Определение требуемой степени огнестойкости и класса функциональной опасности здания
Степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков, классы их функциональной и конструктивной пожарной опасности указываются в проектной документации на объекты капитального строительства и реконструкции.
Степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков - классификационная характеристика зданий, сооружений и пожарных отсеков, определяемая пределами огнестойкости конструкций, применяемых для строительства указанных зданий, сооружений и отсеков.
Здания, сооружения и пожарные отсеки по степени огнестойкости подразделяются на здания, сооружения и пожарные отсеки I, II, III, IV и V степеней огнестойкости.
Различают требуемую и фактическую степень огнестойкости здания. Под требуемой степенью огнестойкости здания подразумевается минимальная степень огнестойкости, которой должно обладать здание для того чтобы удовлетворять определённым требованиям пожарной безопасности.
Требуемая степень огнестойкости зданий и сооружений, устанавливается в зависимости от их этажности, класса функциональной пожарной опасности, площади пожарного отсека и пожарной опасности происходящих в них технологических процессов и устанавливается по таблицам нормативных документов по пожарной безопасности.
Фактическая степень огнестойкости – это действительная степень огнестойкости запроектированного или построенного здания, определяемая по результатам пожарно-технической экспертизы строительных конструкций.
Фактическая степень огнестойкости зданий и сооружений опреляется по фактическим пределам огнестойкости и пожарной опасности строительных конструкций. Предел огнестойкости конструкций определяется по данным пособия «Определение пределов огнестойкости конструкций, пределов распространения огня и групп возгораемости материалов» к СНиП II-2-80, за исключением железобетонных конструкций, для которых необходимо проводить расчётное определение пределов огнестойкости по СТО 36554501-006-2006 «Правила по обеспечению огнестойкости и огнесохранности железобетонных конструкций».
Предел огнестойкости строительных конструкций устанавливается по времени наступления одного или последовательно нескольких, нормируемых для данной конструкции, признаков предельного состояния:
1. Потере несущей способности (R) – обрушение или прогиб в зависимости от конструкций.
2. Потери целостности (Е) – образование в конструкции сквозных отверстий или трещин, через которые проникают продукты горения или пламя.
3. Потеря теплоизолирующей способности (I) – повышение температуры на не обогреваемой конструкции в среднем более чем на 140 оС или в любой точке этой поверхности более чем на 180 оС в сравнении с температурой конструкции до испытания, или более 220 оС независимо до температуры конструкции до испытания. Достижения предельной величины плотности теплого потока на нормируемом расстоянии от не обогреваемой поверхности конструкции (W).
4. предел огнестойкости для заполнения проёмов в противопожарных преградах наступает наступает при потере целостности (Е), теплоизолирующей способности (I), достижения предельной величины плотности теплового потока (W) и (или) дымогазонепроницаемости (S).
Различают следующие пределы огнестойкости:
1. Фактический предел огнестойкости (Пф) – это время от возникновения пожара до наступления одного из нормируемых для данной конструкции предельных состояний по огнестойкости.
2. Требуемый предел огнестойкости (Птр) – то есть предел огнестойкости определяемый условиями безопасностями или нормами.
Условием безопасности будет Пф ≥ Птр.
Строительные конструкции классифицируются по пожарной опасности для определения степени участия строительных конструкций в развитии пожара и их способности к образования опсных факторов пожара.
Строительные конструкции по пожарной опасности подразделяются на следующие классы:
1) непожароопасные (K0);
2) малопожароопасные (K1);
3) умереннопожароопасные (K2);
4) пожароопасные (K3).
После проведения проверки делается вывод о соответствии строительных конструкций требованиям пожарной безопасности.
Класс функциональной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков – эта классификационная характеристика зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков, определяемая назначением и особенностями эксплуатации указанных зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков, в том числе осуществления в них технологических процессов производства. Классы функциональной пожарной опасности групп помещений по проекту: гостиницы – Ф 1.2, помещения подземной автостоянки – Ф5.2.
Класс конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков – классификационная характеристика зданий, сооружений и пожарных отсеков, определяемая степенью участия строительных конструкций в развитии пожара и образования опасных факторов пожара.
Условия безопасности считаются выполненными если,
Оф ≥ Отр; Пф ≥ Птр; Стр ≤ Сф,
где Оф – фактическая степень огнестойкости;
Отр – требуемая степень огнестойкости;
Пф – фактический предел огнестойкости;
Птр – требуемый предел огнестойкости;
Стр – требуемый класс конструктивной пожарной опасности;
Сф – фактический класс конструктивной пожарной опасности.
Для жилых зданий требуемая степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности следует принимать по п. 6.5 [3]. Рассматриваемое здание должно проектироваться не ниже I-й степени огнестойкости классом конструктивной пожарной опасности С0. (Здесь ссылка идет на СП 2.13130.2009, раздел 6.5 (в примерной дипломной работе). Но в п. 6.5.1 идёт речь о применение таблицы 6.8 с данными только о зданиях Ф1.3. Соответственно имею ли я право применять данные таблицы 6.8 для зданий Ф1.2?)
Требуемая степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности для подземной автостоянки следует принимать по п. 6.3 [3]. Подземная автостоянка должна проектироваться не ниже II-й степени огнестойкости классом конструктивной пожарной опасности С0.
Для зданий степени огнестойкости значения пределов огнестойкости строительных конструкций и классы пожарной опасности строительных конструкций для класса конструктивной пожарной опасности здания С0 приведены в таблицах 2.1 и 2.2.
Таблица 2.1 – предел огнестойкости строительных конструкций
Степень огнестойкости здания | Предел огнестойкости строительных конструкций | ||||||
Несущие стены, колонны и другие несущие элементы | Наружные несущие стены | Перекрытия междуэтажные (в том числе чердачные и над подвалами) | Строительные конструкции безчердачных покрытий | Строительные конструкции лестничных клеток | |||
Настилы (в том числе с утеплителем) | Фермы, балки, прогоны | Внутренние стены | Марши площадки лестниц | ||||
I | R 120 | E 30 | REI60 | RE 30 | R 30 | REI 120 | R 60 |
Таблица 2.2 – Класс пожарной опасности строительных конструкций
Класс конструктивной опасности здания | Класс пожарной опасности строительных конструкций | ||||
Несущие стержневые элементы (колонны, ригели и фермы) | Наружные стены с внешней стороны | Стены, перегородки, перекрытия и безчердачные покрытия | Стены лестничных клеток и противопожарные преграды | Марши площадки лестниц в лестничных клетках | |
С0 | К0 | К0 | К0 | К0 | К0 |
2.2 Проверка соответствия требованиям пожарной безопасности генерального плана.
Противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) нормированное расстояние между зданиями, строениями и сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара (ст. 2 №123-ФЗ).
При размещении пожаровзрывоопасных объектов в границах поселений и городских округов необходимо учитывать возможность воздействия опасных факторов пожара на соседние объекты защиты, климатические и географические особенности, рельеф местности, направление течения рек и преобладающее направление ветра (ст.66 №123-ФЗ).
Планировка решается в увязке с технологическими и архитектурностроительными требованиями и с учётом местных условий.
Проверка соответствия генерального плана приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – проверка соответствия требованиям пожарной безопасности генерального плана
№ п/п | Проверяется | Предусмотрено проектом | Требования пожарной безопасности | Ссылка на нормативные документы | Вывод |
1. Противопожарные расстояния от объекта защиты (здания классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3, Ф4) I и II степени огнестойкости) до | |||||
1.1 | Производственных и складских зданий Ф5 | Не понял где брать нормативные данные по противопожарному расстоянию. | |||
1.2 | Производственных и складских зданий Ф5 и КПО С2, С3. | Не понял где брать нормативные данные по противопожарному расстоянию. | |||
1.3 | Зданий, сооружений и строений АЗС с подземными резервуарами. | 25 м АЗС с подземными резервуарами. Расстоянии определяется от окон и дверей объектов защиты | п. 2 ст. 71, табл. 15 приложения к [1] | Соотв. | |
2. противопожарные расстояния от объекта защиты (класса С0, I и II степени огнестойкости) до других зданий и сооружений, не перечисленных в п. 1 настоящей таблицы: | |||||
2.1 | При классе зданий С0 и I, II и III степени огнестойкости. | Не понял где брать нормативные данные по противопожарному расстоянию. | |||
3. Расположение пожарной части. | |||||
3.1 | Время прибытия к месту вызова ближайшей пожарной части №3 ФГКУ «1 ОФПС по Республике Бурятия» г. Улан-Удэ | Время прибытия первого подразделения в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 мин. | П. 1 ст.ширина проездов для пожарной техники 76 [1] | Соотв. | |
4. проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям | |||||
4.1 | Подъезд пожарных автомобилей | Не понял где брать нормативные данные по противопожарному расстоянию. | |||
4.2 | Ширина проездов для пожарной техники | Не понял где брать нормативные данные по противопожарному расстоянию. | |||
4.3 | Расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания, сооружения и строения | Расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающей проезд пожарных автомобилей, до стен зданий высотой более 28 метров - не более 10 метров. | п. 7, ст. 98 ФЗ №123. | ||
По каким нормативным документам определять расстояния между зданиями и сооружениями и устройство пожарных подъездов к защищаемому объекту? |
2.3 Проверка соответствия требованиям пожарной безопасности объемно-планировочных решений
При разработке объёмно-планировочных решений учитываются функциональное назначение зданий, конструктивные, архитектурно-художественные, экономические и противопожарные требования. На планировочные решения также оказывают влияние современные тенденции в строительстве.
1. Увеличение размеров зданий и сооружений.
2. Блокирование зданий различного назначения, когда различные функциональные процессы объединяются под одной крышей.
3. вынос технологического оборудования на этажерки и открытые площадки.
4. Строительство открытых площадок павильонного типа.
5. Строительство зданий высотных зданий.
6. Строительство многоэтажных безфонарных зданий.
7. применение в зданиях и сооружениях трансформируемых конструкций.
Сложившиеся в строительстве тенденции требуют нового подхода к решению проблем противопожарной защиты зданий и сооружений.
В области планировочных решений, обеспечивающих пожарную безопасность объектов, сложились следующие примеры:
Деление зданий на пожарные отсеки.
Деление зданий и сооружений на пожарные отсеки в пределах пожарного отсека.
Деление зданий и сооружений по горизонтали и вертикали, для ограничения распространения пожара на смежный объект.
Разработка соответствующих конструктивно-планировочных решений с целью безопасной эвакуации людей.
Оптимальные решения вопросов внутренней планировки здания должны обеспечивать безопасность людей и сочетать требования пожарной безопасности и экономики.
Результаты проверки соответствия планировочных решений требованиям пожарной безопасности приводится в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Проверка соответствия планировочных решений требований пожарной безопасности
№ п/п | Что проверяется | Принято проектом | Требуется по нормам | Ссылка на НТД | Вывод о соответствии |
1. | Требуемая СО, допустимая этажность и площадь этажа в пределах пожарного отсека | Подземная автостоянка: 3 этажная, площадь этажей: -1 1850, -2; 2410, -3 2360. | I СО - С0, 5 этажей, площадь этажа в пределе пожарного отсека 3000 м2; II СО - С0 3 этажа, площадь этажа в пределе пожарного отсека 3000 м2; | СП 2.13130.2009 (табл. 6.5) | Из исходных данных не известно: 1. конструктивная пожарная опасность; 2. степень огнестойкости строительных конструкций |
Здание гостиницы: высота 131,2 м, максимальная площадь этажа в пределах пожарного отсека составляет 1525 (4-й эт.) | I СО - С0, высота здания 75 метров, площадь этажа в пределе пожарного отсека 2500 м2 | СП 2.13130.2009 (табл. 6.8) | Не соответствует высота здания, должна быть до 75 м, по факту 131,2 м. Из исходных данных не известно: 1. конструктивная пожарная опасность; степень огнестойкости строительных конструкций | ||
Следует ли в этом же разделе проверять по СП 2.13130.2009 следующее: Характеристики применяемых материалов в конструкциях, их степень огнестойкость. Узлы состыковки и пересечений строительных конструкций. Наличие пустот в конструкциях. Наружную отделку стен. Ни чего не сказано про чердачное помещение. | |||||
2. | Встраивание в здание другого функционального назначения | Подземная автостоянка: встроена в здание функционального назначения Ф 1.2. | Допускается в страивать в здания I и II СО, класса С0 и С1 (кроме зданий Ф1.1, Ф4.1, Ф5 (кат. А и Б) | СП 4.13130.2009 п. 6.11.3 | Соотв. |
Гостиница: Не встроена. | Не допускается | СП 4.13130.2009 п. 5.2.3.2 | Соотв. | ||
3. | Пристраивание объектов к жилым и общественным зданиям другого класса функциональной пожарной опасности | Подземная автостоянка: Не пристроена | Автостоянки, пристраиваемые к зданиям другого назначения,, должны быть отделены от этих зданий противопожарными стена 1-го типа | СП 4.13130.2009 п. 6.11.4 | Соотв. |
Гостиница: Не пристроена | Объекты класса Ф 1.2 пристраивать к общественным зданиям Ф1.1, Ф 3.5 (с наличием помещений Ф5), 4.1, Ф 4.2 не допускается. При пристраивании объектов Ф 1.2 к объектам другого класса функциональной опасности их следует отделять противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа. | СП 4.13130.2009 п. 5.2.3.1. | Соотв. | ||
4. | Разделение между собой помещений различных классов функциональной пожарной опасности | Подземная автостоянка (Ф5.2) | Должны разделяться противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа. | Ст. 88 ФЗ №123. СП 4.13130.2009 п. 6.11.4 | Не известны исходные данные конструктивных элементов |
5. | Средства подъёма пожарных подразделений на этажи и на кровлю | Для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий и сооружений. | Ст. 90 п. 2 ФЗ №123 | ||
6. | Вход в лифт в подземных этажах зданий | Лестничные клетки №1, №2 (-3, -2 и -1 этажей) отделены от подземных помещений тамбур-щлюзами (нет данных по подпору воздуха); Лестничная клетка №3 (-3, -2 и -1 этажей) не имеет тамбур-шлюза с подпором воздуха. | В подземных этажах зданий и сооружений вход в лифт должен осуществляться через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточным давлением воздуха при пожаре. | Ст. 88 п. 20 ФЗ №123 | Не соответствует |
7. | В местах перепада высоты кровли следует предусматривать пожарные лестницы. | Утратил силу | Ст. 90. п. 12 ФЗ №123 | ||
8. | Лифты для транспортирования пожарных подразделений. | Утратил силу | Ст. 90. п. 15 ФЗ №123 | ||
9. | Ограждения на кровле в соответствии с требованиями пожарной безопасности. | Утратил силу | Ст. 90. п. 16 ФЗ №123 | ||
10. | Сообщение помещений для хранения автомобилей на этаже с помещения другого назначения | Не отделены от помещений для хранения автомобилей на этажах с помещениями другого назначения: -1 эт. приточно-вытяжные камеры, помещение ЭКЦ; 2 эт. приточно-вытяжные камеры, помещение ЭКЦ, техническое помещение; 2 эт. приточно-вытяжные камеры, помещение ЭКЦ, техническое помещение. | Сообщение помещений для хранения автомобилей на этаже с помещениями другого назначения или смежного пожарного отсека допускается через тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре. | СП 4.13130.2009 п. 6.11.7 | Не соотв. |
11. | Расстояние от проёмов автостоянки до низа ближайших оконных проёмов здания другого назначения | Нет исходных данных об оконных проёмах 1-го и -1-го этажей. | Во встроенных в здание другого назначения или пристроенных к нему автостоянках в целях ограничения распространения пожара следует обеспечить расстояние от проёмов автостоянки до низа ближайших оконных проёмов здания другого назначения не менее 4 м или противопожарное заполнение оконных проёмов (кроме зданий Ф1.4). | СП 4.13130.2009 п. 6.11.5 | |
12. | Отделение автостоянки от здания класса Ф1.2. | Нет исходных данных по свойствам материалов используемых в изготовлении стен и перекрытий. | Должны разделяться противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа. | СП 4.13130.2009 п. 6.11.4 | |
13. | Наличие перед рампами тамбур-шлюза в одноэтажных подземных автостоянках | Имеются откатные ворота не известной степени огнестойкости. | В автостоянках закрытого типа общие для всех этажей рампы должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей противопожарными преградами, воротами и тамбур-шлюзами с подпором воздуха при пожаре. | СП 4.13130.2009 п. 6.11.14 | |
14. | Выделение мест хранения легковых автомобилей, обособленными боксами в автостоянках расположенных в подвальном или цокольном этаже зданий класса Ф1.3. | Подземной автостоянке разделение машино-мест перегородками на отдельные боксы отсутствует. | В подземных автостоянках, как правило, не допускается разделение машино-мест перегородками на отдельные боксы, за исключением специально оговоренных случаев. | СП 4.13130.2009 п. 6.11.22 | Соотв. |
15. | Размещение насосной станции пожаротушения | Размещена на 1-м подземном этаже, имеет отдельный выход на лестничную клетку, имеющую выход наружу. | Насосные станции следует размещать в отдельно стоящих зданиях или пристойках либо в отдельном помещении зданий на первом, цокольном или первом подземном этаже. Насосные станции должны иметь отдельный выход наружу или на лестничную клетку, имеющую выход наружу. | СП 5.13130.2009 п. 5.10.9 СП 5.13130.2009 п. 5.10.10 | |
16. | Отделение помещения для хранения автомобилей от лифта для перевозки автомобилей | Лифт для перевозки автомобилей отсутствует. | В п. 6.11.14 СП 4.13130.2009 ни чего не говориться про лифты для перевозки автомобилей. | Ст. 88 п. 20 ФЗ №123 СП 4.13130.2009 п. 6.11.14 | |
Следует ли в этом же разделе проверять по СП 2.13130.2009 следующее: · п. 4.22 заделывание проёмов в противопожарных преградах. · п. 4.24 в подвальных и цокольных этажах, а также под помещениями, предназначенными для одновременного пребывания более 50 чел., помещения класса Ф5 кат А и Б размещать не допускается. На данном объекте, на первом этаже, только за счёт ресторана получается более 50 чел. Следует ли определять категории автостоянок? · п. 4.25 ограждающие конструкции лифтовых шахт. · п. 6.11.10 на каком топливе эксплуатируются находящиеся в подземной стоянке автомобили. · п. 6.11.14 В автостоянках, встроенных в здания другого назначения, не допускается, как правило, предусматривать общие обычные лестничные клетки и общие лифтовые шахты. Для обезпечения функциональной связи автостоянки и здания другого назначения выходы из лифтовых шахт и лестничных клеток автостоянки, как правило, следует предусматривать в вестибюль. · п. 6.11.17 свойства верхнего покрытия пола в автостоянке. · п. 6.11.18 мероприятия по предотвращению розлива жидкости на рампу. · п. 6.11.21 отделение помещения автостоянки от тех. И обслуживающих помещений противопожарными перегородками 1-го типа. | |||||
Следует ли в этом же разделе проверять по СП 5.13130.2009 раздел 5.10 (насосные станции) полностью? |
2.4. проверка соответствия требованиям пожарной безопасности противопожарных преград.
Противопожарная преграда - строительная конструкция с нормированными пределом огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности конструкции, объемный элемент здания или иное инженерное решение, предназначенные для предотвращения распространения пожара из одной части здания, сооружения в другую или между зданиями, сооружениями, зелеными насаждениями.
Противопожарные преграды делятся на общие и местные.
Общие противопожарные преграды предназначены для ограничения объёмного распространения пожара (противопожарные стены, перегородки, перекрытия, зоны, экраны, водяные завесы и противопожарные разрывы).
Местные противопожарные преграды предназначены для ограничения линейного распространения пожара по поверхности конструкций (к ним относят противопожарные преграды для ограничения распространения пожара по поверхности и пустотам конструкций: гребни, выступы, пояса, крышевые зоны, несгораемые засыпки; преграды для ограничения распространения жидкости: обваловки, бортики, парапеты, пандусы кюветы, дренажи; различные огнезадерживающие шиберы и заслонки в воздуховодах и продуктопроводах для транспортирования горючих веществ, противопожарные двери и прочие устройства являющимися составляющими элементами (стен, перегородок) и помогающие им выполнять свои функции). Противопожарные преграды выполняют многоцелевое назначение, что обуславливает их эффективность и экономическую целесообразность. При возникновении пожара противопожарные преграды ограничивают распространения опасных факторов пожара, создавая условия для быстрого и безопасного тушения пожара, тем самым обеспечивая уменьшение материального ущерба. Проверка соответствия требованиям пожарной безопасности противопожарных преград приведена в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - проверка соответствия требованиям пожарной безопасности противопожарных преград
№ п/п | Что проверяется | Принято проектом | Требуется по нормам | Ссылка на НТД | Вывод о соответствии |
1. | Выделение противопожарных отсеков противопожарными стенами и (или) перекрытиями | Не имею возможности определить, исходная информация отсутствует. | Здания, сооружения, а также пожарные отсеки (далее - здания) подразделяются по степеням огнестойкости, классам конструктивной и функциональной пожарной опасности. | СП 2.13130.2009 п. 5.4.1 | |
2. | Огнестойкость конструкций на которые опираются противопожарные стены | Не имею возможности определить, исходная информация отсутствует. | Противопожарные стены, разделяющие здание на пожарные отсеки, должны возводиться на всю высоту здания или до противопожарных перекрытий 1-го типа и обеспечивать нераспространение пожара в смежный по горизонтали пожарный отсек при обрушении конструкций здания со стороны очага пожара. При разделении пожарных отсеков разной высоты противопожарной должна быть стена более высокого отсека. При разделении пожарных отсеков разной ширины противопожарной должна быть стена более широкого отсека. | СП 2.13130.2009 п. 5.4.8 | |
3. | Пересечение противопожарных стен и перекрытий 1-го типа | Не имею возможности определить, исходная информация отсутствует. | Не допускается пересекать противопожарные стены и перекрытия 1-го типа каналами, шахтами и трубопроводами для транспортирования горючих газов, пылевоздушных смесей, жидкостей, иных веществ и материалов. В местах пересечения таких противопожарных преград каналами, шахтами и трубопроводами для транспортирования веществ и материалов, отличных от вышеуказанных, за исключением каналов систем противодымной защиты, следует предусматривать автоматические устройства, предотвращающие распространение продуктов горения по каналам, шахтам и трубопроводам. | Ст. 88 п. 14 ФЗ №123. | |
4. | Высота противопожарных стен | Не имею возможности определить, исходная информация отсутствует. | Противопожарные стены, разделяющие здание на пожарные отсеки, должны возводиться на всю высоту здания или до противопожарных перекрытий 1-го типа и обеспечивать нераспространение пожара в смежный по горизонтали пожарный отсек при обрушении конструкций здания со стороны очага пожара. При разделении пожарных отсеков разной высоты противопожарной должна быть стена более высокого отсека. При разделении пожарных отсеков разной ширины противопожарной должна быть стена более широкого отсека. | СП 2.13130.2009 п. 5.4.5 (так указа но в дипломе.) Пункт 5.4.5 про чердачные помещения. Про высоту п/п стен п. 5.4.8 | |
5. | Отделение помещений общественного назначения от помещений жилой части ( в моём случае наверное надо от спальных помещений гостиницы?) | Не имею возможности определить, исходная информация отсутствует. | Жилые помещения объектов класса функциональной пожарной опасности Ф1.2 от других частей здания должны быть отделены: - в зданиях I и II степеней огнестойкости - противопожарными перекрытиями и стенами 1-го типа; | СП 2.13130.2009 п. 6.5.6 (так указа но в дипломе.) Пункт 6.5.6 про Ф1.4 одноквартирные жилые дома. Про отделении указанных помещений информация в п. 5.2.3.3. СП 2.13130.2009 | |
6. | Ограждающие конструкции лифтовых шахт расположенных вне лестничной клетки и помещений машинных отделений лифтов (кроме расположенных на кровле), а также каналов и шахт для прокладки коммуникаций | Не имею возможности определить, исходная информация отсутствует. | Ограждающие конструкции лифтовых шахт расположенных вне лестничной клетки и помещений машинных отделений лифтов (кроме расположенных на кровле), а также каналов и шахт для прокладки коммуникаций должны соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа. Предел огнестойкости ограждающих конструкций между шахтой лифта и машинным отделением лифта не нормируется. | Ст. 88 п. 15 ФЗ №123. | |
7. | Лифтовые шахты в зданиях, сооружениях и строениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений | лифтовые шахты в здании гостиницы отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбур-шлюзами (лифтовыми холлами). Информация о пределе огнестойкости перегородок и перекрытий отсутствует. | Дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в коридоры и другие помещения, кроме лестничных клеток, должны защищаться противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа. | Ст. 88 п. 16 ФЗ №123. | |
8. | Площадь проёмов в противопожарных преградах, за исключением ограждений лифтовых шахт | Информация площадь проёмов в противопожарных преградах отсутствует. | Общая площадь проемов в противопожарных преградах не должна превышать 25 процентов их площади. Общая площадь проемов в противопожарных преградах, за исключением ограждений лифтовых шахт, не должна превышать 25% их площади. | Ст. 88 п. 9 ФЗ №123. СП 2.13130.2009 п. 5.3.4 | |
9. | Наличие тамбур-шлюзов с избыточным давлением воздуха у выхода из шахт лифтов в зданиях высотой 28 и более метров. | В проекте предусмотрены тамбур-шлюзы (лифтовые холлы). Информация об обеспечении лифтовых тамбур-шлюзов избыточным давлением воздуха отсутствует. | В зданиях и сооружениях высотой 28 метров и более шахты лифтов, не имеющие у выхода из них тамбур-шлюзов с избыточным давлением воздуха или лифтовых холлов с подпором воздуха при пожаре, должны быть оборудованы системой создания избыточного давления воздуха в шахте лифта. | Ст. 88 п. 17 ФЗ №123. | |
10. | Возвышение противопожарных стен над кровлей | Информация о свойствах материалов, из которых выполнена кровля отсутствует. | Противопожарные стены должны возвышаться над кровлей: не менее чем на 60 см, если хотя бы один из элементов чердачного или бесчердачного покрытия, за исключением кровли, выполнен из материалов групп Г3, Г4; не менее чем на 30 см, если элементы чердачного или бесчердачного покрытия, за исключением кровли, выполнены из материалов групп Г1, Г2. Противопожарные стены могут не возвышаться над кровлей, если все элементы чердачного или бесчердачного покрытия, за исключением водоизоляционного ковра, выполнены из материалов НГ. | СП 2.13130.2009 п. 5.4.10 | |
11. | Внутренние стены и перегородки (в том числе из светопрозрачных материалов), отделяющие пути эвакуации в зданиях высотой 28 и более метров класса Ф1.2. | Информация о свойствах материалов, из которых выполнены стены и перегородки путей эвакуации отсутствует. | В зданиях высотой 28 м и более внутренние стены и перегородки (в том числе из светопрозрачных материалов), отделяющие пути эвакуации, следует предусматривать из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее (R)EI 45. | СП 1.13130.2009 п. 5.3.36 | |
Следует ли в этом же разделе проверять по СП 1.13130.2009 следующее: Ø 5.2.4 Предел огнестойкости узлов пересечения п/п преград. Ø 5.2.6 Предел огнестойкости подвесных потолков и фальшполов при их наличии. Ø 5.4.5 Пределы огнестойкости и классы пожарной опасности конструкций чердачных покрытий. Ø 5.4.16 Исполнение стен лестничных клеток. Ø 5.4.17 Разделение противопожарными перекрытиями наружных стен. |
2.5. Проверка соответствия требованиям пожарной безопасности путей эвакуации.
Безопасность людей в здании на случай возникновения пожара обеспечивается целым комплексом мероприятий. Одним из важнейших является планировочные и конструктивные решения эвакуационных путей и выходов.
Эвакуация - процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.
Эвакуацией также следует считать несамомтоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляемое обслуживающим персоналом.
Безопасная зона - зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют либо не превышают предельно допустимых значений.
Каждое здание, сооружение или строение должно иметь объёмно-планировочные решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающее безопасную эвакуацию людей при пожаре.
При невозможности безопасной эвакуации людей должны быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
При возникновении опасные факторы пожара быстро нарастают и при определённых условиях достигают критических через считанные минуты. Особенности защиты людей от пожара является то, что безопасность их должна гарантироваться во всех случаях и вне зависимости от экономических соображений. Показателем эффективности технических решений является времфя, которое требуется для выхода людей из из опасных помещений. Условие безопасности выполнение, если фактическое время эвакуации не больше необходимого:
Тф ≤ Тн,
где Тф – фактическое время эвакуации (мин), Тн – необходимое время эвакуации (мин).
Условия безопасности складываются из следующих составляющих:
· фактическая протяжённость путей эвакуации не должна превышать требуемую;
· суммарная фактическая ширина эвакуационных выходов должна быть не менее требуемой;
· минимальное количество выходов должно быть больше требуемого значения;
· ширина эвакуационного выхода должна быть пределах минимального и максимального размеров.
Согласно ст. 89 [1] к эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут:
1) из помещений первого этажа наружу:
а) непосредственно;
б) через коридор;
в) через вестибюль (фойе);
г) через лестничную клетку;
д) через коридор и вестибюль (фойе);
е) через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку;
2) из помещений любого этажа, кроме первого:
а) непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
б) в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
в) в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
г) на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа;
3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А и Б), расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2. Выход из технических помещений без постоянных рабочих мест в помещения категорий А и Б считается эвакуационным, если в технических помещениях размещается оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений.
Эвакуационные выходы из подвальных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения.
Проверка соответствия требованиям пожарной безопасност<