работу в институте с преподаванием в детской художественной школе «СТАРТ». За годы педагогической деятельности А.Г. Бочкарева подготовила ряд учебно-методических пособий и рекомендаций, получила почетное звание «Преподаватель «Мастер-класс», в 1999 г. в составе творческого коллектива школы «СТАРТ» стала лауреатом конкурса МОСА «Золотое сечение».
АГ. Бочкарева активно занимается творчеством, участвует в Московских выставках живописи.
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов...................................................................... 5
Предисловие..................................................................... 6
Перечень статей и справок, раскрывающих содержание терминов и понятий «Словаря».......... 9
Раздел I. Дизайн (художественное проектирование) основные положения..................... 11
Раздел 2. Виды дизайна........................................................... 67
Раздел 3. Методы и современные особенности дизайнерского проектирования............... 153
Раздел 4. Мастера и теоретики дизайна............................................. 215
Послесловие................................................................... 273
Литература.................................................................... 274
Предметный и именной указатель....................................................276
Сведения об авторах............................................................ 281
Учебное издание
Георгий Борисович Минервин, Владимир Тихонович Шимко, Андрей Владимирович Ефимов, Александр Павлович Ермолаев, Анна Александровна Гаврилина, Николай Константинович Кудряшев, Якуб Петрович Виноградов, Алла Гурьевна Бочкарево
Редактор И. Попова Верстка А Агнистиков