Цветы на объектах озеленения
Особенно большое значение в композиции цветочного оформления имеет цветовое решение. Цветы украшают парки, сады, бульвары, скверы, жилые кварталы и микрорайоны, территории вокруг школ, детских и общественных учреждений, заводов и фабрик. Цветущие растения представляют собой живую природу в квартирах, учебных и общественных зданиях, в производственных помещениях.
Принципы архитектурно-художественной композиции цветочного оформления. В практике садово-паркового строительства применяют различные типы цветочного оформления (цветники). Цветник – это участок геометрической или свободной формы с выраженными однолетним, дву- и многолетним цветочными растениями.
Клумбы – небольшие, компактнее (не расчлененные дорожками) участки различных геометрических форм, площадь которых обычно не превышает 10-15 м2 и очень редко достигает 50 м2 и более. По форме клумбы представляют собой цветник правильной геометрической формы. Они бывают круглыми, овальными, квадратными, ромбовидными, прямоугольными, многоугольными. Чаше всего на них высаживают цветущие растения, но иногда в оформление клумб включают декоративные цветущие кустарники (розы, сирень) или кустарники с декоративной листвой (самшит, юкки и др.). В композицию клумб включают также газоны, представляющие собой поверхности, мощенные плитами, галькой, либо посыпанные песком или толченым кирпичом; ограждения из металла, дерева, керамики, естественного камня, бетона, кирпича.
Рабатки – участки прямоугольной формы, зачаженные цветущими растениями. Ширина их обычно не превышает 1—1,5 м и лишь в редких случаях (при большой длине) достигает 2 и даже 3 м.
Бордюры – узкие полосы цветущих растений или растений с декоративной листвой, окаймляющие какой-либо участок на озелененной территории. Ширина бордюров обычно не превышает 30—50 см. Их применяют как самостоятельный или составной элемент типов цветочного оформления.
Цветочные и декоративные травянистыерастения занимают важное место в убранстве парка и вместе с древесными растениями, водными устройствами, камнями, скульптурой формируют его эстетический облик. При помощи цветников оформляют планировочные узлы парка – партерные площади, входы, места отдыха, создают акценты, концентрирующие внимание, направляющие движение и завершающие художественное решение парковых композиций—мест у водоемов, на полянах, у опушек, скульптуры и др. Их применяют как самостоятельный тип цветочного оформления или как составной элемент других типов цветочного оформления.
Клумбы, рабатки, бордюры по характеру используемых растений подразделяются на три группы. В первую группу входят виды цветочного оформления, в которых используют растения с цветами большой декоративной ценности; во вторую – растения с декоративными по форме и цвету листьями (ковровые); в третью – цветущие и ковровые растения. Одиночные экземпляры травянистых растений, применяют как самостоятельный тип цветочного оформления какого-либо участка озелененной территории. Группы и массивы таких растений служат также самостоятельным типом цветочного оформления.
Миксбордеры (смешанные бордюры) – цветники правильной или неправильной формы, создаваемые на фоне стены или плотной посадки, из различных видов цветочных растений, гармонично увязанных в единое целое и обеспечивающих непрерывность цветения.
Ленты – вытянутые, относительно узкие (шириной до 3 м) цветники свободной волнистой формы. Это сравнительно новый вид цветника. Они создаются для красочного оформления дорог, полян, партеров.
Солитер – отдельно стоящий экземпляр растения. В качестве солитеров используют большей частью многолетники, а также летники.
Группа – цветник свободной формы. Такие группы используют для оформления пейзажных, реже – регулярных композиций.
Массив – цветник значительных размеров (цветочная площадь) регулярной и свободной формы. Красочный эффект обеспечивается за счет одновременного цветения всех растений. В городском оформлении и в парках-выставках ассортимент цветов состоит преимущественно из летников, в пейзажных парках — многолетников. Широко используются луковичные растения.
Модульный цветник – композиция, решаемая в виде различных, повторяющихся форм (квадратов, кругов, прямоугольников), заданных в определенных соотношениях. В состав модульного цветника включают цветущие и ковровые растения, газон, инертный материал, воду.
Цветники-выставки – моносады и сады длительного цветения.
Каменистые сады, или рокарии – плоские или холмистые, решаются как в свободных формах, так и регулярно.
Цветы в емкостях – контейнерах и вазах переносных и стационарных (без дна). Располагают на площадках, улицах, у кафе – там, где устройство обычных цветников невозможно. Следует избегать размещения емкостей на газоне.
Каждый вид цветочного оформления должен иметь свое место в парковой композиции. Цветники, как правило, размещают: на наиболее важных местах – у входов; на входных видовых площадках; на пересечении дорог; в местах тихого отдыха; на полянах; у водоемов, вдоль дорог и т. д.
Определяя места для цветников, необходимо учитывать пейзажные картины и вводить их в состав пейзажных композиций. Форма цветников зависит от места их размещения.
Кроме перечисленных групп, существуют и специальные типы цветочного оформления. К ним относятся посадки из различных видов и сортов одной культуры, например, георгины (георгинарий), розы (розарий), сирени (сиренгарий), горные цветущие растения (альпинарий). Это своего рода коллекционные участки, но в отличие от обычных коллекционных участков их решают в виде законченных архитектурно-планировочных композиций, часто с включением беседок, трельяжей, водоемов, фонтанов, скульптур.
К специальным типам цветочного оформления относятся также перго-лы – перекрытие «цветущим сводом» аллеи; трельяжи, при помощи которых образуются «цветущие стены и беседки»; конструкции, позволяющие создать впечатление «цветущей колонны», «цветущей пирамиды» и т. д.
Сады непрерывного цветения – еще один вид цветочного оформления, возникший не так давно в практике садово-паркового строительства. Садом непрерывного цветения может быть целый городской сад и небольшой участок в парке или на бульваре. Для этого типа оформления подбирают растения, которые обеспечивают непрерывное цветение на протяжении наиболее длительного периода, в идеале «от снега до снега» – с ранней весны до поздней осени. В садах непрерывного цветения используют не только травянистые растения, но также цветущие кустарники и деревья.
Различные типы цветочного оформления широко применялись на протяжении всей многовековой практики садово-паркового искусства. В VIII- XIX вв. в парках Италии, Франции, Англии, России часто устраивали большие партеры с фонтанами, декоративными водоемами, скульптурами, а также элементами топиарного искусства (фигурной стрижки). Позднее в городских парках, скверах, на бульварах появились, а затем завоевали широкое признание клумбы и рабатки со сложным рисунком, создаваемым разнообразными однолетними цветущими и ковровыми растениями. Иногда узорчатые клумбы и рабатки заменяли большими массивами одной культуры, но также четких геометрических форм.
В настоящее время преобладающим приемом в композиции парков, садов и других категорий городских насаждений стала пейзажная, свободная планировка с широким применением групповых посадок деревьев и кустарников. На смену геометрическим приходят живописные групповые посадки цветов, главным образом из многолетних культур. При умелом подборе многолетних растений цветение их продолжается с ранней весны до поздней осени. Многие многолетние растения цветут непродолжительное время, причем по окончании периода цветения некоторые из них имеют неприглядный вид. Поэтому там, где надо сохранить яркость красок в течение 2-2,5 мес, весной и летом высаживают однолетние растения.
Использование многолетних или однолетних растений определяется видом цветочного оформления и его художественным решением. Выбор вида оформления зависит от целого ряда архитектурно-планировочных условий, и в первую очередь от того, какое значение имеет цветовое оформление и какое место оно занимает в данном ансамбле. В одних случаях цветочное оформление – центр всей композиции, например в сквере перед крупным общественным зданием; в других – цветы обрамляют памятники, скульптуры, водоемы. Очень часто цветы используют в группе растений из деревьев и кустарников, иногда составляют группы из кустарников и цветов.
При выборе вида цветочного оформления в каждом отдельном случае тщательно изучают и учитывают все архитектурно-планировочные и художественные задачи.
Большое значение имеют условия обозрения цветочной композиции. Одно решение может быть принято при создании цветочного оформления городской улицы или площади, которое будут видеть прохожие или проезжающие мимо пассажиры. По-другому решается цветочное оформление, если им предполагают любоваться с террас, балконов и из окон домов. Наконец, решение (в известной степени) может определяться тем, на каком расстоянии будет находиться зритель, т. е. он будет близко подходить к данной цветочной композиции или смотреть на нее издали.
Самое важное в композиционном решении цветочного оформления любого вида – это подбор и размещение растений. При этом приходится определять рисунок отдельных элементов и всей композиции в целом, а также устанавливать размеры ее компонентов.
Прежде всего, надо установить перечень растений данной композиции, решив, будут в ней использоваться красивоцветущие кустарники и деревья, одни однолетние цветы, либо, наоборот, одни многолетние, или те и другие.
Сирень, чубушник, шиповник, розы и другие красивоцветущие кустарники во многих случаях могут занимать значительное, а иногда и ведущее место в композиции оформления. Немаловажную роль в нем играют и цветущие деревья. Достаточно вспомнить весеннее убранство сквера перед Большим театром в Москве, где раскидистые и сплошь усыпанные цветами кроны яблонь не уступают по декоративному эффекту большим массивам чудесных тюльпанов, высаженных у их подножия.
Надо также подобрать растения по времени цветения. В каждом отдельном случае важно найти правильные и наиболее эффективные цветовые сочетания (с учетом сроков цветения).
Важно помнить о том, что цветочные растения в сочетании друг с другом обладают различными свойствами: красный, желтый и оранжевый с розовыми оттенками как бы приближают к зрителю поверхности, окрашенные в эти цвета; удаление, углубление поверхности свойственно синему цвету и его оттенкам. Белый, серый и черный цвета как бы усиливают, подчеркивают те, которые расположены рядом с ними, а цвета, близкие по гамме, обогащают и развивают ведущий среди них цвет.
Сочетания различных окрасок могут быть констрастными или нюансными, гармоничными или дисгармоничными. Основные цвета с дополнительными создают гармоничные сочетания (красный с зеленым, желтый с фиолетовым, синий с оранжевым).
При решении конкретных задач цветочного оформления необходимо также учитывать фон поверхности, на которую проектируются цветущие растения. Приемы создания фона могут существенно повлиять на общую гармонию цветочного оформления. Чаще всего газон имеет зеленый цвет. Некоторые цвета (белые, голубые, светло-желтые, оранжевые, ярко-красные) кажутся на фоне газона ярче, а другие (синие, фиолетовые, темно-красные) бледнеют и становятся менее выразительными. Но то и другое впечатление создается только при условии, если газон имеет ровную однотонную поверхность, густой и низко подстриженной травостой.
Довольно часто фоном цветочного оформления служит земля условно-черного цвета. На этом фоне все краски воспринимаются ярко. Для создания нужного фона землю нередко посыпают так называемыми «мертвыми», или инертными материалами (песком различных расцветок, гранитной или мраморной крошкой, толченым кирпичом) или покрывают плитами разнообразной расцветки. Фоном могут быть не только поверхности, на которых размещены цветущие растения, но и объемные элементы окружения – листва деревьев и кустарников различной окраски, стволы и ветви растений, а также зданий и таких сооружений, как подпорные стены, балюстрады и т.п. С цветовой характеристикой всех этих компонентов окружения надо считаться при создании цветочного оформления.
Существенное влияние на выбор и размещение растений оказывает их объемная характеристика, например высота и ширина куста, размеры соцветий и т. д.
Успехи или неудачи в цветочном оформлении определяются прежде всего качественными показателями, т. е. правильным решением художественных и агротехнических вопросов. Вместе с тем необходимо установить ориентировочные нормы, которыми можно пользоваться при проектировании цветочного оформления. Без этих норм невозможно также планирование городских цветочных хозяйств. Анализ проектных предложений позволяет установить такие количественные показатели цветочного оформления.
В зависимости от значения того или иного объекта, его размещения в городе, размеров территории и архитектурно-планировочного решения удельный вес цветников в одних и тех же категориях насаждений может заметно колебаться. Средние нормы удельного веса цветников (% к общей площади озелененных территорий) следующие: в парках площадью более 10 га –1, до 10 га – 2, в городских и микрорайонных садах – 2, в скверах и на бульварах – 3, в насаждениях ограниченного пользования – 0,5.
Каменные композиции
Для создания декоративных композиций рокариев и альпинариев широко используют камни природной формы.
Наилучшим материалом для декорирования городского ландшафта являются крупные камни твердых горных пород – гранит, песчаник, известняк. Хорошо смотрится в композициях и туф. Следует избегать применения колотых камней, которые резко контрастируют с окружающим ландшафтом.
Величину и число камней выбирают в соответствии с размерами участка и увязывают с окружающей растительностью, объектами малых архитектурных форм, водоемами и пр.
Выразительны группы камней, которые составляют законченную композицию, хорошо вписывающуюся в окружающий ландшафт. Группируя камни, следует добиваться объемности композиции. Каждая группа камней по своей композиции должна быть индивидуальной, т, е. различной по размеру, соотношению плоскостей и т. п. Возможных решений может быть много, например камни укладывают с нависанием, большие глыбы нагромождают на малые по размерам камни, один камень оставляют в естественном состоянии, а другому придают простую, удобную для сидения форму и т. п. Интересно может смотреться уголок отдыха в живописном затененном месте, оборудованный с применением камней и колод старых деревьев.
Очень важно разместить камни так, как они обычно встречаются в природе. Плитняк, например, кладут послойно, валуны неправильной формы размещают свободно с учетом общей композиции, углубляя в землю более тяжелую сторону. При создании каменных композиций следует брать камни одной породы.
В сочетании с камнями используют древесно-кустарниковые растения, сосну горную, ель обыкновенную и ее формы, тую западную и ее формы, сосну крымскую, тисе ягодный, можжевельник обыкновенный, виргинский, казацкий, березу бородавчатую, рябину обыкновенную, кизильник горизонтальный, юкку нитчатую, форзицию свисающую, дрок красильный и др. В качестве цветочных растений используют алиссум скальный, иберис вечнозеленый, флокс шиловидный, ясколку войлочную, арабис кавказский, дорони-кум восточный, обристу, очитки и многие другие.
Камни группируют по-разному. Изменяя положение отдельных компонентов, создают разные варианты каменных композиций.
В практике встречаются различные варианты включения камня в композицию городских зеленых насаждений, но во всех случаях он должен способствовать выявлению задуманной идеи пейзажа.
Архитектурные элементы
Сады и парки создают не только из живых материалов. Содержание и облик зеленых пространств дополняют различные сооружения и малые формы архитектуры. Малые формы садово-парковой архитектуры – это элементы художественного оформления объекта, объединенные общим стилем и выполняющие утилитарные функции (фонари, ограждения, скамьи, фонтаны, беседки, вазы и др.). Любой архитектурный элемент, от крупного павильона до вазы или скамьи, должен украшать участок зеленых насаждений, разнообразить и гармонически сочетаться с главным – зеленью, не вносить разнобой в окружающую среду.
Входы. Если их оформление не зависит от ансамбля окружающей застройки, то решать входы следует в основном той же зеленью.
Ограды по периметру ставят лишь в случаях действительной их необходимости. Они должны обладать высокими художественными достоинствами.
Фонтаныобычно устраивают на видных, ответственных местах и они выполняют роль доминирующего элемента. Фонтан – принадлежность регулярного сада, парка и является его динамической скульптурой.
Скульптура, как и фонтаны, украшает зеленые пространства, вносит разнообразие, обогащает, являясь произведением искусства. Она должна воздействовать на настроение человека.
Вазы – тоже скульптура, но наиболее близкая зелени, для оформления парков необходимо подбирать только высокохудожественные образцы.
Не надо стремиться к перенасыщению зеленых пространств фонтанами, скульптурой и вазами.
Каскады, террасы – прием обработки перепадов рельефа с использованием падающей воды и растений, высаженных ярусами.
Перголы и берсо – это крытые аллеи из растений, вьющихся по деревянным, металлическим или иным остовам. Перголы в основном принадлежность регулярных парков. В качестве вьющихся растений используют дикий виноград, хмель, турецкие бобы, ипомею и др.
В современных садах встречаются легкие декоративные перголы с несущей основой из железобетона. Во всех случаях пергола должна быть красива даже без зелени.
Назначение пергол – отдых в прохладной тени и парадное соединение различных участков сада или парка.
Вьющиеся и цепляющиеся растения – принадлежность не только пергол. Они могут покрывать беседки, трельяжи, стены более крупных садово-парковых сооружений.
Подпорные стенки и лестницы – желательный элемент озелененных территорий, так как свидетельствует о неровном рельефе, который сам по себе является украшением сада, парка.
Скамьи – необходимая принадлежность любого озелененного участка.
Стенды, как и другие элементы, должны гармонировать с зеленью и подчиняться ей.
Беседки должны быть легкими, изящными.
Киоски размещают в местах большого скопления народа.
Парковые дорожки
Планировка парка, трассировка его дорог зависят от организации рельефа территории и часто играют существенную роль в его преобразовании.
Прогулочные дорожки, собранные в пучок, могут быть различной кривизны. Следует помнить, что начертание дорог зависит от их пропускной способности. Так, основные дороги, рассчитанные на массовый поток посетителей, будут иметь плавные очертания.
Покрытия парковых дорожек помимо прочности должны удовлетворять санитарно-техническим требованиям: не перегреваться, не пылить, быть мягкими и упругими при ходьбе. Асфальтовых покрытий следует здесь избегать, так как поверхность асфальта в летние дни сильно перегревается, медленно отдает тепло и жестка для пешеходов. Кроме того, с эстетической точки зрения ее однообразная темная поверхность плохо гармонирует с зеленью и цветами.
Санитарно-техническим требованиям и требованиям прочности в наибольшей мере отвечают парковые дорожки из укатанного щебня или гравия. Добавление примесей может дать разнообразие цвета и фактуры. Следует широко применять мощения из плитняка, естественного камня, брекчии, бетона с вкраплением плитняка, керамики, из цементно-песчаной плитки.
Дороги и площадки занимают около 15 % всей территории парка. Минимальная ширина дорожек прогулочного типа – тропинок – 1-1,5 м. Ширина главных аллей определяется интенсивностью пешеходного движения. Обычно аллеи проектируют шириной 4-10 м. Хозяйственные проезды проектируют с таким расчетом, чтобы избежать сквозного проезда грузового транспорта через парковую территорию: они должны иметь твердое покрытие. Ширину проезжей части принимают 3,5 м при одностороннем движении и 6 м – при двустороннем. Пожарные проезды могут совмещаться с хозяйственными проездами.
Садово-парковые стили
По характеру и расположению системы дорожек, площадок, архитектурных элементов, водоемов и растительности озелененные пространства делятся на три стиля (или приема планировки): регулярный, свободный (он же ландшафтный или пейзажный) и смешанный (является сочетанием первых двух стилей).
Регулярный стиль характеризуется симметричо-осевым расположением геометрически правильных линий дорожек и площадок, где осью композиции обычно является главная аллея, от которой симметрично отходят площадки или дорожки второго порядка. Дорожки имеют прямую или жесткую геометрическую форму. Архитектурные элементы располагают, строго подчиняя общей симметрии.
Водоемы, цветочные партеры, клумбы, рабатки имеют геометрически правильные формы. Этому стилю присущи рядовые посадки деревьев и кустарников в виде строгих, ритмично выдержанных аллей и живых изгородей, подстригаемых в геометрические фор мы. Характерно для объектов регулярных стилей наличие скульптурных украшений, фонтанов, лестниц, павильонов.
Свободный стиль (ландшафтный, пейзажный) характеризуется природной красотой натуральных ландшафтов и пейзажей. Планировка дорожек и площадок здесь почти не признает симметрии и длинных прямых линий. Дорожки, плавно изгибаясь, обходят возникающие на их пути препятствия, заходят в тенистые массивы, выходят на открытые лужайки с разнообразными группами деревьев и кустарников, цветов; проводят от одного пейзажа к другому. Водоемы, цветники имеют свободную форму. Ряды деревьев и живые изгороди почти не применяют
Смешанный, стиль, как регулярный, так и свободный, имеет свои преимущества. В практике проектирования применяют оба стиля (рис. 3.19).
Регулярный стиль создает в садах и парках условия для большей вместимости, для быстрого рассредоточения посетителей. Сады или части парков, предназначенных для тихого отдыха, обычно выигрывают от свободной планировки. Неровный рельеф почти всегда желателен для свободных решений и неудобен для решений регулярных.
Рисунок 3.19 – Пример регулярной и пейзажной планировки.
Участок Трианона в Версальской парке
Большинство новых советских парков имеют смешанный стиль, где он применен как продуманное, логически и художественно оправданное сочетание двух основных стилей, а не случайное их смешение.
Какой же стиль следует предпочесть при проектировании? Такой вопрос ставить нельзя. Стиль надо не выбирать, а определять по сумме требований архитектурно-пространственного и функционального порядка, а также по естественным условиям участка.