Социально-культурное» проектирование греческого полиса
В середине V в. до н. э., в "золотой век Перикла", жители Афин, казалось бы, находят искомую "вселенскую гармонию" и воплощают ее в социальном устройстве полиса.
Перикл отмечает важнейшую отличительную особенность афинян: их деятельность основана на "размышлении", знании, тогда как у "прочих" основанием действий является "неведение". Главным в деятельности Перикла являлось укрепление демократического государственного строя и стремление превратить Афины в "образцовый" город - при этом образцом должен был стать не только способ управления государством, но и сам облик Афин, зримое воплощение "победы разума" во всех областях жизни.
При Перикле новый облик получил Акрополь, разрушенный персами: были построены Парфенон (храм Афины), Эрехтейон (храм, посвященный первому легендарному царю Афин Эрехтею), Тесейон (храм Гефеста); был заново отстроен Пирей, превратившийся из небольшой гавани в огромный порт.
Строительство принимает характер осуществления социально-экономического и культурного проекта.
Как говорит Плутарх, Перикл "предложил народу обширный план сооружений и проекты многочисленных работ по разным отраслям ремесла, рассчитанные на продолжительное время".
Круг Перикла: философ Анаксагор, историк Геродот, поэт Софокл, скульптор Фидий, архитектор Гипподам, музыкант Дамон - общим у них было поклонение разуму, закономерности, равновесию и гармонии; каждый пытался воплотить эти принципы в своей сфере.
Гипподам впервые в Греции выдвинул принцип прямоугольной городской планировки и осуществил его в застройке афинского Пирея, а также на Родосе, в Милете.
Гипподамова схема, предусматривавшая четыре главные улицы и три поперечные, была основана на рассуждениях о государстве (деление граждан на ремесленников - землепашцев - военных) и на представлениях о гармонии.
Жилая застройка античных городов, в том числе и римских, стремилась следовать подобной планировке, правда в учетом рельефа местности.
Илл.1. План жилой застройки Помпей. |
1.2. Структура жилого пространства. Римский дом
Илл.2. Схема римского дома по Витрувию: 1. Вестибул; 2. Коридор; 3. Имплювий; 4. Атрий; 5. Крылья; 6. Таблинум; 7. Проход (andron); 8. Перистиль; 9. Экседра |
Расположение разного рода помещений и в смысле их назначения и по отношению к странам света (по Витрувию):
«Зимние столовые и бани должны выходить на зимний закат, потому что в них приходится пользоваться вечерним светом, а кроме того, заходящее солнце, направляя прямо в них свой блеск при ослабевшем зное мягко нагревает эту сторону.
Спальни и библиотеки должны выходить на восток, потому что назначение их требует утреннего света, также для того, чтобы в них не портились книги. Ибо в библиотеках, выходящих на юг и на запад, в книгах заводятся черви и сырость, так как порождают и питают доносящиеся сюда сырые ветры.
Весенние и осенние столовые - на восток, потому что, когда они обращены окнами на эту сторону, солнце, проходя по своему пути к западу, нагревает их умеренно к тому времени, когда ими принято пользоваться.
Летние столовые — на север, так как эта сторона, когда во время солнцестояния остальные из-за зноя делаются жаркими, благодаря тому, что она не обращена к солнечному пути, всегда бывает прохладна и при пользовании ею способствует к здоровью и удовольствию. Это же относится к картинным галереям и вышивальням, а равно и мастерским живописцев, для того, чтобы при работе, благодаря постоянству освещения, краски их не меняли своих оттенков.»
Римский особняк, домус, состоял из двух половин - официальной, где комнаты были сосредоточены вокруг очень высокого зала, атрия, и семейной, центром которой был внутренний дворик - перистиль. В крыше и атрия и перистиля находился световой колодец, а под ним бассейн, куда собиралась дождевая вода.
Три главные части италийского дома: атрий, таблинум, перистиль.
Атрий —парадная часть дома; обязательными элементами атрия были: комплювий (четырехугольное отверстие в потолке посередине крыши) и имплювий (неглубокий резервуар под комплювием для стекающей с крыши воды). В нишах стен атрия помещались в шкафах посмертные маски и бюсты предков, представлявшие семейную родословную.
Таблинум — архивный кабинет хозяина, который находился посередине дома, между атрием и перистилем; справа и слева от него шли коридоры, соединяющие таблинум со второй половиной дома.
Перистиль (или каведий) — семейная часть дома, с более широким отверстием в потолке для воздуха и света и большим количеством колонн; посередине перистиля устраивались писцина (водоем) и виридарий (небольшой сад). Чаще в центре его располагался большой фонтан, а вокруг - фонтаны поменьше, иногда вода била из трубок, скрытых внутри небольших скульптур. Еще однаразновидность фонтана — нимфей: перистиль завершался глубокой нишей, покрытой мозаиками и инкрустациями из полихромной стеклянной массы.
Илл. 3. Дом Пансы в Помпеях. 1 — vestibulum; 2 — atrium; 3 — cubicula (личные комнаты семьи, прием гостей, отдых, занятия); 4 — alae (крылья атриума); 5 — tablinum (кабинет); 6 – fauces (коридор в личные пространства); 7 – реristyltum (двор с колоннами и бассейном); 8 — большая общая зала oecus; 9 — столовые triclinia; 10 — кухня с кладовыми culina ; 11 – xystus сад с черным ходом на улицу; 12 — 17 помещения, не имевшие связи с квартирой хозяина; отдавались в наем жильцам или ремесленникам и торговцам под их заведения. Одно из таких помещений было занято пекарней и лавкой булочника. |
Илл. 4. Перистиль. |
Илл. 5. Атрий на вилле Сан Марко в Стадиях. |
Техническое устройство дома:
Крыша в виде настила керамических черепиц на каркасе из деревянных брусьев (плоская, двускатная, четырехскатная);
окна небольшие, в основном, на втором этаже, с плотным деревянным переплетом, покрытые слоем слюды;
стены покрытые штукатуркой и побелкой, украшенные фресками,
пол – утрамбованный слой земли, покрытый каменными плитами и мозаикой. Двери были двустворчатые, украшенные накладками из металла; к ним прикреплялся маллей (дверная колотушка) и различные засовы (вертикальные, по одному за каждую половинку дверей, горизонтальные), а иногда бронзовые или железные замки;
Второй этаж строился обычно над перистилем, а при возможности и над атрием; он был с плоской крышей, на которой часто размещали небольшой солариум (сад); там же были пергулы или мэниании (пристройки, выдающиеся как крытые балконы). В комнатах второго этажа устраивались спальни для членов семьи и прислуги, а также столовые. Некоторые одноэтажные дома были обширны (ок. 60 комнат), но было много домов очень скромных размеров: небольшой открытый двор и вокруг него всего 3-4 комнаты.
Освещение осуществлялось, в основном, за счет света, падающего между колоннами перистиля и через комплювий в атрии. Отапливался дом первоначально только посредством очага, затем в средней и северной Италии начинают использовать небольшие переносные печки с горячими углями, не дававшими дыма; В императорскую эпоху получило распространение отопление частных домов посредством гипокауст, устроенных в подвальном этаже, из которых горячий воздух, проходя по керамическим трубам, нагревал пол и стены.
В римских домах первоначально был простой деревянный потолок. С развитием роскоши его стали делать с кессонами (квадратными углублениями, образованными крестообразно положенными балками), украшенными резьбой по дереву и инкрустацией золотом и слоновой костью.
Магазины, открытые со стороны улицы, на ночь затворялись посредством деревянных створчатых или опускавшихся сверху дверей; у самого тротуара находился каменный прилавок, на котором выставлялся товар.
Илл. 6. Реконструкция римского дома. |
Илл. 7. Разрез и аксонометрия римского дома. |
От частных домов отличались инсулы, которые стали основным видом жилища в крупных городах с конца II в. н.э. На первом этаже располагались таберны (лавки или мастерские), остальные этажи делились на отдельные вертикальные блоки с лестницей.
И́нсула (лат. Insula — остров) — многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи в наём. Появились не ранее III века до н. э. Имели обычно от четырёх до семи этажей, имеются упоминания о восьмиэтажных инсулах. Составляли массовую застройку древнеримских городов.
Первые этажи инсул обычно снимали состоятельные горожане: в таких квартирах были высокие потолки (до 3,5 м.) и широкие окна, защищённые плотными ставнями: слюда и стекло использовались редко из-за их дороговизны. Квартиры, начиная с третьего этажа, обычно предназначались для более бедных съёмщиков: окна в них были маленькие, а потолки такие низкие, что жильцам в них приходилось ходить согнувшись. Часто пристраивались деревянные антресоли.
Центральное отопление отсутствовало: тепло в комнатах давали индивидуальные водяные котлы. С целью предотвращения обвалов император Август запретил строить дома выше 20.6 м, после пожара 64 г. в Риме император Нерон запретил строить дома вплотную друг к другу, а император Траян ограничил высотность до 17,7 м..
С переселением из особняка в наемную квартиру домашний быт перестраивался. В пяти комнатах квартиры, обращенной на одну сторону, приходилось довольствоваться и зимой и летом одной и той же столовой и спальней: обычай особняка устраивать эти помещения, одни для зимы, а другие для лета, не подходил для инсулы. И здесь, однако, квартиры не забивали мебелью. Самая большая комната отводилась, вероятно, под столовую: гостей приглашали обычно к обеду, и здесь ставили стол и самое большее – три ложа; комната в противоположном конце квартиры служила хозяину кабинетом и приемной – тут помещались кровать для занятий, сундук, две-три табуретки. Остальные три были спальнями: по кровати, маленькому столику и стулу в каждой.
Илл. 8. Инсула. Реконструкция. |