Основные принципы композиции
ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
Территория нашей страны богата природными ландшафтами. Их разнообразие обусловлено зональностью – это зона тундры и лесотундры, лесная зона, включающая тайгу и смешанные леса, лесостепная и степная зоны, полупустыня и пустыня, субтропическая зона. Все это создает неповторимое природное своеобразие.
В современной ландшафтной архитектуре принято выделять понятия природного и антропогенного ландшафта. По определению Л. С. Залесской, Е. М. Микулиной, природный ландшафт в географическом понимании – это однородный участок суши, окаймленный естественными границами, в пределах которых природные компоненты (климат, рельеф, вода, почва, растительность, животный мир) образуют взаимосвязанное и взаимообусловленное единство, т. е. состоящий из взаимодействующих природных компонентов и формирующихся под влиянием природных процессов.
К природным ландшафтам относятся ландшафты, образовавшиеся в ходе естественного развития природной среды и не носящие следов деятельности человека.
Существуют пять основных ландшафтных компонентов: земная кора, воздух, вода, растительность и животный мир. Сюда же можно отнести и человека в качестве шестого компонента, что в значительной степени оправдано растущим влиянием антропогенного вмешательства в структуру и динамику природных экологических систем.
Поверхность Земли имеет разнообразный рельеф. Этот рельеф соответственно обтекается воздушными потоками, а также диктует и распределение воды. В результате складывается местная климатическая характеристика участка с определенным растительным и животным миром. Так, упрощенно можно описать структуру любого естественного ландшафта. Но в любом ландшафте основой, «скелетом» является рельеф; его изменение неизбежно вызовет изменения во всех остальных компонентах.
Вместе с тем на Земле очень мало ландшафтов, не тронутых человеком. В процессе хозяйственной деятельности человек изменяет некоторые природные компоненты: растительность, почву, водный режим, фауну. Эти изменения нарушают сложившиеся в ландшафте связи и взаимодействия между природными компонентами.
Необходимость освоения территории и проникновение человека в природу вызывают изменение ландшафта, в результате чего возникают сети дорог и линий электропередач, заводы, поселки и пр.
Как утверждают Л. С. Залесская, Е. М. Микулина, антропогенные ландшафты существуют уже давно, как давно существует хозяйственная деятельность человека. Сначала они не играли почти никакой роли в общем формировании ландшафтов земли, так как изменения, внесенные человеком, происходили на очень малых территориях и имели обратимый характер (например, раскорчеванное и распаханное поле с прекращением хозяйственной деятельности быстро зарастало и приобретало прежние свойства),
С расширением масштабов человеческой деятельности результаты ее стали в ряде случаев приобретать необратимый характер. Эти постепенные изменения ландшафта охватывали все большие участки земли. Позднее к ним присоединились изменения, вызываемые промышленным производством, добычей полезных ископаемых. Наступила эпоха устойчивых ландшафтных преобразований.
Это привело к тому, что природных ландшафтов в чистом виде на земле уже не осталось, если применять этот термин в самом строгом его значении. Все ландшафты земли сегодня, пусть в очень малой степени, но изменены вмешательством человека. Антропогенный ландшафт – это ландшафт, состоящий из взаимодействующих природных и антропогенных компонентов и формирующийся под влиянием деятельности человека.
Новые ландшафты создаются многими аспектами современной цивилизации – мы говорим о ландшафте промышленном, транспортном, о городском ландшафте, о ландшафте отдыха. На сегодняшний день все эти и другие типы ландшафта принято рассматривать как обособленные и специализированные. Однако город как специфический тип антропогенного ландшафта еще относительно мало изучен.
Ландшафт и пейзаж
Понятия «ландшафт» и «пейзаж» когда-то были равнозначны. Вид местности по-немецки называется ландшафтом, а по-французски – пейзажем. Позднее «ландшафт» стал и географическим термином, определяющим своеобразие природного облика обособленного географического района, а пейзаж – термином живописи, как участок местности, охватываемый взглядом человека.
Затем эти термины вошли в ландшафтную архитектуру. И здесь, к сожалению, нет четкости и согласованности в их трактовках. Одни авторы эти понятия обобщают, взаимозаменяют; другие рассматривают пейзаж лишь как часть ландшафта, т. е. ландшафт представляют как сумму пейзажей. Некоторые авторы представляют оба понятия лишь в созерцательном аспекте: ландшафт – картина большого пространства, пейзаж – малого (рис. 3.1).
Ландшафт географического района – это понятие о пространствах очень большой величины (ландшафт тундры, тайги, степи и т. д.).
Лесопарковый, парковый и садовый ландшафт – это местности с функционально-образной характеристикой; имеющие свой физико-биологический и эмоциональный облик. Эта среда, окружающая человека.
Пейзаж – это понятие зрительное, созерцательное, восприятие местности аналогично картине. _
Путем соединения нескольких простых схем в одной картине образуются сложные по структуре композиции 2, 3, 4-схемные (в среднем до 5). При этом вертикальные элементы в динамических пейзажах подчиняются общему направлению пространственных планов (рис. 3.2). При сопоставлении композиций натурных парковых пейзажей с изображенными обнаружились общие закономерности их построения: 1) цельность; 2) выявление главного и второстепенного элементов; 3) ограниченность элементов композиции; 4) структурность.
Рисунок 3.1 – Типы пейзажей по восприятию.
А – простой односюжетный пейзаж (мостик и обрамление деревьев);
Б – сложный двухсюжетный пейзаж: 1 – дорога, 2 – озеро,
В – панорамный пейзаж: 1 – старое дерево, 2 – деревья и водоем, 3 – дорога
Рисунок 3.2 – Анализ изображения пейзажа
Рисунок 3.3 – Типы пейзажей по восприятию
1 – односюжетный простой, 2 – двухсюжетный сложный,
3 – панорамный
Эти виды картин имеют общие композиционные черты или признаки и в то же время свои особенности как в построении (или структуре), так и восприятия.
Практика паркового проектирования и строительства показывает, что основой его композиции является умелое использование условий местности пространственных особенностей, рельефа, водных поверхностей, растительности (рис. 3.4). В связи с этим при проектировании необходимо тщательно изучать природные условия, видовые достоинства местности и знать декоративные и биологические особенности растений.
Рельеф является одним из важнейших факторов общей организации пейзажа. Он замыкает пространство, подразделяя его на отдельные замкнутые пейзажи, но он же и раскрывает пространство. Даже незначительные неровности почвы создают дополнительные возможности для обогащения парковых ландшафтов, позволяя небольшими средствами достичь желаемых результатов.
Создание живописных ландшафтов в парковых насаждениях на ровной плоской местности – одна из сложных задач в ландшафтном искусстве.
Характерным примером удачного решения этой задачи может служить Тростянецкий парк, созданный в 60-х года XIX в. на ровной степной местности. В этом парке умело были размещены лесные массивы, рощи, групповые и одиночные посадки; частично изменен степной рельеф путем устройства искусственных насыпных холмов; сооружена система трех озер площадью 11 га. Все это позволило создать, несмотря на невыгодные природные условия, выдающееся произведение пейзажного искусства.
Таких примеров влияния характера местности и природных условий на, архитектуру и планировку парков можно привести очень много.
Рисунок 3.4 – Факторы, учитываемые в ландшафтных объектах: а – пространство, б – рельеф, в – водоемы, г – растительность
Вода и водные устройства являются важнейшими компонентами природной среды. Вода занимает значительное место в формировании парковой среды. Она снижает температуру воздуха, повышает его влажность и в целом существенно влияет на микроклимат. Важны также эстетическая ценность воды и ее физические свойства. Очень часто водные устройства (реки, ручьи, пруды, каналы и пр.) являются определяющими в формировании планировочной структуры парка, его композиционными осями, центрами и узлами. Такие сооружения, как бассейны, водопады, фонтаны, часто являются центрами внутренних композиций парка. Особенно широко водные устройства и поверхности использовались в русских парках. Водослив устраивали на базе речек внутри парков и композицию парков ориентировали внутрь, или, наоборот, парки строили у воды с ориентацией на внешние акватории. Часто для устройства купальных и декоративных водоемов используют отработанные карьеры.
В зависимости от режима питающего поверхностного стока водоемы бывают проточные, бессточные и с замедленным стоком. Реки, ручьи, водохранилища на реках, пруды на малых реках относятся к проточным водоемам. Пруды, устраиваемые в балках, оврагах, понижениях местности, а также пруды-копани на ровных местах относятся к бессточным водоемам. Питание водоемов водой бывает дождевое, снеговое, ледниковое, подземное. Питание водой рек обычно смешанное.
Дождевые и талые воды, стекающие по земной поверхности называются стоком.
Для обеспечения парков города водоемами необходимы максимальный учет и сохранение всех его водных ресурсов.
Наиболее распространенными водными устройствами парка являются пруды и озера. Форма водоемов определяется рельефом, а контур водного зеркала соответствует рисунку горизонтали, на которой находится уровень воды.
Форма водоемов бывает компактной, изогнутой, вытянутой, сложной. Водоем выглядит живописно, если у него криволинейные берега с бухтами и полуостровами. Глубина пространства усиливается островами. Особое декоративное достоинство внутренних водоемов – отражение в зеркале воды пейзажных картин. Особое настроение в парках создает движущаяся вода – речки, ручьи, водопады – пороги, каскады, тип обработки берегов и набережных (рис. 3.5). При создании насаждений у водоемов надо помнить о соответствии условиям их произрастания. На участках с высоким стоянием подземных грунтовых вод высаживают такие деревья и кустарники, которые переносят длительное затопление.
Рисунок 3.5 – Сквер, ориентированный на водную поверхность
Особое место занимают приемы композиции зеленых насаждений в пейзажах у водоемов – это сплошные береговые массивы, кулисы, поляны.
Архитектурные сооружения водоемов подчинены гидротехническим требованиям. Это плотины, мосты, водосливы.
Зеленые насаждения – основа парковых композиций.Создание архитектурно-художественного облика территории при помощи растений является одной из основных задач ландшафтной архитектуры. Издали мы видим озелененный участок или его отдельные части в целом и только по мере приближения начинаем различать отдельные детали. Четко видимые издали общие контуры называются силуэтом. Решение силуэта – одна из важнейших задач проектирования посадок. Силуэт посадок помогает понять ограниченность пространства. Например, он может быть выражен в форме сплошного зеленого массива с рыхлыми или геометрически правильными очертаниями. В других случаях силуэт построен, на контрасте между каким-либо возвышающимся сооружением и окружающей его более низкой растительностью – пространство растекается от объекта. Открытый центр с высокими насаждениями по краям представляет собой третий прием – пространство объединяется и т. д.
При решении силуэта основными этапами являются изучение рельефа территории данного объекта с точек, откуда он виден целиком или частично, чтобы всесторонне использовать все разнообразные возможности применения растительности различной высоты и формы. Эта форма может быть естественной и искусственной (стриженые деревья и кустарники) и является фактурой пространственной среды.
Посадки растений бывают следующих видов: аллейные и рядовые посадки из деревьев с раскидистой кроной различных естественных форм, из деревьев, кронам которых стрижкой придана четкая геометрическая форма; из высоких свободно растущих кустарников, из стриженых высоких кустарников, из высоких и низких кустарников свободно растущих и стриженых, с различными комбинациями деревьев и кустарников с газонами, цветниками, скульптурами, вазами и прочими декоративными элементами, размещенными в интервалах между древесными растениями и полосами кустарника. Распространены групповые посадки из деревьев или кустарников одинаковой или различной формы (например, плакучая рябина на фоне нескольких экземпляров серебристой ели); одиночные посадки деревьев или кустарников различной формы; посадки цветущих травянистых растений, включающих только низко- или высокорослые растения (декоративно-лиственные растения); групповые посадки цветущих травянистых растений различных форм и кустарников; стриженный газон или высокий травостой; посадки вьющихся растений.
В наиболее известных отечественных садах и парках (Павловском, парках г. Пушкина, петродворцовых парках и др.) основой парковых композиций прежде всего являются сами зеленые насаждения. Особенно отчетливо это выражено в Павловском парке. Но и в таких парках, как Петродворцовский нижний парк, в котором архитектурным центром являются знаменитые фонтаны, дворец и другие архитектурные сооружения, роль зеленых насаждений также исключительно велика.
Подбор и размещение в нем растений неразрывно связаны с объемным решением архитектурных и декоративных сооружений.
Применение перечисленных приемов в различных сочетаниях дает бесчисленное множество конкретных решений и позволяет создать на каждом, даже небольшом участке, разнообразные по форме композиции.
При проектировании озелененного объекта необходимо помнить, что соотношение открытых (газоны, луга) и закрытых (засаженных древесно-кустарниковой растительностью) пространств влияет как на ветровой и температурно-радиационный режим объекта, так и на его композицию. Наиболее оптимальное решение получается, если под лесные и парковые насаждения отводят меньше половины площади озеленяемой территории на севере и 70-80 % на юге.
Закрытые пространства характеризуются сомкнутостью полога от 1,0 до 0,6. Эстетические достоинства зеленого массива рассматриваются не с видовых точек, а в процессе движения при выявлении отдельных экземпляров, и в ощущении изолированности в природной среде. Соотношение высоты пространства к его ширине примерно 1:2.
Полуоткрытые пространства имеют сомкнутость полога от 0,5 до 0,2 с групповым или равномерным размещением деревьев. При создании определенной изоляции и затенения территории участок лучше просматривается, пейзаж воспринимается многопланово. Замкнутость исчезает при соотношении высоты к ширине 1:6.
Открытые пространства – это участки, не занятые насаждениями: поляны, крупные цветники, спортплощадки, водоемы, граница которых находится далее 200 м.
Промежуточным типом пространства является ориентированное, т. е. вытянутое или ограниченное с одной, двух или трех сторон.
Поляны, газон.Почти на всех озелененных объектах нужны открытые пространства большей или меньшей величины, на которых густо растет трава. Травянистые покрытия подразделяются на газоны и луга (поляны, лужайки). Основная разница между ними в том, что газоны регулярно подстригают и травостой на них густой, но не высокий, а луга скашивают один-два раза в год.
Декоративные газоны подразделяются на партерные и обыкновенные. Партерные газоны размещают на наиболее ответственных, парадных местах. Они всегда должны казаться ровными зелеными коврами.
Обыкновенные газоны – травостои большинства наших улиц, скверов, садов внутриквартального озеленения.
Луговой газон – это уже не газон, а луг. Это живописные парковые поляны свободной планировки, природный луг с полевыми цветами.
Надо помнить, что газон хорош лишь в сочетании с древесно-кустарниковой растительностью, при правильном соотношении между ними. Композиции полян следует уделять особое внимание при проектировании крупных садов и парков. Соотношение между ними и древесными массивами определяет художественный облик отдельных участков и парка в целом. Важно правильно определить место полян в плане. Не рекомендуется ровно разбрасывать их по всей территории парка, так как это нарушит облик его частей. В тенистых зонах, где преобладают лесные ландшафты, большое количество полян нецелесообразно, здесь уместны лишь небольшие лесные лужайки. В солнечных зонах желательна концентрация ряда более крупных полян, может быть, соединяющихся между собой.
Принято считать, что по ширине наибольшими ландшафтными достоинствами обладают поляны со средней шириной 80-120 м.
Величина полян зависит от их назначения и величины озелененного объекта.
Если в большом парке уместны поляны в несколько гектаров, то в маленьком парке, в саду они будут не масштабны.
Величина поляны перед зданием обычно рекомендуется шириной не менее самого здания, а длиной в 2-5 раз больше здания.
Поляна должна раскрывать пространство парка. Затененные поляны меньше радуют глаз. Значит, длинную ее ось выгоднее располагать примерно с востока на запад, чтобы северная сторона не затенялась в течение всего дня. На освещенной опушке поляны размещают светолюбивые породы, желательно с темными и компактными кронами, а на теневой стороне, светлые, ажурные и более теневыносливые породы.
Восприятие пейзажей поляны во многом зависит от трассировки дорожек. Поляна может чувствоваться заранее, если дорожка ведет прямо к ней, упирается в нее. Восприятие может быть и внезапным, если дорожка подходит по касательной, и поляна внезапно раскрывается сбоку. Огромную роль в восприятии поляны играет декоративность ее опушек.
Парковые поляны имеют эстетическое назначение – вносить в пейзажи пространство, свет, теплоту.
Поляны в ландшафте городского парка имеют большое композиционное и функциональное значение. Они необходимы в композиции как открытые пространства, контрастирующие с массивами насаждений, и используются для прогулок, игр и спорта.
В зависимости от использования поляны имеют газонный покров различного состава. Газоны бывают: декоративными – трава определенного ассортимента, подвергающаяся регулярному уходу, стрижке и поливке; луговыми – трава не подстригается, а скашивается; «мавританскими» – газонные травы смешиваются с однолетними цветами; спортивными – устойчивые травы, хорошо выдерживающие вытаптывание.
Газоны отличаются друг от друга особым подбором семян растений (травосмесь), характером подготовки почвы и формами ухода.
Партеры. Партером называется декоративная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов и воды. Партер может состоять из одного, двух, четырех и более элементов.
Из окон зданий партер должен восприниматься целиком. Основным требованием к партеру является единовременное и полное его визуальное восприятие. Обычно партер бывает прямоугольной формы с отношением сторон 1:3 до 1:7.
В рисунке партера используют растительные мотивы: стилизованные ветви, листья, цветы растений, скомпонованные в различных сочетаниях. Фоном для рисунка в большинстве случаев служит песок, щебень различных инертных материалов.
Рисунок классических партеров довольно равномерно заполняет отведенную ему площадь, не оставляя больших свободных промежутков.
Неотъемлемой частью партеров являются периметральные рабатки (полосы), выполняющие не только защитную, но и декоративную роль.
Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся партеры:
1. Кружевные, узорчатые или партеры – «вышивки»
2. Наборно-орнаментальные.
3. Английские.
4. Разрезные
5. Партеры около оранжерей.
6. Водные
Солитеры (одиночные посадки). Солитер – одиночное дерево, растущее на поляне, площадке, поле или в отдалении от массива зеленых насаждений. Солитер, высаженный на поляне или площадке, как правило, выполняет роль композиционного центра. Он должен отличаться от окружающих деревьев своеобразием кроны, окраской листвы, эффектным цветением или плодоношением. Солитер обычно высаживают в партерной части парков, садов, скверов или пейзажных частях парка на полянах и лужайках.
Расстояние солитера от зрителя должно быть не менее двух его высот. Форма дерева без заметного искажения воспринимается с расстояния, равного трем его высотам.
При регулярной планировке солитер помещают или на оси перспективы, или, используя несколько солитеров, размещают их через равные промежутки. При определении видовой перспективы следует учитывать, что с южной стороны под влиянием неравномерности освещения крона развивается сильнее, чем с северной, поэтому следует избегать просмотра солитера с запада или востока.
Крупный солитер хорошо воспринимается с расстояния 300-400 м.
Одиночные посадки – деталь композиции, ее резкий, выделяющийся штрих. И как деталь, посадки должны либо гармонично увязываться с окружающим пейзажем, либо создавать яркий, но оправданный контраст. Наиболее хорошо посадки выглядят на фоне зелени газона, луга в качестве композиционного центра. Тень от солитера не должна касаться кромки фоновых насаждений.
Классическим солитёрным деревом считается дуб, береза, особенно ее плакучие формы, липа, лиственница, ель, ива и многие другие. Но такие деревья, как клен ясенелистный, наращивающий с возрастом неровную, неряшливой формы крону, для солитерных посадок не годятся, в исключительных случаях используют пестролистную форму.
Для кустарников для солитеров желательны красиво цветущие (сирень обыкновенная), необычного колорита (клен гиннала) или цветущие и колоритные (калина).
Аллеи. Аллеей называют прямолинейную дорогу с рядовой обсадкой.
Аллейные посадки деревьев и кустарников размещают вдоль дорог и дорожек. Наиболее развитую систему аллей имеют парки и лесопарки.
В планировочной композиции парка выделяются основные и второстепенные аллеи.
Основные аллеи соединяют входы в парк с наиболее интересными объектами, расположенными на территории парка (центральной площадью, крупным архитектурным объектом, клубом, дворцом культуры, выставочным павильоном, памятником архитектуры), территорией, наиболее интересной в ландшафтном отношении, и т. д.
Внутренние и второстепенные аллеи устраивают внутри зон и предназначены они для равномерного распределения посетителей парка на территории зоны. Рекомендуемая ширина аллей разного назначения приведена в табл. 3.1.
По планировке аллеи бывают прямолинейные и изогнутые в плане. Прямолинейные аллеи устраивают преимущественно на равнинных участках. Начало и конец аллеи акцентируют или архитектурными сооружениями или посадкой наиболее декоративных деревьев и кустарников, иди другими элементами территории и устройствами, которые могут выполнять роль композиционных акцентов, замыкающих аллею или оформляющих вход в неё.
Таблица 3.1 – Рекомендуемая ширина аллей
Тип аллеи | Ширина аллеи от оси дороги до оси деревьев, м | В том числе ширина, м | ||
пешеходной части | газона с одной стороны | общая ширина газона | ||
Главная аллея | 2,5 | |||
Прогулочные аллеи | 3-4,5 | 1,5-3 | 0,75 | 1,5 |
Кольцевая аллея | 2,5 |
Метрический ряд – равномерноепостроение одних и тех же элементов аллеи, например обсадка аллеи растениями одной породы с одинаковой высотой и кроной. Сложный метрический ряд – чередование разных пород, например посадка среди деревьев с шаровидной кроной деревьев с колоно-видной кроной. Ритмический ряд посадки – размещение растения с нарастанием или убыванием какого-либо признака. Например, по высоте штамба или окраске листвы (переход от темно-зеленой до серебристой окраски). При аллейных посадках наиболее часто встречаются метрические ряды.
На главных аллеях обычно возникают встречные потоки посетителей. Поэтому планировка таких аллей должна иметь сложный профиль: для главного потока отводится центральная, широкая аллея, а боковые узкие аллеи предназначены для встречных потоков. Разделительные полосы могут образовываться чистыми газонами, газонами с посадками деревьев, цветниками. Для формирования изогнутой в плане аллеи могут использовать однотипные и смешанные посадки.
В случае прокладки аллеи вдоль склона или у его подножия древесные и кустарниковые растения размещают так, чтобы закрыть склон. В связи с этим загущают посадки деревьев, около них высаживают живую изгородь. Со стороны пониженной части склона аллею формируют однотипными плотно-кронными деревьями с высоким штамбом.
При планировке основных композиционных осей парка большое значение приобретают трассировка маршрутов, насыщение их перспективами, живописными пейзажами, причем должно быть предусмотрено последовательное обновление пейзажей, открывающихся зрителю из различных пунктов.
В ландшафтном искусстве садово-парковым аллеям и дорогам важное значение придавалось с давних пор. В садах XVIIIв. садово-парковые аллеи рассматривались в качестве важнейшего компонента всей планировки. За общее правило принималось положение, что каждая аллея в парке обязательно должна завершаться интересной перспективой, декоративным сооружением, скульптурой и т. п.
При устройстве перекрестков парковых дорог не следует делать их под слишком острым углом; такие углы легко вытаптываются и их трудно засаживать растениями. Нежелательно также и перекрещивание дорог под прямым углом, так как это создает впечатление однообразия и монотонности. Углы должны акцентироваться наиболее декоративными растениями.
Порода деревьев зависит от длины, ширины аллеи и ее назначения. На длинной широкой аллее могут расти мощные деревья с широкими кронами, на коротких и узких – уместнее деревья с узкими кронами. Для аллеи, ведущей к строгому архитектурному сооружению, больше подойдут строгие формы крон, в частности пирамидальных, а для аллеи ведущей к лугу или пруду, – раскидистые вплоть до плакучих форм.
Изогнутые в плане аллеи устраивают, как правило, при наличии рельефа. При этом надо стремиться к тому, чтобы на изломе аллеи создавались перспективы на застройку, памятник архитектуры, водное пространство, группу или одиночную посадку солитера и т. д. По мере движения по криволинейной аллее должна создаваться система пейзажных видов, разных по глубине, с определенной последовательностью их чередования.
По своей конструкции аллеи бывают открытые и закрытые. Под открытыми аллеями понимают аллеи, обсаженные высокоствольными деревьями, сквозь стволы которых просматривается окружающая территория. При устройстве открытых аллей большое значение имеет создание системы разных по глубине пейзажных видов.
Закрытые аллеи это аллеи, изолирующие посетителя от боковых видов и направляющие его внимание прямо по движению. Для их устройства могут высаживаться деревья в сочетании с живыми изгородями или деревья с низким штамбом, например ели или бук.
Возможны чередования отдельных открытых участков аллей с закрытыми.
Аллейные посадки могут создаваться как посадкой правильного ряда деревьев, т. е. высаженных на одном расстоянии друг от друга, так и обсадкой пешеходных частей аллей групповыми посадками с разрывами между ними. При этом при одинаковой ширине аллей правильные посадки деревьев зрительно удлиняют перспективу, тогда как обсадка аллей группами деревьев соответственно сокращает ее – прием укрупнения ритма.
Древесные породы при прямолинейном решении аллеи могут высаживаться как в один ряд с каждой стороны, так и в два ряда. При этом при посадке в два ряда с каждой стороны деревья могут располагаться как рядами, так и в шахматном порядке.
Аллеи бывают однородные или включают в себя посадки двух и более пород. При этом растения высаживают в определенных закономерных сочетаниях, которые чередуются между собой. Эти чередования могут образовывать метрические и ритмические ряды.
Для загущенных тенистых аллей желательны теневыносливые деревья, такие, как липы или клен остролистый.
Из более светолюбивых пород можно применять березы, вяз, многие тополя и др. Хорошие хвойные аллеи дают все ели и лиственница. Минимальные расстояния в ряду при посадке деревьев в аллеях колеблются от 2,5 до 6 м. Расстояние аллейных деревьев от края дорожки зависит от состава древесных пород, назначения аллеи, ее характера и ширины дорожки. Когда необходимо создать очень сомкнутую аллею – зеленый тоннель,– деревья можно высаживать близко от дорожки, даже на расстоянии 0,5 м. Но в большинстве случаев аллейные ряды воспринимаются лучше, если они отодвинуты от края дорожки и отделены от нее ровной полоской газона.
Рядовые посадки. Рядовые посадки деревьев – это посадки деревьев, высаженных в одну линию. Их применяют обычно при уличных посадках, на жилых территориях и в парках, отделяя друг от друга площадки различного назначения, а также по периметру объектов.
Рядовые посадки имеют большое санитарно-гигиеническое и архитектурно-планировочное значение. Они смягчают солнечную радиацию на городских улицах, снижая температуру на 15-20 %, задерживают большое количество пыли и газа и являются одним из средств борьбы с шумом.
На магистралях общегородского значения, как правило, должна предусматриваться двухрядная посадка деревьев, на районных магистралях и улицах местного значения – однорядная в сочетании с живыми изгородями, на нежилых территориях вокруг площадок разного назначения – также однорядная посадка.
Для озеленения городских улиц и магистралей, рядовые посадки следует высаживать, как правило, на газонных полосах. Для одного ряда деревьев газонная полоса должна быть не менее 8 м, для двух рядов – 13,4-14 м, для четырех – 21 м. Ширина газонных полос при посадке кустарников увеличивается на 1 м.
Для обеспечения возможности складирования зимой снега на газонах при уличных посадках минимальные расстояния древесных посадок до проезжей части принимают согласно данным табл. 3.2.
Таблица 3.2. – Минимальные расстояния древесных посадок до проезжей части
Ширина проезжей части, м | Ширина газонной полосы, м | Расстояние от проезжей части до оси дерева, м | |
для ½ проезжей части | для всей ширины проезжей части | ||
– | |||
2,5 | |||
10,5 | 2,5-4 | ||
2,5 | 3-3,5 | ||
3,5-4 |
Размещение и подбор пород для рядовых посадок производятся так же, как и для аллейных посадок, главным образом при помощи метрических рядов.
При размещении посадок деревьев и кустарников необходимо учитывать расположение наземных и подземных сооружений и коммуникаций. Допустимое приближение к ним зеленых насаждений приведено в табл. 3.3.
Таблица3.3 – Допустимое приближение зеленых насаждений к коммуникациям
Наименование | Наименьшее расстояние, м | |
до оси дерева | до кустарника | |
От наружных стен зданий и сооружений | 1,5 | |
От подошвы или внутренней грани подпорных стенок | ||
От оград высотой 2 м и выше | ||
От края: | ||
проезжей части улиц | С учетом технической полосы | |
тротуара | 0,7 | |
садовых дорожек | 0,7 | |
От головки рельса трамвая | ||
От мачт, опор освещения и контактной сети | ||
От подземных сетей: | ||
газопровода | 1,5 | |
канализации | 1,5 | |
теплопровода | 2-4 | |
водопровода | ||
Водопроводная магистраль (водовод) | ||
Дренаж | ||
Водосток | 0,5 | |
Наружная грань общего коллектора | 1,5 | |
Кабель связи | ||
Силовой кабель | 3,5 | |
Колодец подземных сетей |
Живые изгороди. Живые изгороди – это свободнорастущие или формованные кустарники (реже деревья), высаженные в один или более рядов, выполняющие декоративную, ограждающую и маскировочную функции.
Живые изгороди классифицируют по высоте, числу рядов в них, а также по системе ухода за ними, (стриженые или формированные, нестриженые).
Классификация живых изгородей по высоте приведена ниже
Живая изгородь | Высота, м |
Высокая…………………….. | выше 2 |
Средняя…………………….. | 1-2 |
Низкая……………………… | 0-5-1 |
Бордюр…………………….. | менее 0,5 |
Высокие изгороди применяют для полной изоляции пространства.
Средние по высоте изгороди используют для ограждения территорий; не требующих полной изоляции пространства.
Низкие живые изгороди и бордюры применяют для декоративного оформления различных участков.
По конструкции изгороди подразделяются на одно-, двух- и многорядные.
Однорядные изгороди применяют на участках, не требующих полной изоляции, или на участках, ограниченных по территории. Такие изгороди составляют из светолюбивых и красивоцветущих пород.
Двухрядные изгороди более непроницаемы, создают плотные стены. По породному составу различают однопородные изгороди или комбинированные из растений двух пород, посаженных в разных рядах.
При устройстве многорядных изгородей необходимо соблюдать условие: в одном ряду – одна порода.
На особо ответственных объектах, обеспеченных систематическим уходом, применяют стриженые изгороди, которым путем систематической стрижки придают определенную форму (чаще всего прямоугольную или трапециевидную) (рис. 3.6).
Рисунок 3.6 – Конструкции живых изгородей
а – однорядная; б – двухрядная двухъярусная; в – пятирядная двухъярусная двухцветная; г – ярусная трехцветная фигурная с акцентами; д – ярусная двухцветная с акцентами; е – фигурная с двойным акцентом
Живые изгороди, как правило, устанавливают из кустарников, но могут быть использованы и деревья высотой около 3-3,5 м, имеющие ветвление боковых побегов не выше 0,2