Проверка прочности шпоночных соединений
Шпонки призматические со скругленными торцами. Размеры поперечного сечения и длина шпонок, а также размеры шпоночных пазов выбираются по ГОСТ 23360-78. Материал шпонок – сталь Ст 45 нормализованная.
Напряжение смятия и условие прочности (формула (8.22) [1])
.
Допускаемые напряжения смятия при стальной ступице [sсм]=100÷120 МПа, при чугунной [sсм]=60÷70 МПа.
Ведущий вал.
Шпонка 1 под муфтой – d=28 мм, b×h=8×7, t1=4, длина шпонки l=50 мм (при длине ступицы полумуфты МУВП 60 мм, табл. 11.1 [1]), момент на ведущем валу 49,2 Н.мм
МПа <[sсм]=100÷120 МПа.
Шпонка2 под шестерней – d=20 мм, b×h=6×6, t1=3,5, длина шпонки l=28 мм (при длине ступицы шестерни 38 мм)
МПа <[sсм]
Ведомый вал: материал полумуфт МУВП – сталь 40Х, материал колеса – сталь 40Х улучшенная; крутящий момент Т2=147,6 Н.мм;
шпонка 1 – под зубчатым колесом:
d=35 мм, b×h=10×8, t1=5, l=40 мм (при длине ступицы колеса 50 мм),
МПа <[усм]=100÷120 МПа;
шпонка 2 – на выходном конце:
d=28 мм, b×h=8×7, t1=4, длина шпонки l=50 мм.
МПа <[усм]=100÷120 МПа.
УТОЧНЕННЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ
Считаем, что нормальные напряжения от изгиба изменяются по симметричному циклу, а касательные от кручения – по отнулевому (пульсирующему).
Материал валов – сталь 45 нормализованная; sв = 570 МПа (см. табл. 3.3 [1]). Пределы выносливости s–1 = 0,43×570 = 246 МПа и t–1 = 0,58×246 = 142 МПа.
Ведущий вал. Рассмотрим два сечения: а) под подшипником;
б) на выходном конце вала по шпоночной канавке.
а) Концентрация напряжений вызвана напрессовкой внутреннего кольца подшипника на вал.
Изгибающие моменты в двух взаимно перпендикулярных плоскостях:
My=Rx2.c1=865.100=86,5 Н.м;
Мх=Ry2.c1=247.100=24,7 Н.м.
Суммарный изгибающий момент
Н×м.
Момент сопротивления сечения
мм3.
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
МПа.
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
,
где отношение (см. табл. 8.7 [1]).
Полярный момент сопротивления
мм3.
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений (формула (8.20) [1])
МПа.
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям (формула (8.19) [1])
,
где (см. табл. 8.7 [1]); коэффициент
yt = 0,1 – для данной стали.
Коэффициент запаса прочности (формула (8.17) [1])
>[S],
б)Концентрация напряжения вызвана наличием шпоночной канавки.
;
.
d=28 мм, b=8 мм, t1=4 мм.
Момент сопротивления кручению:
Wк нетто мм3.
Касательные напряжения
МПа.
kt=1,48, xt=0,8, (см. табл. 8.5, 8.8 [1]), yt=0,1.
St=142/((1,48/0,8).8,83+0,1.8,83)=8,24.
Произведем расчет прочности по нормальным напряжениям. ГОСТ 16162-78 указывает на то, чтобы конструкция редукторов предусматривала возможность восприятия радиальной нагрузки, приложенной в середине посадочной части вала. Величина этой нагрузки для одноступенчатых зубчатых редукторов на быстроходном валу должна быть при 25×103 Н×мм < ТБ<250×103 Н×мм.
Приняв у ведущего вала длину посадочной части под муфту равной длине полумуфты l=80 мм (муфта УВП для валов диаметром 28 мм), получим момент в сечении от консольной нагрузки , где l – длина полумуфты:
Н.м
Момент сопротивления изгибу:
;
МПа;
.
ks=1,58, xs=0,8, ys =0,1 (см. табл. 8.5, 8.8 [1]), среднее напряжение sm=0.
> [S].
Ведомый вал. Будем рассматривать сечение под зубчатым колесом.
Диаметр вала в сечении dк = 35 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки (см. табл. 8.5 [1]): ks = 1,59 и kt = 1,49; масштабные факторы es = 0,865; et = 0,75 (см. табл. 8,8 [1]); коэффициенты ys » 0,15 и yt » 0,1 (см. с. 163 и 166).
Крутящий момент Т2 = 147,6×103 Н×мм.
Суммарный изгибающий момент
Н×м.
Момент сопротивления изгибу
мм3.
Амплитуда нормальных напряжений
МПа.
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
.
Момент сопротивления кручению
мм3.
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
МПа.
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
,
где отношение (см. табл. 8.7 [1]); коэффициент yt = 0,1.
Коэффициент запаса прочности
> [s].
ВЫЧЕРЧИВАНИЕ РЕДУКТОРА
Редуктор вычерчивают в двух проекциях в масштабе 1:1 с основной надписью.
Подшипники ведущего вала смонтированы в общем стакане.
Подшипниковый узел ведущего вала уплотнен с одной стороны мазеудерживающим кольцом, а с другой – манжетным уплотнителем.
Для осмотра зацепления и заливки масла служит окно в верхней части корпуса редуктора. Окно закрыто крышкой; для уплотнения под крышку окна помещают прокладку их технического картона.
Маслоспускное отверстие закрывают пробкой и уплотняют прокладкой из маслостойкой резины.
Уровень масла проверяют жезловым маслоуказателем.
Относительное расположение корпуса и крышки редуктора фиксируется двумя коническими штифтами.
Редуктор крепят к фундаменту четырьмя болтами с резьбой М20.
ВЫБОР СОРТА МАСЛА
Для смазывания зубчатого зацепления применяют брызговики, забрасывающие масло на шестерню и колесо. При смазывании данного редуктора объем масляной ванны примем из расчета 0,25 л на 1 кВт передаваемой мощности V=0,25.7,5=1,875 дм3. По табл. 10.8 [1] устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях sн = 400,1 МПа и средней скорости u = 5,2 м/с вязкость масла должна быть приблизительно равна 28×10-6 м2/с. По табл. 10.10 [1] принимаем масло индустриальное И-30А (по ГОСТ 20799-75).
Подшипники смазываем пластичным смазочным материалом, закладываемым в подшипниковые камеры при монтаже. Сорт мази выбираем по табл. 9.14 [1] – солидол марки УС-2. Для продолжительной работы редуктора смазку необходимо менять каждые полгода.
СБОРКА РЕДУКТОРА
Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов: на ведущий вал насаживают мазеудерживающие кольца и роликовые конические подшипники, предварительно нагретые до 80÷100оС. Сборка производится так же, как и для цилиндрической передачи.
Для нормальной работы подшипников необходимо создание в подшипниках натяга оптимальной величины, для чего применяют наборы тонких металлических прокладок, установленных под фланцы крышек подшипников. Необходимая толщина набора прокладок может быть составлена из тонких металлических колец толщиной 0,1; 0,2; 0,4; 0,8 мм. Вращение подвижных элементов подшипников должно происходить легко и свободно, однако в подшипниках не должно быть больших зазоров. Регулирование осевого положения конической шестерни осуществляется с помощью набора металлических прокладок, которые устанавливаются под фланцы стакана.
Регулирование положения конического колеса осуществляется с помощью набора металлических прокладок, устанавливаемых под фланцы выступов крышек.
В валы закладывают шпонки напрессовывают их в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпусе с помощью двух конических штифтов, затягивают болты, крепящие крышку к корпусу. Ставят крышки подшипников.
Проверяют проворачивание валов, отсутствие заклинивания подшипников и закрепляют крышки винтами. Ввертывают пробку маслоспускового отверстия и жезловый маслоуказатель. Заливают в корпус масло.
Собранный редуктор обкатывают и испытывают на стенде по программе, установленной техническими условиями.
ДОПУСКИ И ПОСАДКИ
Таблица 3
Вид соединения и условное обозначение | Условное обозначение полей допусков отверстий и вала | Отклонение | Предельные размеры | Натяг (мкм) | Зазор (мкм) | ||||
верхн. Es es | нижн. EI ei | наиб. | наим. | наиб. | наим. | наиб. | наим. | ||
Подшипник –вал Ø30 к6/L0 | отв. Ø30 L0 вал Ø30 к6 | +15 | -10 +2 | 30,000 30,015 | 29,990 30,002 | – | – | ||
Подшипник –вал Ø30 к6/L0 | отв. Ø30 L0 вал Ø30 к6 | +15 | -10 +2 | 30,000 30,016 | 29,990 30,002 | – | – | ||
Шестерня -вал Ø20 | отв. Ø20 Н7 вал Ø20 к6 | +21 +15 | +0,2 | 20,021 20,015 | 20,000 20,002 | – | – | ||
Колесо - вал Ø35 | отв. Ø35 H7 вал Ø35 l0 | +25 +42 | +26 | 35,025 35,042 | 35,000 35,026 | – | – | ||
Стакан -подшипник Ø62 | отв. Ø62 Н7 вал Ø62 l0 | +30 | -15 | 62,030 62,000 | 62,000 61,985 | – | – | ||
Стакан -подшипник Ø62 | отв. Ø62 Н7 вал Ø62 l0 | +30 | -15 | 62,030 62,000 | 62,000 61,985 | – | – | ||
Муфта-вал Ø28 Н7/к6 | Отв. Ø28 Н7 Вал Ø28 к6 | +21 +15 | +2 | 28,021 28,015 | 28,000 28,002 | – | – | ||
Втулка – вал Ø30 Н7/к6 | Отв. Ø30 Н7 Вал Ø30 к6 | +21 +15 | +0,2 | 20,021 30,015 | 20,000 30,002 | – | – | ||
Шпонка -вал 8 | отв. 8 Р9 вал 8 h9 | -18 | -61 -43 | 7,982 8,000 | 7,939 7,957 | – | – | ||
Шпонка-шестерня 6 | Отв. 6 Р9 вал 6 h9 | -18 | -61 -43 | 5,982 6,000 | 5,939 5,957 | – | – | ||
Шпонка- ведомый вал 8 | Отв. 8 Р9 вал 8 h9 | -18 | -61 -43 | 7,982 8,000 | 7,939 7,957 | – | |||
Шпонка- колесо 10 | Отв. 10 Js9 вал 10 h9 | +18 | -18 -36 | 10,018 10,000 | 9,982 9,968 | – | – | ||
Подшипник- корпус Ø62 Н7/l0 | Отв. Ø62 Н7 вал Ø62 l0 | +30 | -15 | 62,030 62,000 | 62,000 61,985 | – | – |
Таблица 4
Позиция | Наименование | Кол. | Примечания |
ДОКУМЕНТАЦИЯ | |||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | |||
ДЕТАЛИ | |||
ВАЛ ВЕДУЩИЙ | СТАЛЬ 45 | ||
КОЛЬЦО УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ | ВОЙЛОК | ||
КРЫШКА ПОДШИПНИКА СКВОЗНАЯ | СЧ-45 | ||
ПРОКЛАДКА РЕГУЛИРОВОЧНАЯ КОМПЛЕКТ | СТАЛЬ 10 | ||
КОЛЬЦО МАЗЕУДЕРЖИВАЮЩЕЕ | СТАЛЬ СТ 3 | ||
СТАКАН | СЧ-15 | ||
ВТУЛКА РАСПОРНАЯ | СТАЛЬ СТ30Х | ||
ШЕСТЕРНЯ | СТАЛЬ 40Х | ||
ПРОКЛАДКА РЕГУЛИРОВОЧНАЯ КОМПЛЕКТ | СТАЛЬ 10 | ||
ВАЛ ВЕДОМЫЙ | СТАЛЬ 45 | ||
КОЛЕСО ЗУБЧАТОЕ КОНИЧЕСКОЕ | СТАЛЬ 40Х | ||
КОЛЬЦО МАЗЕУДЕРЖИВАЮЩЕЕ | СТАЛЬ СТ 3 | ||
КРЫШКА ПОДШИПНИКА СКВОЗНАЯ | СЧ-15 | ||
КРЫШКА ПОДШИПНИКА ГЛУХАЯ | СЧ-15 | ||
КОРПУС РЕДУКТОРА | СЧ-15 | ||
КРЫШКА КОРПУСА | СЧ-15 | ||
МАСЛОУКАЗАТЕЛЬ ЖЕЗЛОВЫЙ | СТАЛЬ СТ 3 | ||
КРЫШКА СМОТРОВОГО ОКНА | СЧ-15 | ||
ПРОКЛАДКА | КАРТОН ТЕХНИЧЕСКИЙ | ||
ПРОБКА | СТАЛЬ СТ 3 | ||
ПРОКЛАДКА | РЕЗИНА МАСЛОСТОЙКАЯ | ||
СТАНДАРТНЫЕ ИЗДЕЛИЯ | |||
БОЛТ М6×20.58 ГОСТ 7798-70 | |||
БОЛТ М6×30.58 ГОСТ 7798-70 | |||
БОЛТ М12×30.58 ГОСТ 7798-70 |
Окончание табл. 4
Позиция | Наименование | Кол. | Примечания |
БОЛТ М12×40.58 ГОСТ 7798-70 | |||
БОЛТ М16×100.58 ГОСТ 7798-70 | |||
ГАЙКА М12.6 ГОСТ 5915-80 | |||
ГАЙКА М16.6 ГОСТ 5915-80 | |||
ВИНТ М4×6 ГОСТ 7798-70 | |||
ШАЙБА ПРУЖИННАЯ 12 ГОСТ 6402-70 | |||
ШАЙБА ПРУЖИННАЯ 16 ГОСТ 6402-70 | |||
ГАЙКА М25×1.5, 6Н.35Х. 019 ГОСТ 7798-70 | |||
ШПОНКА 10×8×40 ГОСТ 23360-78 | |||
ШАЙБА СТОПОРНАЯ 25.01.05 | |||
ШПОНКА 8×7×30 ГОСТ 23360-78 | |||
ШПОНКА 8×7×50 ГОСТ 23360-78 | |||
ПОДШИПНИК 46206 ГОСТ 831-75 |
КП-2068191-ТПМ-П3-00
РЕДУКТОР КОНИЧЕСКИЙ ПРЯМОЗУБЫЙ ОДНОСТУПЕНЧАТЫЙ
ПРИМЕР 2