Типологические особенности зданий судов.
Композиционная выразительность начинается с градостроительного замысла. В предыдущем разделе рассматривались градостроительные приемы размещения зданий судопроизводства. Объемно-пространственная композиция судебного здания также должна быть выразительна. В пластике сочетаний объемов и масс наружного и внутреннего пространств должен прочитываться узнаваемый образ.
Планировочная структура должна быть функционально приспособленной для осуществления правосудия .Необходимо обеспечивать удобный доступ во все помещения в разграниченных между собой планировочных зонах, учитывая технологические связи между ними. Интенсивность потоков людей и документов возможно значительно сократить, располагая помещения, связанные с большими скоплениями людей, - канцелярия, вестибюль, залы для частых слушаний - в нижних этажах. Технологические помещения, не требующие естественного освещения, рекомендуется размещать внутри корпуса или в подземных этажах. Функционально-планировочную структуру следует увязывать с композиционной идеей.
Ввиду большой ответственности работы, выполняемой судом, существует опасность неожиданных актов агрессии в стенах суда или за его пределами. Подобный риск можно существенно снизить архитектурными и техническими средствами обеспечения безопасности.
Предлагается комплекс мер по обеспечению безопасности зданий судов архитектурными и техническими средствами.
К архитектурным средствам обеспечения безопасности относятся: решение генерального плана участка: устройство ограждений общественных и служебных автостоянок и прилегающих к зданию проездов, защищающих строение от въезда машин; проектирование траекторий проездов к зданию, исключающих длинные прямолинейные участки; объемно-планировочное решение здания: проектирование трех (двух) раздельных входов в здание - для посетителей, служебного персонала, подсудимых под конвоем (не требуется в судах по гражданским делам); обеспечение визуального контроля в общественной зоне и в потенциально опасных помещениях; объемно-планировочная изолированность каждой функционально-планировочной зоны и соответствующих им трех (двух) основных потоков; организация путей эвакуации из каждой функционально-планировочной зоны в соответствии с действующими нормативами противопожарной безопасности; организация внутреннего пространства: применение массивной мебели в зонах общего доступа (кресла, стулья, столы), которая не может быть использована как орудие нападения; визуальная изолированность предметов оргтехники и оборудования; применение полузакрытых и закрытых витринных барьеров из пуленепробиваемого стекла в канцелярии; применение кабин из пуленепробиваемого стекла для подсудимого в залах заседаний вместо клеток из арматурной стали. К техническим средствам обеспечения безопасности относятся: СКУД - системы контроля и управления доступом в здание, в помещения и зоны внутри здания (устанавливаются на двери, турникеты, лифты и гаражные ворота); системы пожарной и охранной сигнализации; оборудование для проведения судебных заседаний в режиме телеконференций, позволяющее избежать конвоирования подсудимого в зал заседаний; замкнутые телевизионные системы (CCTV).
Принципиально, существующие СКУД подразделяются на три типа. Автономный тип не требует связи с компьютером, рассчитан на число пользователей от 100 до 1500 человек. Основной тип системы - однодверная, но существует система на 4 или на 8 дверей. Данная система подходит для зданий районных (городских) судов. Малая/средняя система подключается к компьютеру в режимах On-Line PC (постоянного включения) или Off-Line PC (эпизодического включения), данная система рассчитана на 10000 посетителей и контролирует работу 4-16 дверей. Данная система может быть рекомендована для зданий городских, областных (краевых), арбитражных судов, во-первых из-за их высокой посещаемости, во-вторых, из соображений безопасности. Наконец, крупная система применяется при наличии в здании более 10000 пользователей. Эту систему целесообразно применять в уникальных зданиях судов с высокой наполняемостью, что пока нехарактерно для условий России. За рубежом, например в Нью-Йорке, здание Верховного суда представляет собой небоскреб, рассчитанный на несколько тысяч пользователей. Таким образом, для большинства зданий судопроизводства наиболее целесообразны автономная и малая/средняя системы.
Формирование внутренней среды судебного здания также производится за счет комплексного применения архитектурных и технических средств. Безусловным приоритетом являются архитектурные средства, к которым относятся: организация точек восприятия композиционных, пространственных доминант и акцентов, построение динамики планов восприятия интерьера; сочетания различных цветов, фактур и текстур применяемых отделочных материалов, выявление или маскировка конструктивных особенностей здания и его инженерно-технических систем; организация стилевого единства внутренней среды здания и ее материально-предметного наполнения; упорядочение соотношений разномасштабных элементов: пространств, масс, поверхностей, акцентов, предметного наполнения; световое моделирование интерьера.
Техническими средствами являются системы охранной сигнализации, которые осуществляет автоматизированную охрану помещений и подступов к охраняемому объекту. Выделяют три рубежа охраны: 1) периметральная охрана; 2) охрана границ и объемов помещений; 3) охрана ценного объекта внутри помещения (сейфы, архивные материалы, дорогостоящее оборудование).
Существуют три типа систем пожарной сигнализации: безадресная пороговая (традиционная, простая в монтаже, но неудобная в эксплуатации), адресная пороговая (более совершенная система со средним по цене оборудованием) и адресно-аналоговая (технически - самая совершенная, но и наиболее дорогая). Адресно-аналоговая система обеспечивает наилучший уровень защиты от пожара. Однако, конечный выбор той или иной системы диктуется экономической целесообразностью.
Воздействие факторов прогнозирования на типологию судебных зданий
Прогнозирование включает анализ существующих и прогнозируемых тенденций, проектных требований, а также имеющихся противоречий, относящихся к данному типу зданий, выявление наиболее оптимальных путей достижения поставленных целей на стадиях формирования проектного решения, расширяющих потенциал для последующего типологического преобразования. Прогнозирование ориентировано на решение как краткосрочных, так и долгосрочных задач.
Прогнозирование включает в себя следующие основные задачи1: архитектурно-планировочные (включая проекты развития, реконструкции и перевооружения, реновации); строительные; инженерные; эксплуатационные; экономические; административно-юридические.Для архитектора самыми важными задачами при стратегическом планировании являются, безусловно, архитектурно-планировочные. Для большей эффективности следует иметь представление о каждой задаче хотя бы в общих чертах, поскольку все задачи стратегического планирования находятся в тесной взаимосвязи между собой, оказывая влияние на архитектуру.
Архитектурно-планировочные задачи при прогнозировании предполагают учет особенностей сосуществования здания суда с окружающим контекстом, особенно когда здание строится в условиях реконструкции, находясь в непосредственной близости от исторической или современной застройки, а также взаимосвязь с общим контекстом городской застройки.Архитектурно-планировочные задачи также предполагают включение в проект здания суда потенциала для возможных изменений в планировке. Возможность изменения планировки здания диктуется неизбежными изменениями в юридическо-правовой базе, увеличениями в кадровом составе работников судопроизводства, увеличением количества рассматриваемых дел с растущей потребностью в складских помещениях, помещениях судебной экспертизы и т.д. На настоящий момент проект может вполне удовлетворять действующим нормативам и сиюминутным потребностям, однако, это не означает, что так будет всегда.Планировочное зонирование суда следует выпонять на базе конструктивных систем, дающих возможность применять гибкую планировку. Однако, при наличии гибкой планировки не должна разрушаться композиционная идея сооружения. Гибкая планировка является необходимым архитектурным средством, но сама по себе едва ли может являться главной идеей здания суда.
Возможно применение монолитного или металлического каркаса. Конкретный выбор зависит от конкретных обстоятельств. Возведение и монтаж металлического каркаса осуществляются гораздо быстрее, чем аналогичного железобетонного, но потребуются дополнительные мероприятия по обеспечению огнестойкости и эстетичности конструкций, где монолитный каркас имеет безусловное преимущество.
В строительные задачи входит определение наиболее рациональных способов и технологий строительства данного здания на данном конкретном участке. Архитектор обязан иметь представление о том, возможно ли построить запроектированное им здание, каким образом, в какие сроки это можно осуществить и какие строительные технологии при этом нужно применять. С современными строительными технологиями можно практически осуществить самый смелый архитектурный проект, однако, требования экономической обоснованности являются при этом очень важными.
Экономические задачи весьма многочисленны и сложны. Сама возможность осуществления дорогого проекта должна иметь прочную экономическую базу. Американские здания судов строятся во многих случаях как высотные здания, где суд занимает лишь первые и несколько последних этажей. Средние этажи занимаются офисами, которые своей арендной платой покрывают расходы суда, в том чиcлe и расходы на возврат кредитов на строительство, если кредит был выбран в качестве источника финансирования строительства. В России вполне реально привлечение подобного способа финансирования строительства, но должен быть отлажен механизм поступления арендных денег в федеральный бюджет и дальнейшего перечисления их на покрытие кредита на строительства. По Казахстанскому законодательству суды финансируются из республиканского бюджета во избежание зависимости и пристрастия судебной власти. Тем не менее в западном мире широко применяется такой способ финансирования строительства.
Ничто в мире, казалось бы, не обладает такой универсальностью, как общеправовые нормы. Накопленный в разных странах опыт в разрешении сложнейших гражданских и уголовных дел обусловил усиление интеграционных тенденций в международном праве. Появившиеся в минувшем столетии суды, такие как Международный трибунал в Гааге и Европейский суд по правам человека в Страсбурге, рассматривают в высшей инстанции дела, имеющие международный статус. С июля 2002 года начал функционировать МУС - Международный уголовный суд, несмотря на полное или частичное непризнание некоторыми странами (например, США) его полномочий.
Помня о цикличности событий в истории, можно попытаться найти аналогии /становления правового единства в области международного права. Как известно, в 212 году н.э. римский император Каракалла учредил право римского гражданства для всех, кто проживал в границах Римской империи . С одной стороны, сделан шаг к установлению господства римского права на территории империи, с другой - налицо некоторая декларативность заявления императора. Даже в пределах Римской империи многие завоеванные народы сохраняли свои обычаи, носившие характер правовых норм, и после 212 года. Кроме того, помимо римских владений, параллельно существовали и другие народы и культуры, также обладавшие собственными правовыми нормами или, по крайней мере, обычаями, выступающими в качестве правовых инструментов. И, наконец, насильственный характер интеграции других народов в Римскую империю вряд ли говорит в пользу безусловности унификации права. При весьма похожих обстоятельствах произошло широкое распространение мусульманского права в течение VII века и далее. Установление советского права на территории союзных республик имеет аналогичные предпосылки. Однако, и римская, и мусульманская, и впоследствии советская правовые системы раскололись на множество производных систем, составляющих ныне международное правовое поле. Римская базилика и мусульманская мечеть перестали быть зданиями судопроизводства, преобразовавшись в культовые здания. Советские здания судопроизводства пережили свои исторические прототипы и, в силу времени, претерпели лишь некоторые качественные и количественные изменения, которые только в малой степени указывают на наличие феномена правовой унификации. Так возможна ли в принципе унификация права и, если да, то каким образом она влияет на типологию судебных зданий и ее видоизменение?
Развитие международных связей затрагивает многие сферы: культуру, искусство, образование, экономику, судебно-правовые отношения, которые выступают гарантом соблюдения основных прав и свобод граждан. Различия между правовыми системами разных государств способны провоцировать различного рода конфликтные ситуации - как в частных, так и в межгосударственных отношениях, особенно в области экономики и предпринимательства. В области частного права центральное место занимают права человека - универсальные по своей природе как никакой другой социальный институт. В качестве международных инструментов правового регулирования выступают Гаагский трибунал, Европейский (Страсбургский) суд по правам человека, вновь созданный Международный уголовный суд (МУС). Данные суды рассматривают дела как в области частного, так и в области публичного права - дела, которые невозможно разрешить в суде отдельно взятого государства. Таким образом, можно говорить о тенденциях микро- и макроглобализации в судебно-правовой сфере.
Требования предъявляемые зданиям суда.
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования к размещению участкам, функциональным группам помещений, объемно‐планировочным решениям, защищенности, инженерному оборудованию и внутренней среде проектируемых зданий судов общей юрисдикции.
1.2 Настоящий свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий судов общей юрисдикции, при этом для реконструируемых зданий настоящий свод правил следует использовать по возможности.
1.3 Настоящий свод правил не распространяется на проектирование зданий, закрепленных за судами и управлениями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
2 Нормативные ссылки в настоящем своде правил приведены ссылки на следующие нормативные документы:
СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы
СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты
СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности
СП 4.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на бъектах защиты. Требования к объемно‐планировочным и конструктивным решениям.
СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования
СП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности
СП 30.13330.2012«СНиП 2.04.01‐85* Внутренний водопровод и канализация зданий»
СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.02‐89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
СП 44.13330.2011«СНиП 2.09.04‐87* Административные и бытовые здания»
СП 51.13330.2011 «СНиП 23‐03‐2004 Защита от шума»
СП 52.13330.2011«СНиП 23‐05‐95* Естественное и искусственное освещение»
СП 59.13330.2012«СНиП 35‐01‐2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
СП 60.13330.2012«СНиП 41‐01‐2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование»
СП 89.13330.2012 «СНиП II‐35‐76* Котельные установки»
СП 113.13330.2012 «СНиП 21‐02‐99* Стоянки автомобилей»
СП 118.13330.2012«СНиП 31‐06‐2009 Общественные здания и сооружения»
СП 124.13330.2012 «СНиП 41‐02‐2003 Тепловые сети»
СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений.
Общие требования проектирования
СП 139.13330.2012 Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования
ГОСТ Р 50571.1‐2009 Электроустановки низковольтные. Часть 1. Основные положения, оценка общих характеристик, термины и определения
ГОСТ Р 53770‐2010 Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры
ГОСТ 30494‐2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях
СанПиН 2.2.2/2.4.1340‐03 Гигиенические требования к персональным электронно‐вычислительным машинам и организации работы
Примечание ‐ при пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования ‐ на официальном сайте Республиканского агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (отменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающем эту ссылку.
3 Общие положения
3.1 Здания федеральных судов общей юрисдикции (далее ‐ судов общей юрисдикции) подразделяются на два вида:
здания, предназначенные для размещения районных, городских, межрайонных и гарнизонных
военных судов общей юрисдикции (далее ‐ районные и равные им суды, гарнизонные военные суды);
здания, предназначенные для размещения верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов (далее ‐ областные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды).
3.2 Для расчета площадей участков и зданий судов общей юрисдикции в настоящем своде правил в качестве расчетного показателя принята штатная численность работающих в зданиях судей.
3.3 Для размещения судов общей юрисдикции предпочтительным следует считать проектирование и строительство отдельно стоящих зданий. Допускается размещение судов общей юрисдикции в составе кооперированных комплексов с другими административными зданиями при условии обеспечения автономности и безопасности деятельности судов.
Здания судов общей юрисдикции должны проектироваться по второму (нормальному) уровню ответственности согласно ГОСТ 54257.
3.4 При проектировании зданий судов общей юрисдикции следует руководствоваться СП 118.13330.
3.5 Здания судов общей юрисдикции должны проектироваться доступными для инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СП 59.13330.
4 Требования к размещению и организации участка
4.1 Размещение зданий областных и равных им судов осуществляется в административных центрах, соответствующих федеративному устройству Республики Казахстан.
4.2 Здания окружных (флотских) и гарнизонных военных судов размещаются по месту дислокации воинских частей и учреждений вооруженных сил Российской Федерации, воинских формирований и органов.
4.3 Размещение зданий судов общей юрисдикции на территории районных центров, городов (городских районов) следует осуществлять в соответствии с утвержденными документами территориального планирования муниципальных образований на территории общественно‐деловых зон, а при невозможности такого размещения ‐ в пределах зон жилой застройки. Не допускается строительство зданий судов общей юрисдикции на территории производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур, а также ‐ на участках, примыкающих к зонам
специального назначения. Размещение зданий судов общей юрисдикции в соответствии с видами разрешенного использования осуществляется с обязательным соблюдением противопожарных, санитарно‐гигиенических и других требований к совместному размещению объектов разного функционального назначения.
4.4 Минимальное расстояние между зданиями судов общей юрисдикции и другими зданиями, сооружениями, следует принимать по СП 42.13330 и СП 4.13130.
4.5 Участки судов должны включать следующие функциональные зоны:
общественную, включающую проходы и проезды, озеленение и стоянки для автомашин;
служебную;
хозяйственную;
зону‐площадь застройки здания суда.
4.6 Общая площадь участков зданий судов общей юрисдикции определяется в зависимости от численности судей, на основании СП 42.13330.
4.7 Площади функциональных зон участков судов следует определять в процентном отношении .
4.8 Общественная зона размещается со стороны главного входа в здание суда. В ее планировке должны быть предусмотрены:
примыкание к улице (магистрали, проезду);
пешеходные дорожки с шириной и уклонами, обеспечивающими доступность территории и здания суда для маломобильных групп населения в соответствии с СП 59.13330;площадки для временной стоянки (парковочные места) для личного автотранспорта судей и работников суда.
4.9 Число парковочных мест личного автотранспорта судей, работников суда и посетителей следует определять по специальным таблицам.
4.10 Парковочные места для личного транспорта инвалидов следует предусматривать в количестве 5 % числа парковочных мест для посетителей суда (но не менее одного места), их следует размещать не далее 50 м от главного входа в здание. Размеры, устройство и обозначение таких парковочных мест должны соответствовать СП 59.13330 и СП 113.13330.
4.11 Служебная зона предназначена для приема специальных транспортных средств, осуществляющих доставку лиц, содержащихся под стражей.
4.12 Служебная зона должна размещаться со стороны въезда в боксы для посадки‐высадки лиц, содержащихся под стражей .
4.13 Размеры служебной зоны должны обеспечивать свободный проезд, маневрирование и стоянку специальных транспортных средств. Число мест для стоянки специальных транспортных средств, организуемых в служебной зоне, устанавливается заданием на проектирование.
4.14 Хозяйственная зона предназначена для парковки закрепленных за судом служебных автомобилей, устройства площадок для размещения мусоросборников, построек, обеспечивающих эксплуатацию здания.
4.15 Площадка для установки мусоросборников должна соответствовать действующим требованиям санитарных норм, иметь твердое (бетонное или асфальтовое) покрытие, ограниченное бордюром по периметру. К площадке должен быть обеспечен удобный подъезд мусороуборочной техники. Размер площадки устанавливается в зависимости от числа мусоросборников, определяемого с учетом принятого для данной местности способа удаления
мусора, граница площадки должна отстоять от мусоросборников на 1 м по периметру.
4.16 Число мест стоянки в хозяйственной зоне служебных автомобилей устанавливаются в задании на проектирование исходя из типа и числа автомашин, предусмотренных действующими нормами обеспечения федеральных судов общей юрисдикции материально‐техническими средствами. Допускается устройство встроенных стоянок служебного автотранспорта (без функций техобслуживания автомобилей), размещаемых в подвальном или цокольном этаже.
4.17 Служебную и хозяйственную зоны следует располагать со стороны, противоположной главному входу в здание суда и предусматривать для них отдельные въезды. В случае стесненных условий размещения зданий допускается объединение служебной и хозяйственной зон при условии соблюдения требований безопасности.
4.18 При размещении в одном здании нескольких судов общей юрисдикции, площадь участка допускается уменьшить до 20 % по сравнению с площадью, определяемой для отдельных зданий. Уменьшение площади участка достигается за счет сокращения площади общественной и хозяйственной зон.
5 Объемно-планировочные решения
5.1 Предпочтительными для судов общей юрисдикции являются компактные объемно‐планировочные решения зданий, обеспечивающие размещение в едином здании всех структурных подразделений.
5.2 Объемно‐планировочные решения зданий судов должны учитывать рациональное взаиморазмещение трех функциональных зон :
общественной (в которую предусмотрен доступ посетителей суда);
служебной (в которую предусмотрен доступ только судей и работников аппарата суда);
группы помещений для лиц, содержащихся под стражей, и конвоя.
Кроме того, проектное решение здания суда должно обеспечивать внутри здания разделение (непересечение) потоков:
посетителей суда;
судей и работников аппарата суда;
лиц, содержащихся под стражей, и конвоя.
Это требование распространяется, как на горизонтальные (коридоры, холлы), так и на
вертикальные коммуникации здания (лестницы, лифты).
5.3 При проектировании крупных зданий судов, или предназначенных для размещения нескольких судов, либо в случае размещения суда совместно с органом Судебного департамента при Верховном Суде Республики Казахстан, допускаются объемно‐планировочные решения с выделением блоков (этажей) различного функционального назначения.
5.4 Этажность здания (блоков здания) суда должна определяться с учетом функциональной и эксплуатационной необходимости, площади участка, его архитектурного и природного окружения. Допускается устройство подвального или цокольного этажа. Здания судов общей юрисдикции следует проектировать по классу пожарной безопасности Ф3.5.
Требования к конструкциям зданий должны соответствовать СП 2.13130.
5.5 При проектировании новых зданий судов общей юрисдикции высота рабочих помещений должна быть не менее 3,0 м. Высота конференц‐зала вместимостью более 75 чел. ‐ не менее 4 м.
5.6 На первом этаже зданий рекомендуется размещать помещения:
в зданиях областных и равных им судов, окружных (флотских) военных судов ‐помещения отделов: делопроизводства; обеспечения судопроизводства по уголовным и гражданским делам; обеспечению деятельности Президиума суда, а также помещения архивов, помещения для хранения вещественных доказательств, приемной суда, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее ОУПДС) и охраны: в зданиях районных и гарнизонных военных судов ‐ помещения общего отдела; отделов обеспечения судопроизводства по уголовным и гражданским делам; информатизации, помещения архивов, помещения для хранения вещественных доказательств, приемную суда, помещения судебных приставов по ОУПДС.
Для обеспечения прав несовершеннолетних, участвующих в уголовном или гражданском судопроизводстве в качестве подсудимых, потерпевших или свидетелей преступлений при разрешении споров, вытекающих из брачно‐семейных отношений, в порядке гражданского судопроизводства в общественной зоне на первом этаже зданий следует предусматривать помещение площадью 30 м2для проведения примирительных процедур с участием медиатора.
5.7 На верхних этажах зданий судов рекомендуется размещать помещения:
в зданиях областных и равных им судов, окружных (флотских) военных судов ‐рабочие помещения
(офисы) председателя и заместителей председателя суда, кабинеты их помощников и секретарей,
конференц‐зал, а также помещения отделов: финансово‐бухгалтерского (за исключением
помещения кассы); государственной службы и кадров; судебной статистики и правовой
информатизации, кодификации и систематизации законодательства; материально‐технического
обеспечения, эксплуатации и ремонта здания; кабинет администратора суда;
в зданиях районных и гарнизонных военных судов ‐ рабочие помещения (офисы) председателя и
заместителей председателя суда, кабинеты их помощников и секретарей, помещения отделов:
обеспечения судопроизводства; государственной службы и кадров (служащего, в обязанности
которого входит кадровое обеспечение деятельности соответствующего суда), материально‐технического обеспечения, кабинет администратора суда.
5.8 На этажах между первым и верхним рекомендуется размещать залы судебных заседаний с сопутствующими помещениями, рабочие помещения (офисы) судей, их помощников и секретарей. В зданиях областных и равных им судов, окружных (флотских) военных судов один из залов судебных заседаний следует проектировать с возможностью его использования в качестве конференц‐зала. Для судов с численностью аппарата суда более 81 чел. допускается устройство отдельного конференц‐зала. В общественной зоне зданий федеральных судов общей юрисдикции при одном из залов
судебных заседаний следует размещать помещения для: педагога/психолога;
несовершеннолетних потерпевших и их законных представителей; несовершеннолетних свидетелей и их законных представителей.
5.9 В подвальном или цокольном этаже зданий судов, допускается размещать группу помещений для лиц, содержащихся под стражей и конвоя, хозяйственные помещения, помещения, обеспечивающие эксплуатацию систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации.
5.10 Буфет рекомендуется размещать на нижних этажах зданий судов общей юрисдикции поблизости от вестибюля.
6.11 В зданиях судов общей юрисдикции следует предусматривать входы (выходы) следующего назначения:
для посетителей, судей и работников аппарата суда (главный вход);
для лиц, содержащихся под стражей, и конвоя;
эвакуационные выходы, предназначенные для использования в случаях чрезвычайных ситуаций.
Наличие въезда в здание суда для специального автотранспорта определяется заданием на проектирование. По заданию на проектирование, в здание суда может быть также предусмотрен отдельный вход для судей или судей и работников суда со стороны хозяйственной зоны.
6 Функциональные группы помещений
6.1 Помещения зданий судов общей юрисдикции подразделяются на следующие основные группы:
залы судебных заседаний с сопутствующими помещениями;
рабочие помещения для судей;
помещения аппарата суда;
обслуживающие помещения;
помещения для лиц, содержащихся под стражей, и конвоя.
6.2Залы судебных заседаний с сопутствующими помещениями
6.3 Залы судебных заседаний по назначению разделяются на залы для слушания уголовных и гражданских дел.
Залы для слушания уголовных дел в зданиях областных и равных им судов, окружных (флотских) военных судов подразделяются на залы для проведения судебных заседаний с участием и без участия присяжных заседателей. Один из залов для слушания уголовных дел следует
предусмотреть для проведения закрытых судебных заседаний.
6.4 Количество, вместимость для посетителей и площадь залов судебных заседаний в зданиях областных и равных им судов. Количество, вместимость для посетителей и площадь залов судебных заседаний в зданиях районных и гарнизонных военных судов следует принимать по специальному приложению ГОСТ.
6.5 В планировке залов судебных заседаний следует выделять две функциональные зоны:
зону участников судопроизводства;
зону посетителей.
6.6 Зона участников судопроизводства залов судебных заседаний для слушания уголовных дел предназначается для размещения: суда;
секретаря судебного заседания;
прокуроров;
адвокатов;
кафедры для допроса;
присяжных заседателей (в залах, предназначенных для проведения судебных заседаний с участием присяжных заседателей);
подсудимых;
конвоя;
судебного пристава по ОУПДС.
6.7 Зона участников судопроизводства залов судебных заседаний для слушания гражданских дел предназначается для размещения:
суда;
секретаря судебного заседания;
истца и его представителей;
ответчика и его представителей;
адвокатов;
прокурора.
6.8 Высота и глубина подиума, предназначенного для размещения суда в зале судебных
заседаний, определяется заданием на проектирование.
6.9 Для размещения подсудимых в залах судебных заседаний для слушания уголовных дел предусматриваются защитные кабины. Установку защитных кабин следует осуществлять с учетом несущей способности перекрытий залов судебных заседаний.
6.10 Рекомендации по количеству и назначению входов в залы судебных заседаний судов приведены в специальном приложении ГО
2.5.Обьемно-планировочное решение.
Объемно-планировочные решения приняты согласно задания на проектирование для IIIА климатического района.
Административное здание запроектировано трехэтажным без подвала. Размеры здания в осях составляют 30,0 х 18,6 м. Высота этажа от пола до потолка принята 3 м.
Вертикальные связи между этажами осуществляются с помощью лестницы. Ширина лестничного марша и площадок принята 1200 мм, уклон марша лестницы принят 1:2. Высота ограждения – 0,9 м., лестничные марши и площадки имеют ограждения с поручнями. Лестничные марши запроектированы с естественным освещением через проемы в наружных стенах. Из лестничной клетки имеется выход на кровлю.
Архитектурно-планировочное решение здания выполнено с соблюдением санитарно-гигиенических требований и благоприятно для условий труда административного персонала. Состав и площади основных и вспомогательных помещений определены заданием на проектирование и соответствуют требованиям действующих на территории Казахстана СНиП.
Административное здание предназначено для работы двух организаций непроизводственной сферы деятельности, и его планировочное решение выполнено таким образом, что каждое учреждение имеет свои соответствующие основные и вспомогательные помещения.
Рабочие кабинеты и основные производственные помещения размещены по внешнему периметру здания. Коридоры имеют торцевое освещение.
Входная группа здания представлена тамбурами с комнатами охраны, а также холлами, где имеются гардеробные и центральные лестницы..
Расположение подразделений по этажам проектируемого здания следующее: на первом этаже в левом крыле здания размещены рабочие кабинеты, канцелярия, служебные помещения и санузлы. В торце здания предусмотрена вторая лестничная клетка. Также в этой части здания запроектирована встроенная котельная, в составе которой выделены помещения насосной и непосредственно электрокотельной. В правом крыле аналогично предусмотрены рабочие кабинеты, канцелярия, санузлы, а также архив и серверная.На втором этаже в левой части здания расположены два зала для совещаний, рабочие кабинеты, санузлы, а также две лестничные клетки. В правой части предусмотрены рабочие кабинеты, зал для совещаний и кабинет первого руководителя с комнатой отдыха и приемной.
В левой части третьего этажа предусмотрены рабочие кабинеты и кабинет руководителя с комнатой отдыха и санузлом. В правом крыле размещены только рабочие кабинеты.
Проектом предусмотрено выполнение мероприятий для полноценной эксплуатации здания маломобильными группами населения. Для лиц с ограниченными возможностями предусмотрены пандус, расширенные дверные проемы.
Комплектная трансформаторной подстанции (КТПН) напряжением 10/0,4 кВ представляющая собой единый блок размером 2,06 х 3,0 х 2,3 м.
Противопожарный щит с ящиком для песка. Ящик для песка размерами в плане 700 х 800 мм, высотой 800 мм. Проектируемый противопожарный щит размерами в плане 800 х 1200 мм, высотой 1900 мм.
№№ п.п. | Н а и м е н о в а н и е | Ед. изм. | Количество | Примечания |
Класс здания | II | |||
Степень огн Наши рекомендации
|