Влияние городской застройки на растительность

Следует отметить исключительную роль зеленых насаждений в современных городских условиях помимо известного процесса фотосинтеза, зеленым растениям (особенно древесным) свойственны такие важнейшие функции, как пылезащитная, климатообразующая, шумопоглощающая, фитонцидная, эстетическаяи др. Также хорошо известны бактерицидные свойства черемухи, сирени, лавровишни. Фитонциды листьев тополя убивают дизентерийную палочку, а кора, пихты – бактерии дифтерии. Благодаря действию фитонцидов в лесу в 1 м3 воздуха содержится всего 200-300 бактерий, в то время как в воздухе крупных городов их в 200-500 раз больше. Поэтому городские зеленые насаждения являются эффективным средством экологической защиты.

Кроме того, зеленые насаждения, являясь преградой для распространения звуковых волн, снижают более чем на 20 % уровень городского шума. На растительности оседает до 70 % взвешенных в воздухе частиц пыли, причем особую пылезащитную роль играют вязы, и сирень (их способность задерживать пыль в 6 раз выше, чем у тополей). Массивы деревьев в жаркую погоду снижают температуру воздуха на 4 градуса, а его влажность повышается на 15 %, тем самым создавая более комфортные условия.

Однако растительность и животный мир являются наиболее чувстви­тельными ландшафтными компонентами. Они первыми улавливают даже самые незначительные изменения среды и реагируют на них деградацией или исчезновением отдельных видов флоры и фауны в городе. В частно­сти, на растительность крайне негативно влияют нарушения водно-воз­душного режима почвенных структур, засорение отходами всех видов и т. д. Именно поэтому городская растительность требует достаточно ча­стого обновления. Так, продолжительность жизни липы мелколистной со­ставляет в среднем: в лесу – 300 лет, в крупных парках – 200 лет, а на улицах – 80 лет. Для вяза продолжительность жизни в естественных условиях и на городских улицах составляет еще более существенную разницу 300 и 45 лет соответственно.

Характеризуя систему озелененных территорий города, следует обра­тить внимание на то, что градостроительными нормами предусмотрен определенный состав ее элементов. В первую очередь, выделяются насаж­дения общего пользования, включающие в себя общегородские и район­ные парки, сады микрорайонов, насаждения при административных и об­щественных учреждениях, а также объединяющие линейные пешеходные связи (бульвары, скверы и др.). Также в составе системы могут быть и различные специализированные парки: ботанические, зоологические, мемориальные, исторические, этнографические и др., но этот вид озелененныхтерриторий встречается не в каждом городе.

Эта схема дополняется озелененными участками ограниченного использования, как правило, расположенными около различных учреждений: детских садов, школ, больниц, вузов, домов отдыха, научно-исследователь-ских учреждений и промышленных предприятий (также к ним отно­сятся насаждения жилых микрорайонов и кварталов, застроенных много­квартирными домами), предназначенными для улучшения санитарно-ги­гиенических условий и организации мест для отдыха.

Наконец, к элементам системы озелененных территорий города отно­сятся и насаждения специального назначения, представленные в основ­ном водоохранными, противопожарными, мелиоративными насаждения­ми и санитарно-защитными зонами промышленных предприятий.

В принципе, эта схема приемлема для всех городов, но специфика при­родно-климатических условий создает ряд отличий, которые отражаются как в структуре системы в целом, так и в соотношении площадей между ее элементами. Так, основные черты системы озелененных территорий го­родов с засушливым и жарким (аридным) климатом состоят в сочетании малого сада и линейно-связующих элементов, совмещающих функции пешеходного движения и кратковременного отдыха. Вообще в городах аридного климата озелененные улицы имеют более существенное значение, чем в городах средней полосы. Очевидно, если трассы пешеходного движения хорошо проветриваются и достаточно затемнены, то пешеходам гораздо комфортнее, чем на открытом солнечном пространстве. Поэтому понятие «пешеходная доступность» в данном случае находится в прямой зависимости от условий комфортности передвижения, которые удается создать проектировщикам на маршруте. С другой стороны, сплошная линейная структура озеленения может затруднять аэрацию пространства в городских условиях. Именно поэтому использование ее прерывистой формы (с периодическими промежутками между насаждениями) во многих случаях стимулирует образование местных конвекционных потоков и таким образом улучшает воздухообмен.

Напротив, в условиях средней полосы более характерна схема из компактных парков разной величины, причем значение городского парка возрастает соответственно его размерам. На примере планировочной реконструкции Парижа еще в XIX в. было определено, что наибольший эффект производят лишь крупные зеленые пассивы, а бульвары и небольшие скверы играют только декоративную роль, не осуществляя существенной гигиенической нагрузки. Необходимо отметить и различие нормативных показателей количества зелени, требующегося для города в разных природных условиях. По установленным нормам, при низкой лесистости пригородной зоны (менее 5 %) внутригородские зеленые массивы должны особенно велики (не менее 35 % от общей площади города). При высокой лесистости пригородной зоны (более 35 %) внутригородские насаждения могут занимать 15-20 % от обшей площади города.

Таким образом, важнейшим условием для полноценного формирования гармоничной среды обитания человека в городских условиях является заключение в застройку так называемых «зеленых разрывов», позволяющих соединить разрозненные зеленые массивы в единую систему озеленения и способствующих воздушной циркуляции. Наиболее распространенными вариантами таких «разрывов» являются зеленые клинья различной ширины. В частности, в Генеральном плане Москвы 1935 года предусматривалось создание клиновидной структуры из зеленых насаждений и водных пространств, направленной от границ города к его центру и поддерживающей сеть бульваров, садов и скверов. Основой этой структуры служили парки, являвшиеся продолжением лесопарков и лесов зеленого пояса столицы. Также часто используются «водно-зеленые диаметры», формирующиеся на основе речной системы, рассекающей город на части; внутригородские островные открытые пространства; буферные полосы между отдельными массивами застройки.

В настоящее время акцент делается не только на количество озелененных территорий, но и на более интенсивное и тщательное использование тех природных компонентов, которыми располагает городской ландшафт. В современной жизни именно сады и парки стали еще более важны, чем в прежние времена, и являются в настоящий момент одними из основных компонентов в системе городского и загородного отдыха, курортного строительства, а также единственными в городе представителями природных комплексов. Их ландшафтная архитектура сформировалась на основе древнего садово-паркового искусства, насчитывающего несколько тысячелетий, и современное ландшафтное проектирование сформирова­но на имеющихся исторических традициях. Поэтому наиболее успешные проектировочные решения культурных ландшафтов (садово-парковых, селитебных, промышленных, сельскохозяйственных и др.) невозможны без подробного и обстоятельного исследования истории развития ланд­шафтной архитектуры в различных странах, изучения ее основных на­правлений.


Наши рекомендации