Вертикальные коммуникации помещения

Основную группу коммуникационных помещений, обеспечивающих связи в пределах этажа между помещениями и вертикальными узлами, составляют коридоры, проходы, галереи, переходы. В ряде общественных зданий коммуникационные помещения выполняют также дополнительные функции: отдых, прогулки, ожидание. К этой группе помещений можно отнести рекреации, коридоры-ожидальни, кулуары, фойе.

Основными коммуникационными помещениями являются коридоры.

В зависимости от объемно-планировочных решений зданий они делятся на следующие виды: коридоры с односторонней застройкой, с двусторонней застройкой, со смешанной застройкой (частично с односторонней, частично с двусторонней) и спаренные коридоры с помещениями по внешним сторонам и между ними. Коридорывыполняют сквозными и тупиковыми, расположен­ными вдоль одного из фасадов или отнесенными в глубь здания. Длина коридора при освещении его с одного торца не должна превышать 24 м, при освещении с двух торцов - 48 м. Ширина коридора рассчитывается в соответствии с интенсивностью люд­ских потоков, но не менее 1,5 м для базовых и 1,2 м для второ­степенных потоков. В учебных заведениях, больницах, санаториях соответственно 2,2 и 1,8 м. Коридоры могут проектироваться прямолинейными, криволинейными, с уступами, прямоугольной, кресто-и «У»-образной формы, а также, в зависимости от освещения, сквозными (при двустороннем освещении с торцов), тупиковыми и со световыми карманами (при освещении с одной стороны). Главными считаются коридоры, ведущие к вертикальным коммуникационным узлам. Остальные коридоры относятся к второстепенным. Минимальная ширина главных коридоров (в чистоте) допускается 1,5 м, второстепенных -1,25 м при длине не более 10 м, а в зданиях учебно-просве тигельных и лечебно-профилактических учреждений главные коридоры проектируются с минимальной шириной соответственно 1,8 и 2,2 м. В помещениях, где одновременно находятся более 15 человек, двери должны открываться в коридор по направлению основного эвакуационного потока движения людей. По требованиям норм проектирования, коридоры должны иметь естественное освещение и проветривание. Длина коридоров с односторонней застройкой не нормируется. При двусторонней застройке тупиковых коридоров и освещении с одного торца максимальная их длина допускается 24 м. Протяженность сквозных коридоров при освещении их с двух торцов не должна превышать 48 м. При большей длине коридора необходимо устраивать световые разрывы (карманы) с максимальным расстоянием между ними 24 м, а между торцовым окном коридора и карманом-не более 30 м. Габариты помещений световых карманов (без учета площади прилегающего коридора) не должны превышать двух квадратов по глубине. Коридоры допускается освещать вторым светом через фрамуги в стенах, остекленные перегородки и двери. К проектированию других коммуникационных помещений (переходов, галерей, проходов) предъявляются те же требования, что и к коридорам. Система горизонтальных связей должна предусматривать равномерную загрузку всех ее участков и не допускать уменьшения пропускной способности последующих участков по сравнению с предыдущими. Коридоры, переходы и галереи должны иметь минимальное число поворотов и четко выраженную планировочную схему, обеспечивающую свободную ориентацию людей при входе в здание и выходе из него. Кулуары и фойе обычно включаются в общественные здания, имеющие зрительные залы. Кулуары непосредственно примыкают к залам и являются, с одной стороны, местом, откуда загружаются залы, с другой - местом прогулок и отдыха во время антрактов. Фойе является основным помещением при зрительном зале и предназначено для ожидания, отдыха и прогулок публики, для устройства различных выставок, организации массовых культурных мероприятий. Рекреации и кулуары могут проектироваться не только как широкие коридоры, но и как компактные помещения с соотношением сторон не более 1:2. Коммуникационные устройства делятся на обычные конструктивные (лестницы, пандусы) и механические (различного рода подъемники периодического и непрерывного действия). За исключением движущихся горизонтальных тротуаров, все конструктивные и механические устройства относятся к вертикальным коммуникациям. Важнейшими элементами вертикальных коммуникаций являются лестницы. В зависимости от характера выполняемой функции и значимости в пространственной композиции здания лестницы делятся на входные, главные, служебные, вспомогательные, аварийные и пожарные. Входные лестницы устраиваются в виде приподнятой перед входом платформы со ступенями. Главные лестницы служат для повседневной эксплуатации и рассчитаны для передвижения основной массы людей. Они располагаются в вестибюлях и выполняются, как правило, открытыми. В зданиях, где зрительные залы или другие основные помещения общественного назначения располагаются на втором этаже, главные лестницы устраиваются как парадные. Служебные лестницы располагаются при служебных входах и предназначены для обслуживающего персонала. Вспомогательные лестницы служат для организации дополнительных связей между этажами и обеспечения подсобных функциональных процессов. Для эвакуации людей из здания при аварийных ситуациях, кроме основных и вспомогательных, необходимо устраивать аварийные лестницы. В зависимости от конструкции лестницы всех типов делятся на одно-маршевые, двухмаршевые, трехмаршевые и многомаршевые. Маршем принято называть конструктивный элемент лестницы, на котором непосредственно расположены ступени. В состав лестниц входят этажные и междуэтажные площадки - горизонтальные конструктивныеплоскости, предназначенные для перехода с одного марша на другой или с марша на этаж.





Лестницы

Лестницы - важнейший элемент вертикальных коммуникаций здания. Расположение и количество лестниц зависит от этажнос­ти, планировки и интенсивности людских потоков. Ос­новные требования, предъявляемые к лестницам: удобство в экс­плуатации и соответствие требованиям пожарной безопасности. По назначению в зданиях их делят на главные, второстепенные и пожарные. Ширина маршей главных лестниц (в зданиях 1- 3 групп) с количеством людей на этаже более 200 чел., а также в зданиях кинотеатров, клубов, больниц независимо от количества мест на­значается 1,35 м. Ширина лестниц, ведущих в помещение с коли­чеством до пяти чел., принимается 0,9 м. Уклон лестничных мар­шей должен быть не более 1 : 2 для главных и второстепенных ле­стниц и 1: 1,5 для лестниц, ведущих в подсобные помещения, подвальные и цокольные этажи, где за единицу принимается высота этажа. Количество ступеней на марше должно быть не менее 3 и не более 16. Для удобства пользования лестницей необходимо, чтобы удвоенная высота подступенка h и ширина проступи Ъ в сумме равнялисьсреднему шагу человека, принимаемому 57-f-64 см {Ь + 2h = 514-64 см). Высоту подступенка обычно принимают не более 18 и не менее 12 см. Ширина проступи для второстепенных лестниц не должна быть менее 25 см. Оптимальной считается лестница с шириной проступи 30 см и подступенком высотой 15 см, что определяет уклон марша 1 : 2 (уклон аварийных лестниц может достигать 45°). В большинстве случаев ширина проступи для удобства пользования лестницей делается на 2-3 см больше расчетной за счет заглубления подступенка. Для обеспечения равномерности движения по лестнице и избежания несчастных случаев (особенно в аварийных условиях) целесообразно марши проектировать одной длины, а подступенки - одинаковой высоты. Количество ступеней в одном марше основных лестниц должно быть не менее 3 и не более 18. Пропускная способность и расчет ширины пандусов определяются аналогично лестницам. Наряду с лестницами и пандусами во многих общественных зданиях в качестве вертикальных коммуникаций используются механические устройства (лифты периодического и непрерывного действия, эскалаторы). Лифт периодического действия представляет собой стационарныйподъемник, в котором вертикальное перемещение пассажиров или грузов осуществляется в кабине.

Лифты

Лифты являются основным видом вертикального транспорта многоэтажных общественных зданий. В зданиях средней этажнос­ти, где лифтами пользуются наравне с лестницами! они обычно расположены совместно. В зданиях повышенной этажности, где лифты являются основным видом вертикальной свя3fI, они сгруп­пированы и расположены в специальных лифтовых холлах, образуя самостоятельные коммуникационные узлы. Рас­стояние от лифтов до дверей наиболее удаленного помещения недолжно превышать 60 м. Лифтовые шахты ограждают несгораемы­ми конструкциями . К цепи подвешены кабины. Пассажиры входят и выходят из них на ходу, выбирая момент, когда полы кабины и посадочной пло­щадки совпадают. По своему назначению лифты подразделяются на пассажирские, больничные, грузовые, малогрузовые и специальные. Устанавливаемые в многоэтажных общественных зданиях пассажирские лифты имеют, как правило, большую вместимость (до 12-20 чел.) и грузоподъемность (до 1000-1600 кг). В зависимости от скорости движения кабины они делятся на обычные (0,71-1,4 м/с) и скоростные (2 и 4 м/с). Больничные лифты имеют габариты и грузоподъемность, обеспечивающие перевозку больных на носилках, в креслах-каталках и на кроватях вместе с сопровождающим медицинским персоналом и лифтером (4-5 чел.). Скорость перемещения кабины составляет 0,5 м/с. В общественных зданиях применяются также грузовые лифты общего пользования с грузоподъемностью кабин от 500 до 5000-кг. Для транспортировки грузов весом до 100 кг используются малые лифты, которые в зависимости от области применения подразделяются на магазинные, больничные, библиотечные, кухонные, буфетные и др. Применяются, кроме того, лифты специального назначения: пожарные, вокзальные, автомобильные, театральные и др. Конструктивно лифты включают строительную часть, состоящую из лифтовой шахты и машинного помещения, и механическую - в виде подъемного механизма, кабины и противовеса. Лифтовые шахты устраиваются в глухих кирпичных или бетонных степах, а также могут быть каркасными и опираются, как правило, на собственный фундамент. В случаях, когда шахта начинается не с первого, а с промежуточного этажа, она может крепиться к частям здания или опираться на его стены. Лифтовая шахта оборудуется направляющими для кабины и противовеса, автоматически запирающимися поэтажными дверями, а в нижнем заглублении (приямке) - амортизаторами или упорами. Приямок служит для установки кабины на ремонт или профилактический осмотр и должен иметь заглубление от уровня пола нижней остановки лифта на 1,3; 1,4; 1,5 и 2 м (в зависимости от типа лифта). В зависимости от типов лифтов высота верхнего этажа, над которым размешается машинное отделение, должна составлять в чистоте -3,5; 4 м, а высота машинного помещения в чистоте - не менее 2,1 м. Лифтовые кабины оборудуются ловителями («парашютами»), подвешиваются на стальных канатах и уравновешиваются противовесом или канатами. Расположение лифтов в системе коммуникационных связей определяется в основном архитектурно-планировочными решениями зданий. Лифтовые шахты могут размещаться как внутри здания, так и снаружи. Одиночные пассажирские лифты блокируются, как правило, с главными лестницами. В зданиях высотой до 9 этажей допускается располагать не более двух лифтов непосредственно в лестничной клетке. Для размещения групп лифтов на каждом этаже предусматриваются лифтовые холлы. В холлах лифты могут располагаться рядами (не более четырех в ряду) или по периметру холла. Ширина помещения холла перед фронтом лифтов не должна быть меньше 2,5 м, а между рядами лифтов, обращенных фронтом друг к другу, не менее 3,3 м. Расстояние от лифтов до дверей наиболее удаленного помещения не должно превышать 60 м. Стандартные кабины лифтов имеют обычно один вход. Если на отдельных этажах входы в лифты располагаются с разных сторон, то используются кабины с двумя-тремя входами. Выбор лифтов по грузоподъемности и определение их количества в здании зависят от величины пассажиро- или грузопотоков. Лифт непрерывного действия представляет собой многокабинный непрерывно движущийся подъемник с кабинами на одного или двух человек. С интервалом, равным высоте этажа, кабины подвещиваются на стальных канатах в лифтовой щахте, имеющей открытые поэтажные проемы для входов и выходов пассажиров. Движение кабин осуществляется по замкнутой цепи. Над лифтовой шахтой устраивается машинное отделение, а в нижней части шахты- приямок для свободного перемещения кабин в момент изменения направления их движения со спуска на подъем. Пространственное размещение ведущих шкивов подъемного механизма и диагональная подвеска кабин к канатам обеспечивают вверху и снизу шахты переход кабин с одной ветви на другую.

Эскалаторы

Эскалаторы - наклонные движущиеся лестницы. Их применя­ют в крупных общественных зданиях с массовым интенсивным движением посетителей (крупные универсамы, торговые центры, вокзалы, аэропорты). Их пропускная способность пре­вышает пропускную способность лестниц и лифтаʼʼ и достигает 150 чел./мин. Для обеспечения пожарной безопасности лифты, эскалато­ры, патентостеры, играющие роль связи между этажами, дубли­руются лестницами, расположенными в огнестойких лестнич­ных клетках. К механическим подъемным устройствам непрерывного действия относятся также эскалаторы-наклонные движущиеся лестницы с больщой пропускной способностью (до 150 пассажиров в минуту). Они применяются, как правило, в общественных зданиях и сооружениях с постоянными интенсивными пассажиропотоками: на станциях метрополитена, в зданиях железнодорожных вокзалов и аэропортов, в крупных торговых центрах, в ряде других зрелищных и административных зданий. Для обеспечения связи между этажами зданий конструкция эскалатора выполняется навесной, опирающейся на их перекрытия, а при большой высоте подъема или спуска- на специальных фундаментах (например, в метро). Эскалатор представляет собой несущий металлический каркас из спаренных ферм, по нижнему поясу которых в специальных направляющих перемещается эскалаторное полотно в виде двух замкнутых тяговых цепей со ступенями. Каждая ступень-тележка перемещается на двух опорных и двух поддерживающих роликах. Эскалаторное полотно приводится в движение реверсивным электроприводом, расположенным в верхней части эскалатора. При большой высоте подъема эскалаторы оборудуются машинным помещением высотой 2,5 м и техническим проходом высотой 1,4 м с лестницей под каждой полосой. Все оборудование эскалатора устанавливается на монолитном бетонном основании. Машинные помещения междуэтажных эскалаторов очень невелики или вовсе отсутствуют. В последнем случае привод располагается внутри фермы эскалатора. В конструкцию эскалатора также входят поручни, движущиеся на барьерах высотой 900 мм, поддоны, мусоросборники. Ширина барьеров принимается в зависимости от их назначения и величины грузопотоков и равна: между смежными маршами 1000 1200 мм и крайних - 750 мм. Угол наклона эскалатора принимается обычно не больше 30° (глубина ступени-тележки равна 400 мм, высота 200 мм).Ширина эскалаторного полотна рассчитана на размещение одного или двух человек на одной ступени без груза или на одного человека с грузом и принимается 500, 600, 750, 1000 и 1200 мм.Эскалаторы, устанавливаемые в зданиях, имеют скорость 0,5-0,75 м/с, в метрополитенах-0,75-1 м/с. В общественных зданиях и сооружениях используются в основном три схемы установки эскалаторов: с параллельным, перекрестным и последовательным расположением маршей. Наиболее универсальной с точки зрения оптимальной организации движения пассажиров является третья схема. Для обеспечения пожарной безопасности эскалаторы как средства связи между этажами здания должны дублироваться обычными лестницами, расположенными в огнестойких лестничных клетках. При этом эвакуационная пропускная способность лестниц не должна быть ниже максимальной пропускной способности всех установленных эскалаторов. Пандусы - это лестницы, в которых марши со ступенями за­менены плоскостями-дорожками с уклоном 1: 7. Пандусы зани­мают много места. Их применяют на переходах при перепаде от­меток полов в пределах до 2 м, в проходах зрительных залов с местами, расположенными амфитеатром. Патентостеры - многокабинные подъемные машины беспре­рывного действия с медленно двигающейся бесконечной цепью. Вся система горизонтальных и вертикальных коммуникаций составляет схему путей эвакуации. Различают два улучая эвакуа­ции: обычную и аварийную. Аварийная эвакуация возникает в слу­чае пожара, землетрясения и других бедствий, угрожающих раз­рушению здания и их коммуникаций. Нормативное время для нор­мального выхода из здания составляет 10-15 мин, для аварийной эвакуации - 4 - 7 мин в огнестойких зданиях и 2 - 3 мин в не ­огнестойких. Количество эвакуационных выходов из зданий дол­жно быть не менее двух. В качестве второго эвакуационного выхо­да со второго этажа зданий (кроме школ, детских яслей-садов, больниц III- IV степеней огнестойкости) допускается применять наружные пожарные лестницы с уклоном не более 600, шириной маршей 0,8 м, шириной ступеней 0,2 м (прутковые проступи не допускаются). Выход из помещений на лестницы осуществляется через балконы и галереи.

Наши рекомендации