Нормальный модуль зацепления
Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:
mn = (0.01 ÷ 0.02) аW = (0.01 ÷ 0.02) . 160 =1.6÷3.2 мм.
Принимаем по ГОСТ 9563-60* mn = 2 мм (см. с. 36 [1]).
Примем предварительно угол наклона зубьев в = 10о и определим число зубьев шестерни и колеса (см. формулы (3.12) и (3.13) [1]):
.
Принимаем z1 = 31, тогда z1 = z1 . u = 31 . 4 = 124.
Уточненное значение угла наклона зубьев
.
Основные размеры шестерни и колеса
Диаметры делительные (см. формулу (3.17), с. 37 [1]):
;
.
Проверка:
.
Диаметры вершин зубьев:
da1=d1+ 2mn= 64+ 2.2 = 68 мм;
da2 = d2 + 2mn = 256 + 2 . 2 = 260 мм;
ширина колеса: b2 = ybaaW=0,4 . 160 = 64 мм;
ширина шестерни: b1=b2 + 5 = 69мм.
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
.
Окружная скорость колес и степень точности передачи:
.
Для косозубых колес при v до 10 м/с назначаем 8-ю степень точности и принимаем КHх=1,0¸1,05.
Силы, действующие в зацеплении
Окружная сила
;
Радиальная сила
;
Осевая сила
.
Проверочный расчет зубьев на контактную выносливость
Коэффициент нагрузки
КН = КНa . КНb . КНu.
При ybd=1,0, твердости НВ 350 и симметричном расположении колес относительно опор принимаем КHb≈1,04.
При u= 4,88м/с и 8-й степени точности КHa≈1,09 (см. табл. 3.4 [1]).
Для косозубых колес при u£ 5м/с КHu=1,0 (см. табл. 3.6 [1]).
Таким образом, КH = 1,04 . 1,09 . 1,0 = 1,526.
Проверка контактных напряжений по формуле (3.6) [1]:
.
Проверочный расчет на контактную статическую прочность
При пиковой нагрузке
Расчетные контактные напряжения по формуле 3.21 [1]
.
Допускаемое контактное напряжение при действии пиковой нагрузки для стальных колес с улучшением
,
где предел текучести для стали 45 и диаметра заготовки свыше 120 мм sт=340 МПа (табл.3.3 [1])
.
Условие прочности выполняется.
Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба
По формуле (3.25) [1, с.41]
.
Коэффициент нагрузки [1, с.42].
По табл. 3.7 [1] при ybd=1,1, твердости HВ £ 350 и симметричном расположении зубчатых колес относительно опор КFb =1,1; КFu = 1,3 (см. табл. 3.8 [1]). Таким образом, коэффициент kf=1,1×1,3=1,43.
КFa - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями. При среднем значении коэффициента торцового перекрытия ea = 1,5 и 8-й степени точности
.
YF – коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев zu(см. гл. III, пояснения к формуле (3.25) [1]):
- у шестерни ;
- у колеса .
и YF2=3,6 [1, с. 42].
Допускаемое напряжение определяем по формуле (3.24) [1]
.
По табл. 3.9 [1] для стали 45 улучшенной при НВ £ 350 предел выносливости при изгибе s0Flimb=1,8 НВ.
Для шестерни s0Flimb=1,8×230=415 МПа, для колеса s0Flimb= 1,8×200 = =360 МПа.
[sf]= [SF]'.[SF]" - коэффициент безопасности (см. пояснения к формуле (3.24) [1]), где [SF]¢=1,75 (по табл. 3.9 [1]) и [SF]"=1 (для поковок и штамповок). Следовательно, [SF] = 1,75.
Допускаемые напряжения:
- для шестерни МПа;
- колеса МПа.
Находим отношения :
- для шестерни МПа;
- колеса МПа.
Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
Определяем коэффициент Yb , учитывающий наклон зубьев:
Yb = 1 - = 1 - = 0,88.
Проверяем прочность зуба по формуле (3.25) [1]:
;
.
Условие прочности выполнено.
Проверочный расчет на изгибную статическую прочность
При пиковой нагрузке
Расчетные изгибные напряжения
.
Допускаемые изгибные напряжения при действии пиковой нагрузки для стальных колес с улучшением:
,
.
Условие прочности выполнено.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ РЕДУКТОРА
Предварительный расчет проведем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.
Ведущий вал. Диаметр выходного конца при допускаемом напряжении [tK]= 25 МПа (по формуле (8.16) [1])
мм.
Так как вал редуктора соединен муфтой с валом электродвигателя, то необходимо согласовать диаметры ротора dДВ и вала dВ1. У выбранного двигателя диаметр вала dДВ=38 мм. Выбираем МУВП по ГОСТ 21424-75 с расточками полумуфт под dДВ=38 мм и dВ1=32мм (округляем dB1 из формулы до ближайшего числа из ряда на с. 161 [1]). Примем под подшипниками dп=40 мм.
Ведомый вал. Принимаем [tK]= 25 МПа.
Диаметр выходного конца вала (см. формулу (8.16) [1])
.
Принимаем ближайшее большее значение из стандартного ряда dB1 = 42 мм (см. гл. VIII, пояснения к формуле (8.16) [1]). Диаметр вала под подшипниками принимаем dn2= 45 мм, под зубчатым колесом dк2 = 50мм .
Диаметры остальных участков вала назначаем исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора.