Проверка прочности шпоночных соединений

Шпонки призматические со скругленными торцами. Размеры поперечного сечения и длина шпонок, а также размеры шпоночных пазов выбираются по ГОСТ 23360-78. Материал шпонок – сталь Ст 45 нормализованная.

Напряжение смятия и условие прочности (формула (8.22) [1])

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru .

Допускаемые напряжения смятия при стальной ступице [sсм]=100÷120 МПа, при чугунной [sсм]=60÷70 МПа.

Ведущий вал.

Шпонка 1 под муфтой – d=28 мм, b×h=8×7, t1=4, длина шпонки l=50 мм (при длине ступицы полумуфты МУВП 60 мм, табл. 11.1 [1]), момент на ведущем валу 49,2 Н.мм

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru МПа <[sсм]=100÷120 МПа.

Шпонка2 под шестерней – d=20 мм, b×h=6×6, t1=3,5, длина шпонки l=28 мм (при длине ступицы шестерни 38 мм)

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru МПа <[sсм]

Ведомый вал: материал полумуфт МУВП – сталь 40Х, материал колеса – сталь 40Х улучшенная; крутящий момент Т2=147,6 Н.мм;

шпонка 1 – под зубчатым колесом:

d=35 мм, b×h=10×8, t1=5, l=40 мм (при длине ступицы колеса 50 мм),

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru МПа <[усм]=100÷120 МПа;

шпонка 2 – на выходном конце:

d=28 мм, b×h=8×7, t1=4, длина шпонки l=50 мм.

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru МПа <[усм]=100÷120 МПа.

УТОЧНЕННЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ

Считаем, что нормальные напряжения от изгиба изменяются по симметричному циклу, а касательные от кручения – по отнулевому (пульсирующему).

Материал валов – сталь 45 нормализованная; sв = 570 МПа (см. табл. 3.3 [1]). Пределы выносливости s–1 = 0,43×570 = 246 МПа и t–1 = 0,58×246 = 142 МПа.

Ведущий вал. Рассмотрим два сечения: а) под подшипником;

б) на выходном конце вала по шпоночной канавке.

а) Концентрация напряжений вызвана напрессовкой внутреннего кольца подшипника на вал.

Изгибающие моменты в двух взаимно перпендикулярных плоскостях:

My=Rx2.c1=865.100=86,5 Н.м;

Мх=Ry2.c1=247.100=24,7 Н.м.

Суммарный изгибающий момент

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru Н×м.

Момент сопротивления сечения

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru мм3.

Амплитуда нормальных напряжений изгиба

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru МПа.

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru ,

где отношение проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru (см. табл. 8.7 [1]).

Полярный момент сопротивления

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru мм3.

Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений (формула (8.20) [1])

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru МПа.

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям (формула (8.19) [1])

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru ,

где проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru (см. табл. 8.7 [1]); коэффициент

yt = 0,1 – для данной стали.

Коэффициент запаса прочности (формула (8.17) [1])

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru >[S],

б)Концентрация напряжения вызвана наличием шпоночной канавки.

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru ;

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru .

d=28 мм, b=8 мм, t1=4 мм.

Момент сопротивления кручению:

Wк нетто проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru мм3.

Касательные напряжения

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru МПа.

kt=1,48, xt=0,8, (см. табл. 8.5, 8.8 [1]), yt=0,1.

St=142/((1,48/0,8).8,83+0,1.8,83)=8,24.

Произведем расчет прочности по нормальным напряжениям. ГОСТ 16162-78 указывает на то, чтобы конструкция редукторов предусматривала возможность восприятия радиальной нагрузки, приложенной в середине посадочной части вала. Величина этой нагрузки для одноступенчатых зубчатых редукторов на быстроходном валу должна быть проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru при 25×103 Н×мм < ТБ<250×103 Н×мм.

Приняв у ведущего вала длину посадочной части под муфту равной длине полумуфты l=80 мм (муфта УВП для валов диаметром 28 мм), получим момент в сечении от консольной нагрузки проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru , где l – длина полумуфты:

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru Н.м

Момент сопротивления изгибу:

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru ;

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru МПа;

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru .

ks=1,58, xs=0,8, ys =0,1 (см. табл. 8.5, 8.8 [1]), среднее напряжение sm=0.

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru > [S].

Ведомый вал. Будем рассматривать сечение под зубчатым колесом.

Диаметр вала в сечении dк = 35 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки (см. табл. 8.5 [1]): ks = 1,59 и kt = 1,49; масштабные факторы es = 0,865; et = 0,75 (см. табл. 8,8 [1]); коэффициенты ys » 0,15 и yt » 0,1 (см. с. 163 и 166).

Крутящий момент Т2 = 147,6×103 Н×мм.

Суммарный изгибающий момент

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru Н×м.

Момент сопротивления изгибу

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru мм3.

Амплитуда нормальных напряжений

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru МПа.

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru .

Момент сопротивления кручению

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru мм3.

Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru МПа.

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru ,

где отношение проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru (см. табл. 8.7 [1]); коэффициент yt = 0,1.

Коэффициент запаса прочности

проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru > [s].

ВЫЧЕРЧИВАНИЕ РЕДУКТОРА

Редуктор вычерчивают в двух проекциях в масштабе 1:1 с основной надписью.

Подшипники ведущего вала смонтированы в общем стакане.

Подшипниковый узел ведущего вала уплотнен с одной стороны мазеудерживающим кольцом, а с другой – манжетным уплотнителем.

Для осмотра зацепления и заливки масла служит окно в верхней части корпуса редуктора. Окно закрыто крышкой; для уплотнения под крышку окна помещают прокладку их технического картона.

Маслоспускное отверстие закрывают пробкой и уплотняют прокладкой из маслостойкой резины.

Уровень масла проверяют жезловым маслоуказателем.

Относительное расположение корпуса и крышки редуктора фиксируется двумя коническими штифтами.

Редуктор крепят к фундаменту четырьмя болтами с резьбой М20.

ВЫБОР СОРТА МАСЛА

Для смазывания зубчатого зацепления применяют брызговики, забрасывающие масло на шестерню и колесо. При смазывании данного редуктора объем масляной ванны примем из расчета 0,25 л на 1 кВт передаваемой мощности V=0,25.7,5=1,875 дм3. По табл. 10.8 [1] устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях sн = 400,1 МПа и средней скорости u = 5,2 м/с вязкость масла должна быть приблизительно равна 28×10-6 м2/с. По табл. 10.10 [1] принимаем масло индустриальное И-30А (по ГОСТ 20799-75).

Подшипники смазываем пластичным смазочным материалом, закладываемым в подшипниковые камеры при монтаже. Сорт мази выбираем по табл. 9.14 [1] – солидол марки УС-2. Для продолжительной работы редуктора смазку необходимо менять каждые полгода.

СБОРКА РЕДУКТОРА

Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов: на ведущий вал насаживают мазеудерживающие кольца и роликовые конические подшипники, предварительно нагретые до 80÷100оС. Сборка производится так же, как и для цилиндрической передачи.

Для нормальной работы подшипников необходимо создание в подшипниках натяга оптимальной величины, для чего применяют наборы тонких металлических прокладок, установленных под фланцы крышек подшипников. Необходимая толщина набора прокладок может быть составлена из тонких металлических колец толщиной 0,1; 0,2; 0,4; 0,8 мм. Вращение подвижных элементов подшипников должно происходить легко и свободно, однако в подшипниках не должно быть больших зазоров. Регулирование осевого положения конической шестерни осуществляется с помощью набора металлических прокладок, которые устанавливаются под фланцы стакана.

Регулирование положения конического колеса осуществляется с помощью набора металлических прокладок, устанавливаемых под фланцы выступов крышек.

В валы закладывают шпонки напрессовывают их в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпусе с помощью двух конических штифтов, затягивают болты, крепящие крышку к корпусу. Ставят крышки подшипников.

Проверяют проворачивание валов, отсутствие заклинивания подшипников и закрепляют крышки винтами. Ввертывают пробку маслоспускового отверстия и жезловый маслоуказатель. Заливают в корпус масло.

Собранный редуктор обкатывают и испытывают на стенде по программе, установленной техническими условиями.

ДОПУСКИ И ПОСАДКИ

Таблица 3

Вид соединения и условное обозначение Условное обозначение полей допусков отверстий и вала Отклонение   Предельные размеры Натяг (мкм) Зазор (мкм)
верхн. Es es нижн. EI ei наиб. наим. наиб. наим. наиб. наим.
Подшипник –вал Ø30 к6/L0 отв. Ø30 L0 вал Ø30 к6 +15 -10 +2 30,000 30,015 29,990 30,002       –   –
Подшипник –вал Ø30 к6/L0 отв. Ø30 L0 вал Ø30 к6 +15 -10 +2 30,000 30,016 29,990 30,002       –   –
Шестерня -вал Ø20 проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru отв. Ø20 Н7 вал Ø20 к6 +21 +15 +0,2 20,021 20,015 20,000 20,002     –     –
Колесо - вал Ø35 проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru отв. Ø35 H7 вал Ø35 l0 +25 +42 +26 35,025 35,042 35,000 35,026       –   –
Стакан -подшипник Ø62 проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru отв. Ø62 Н7 вал Ø62 l0 +30 -15 62,030 62,000 62,000 61,985   –   –    
Стакан -подшипник Ø62 проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru отв. Ø62 Н7 вал Ø62 l0 +30 -15 62,030 62,000 62,000 61,985   –   –    
Муфта-вал Ø28 Н7/к6 Отв. Ø28 Н7 Вал Ø28 к6 +21 +15 +2 28,021 28,015 28,000 28,002
Втулка – вал Ø30 Н7/к6 Отв. Ø30 Н7 Вал Ø30 к6 +21 +15 +0,2 20,021 30,015 20,000 30,002
Шпонка -вал 8 проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru отв. 8 Р9 вал 8 h9 -18 -61 -43 7,982 8,000 7,939 7,957
Шпонка-шестерня 6 проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru Отв. 6 Р9 вал 6 h9 -18 -61 -43 5,982 6,000 5,939 5,957
Шпонка- ведомый вал 8 проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru Отв. 8 Р9 вал 8 h9 -18 -61 -43 7,982 8,000 7,939 7,957
Шпонка- колесо 10 проверка прочности шпоночных соединений - student2.ru Отв. 10 Js9 вал 10 h9 +18 -18 -36 10,018 10,000 9,982 9,968
Подшипник- корпус Ø62 Н7/l0 Отв. Ø62 Н7 вал Ø62 l0 +30 -15 62,030 62,000 62,000 61,985

Таблица 4

Позиция Наименование Кол. Примечания
ДОКУМЕНТАЦИЯ
  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  
       
ДЕТАЛИ
ВАЛ ВЕДУЩИЙ СТАЛЬ 45
КОЛЬЦО УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ ВОЙЛОК
КРЫШКА ПОДШИПНИКА СКВОЗНАЯ СЧ-45
ПРОКЛАДКА РЕГУЛИРОВОЧНАЯ КОМПЛЕКТ СТАЛЬ 10
КОЛЬЦО МАЗЕУДЕРЖИВАЮЩЕЕ СТАЛЬ СТ 3
СТАКАН СЧ-15
ВТУЛКА РАСПОРНАЯ СТАЛЬ СТ30Х
ШЕСТЕРНЯ СТАЛЬ 40Х
ПРОКЛАДКА РЕГУЛИРОВОЧНАЯ КОМПЛЕКТ СТАЛЬ 10
ВАЛ ВЕДОМЫЙ СТАЛЬ 45
КОЛЕСО ЗУБЧАТОЕ КОНИЧЕСКОЕ СТАЛЬ 40Х
КОЛЬЦО МАЗЕУДЕРЖИВАЮЩЕЕ СТАЛЬ СТ 3
КРЫШКА ПОДШИПНИКА СКВОЗНАЯ СЧ-15
КРЫШКА ПОДШИПНИКА ГЛУХАЯ СЧ-15
КОРПУС РЕДУКТОРА СЧ-15
КРЫШКА КОРПУСА СЧ-15
МАСЛОУКАЗАТЕЛЬ ЖЕЗЛОВЫЙ СТАЛЬ СТ 3
КРЫШКА СМОТРОВОГО ОКНА СЧ-15
ПРОКЛАДКА КАРТОН ТЕХНИЧЕСКИЙ
ПРОБКА СТАЛЬ СТ 3
ПРОКЛАДКА РЕЗИНА МАСЛОСТОЙКАЯ
СТАНДАРТНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
БОЛТ М6×20.58 ГОСТ 7798-70  
БОЛТ М6×30.58 ГОСТ 7798-70  
БОЛТ М12×30.58 ГОСТ 7798-70  

Окончание табл. 4

Позиция Наименование Кол. Примечания
БОЛТ М12×40.58 ГОСТ 7798-70  
БОЛТ М16×100.58 ГОСТ 7798-70  
ГАЙКА М12.6 ГОСТ 5915-80  
ГАЙКА М16.6 ГОСТ 5915-80  
ВИНТ М4×6 ГОСТ 7798-70  
ШАЙБА ПРУЖИННАЯ 12 ГОСТ 6402-70  
ШАЙБА ПРУЖИННАЯ 16 ГОСТ 6402-70  
ГАЙКА М25×1.5, 6Н.35Х. 019 ГОСТ 7798-70  
ШПОНКА 10×8×40 ГОСТ 23360-78  
ШАЙБА СТОПОРНАЯ 25.01.05  
ШПОНКА 8×7×30 ГОСТ 23360-78  
ШПОНКА 8×7×50 ГОСТ 23360-78  
ПОДШИПНИК 46206 ГОСТ 831-75  

КП-2068191-ТПМ-П3-00

РЕДУКТОР КОНИЧЕСКИЙ ПРЯМОЗУБЫЙ ОДНОСТУПЕНЧАТЫЙ

ПРИМЕР 2

Наши рекомендации