Ландшафтной архитектуры начала xxi
В начале XXI в. характерной Чертой садово-паркового искусства становится отказ от привычного взгляда на окружающий мир, чему активно способствует использование компьютерных технологий.
Мировой экономический кризис также повлиял на развитие ландшафтного дизайна: ландшафтные архитекторы и их заказчики стремятся сократить затраты на создание садово-паркового ансамбля и максимально увеличить творческую составляющую проекта.
Кроме того, как никогда актуальны экологические проблемы и связанное с ними формирование нового – экологического – сознания общества, желание и стремление жить в гармонии с природой.
Таким образом, промышленные отходы, подсобные материалы и обычный мусор становятся новыми элементами ландшафтного дизайна.
Получают распространение сады-«кризис », «трэш»-сады и стампери-сады (когда из корневищ-пней формируются различные экспозиции) – небольшие, но достаточно содержательные и обладающие необходимым эстетическим потенциалом.
В молодежной среде преобладает интерес к современному искусству, это находит свое отражение в создании так называемых молодежных садов. По-прежнему актуальны идеи эскапизма, которые становятся отправной точкой при создании садов-«фэнтези».
Социальная направленность садово-паркового искусства выражается в увеличении количества специальных парков для выгула домашних животных, мемориальных комплексов и пешеходных зон.
Зарубежный и отечественный опыт создания городских парков и садов указывает на развитие новых тенденций. Они связаны с осознанием огромной экономической роли озелененных пространств для отдыха, а также с появлением новейших технических средств формирования парковых ландшафтов. Появляются все новые и новые разновидности объектов садово-паркового искусства, отражающие растущие культурные запросы населения, интересы различных социальных групп, вкусы и предпочтения людей. Продолжается поиск оригинальных средств художественной выразительности объектов ландшафтного зодчества.
В настоящее время уделяется все больше внимания научной обоснованности проектировании и дизайна ландшафтно-экологических аспектов формирования парков.
Можно выделить ряд основных тенденций развития садово-паркового искусства конца XX - начала XXI в.:
1. Дополнение природного ландшафта искусственными элементами. Строятся парки на рекультивируемых территориях (карьерах, оврагах и т.п.), вводятся искусственное формирование рельефа – геопластика.
2. Создание транспортных и инженерных коммуникаций в природе и в городской среде. Создаются всевозможные развязки дорог, мосты, каналы и т.п.
3. Разработка озелененных территорий специального назначения (создание выставочных, спортивных, мемориальных комплексов, аквапарков и т.п.). Появляются сады и парки однофункциональные – тематические.
4. Введение в практику садово-паркового искусства искусственных пространств, размещаемых на крышах различных сооружений или в интерьерах, натуроцентризм. В городах в связи с дефицитом площадей под озеленения устраиваются сады на крышах.
5. Экологизация садово-паркового искусства (идея сохранения естественности паркового ландшафта). В городах, с их урбанизированной средой обитания, появляются уголки «естественной природы»
6. «Экономия» лан. дшафта, – стремление максимально освободить ландшафт от застройки, размещая необходимые сооружения под землей.
7. Создание мини-парков. Такие парки, а точнее сады, применяются в крупных архитектурных комплексах, рассматриваются как выражение неразрывности человеческой культуры и природы.
8. Расширение стилевых направлений (авангардизма, инновационности и пр.). Идут интенсивные поиски архитектурно-художественной выразительности вновь создаваемых парковых ландшафтов.
9. Использование традиционных и новых материалов: бетона, цветного стекла, текстиля и т.п. В садах или парках создаются интересные композиционные решения из традиционных и новых материалов.
10. Взаимопроникновение восточных, европейских, американских принципов и методов. Сейчас в Европе стали популярными территории в духе японских садов, предназначенных для медитации или созерцания. В моде Фэн-Шуй и сады, устроенные по такому принципу, а на Востоке расширяется применение европейских и американских принципов композиции садов и парков.
11. Создание новых типов объектов садово-паркового искусства (бизнес-парков и садов производственных предприятий - зеленых участков для отдыха служащих и рабочих). Идея бизнес-парка заключается в стремлении превращать весь участок, в «сплошной» ландшафт с парковым или «природным» обликом.
12. Возврат к традициям прошлых эпох - создание благоустроенных внутренних дворов (патио) «зеленых» крыш, применение то грного искусства в садово-паркового искусстве. Широко применяйся озелененные внутренние дворы, оформленные по принципу патио.
13. Развитие теории «аттракциона» то есть «сочетание несочетаемого»; «все наоборот», «эффект рамки»; «эффект отражения»; «расчет на удивление». В садово-парковом искусстве применяют резкие контрастные сопоставления различных материалов, которые провоцируют повышенный интерес к окружающей символике, «анимация» в ландшафте, отражение зеркальных стен зданий и прочие. ___
Основными типами садово-парковых объектов начала XXI в. являются
- экологические сады («трэш»-сады; сады-кантри; стампери-сады; дикие сады wild);
- сады-«кризис»;
- сады-«фэнтези»;
- молодежные сады («кибер»-сады; театральные сады и пр.);
- сады и парки для выгула домашних животных;
- развлекательные парки;
- мемориальные комплексы;
- городские пешеходные системы.
Рассмотрим некоторые характерные примеры садово-парковых объектов начала XXI столетия.
«Трэш»-сады
Это направление в садово-парковом искусстве появляется в связи с ухудшением экологической ситуации и попыткой решить проблемы утилизации мусора путем вторичного использования бытовых отходов. Из пластика, металла, ткани, создаются необычные композиции, которые заключают определенную идею и рождают неоднозначные образы.
Композиция «Сада с обручами» натуралистически передает дух заброшенного уголка. Дорожка покрыта гравием, заполняющим пространство между полосками стали в основании и старыми ржавыми стальными обручами из свалки металлоконструкций, выступающими в качестве пергол.
«Память об уточках». Автора впечатлили разбросанные в пруду использованные жестяные банки, который он поначалу принял за уточек. Он собрал их, сплющил под прессом, прикрепил им «глазки», придумал характеры и сочинил историю о жестяных шалопаях, кокетках, простофилях, весельчаках и романтиках.
В саду высажены растения – шалфей, ковыль, тысячелистник, – которые окаймляют тропинку, ведущую к решетке. В композиции за решеткой присутствует ржавая лохань с мутной водой и причудливое дерево с голыми ветвями серебристого цвета – видимо, такова «премудрость особой эстетики „вторчерметного" народца». В бетонной стене замурованы битые кирпичи, стекла, какие-то обрезки с «фабрики китайских кроссовок» и опять-таки «уточки» (рис. 5.1). Сюрреалистическая картина имеет сюжет, который должен продолжить зритель.
Сады-кантри
Сады-кантри имитируют сельскую местность, в них представлены ого родные культуры, заросли различных диких трав. Малые архитектурные формы – как правило, мельницы, огородные чучела, колодцы и прочие атрибуты сельской жизни.
Рисунок 5.1 – Сад «Память об уточках». Фрагменты
Сад «Старая кузница». Кузница является центром этого сада и создает непередаваемую атмосферу старины. В фасадной части сада протекает маленький ручей, удобный для полива сада. Сад разделен на части: сектор овощей и фруктов (огород) включает посадки моркови, календулы (ноготков); хижину окружают сладкий горошек и плетистые бобы. Изгородь дома, которая, возможно, существовала столетия назад, оформлена Dianthus plumarius и Tanacetum partenium; по берегам ручья растет лютик луговой; яркие летние ноты вносят Astrantia» гибриды лилии и Linaria purpurea; участок «поляны» представлен Monarda didyma, Lavandula angustifolia и Artemisia dracunclus; в секторе лесистой местности высажены дикие тенелюбивые растения – дикая земляника, красный лихнис и др.
Сад «Поле руин» производит впечатление естественной заброшенности. Дорожка начинается сразу от входа и идет между высоких зарослей мискантуса, а также декоративной осоки к небольшому заборчику. За ним – лужайка, густо заросшая травой и белой наперстянкой. В композиции присутствует большое стилизованное колесо водяной мельницы, которое «намекает», что вода недалеко, это прудик с белыми лилиями, окруженный осокой, рогозой и купальницей. Что касается «руин», это дом в колониальном стиле, увитый плющом, с прилегающим участком-плантацией желтобородого кореопсиса. Иллюзию «разрушения и хаоса» создают такие растения, как астильба, розовый шиповник, фиалка. Ствол «рухнувшего» дерева окаймлен новозеландской осокой, за ним расположены посадки благородных роз и календулы. По стволам деревьев и ограждениям вьются плетистые розы, а из прямоугольных клумб «выглядывают» пучки злаков, молочая, маков и самосевных трав.
Стампери-сады
Родина стампери-садов – Великобритания. Эти сады созданы на основе композиций из пней и коряг. Сад «Разрешение загадки» напоминает декорации для «вечеринки корчевщиков», или корни-пни символизируют хаос в душе современных людей, живущих в урбанизированной среде.
Сады-«Кризис»
«Сад милосердия» является одновременно художественной витриной и ландшафтной работой членов одного из центров милосердия, где бездомные люди могут принять участие в различных акциях. Он проникнут идеей надежды и преобразования, которую несет образ Феникса (рис.5.2).
Сад должен обеспечить мирный приют для бездомных людей, помочь им расслабиться и поверить в свои силы. Композиция сада включает места для долгих размышлений. Проект имеет черты регулярности: фигурная стрижка кустов, четкие контуры; в палитре доминирует зеленый, сопровождаемый красным, а также цветами мозаики, изображающей Феникса. После показа на выставке сад будет восстановлен рядом с церковью Христа в восточной части Лондона. Здесь за ним будут ухаживать члены центра милосердия.
Рисунок 5.2 – «Сад милосердия». Фрагмент
Сады-«Фэнтези»
Эти сады предназначены для медитаций, размышлений, погружений в беззаботные детские годы.
«Волшебный сад легенд». По одной из легенд, в разгар лета внутри Скалистой горы Гластонбери можно увидеть вход в волшебное царство. Именно эта легенда навеяла тему создания окруженного сломанным частоколом сада у подножия холма. На вершине холма в беседке находится яркий светильник, и в темноте свет будет струиться с холма, как водные каскады, вниз по склонам. Холм имеет потайной вход в чудесную страну сказок. Композиция сада пронизана романтикой и тайной, возвращает каждого взрослого в волшебный мир детства (рис.5.3).
Рисунок 5.3 – «Волшебный сад легенд»
«Возлюбленный Баттерфляй». Классический стилизованный сад рассказывает историю китайских Ромео и Джульетты. Драматическая история, произошедшая в китайской области Чжэцзяна более 1600 лет назад, остается популярной и в наши дни. Легенда имеет трагический конец, но люди опоэтизировали героев и превратили их в бабочек (рис.5.4). Шесть пейзажей символизируют шесть этапов истории двух влюбленных. Большинство используемых растений являются характерными для китайского сада: камелии, орхидеи, сосна, бамбук и слива. Деревья отображают в символической форме переход от дружбы главных героев к любви. Бамбук символизирует целостность, ива – талию женщины, азалия – плачущую кукушку, каждая слеза которой превращается в цветок (тогда гора становится красной от цветущих весной азалий). Вода – китайский символ мудрости и знаний. Камни – символы гор, дающих милосердие и великодушие.
Рисунок 5.4 – Сад «Возлюбленный Баттерфляй»
«Сад духов» – водный сад. Не имеющая четкой структуры свободная композиция приглушенных и спокойных тонов находится в гармонии с неспешным движением воды, сущность которой отображается символическими скульптурами водяных духов (рис. 5.5).
Рисунок 5.5 – «Сад духов»
Молодежные сады
К этой группе относятся сады, выполненные студентами для различных проектов.
Сад «Затейливая память» создан для фестиваля садов «Шомон-на-Луаре» в 2005 г. и посвящен сыгранным ролям. Одни персонажи скрываются, как бы «растворившись» в листве тисовой ограды, другие появляются, словно вырастая из-под земли, а третьи «отражаются» в воде жемчужными каплями дождя. В композициях присутствуют искусственные и природные материалы: каркасы старинных кринолинов, юбки с фижмами, обрывки кружев, остатки париков; растения в печальной серебристо-голубой, фиолетовой цветовой гамме – полынь, молочай, лебеда, канареечник, осока, вербейник, аквилегия, ива извилистая, папоротник, гуннера с крупными листьями. Сад навевает легкую грусть и меланхолию.
Объемно-пространственная композиция «Городская тусовка». В этой композиции, созданной А. Вергуновой и В. Дейнекиным под руководством доцента О. Б. Сокольской (СГАУ им. Н. И. Вавилова), с помощью простых символов показаны увлечения городской молодежи, которая проводит основную часть свободного времени за компьютером, на дискотеках, с плеером, на «тусовке»... (рис. 5.6).
Планировочная идея основана на кругах, вписанных в квадрат и сдвинутых к одному из углов. Фоном цветника является рулонный газон. Центром композиции служит четырехгранная призма, символизирующая городскую застройку (новую – высота призмы, старую – одна из сторон, имитирующая облупившуюся стену). Еще одна сторона призмы – «паутина» – символизирует Интернет и компьютер, одно из самых основных увлечений молодых людей. На оставшихся двух сторонах – граффити, столь популярные среди тинэйджеров. Призма выполнена из проволоки, обтянутой с трех сторон матовой пленкой, и стоит на круглой площадке из CD дисков, которая обсажена седумом серебристым.
Рисунок 5.6 – Садовая миниатюра «Городская тусовка» (макет)
Эту композицию отделяет от следующего элемента – наушников – кольцо из белой мраморной крошки. Ободок наушников выполнен из агератума, а сами наушники – из кохии.
В единое целое все детали цветника связывает кольцо с лучами – «Солнце». Оно символизирует объединение молодого поколения, мир, добро, свет, любовь, дружбу и т. п. Солнечный круг-кольцо создан из желтых бархатцев, его лучи – по краям из металлических баночек (от различных водных напитков), в центре – полоса из агератума, по обе стороны этой полосы внутри луча – мраморная крошка.
Объемно-пространственная композиция «Все краски жизни» создана О. Полотнягиной под руководством ст. преподавателя А. Л. Калмыковой (СГАУ им. Н. И. Вавилова), представлен жизненный путь человека со «взлетами», которые символизирует зеленый холм, разнообразными жизненными переменами – цветы, и «ухабами» – разбросанные камни, все это объединено радугой. Данная композиция представляла СГАУ им. Н. И. Вавилова на выставке студенческих работ в ВВЦ в 2009 г.
«Кибер»-сады
Это новое направление в ландшафтной архитектуре, своеобразная дань эпохе информационных технологий. Различные компьютерные элементы: платы, схемы, детали – могут использоваться, например, в оформлении цветников.
Автор идеи цветника «Кибер-блюмен» – Д. Резвикова (руководитель – доцент О. Б. Сокольская). Композиция цветника основана на схеме материнской платы компьютера. Здесь участвуют и цветочные культуры, и инертный материал, и газон, и даже настоящие детали компьютера, прикрепленные к металлическим шестам (рис. 5.7).
Рисунок 5.7 – Садовая миниатюра «Кибер-блюмен» (макет)
Итак, перечислим особенности садово-паркового искусства начала XXI в.:
- использование в композициях садово-парковых объектов различных производственные отходов и диких растений;
- организация садов-«кризис» для благотворительных целей;
- формирования различных молодежных садов;
- применение в ландшафтных композициях корневищ и коряг (стампери);
- создание садов- «фэнтези» для медитации и обретения душевного равновесия;
- преобладание экологического направления в композиционных идеях садов и парков;
- использование объектной рекламы для организации пешеходных пространств;
- применение вертикального озеленения с целью улучшения микроклиматических условий;
- объединение технологических достижений, ландшафтной архитектуры и современного искусства.
Что может быть популярно в Российских садах? Конечно, традиции русской дворянской усадьбы. В таком саду легко сочетаются лирические берёзки, романтические пруды, цветочные лужайки, цветущие яблони, заросли сирени и жасмина, пьянящие своим чарующим ароматом.
Также в России популярны мотивы. Японские и Китайские сады пользуются популярностью у владельцев небольших участков. Не менее популярны и средиземноморские мотивы итальянского и мавританского сада.
Особое внимание в последние годы уделяется декоративным деталям сада, которые также могут нести функциональную нагрузку, это беседки, скамейки, мостики, скульптуры, вазоны, кашпо, источники воды, корзины с декоративными растениями, кормушки для птиц.
В сады вернулись солнечные часы, Нет, по ним не надо постоянно сверять время, они не для того размещаются в саду. Это ещё один красивый и необычный элемент декора.
Самый последний писк моды – это имитация старого заброшенного сада, воссоздающего картины первозданной природы. Правда, создавать картину запущенности очень дорого, а привносить в сад, наиболее эффективные дикоросы тяжело из-за их присутствия в Красной книге. Но это не останавливает любимчиков в области ландшафтного дизайна. Сегодня современный модный дизайнер должен уметь сочетать геометрии форм цветников и злаки, высокотехнологичные садовые изделия изстекла и стали с садовыми зарослями рогозы, бамбука, а также чертополоха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие объектов садово-паркового наследия часто насчитывает многие десятилетия, а иногда не одну сотню лет. Так что одни и те же объекты паркостроения в разные периоды своего формирования неоднократно меняли облик и содержание, оказывали разное влияние на другие современные объекты, но при этом всегда оставались некой ступенью в общем эволюционном ходе ландшафтного искусства. В целом, изучение всех многообразий ветвей истории садово-паркового искусства приобретает сейчас особое значение. Стали актуальны задачи сохранения культурного наследия. Многие объекты «зеленого зодчества», составляющие органическую часть этого наследия, уже исчезли или быстро разрушаются под влиянием ухудшения окружающей среды, неразумного использования объектов садово-паркового искусства в хозяйственных целях, нарастающего техногенного процесса. Поиск наиболее эффективных методов и форм реставрации, реконструкции или консервирования необходим. Изучив и проанализировав особенности природных условий, растительности и иных путей, направлений развития садово-паркового искусства, а также связи его с градостроительством и архитектурой, можно сделать следующие выводы.
1. Сложившееся на сегодняшний день эстетическое мировоззрение должно включать переработанное понимание наследия садово-паркового искусства с учетом принципиальных идейных и практических задач.
2. Образная сущность объектов садово-паркового искусства является результатом решения комплекса специфических проблем природопользования, которые выявляются путем ретроспективного анализа сохранившихся объектов «зеленого» зодчества.
3. Художественное значение объекта садово-паркового искусства в исторический период представляет собой пространственно-архитектурную конкретность. Совокупность их формирует взгляд о «собирательном» образе паркостроения рассматриваемой эпохи.
4. Эволюция «зеленого зодчества» отражает не объективный ход развития всех художественных направлений, а отдельные фазы ее, связанные с общим развитием общества.
5. Современное развитие теории и истории садово-паркового искусства должно выявлять закономерности формирования образа, отражающие его роль в становлении художественного и экологического мировоззрения в обществе.
6. Концепция параллельного сосуществования различных направлений в садово-парковом искусстве позволяет обнаружить связь между процессом антропогенного освоения ландшафтов и принципами его отражения в художественном образе сада, т. е. приблизить историко-теоретические исследования в области паркостроения к разрешению современных задач рационального формирования среды.
7. Анализ законов формирования образа в садово-парковом искусстве и прогноз их дальнейшего развития взаимосвязаны. Они позволяют представить эволюцию «зеленого зодчества» как непрерывный процесс. Каждое произведение садово-паркового искусства или их группа в этой развивающейся программе получает новое «освещение» в качестве центра, фокусирующего в определенный исторический момент экологическую систему.
8. Садово-парковое искусство мира в различные исторические эпохи развивалось необособленно, напротив, оно находилось в русле взаимообогащающих тенденций, чутко реагирующих на изменяющиеся запросы времени, менялось в соответствии с общим ходом истории и национальной спецификой.
В целом, изучение всех многообразий ветвей истории садово-паркового искусства приобретает сейчас особое значение. Стали актуальны задачи сохранения культурного наследия. Многие объекты * зеленого зодчества», составляющие органическую часть этого наследия, уже исчезли или быстро разрушаются под влиянием ухудшения окружающей среды, неразумного использования объектов садово-паркового искусства в хозяйственных целях, нарастающего техногенного процесса. Поиск наиболее эффективных методов и форм реставрации, реконструкции или консервирования, необходимы.
Практика паркостроения прошлых столетий зарубежных стран и России, а также мастерство современных зодчих «зеленого строительства» передовых европейских стран и США сегодня представляет огромный интерес для наших специалистов при определении перспектив развития мест массового и индивидуального отдыха населения.
Литература
Основная
1. Гостев В.Ф. Проектирование садов и парков [Текст] : учебник / В.Ф Гостев, Н.Н. Юскевич. – СПб.: Лань, 2012. – 344 с.
2. Неухоженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры [Текст] : учеб. пособие / Н.А. Неухоженко. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : Питер, 2011. – 192 с.
3. Сокольская, О.Б. Садово-парковое искусство: формирование и развитие [Текст]: учеб. пособие / О.Б. Сокольская. – 2-е изд. перераб. и доп. – СПб.: Лань. 2013. – 551 с.
Дополнительная
1. Анисимова Л.В. Городской ландшафт. Социально-экологические аспекты проектирования / Л.В. Анисимова. – Волгоград, ВоГТУ, 2002. – 192 с.
2. Боговая И.О. Ландшафтное искусство / И.О. Боговая, Л.М. Фурсова. – М. : Агропромиздат, 1988. – 223 с.
3. Владимиров В.В. Урбоэкология / В.В. Владимиров. – МНЭПУ, 1999. – 204 с.
4. Залесская Л.С. Ландшафтная архитектура / Л.С. Залесская, Е.М. Микулина. – М. : Стройиздат, 1979. – 315 с.
5. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры: учебник для вузов / С.С. Ожегов. – М. : Стройиздат, 2003. – 232 с.
Учебное издание
Юкин Николай Александрович