Архитектурные обломы (профили).

Архитектурные обломы – пластические формы деталей ордера, которые иногда называют мулюрами или профилями. Элементы профилей подразделяются на прямолинейные и криволинейные; простые и сложные; прямые и обратные.

Сложные обломы получаются из сочетания простых обломов. Из различных комбинаций обломов проектируют необходимые тяги, которые потом вытягивают при помощи специально изготовленных шаблонов. Рассмотрим виды архитектурных обломов. Для художественного оформления архитектурных деталей используют рельеф, иногда сочетаемый с цветом. Наиболее распространенный рельеф - порезки, выполняемые на обломах резьбой по камню или формовкой из гипса и других материалов. Черты отличия в построении и художественной проработке деталей проистекают из различий в архитектонике (связи и взаимообусловленности элементов целого), которые проявляются в деталировке колонн и антаблементов.

Архитектурные обломы (профили). - student2.ru

Пропорции ордеров.

Пропорции выражают соотношение размеров (длины, ширины и высоты) самого сооружения и его деталей. Для построения ордеров по определенным законам пропорциональных отношений независимо от их размеров и для возможности сравнения различных ордеров Виньола и Палладио приняли общую меру, выраженную в условных единицах – «модуль».

Модуль у Виньолы равен нижнему радиусу колонны и делится для простых ордеров на 12 частей (парт) и для сложных – на 18 парт.

Модуль у Палладио равен нижнему диаметру колонны для всех ордеров, кроме дорического, и делится на 60 частей (минут). Модуль дорического ордера равен нижнему радиусу колонны и делится на 30 минут.

Расстояние между осями колонн:

Расстояние между осями в модулях Тосканский Дорический Ионический Коринфский Композитный
Виньола 6 2/3 7 1/2 6 1/2 6 2/3 6 2/3
Палладио 7 1/2 3 1/4 2 1/2

Пропорции колонн в модулях:

Высота колонны в модулях Тосканский Дорический Ионический Коринфский Композитный
Виньола
Палладио 10 1/2
Интерколумний Тосканский Дорический Ионический Коринфский Композитный
Виньола 4 2/3 5 1/2 4 1/2 4 2/3 4 2/3
Палладио 5 1/2 2 1/4 1 1/2

Общая высота антаблемента по Виньоле 1/4 высоты колонны во всех ордерах. Общая высота антаблемента по Палладио – 1/4 высоты колонны (для простых ордеров), 1/5 высоты колонны (для сложных ордеров).

Высота пьедестала равна 1/3 высоты колонны у Виньолы и Палладио.

Существует очень важное правило в построении архитектурных ордеров – правило несвешиваемости. Оно заключается в том, что верхние части архитектурных элементов не должны быть шире нижних. Если верхняя часть имеет книзу расширение в виде базы, то ширина нижней части под ней должна быть одинакова с шириной этой базы. Карнизы и капители не должны принимать на свои выступающие части какие бы то ни было нагрузки. То есть ширина пьедестала под колонной должна равняться ширине нижней части базы колонны; ширина архитравных камней должна быть точно равна верхнему диаметру ствола колонны, вовсе не обременяя свеса капители.

Ритм отражает частоту повторения архитектурных деталей, например, чередование колонн с интерколумниями (пролетами между рядом стоящими колоннами). Их тоже рассчитывают в модулях.

Для художественного оформления архитектурных деталей используют рельеф, иногда сочетаемый с цветом. Наиболее распространенный рельеф — порезки, выполняемые на обломах резьбой по камню или формовкой из гипса и других материалов. Черты отличия в построении и художественной проработке деталей проистекают из различий в архитектонике (связи и взаимообусловленности элементов целого), которые проявляются в деталировке колонн и антаблементов.

Тосканский ордер.

Дорический ордер.

Ионический ордер.

Коринфский ордер.

Состав проекта.

Инструменты и материалы.

В процессе выполнения курсовой работы «Изучение архитектурных ордеров и выполнение их в чертеже» на каждом этапе используются определенные инструменты. Прежде всего, необходимы треугольники - пластмассовые, равнобедренные с углами 45°,45° и 90°, и с углами 30°, 60° и 90°. Чтобы проводить параллельные линии, нужна рейсшина и линейки. Карандаши простые НВ, Н, 2Н, 3Н, 4Н что соответствует обозначениям ТМ, Т, 2Т, 3Т, 4Т.

В геометрических построениях криволинейных элементов архитектурного объекта может понадобиться циркуль, а для точных измерений - измеритель. Эти инструменты должны быть хорошего качества, с точным совпадением концов игл у измерителя, и хорошо регулируемыми винтами держателей у циркуля.

Лекала служат для вычерчивания кривых линий. До обводки кривой по лекалу рекомендуется прочертить ее тонкой линией от руки на глаз, стараясь при этом придать кривой линии возможно более плавные очертания, лишь после этого подобрать лекало, соответствующее кривой того или иного ее участка. Участок лекала следует подбирать так, чтобы не менее трех-четырех соединяемых точек совпадало с контуром лекала. При продолжении кривой необходимо, чтобы с контуром лекала совпадали не только две-три следующие точки, но и одна-две предыдущие.

Резинки для работ используют мягкие, не повреждающие поверхностного слоя бумаги. Для удаления резинкой ненужной линии чертежа, чтобы не повредить рядом располагающуюся графическую информацию, рекомендуется использовать или самостоятельно изготовить трафареты из тонкого материала (бумаги, фотопленки). В трафарете должны быть узкие прорези для снятия линий и круглые или квадратные отверстия для удаления цифр и неверно нанесенных букв.

Бумага, на которой вычерчиваются архитектурные чертежи, должна быть очень хорошего качества.

Литература

1.Виньола. Правила пяти ордеров. –М.: Издательство Академии архитектуры, 1940. – 186 с.

2. Витрувий. Десять книг об архитектуре. –М.: Издательство Академии архитектуры, 1936. – 255 с.

3. Иконников А. В., Степанов Г. П. Основы архитектурной композиции. – М.: Искусство, 1971. – 223 с.

4. Михалковский И. Б. Теория классических архитектурных форм. –М.: Высшая школа, 1940. – 240 с.

5. Палладио. Четыре книги об архитектуре. –М.: Издательство академии архитектуры, 1936. – 142 с.

Приложение А.

Структура и основные части ордера.

Архитектурные обломы (профили). - student2.ru

Приложение Б.

Примеры выполнения курсовой работы.

Архитектурные обломы (профили). - student2.ru

Автор – Боченков И.

Архитектурные обломы (профили). - student2.ru

Автор – Сотников Н.

Архитектурные обломы (профили). - student2.ru

Автор – Толасова Д.

Наши рекомендации