Перечень рекомендуемых библиотек
1. Российская государственная библиотека (РГБ) Адрес: г. Москва, ул. Воздвиженка, 3/5; тел. 8 (495)202-57-90.
2.Государственная научно-техническая библиотека Министерства промышленности, науки и новых технологий РФ (ГНТБ России). Адрес: г. Москва, ул. Кузнецкий мост, 1/12.
3.Всероссийская государственная библиотека института литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ). Адрес: г. Москва, ул. Николоямская, 1.
4.Библиотека Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН) Адрес: г. Москва, ул. Нахимовский проспект, 51/21. Тел. 8(495)128-89-30.
5.Библиотека Российского государственного социального университета. Адрес: г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4 к. 2.
6.Библиотека филиала Российского государственного социального университета в г. Электросталь. Адрес: г. Электросталь, ул. Мира, д. 19а, тел 8 (49657) 3-23-49, 1-02-16.
7.Централизованная библиотечная система г. Электросталь (в объединении 14 библиотек) . Адрес: г. Электросталь, проспект Ленина, 36/20, тел 8 (49657) 4-45-27, 4-32-07.
Учебно-информационное обеспечение
Нормативно-технические и технические документы:
1. ГОСТ 21.601-79 Система проектной документации на строительство Водопровод и канализация.
2. СНиП 2.08.02-89 от 1990-01-01 Общественные здания и сооружения.
3. СНиП 2.09.04-87* от 01.01.1989 г. Административные и бытовые здания.
4. СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения.
5.СанПиН 2.1.2.1188-03 Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство.
Список рекомендуемой литературы:
1. Байер В.Е. Материаловедение для архитекторов, реставраторов, дизайнеров: Учеб. пособие. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Транзиткнига», 2004. – 250с.: ил.
2. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. М., Архитектура-С, 2006
3. Георгиевский О.В. Инженерская графика: справ.пособие для вузов. -
М.: Архитектура – С, 2005. – 224 с., ил.
4. Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: учеб. для вузов / Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшев – М.: Архитектура-С, 2005 – 504 с.,ил.
5. Змеул С.Г., Б.А. Маханько Б.А. Архитектурная типология зданий и сооружений :Учеб.для вузов.- М.:Архитектура –С, 2004. – 240 с.,ил.
6. Иоханнес Иттен. Искусство формы / Пер. с немецкого и предисловие Л. Монаховой. – М.: Изд. Д.Аронов, 2004. – 136 с.: ил
7. Иоханнес Иттен. Искусство цвета/ Пер. с немецкого; Предисловие Л.Монаховой – М.: Изд. Д. Аронов, 2004 . – 96 с.; ил.
8. Калмыкова Н.Л., Максимова И.А. Макетирование: Учеб. пособие. – М.: «Архитектура – С» 2004. – 96 с., ил.
9. Короев Ю.И.Начертательная геометрия: Учеб. для вузов. – М.: Архитектура - С, 2006.-424с.
10. Людмирская Р.Г. Реконструкция объектов градостроительного наследия : Учеб.пособие: По направлению «Архитектура». – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 248,[1]с.
11. Макарова. М.Н. Практическая перспектива : учебное пособие для студентов вузов. – М. Академический Проект, 2005. – 400 с.
12. Митина Н. Дизайн интерьера / Наталия Митина.- М.:Альпина Паблишер, 2013.- 302 с.
13. Рунге В.Ф. Манускевич Ю.П.Эргономика в дизайне среды. М.: Архитектура-С, 2005 - 504 с., ил.
14. Саркисов К.С. Основы архитектурной эвристики. Учебник- М.: Архитектура – С, 2004.- 352 с: ил.
15. Степанов А.В., Мальгин В.И., Г.И. Иванова Г.И. и др.Объемно – пространственная композиция: Учеб. для вузов. - М.:Архитектура – С 2004 г. – 256 с.: ил.;
16. Устин В.Б. Художественное проектирование интерьеров. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
17. Федоров В.В. Реконструкция зданий, сооруженийи городской застройки : Учеб.пособие:Для вузов. –М. : Инфра-М, 2008. – 223,[1]с.
18. ШимкоВ.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: Учебн.пособие. –М.: Издательство «Архитектура – С», 2004. - 160 с.: ил.
19. Шимко В.Т. Архитектурно – дизайнерское проектирование М.«Архитектура – С»2004 г. – 296 с.
20. Шубенков М.В. Структурные закономерности архитектурного формообразования / Шубенков М.В. Учеб.пособие.- М.: «Архитектура С», 2006.- 320с.
Электронные ресурсы:
21. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. — Электрон. дан. — М. : Рос. гос. б-ка, 1997— . — Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.
22. Российский сводный каталог по НТЛ [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о зарубеж. и отечеств. кн. и зарубеж. период. изд. по естеств. наукам, технике, сел. хоз-ву и медицине, поступившие в организации-участницы Автоматизированной системы Рос. свод. кат. по науч.-техн. лит.: ежегод. пополнение ок. 30 тыс. записей по всем видам изд.—Электрон. дан. (3 файла).—М., [199—].—Режим доступа: httр://www.gpntb.ru/win/search/help/rsk.htrnl. — Загл. с экрана.
23. Электронно-библиотечная система образовательных и просветительских изданий www.IQlib.ru
24. Национальный цифровой ресурс РУКОНТ - межотраслевая электронная библиотека на базе Контекстум - http://rucont.ru
25.
II УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ
2.1.Методические рекомендации по выполнению этапов проектирования
Процесс выполнения курсовой работы по дисциплине «Проектирование» можно разделить на отдельные этапы. Подготовительный этап- этап сбора информации, поиска аналогов, выполнения первых эскизов и рабочего макета. Это этап изучения разнообразных источников по теме исследования, составления библиографического списка и библиографических карточек, поиска теоретической базы для проектирования. Информация, собранная по теме исследования критически осмысливается и перерабатывается. На основе собранного фактического материала разрабатывается дизайн-концепция. Этот этап заканчивается, когда образ проектируемого объекта кристаллизовался и необходимо его зафиксировать в планах, фасадах, интерьерах и т.д. Начинается второй этап. Это деление довольно условно, так как процесс проектирования - это творческий процесс и ему свойственно нелинейное развитие. Но для учебного процесса и для выработки алгоритма решения проектных задач такое деление не только удобно, но и необходимо. Условно первый этап можно назвать этапом творческого поиска, второй этап этапом проектных действий.
Этап творческого поиска можно условно разделить на этап эскизирования, сбора информационного материала (текстового и визуального) и выработки концепции проектируемого объекта или комплекса. На самом деле эти этапы идут не последовательно, а параллельно друг другу. Эскизирование начинается с клаузуры - первых цвето-графических или абстрактных пластических упражнений, направленных на поиски образного решения проектируемого объекта (комплекса) в зависимости от его социальной, функциональной, эстетической составляющей. Целесообразно использовать технику аппликации для первых упражнений, хотя выбор материала может быть очень разнообразным. В таких упражнениях решаются формальные задачи: композиция открытая или закрытая, статичная или динамичная (или это компромиссный вариант), колористическая гамма теплая или холодная и т.д. Параллельно первым упражнениям, направленным на поиск образной составляющей, – идет сбор материала. Это этап, на котором идет накопление информации путем изучения отечественного и зарубежного опыта (работа в библиотеках, сбор материала в интернете, и т.д.). Основная задача этого этапа – подобрать определенный зрительный ряд и текстовую информацию по теме исследования и творчески переработать.
Самый удобный способ сбора и первичного оформления текстового материала – фиксирование его на карточки формата А6. Из них целесообразно составить картотеку по алфавитному принципу и пронумеровать. Так как в тексте курсовой работы каждый пример должен быть снабжен ссылкой на источник, на каждой карточке нужно указывать выходные данные книги-источника и страницу.
Для сбора визуальной информации просматриваются аналоги сходных проектных решений, которые анализируются и обобщаются. Происходит сбор данных, касающихся современных стилистических направлений и тенденций в дизайне и архитектуре, а также социально-функциональных факторов. Изучаются прототипы- проекты или реализованные объекты, сходные с проектируемым объектом (комплексом) по функциональному назначению, месту или условиям проектирования. Производится анализ технического задания, анализируется генплан местности и (или) ситуационный план. Происходит осознание целей, условий, образной составляющей проектируемого объекта (комплекса). Это приводит к ограничению возможных направлений проектного поиска. На основании этого материала и сделанных упражнений определяется главная идея, необходимая для реализации проектных действий и направление дальнейшей работы, то есть определяется концепция. После определения главной идеи процесс эскизирования продолжается. Происходит уточнение эскиза – идеи(концепции). Основная задача этого этапа – создание гармоничного средового пространства, все элементы которого стилистически связаны и являются составной частью единой объемно-пространственной композиции. Создание композиционного и стилистического единства среды является одним из условий достижения комфортного и свободного чувствования данной среды потребителями. На этапе разработки дизайн-концепции проигрываются варианты решения одной идеи, происходит уточнение объемно-пространственного и цветового решения. Из нескольких вариантов отбирается основной, который и ложится в основу дальнейшего проектирования. Именно на этапе творческой разработки концепции происходит синтезирование формы, конструкции и материала. Алгоритм разработки дизайн-концепции может происходить иным путем, опираясь на ассоциативность, системный подход и фрактальность. С различными эвристическими приемами и методом фракталов можно ознакомиться в книге Саркисова К.С.
Следуюший этап проектирования - этап проектных действий, результатом которого является дизайн-проект. В процессе этого этапа окончательно определяются и уточняются все основные метрические и пространственные характеристики средового объекта (комплекса), колористическое решение, стилистика, конструкционно-технологические особенности и материалы. Этап проектных действий в свою очередьтакже можно разделить на этапы.
1.Разработка планов здания. Выполняются рабочие чертежи планов пола и потолка по этажам в масштабе 1:200. (1:100,1:50).
2. Разработка фасадов (или входных групп). Выполняются рабочие чертежи одного или нескольких фасадов в масштабе 1:200, (1:100,1:50).
3. Построение развертки стен. Выполняется развертка стен главного интерьера (выставочного зала, бассейна, коттеджа и т.д.) 1:100 (1:50).
4. Построение перспектив. Выполняется наблюдательная перспектива или несколько перспектив главного интерьера (выставочного зала, бассейна, коттеджа и т.д.)
5. Разработка элементов оборудования. Выполняются рабочие чертежи в масштабе 1: 50,1: 25.
6. Разработка благоустройства территории. Выполняются схемы озеленения в масштабе 1:500 (1:400, 1:200).
7. Заключительный этап – это разработка идеи подачи планшетов и сборка планшетов. Размер баннера 150 х 100 см., или 200х100см., или 2 планшета 55х 75.
Прежде, чем начать работу над поэтажными планами или планировкой благоустройства прилежащей к архитектурному объекту территории, необходимо произвести функциональное зонирование помещения или ландшафтной территории, особенно это важно при проектировании интерьеров общественных зданий. Эта работа осуществляется исходя из определения различных функциональных процессов, протекающих в заданном пространстве и внутренних взаимосвязей между ними. Дизайнер несет ответственность за безопасность среды, которую он проектирует, поэтому вопросы безопасности должны всегда держаться в памяти при выполнении проекта и в первую очередь при работе над планами. Многофункциональность современных общественных интерьерных пространств отражает тенденцию сложных социокультурных взаимодействий в городском социуме и приводит к усложнению пространственных взаимодействий различных функциональных зон в интерьере. Чтобы осуществить зонирование пространства и выполнить планирование, проектировщику необходимо наглядно представить происходящие процессы и составить функциональную схему.
Функциональная схема дает информацию о структуре функциональных связей объекта и о последовательности происходящих функциональных процессах. В зависимости от характера функциональных процессов группировка помещений должна учитывать: во-первых, взаимосвязи помещений, требующие непосредственного сопряжения помещений (например, зал и сцена вестибюль и гардероб, раздевалка и выставка и т. п.), во-вторых, взаимосвязи помещений при помощи горизонтальных и вертикальных коммуникаций (коридоры, лестницы и пр.). Один и тот же функциональный процесс может иметь несколько рациональных схем организации внутреннего пространства или объемно-планировочных схем. Выбор той или иной планировочной схемы определяется характером самих функциональных процессов, но во всех случаях структура среды должна соответствовать структуре функций.
Первый этап создания планировочной структуры – это поиски перегородчатой структуры, исключающей на время оконные и дверные проемы. Для моделирования структуры смежности помещений и пространственной циркуляции можно использовать графы. Подробно ознакомиться с методом графоаналитического анализа пространственной связанности помещений - локумов можно в книге М.В Шубенкова.
На сегодняшний день не сложилось устоявшейся классификации планировочной организации здания. Табор А. и Виллоуби Т. выделяют пять «структурных морфотипов: коридорно-линейный, коридорно-атриумный, коридорно-крестовый, коридорно-елочный и коридорно-решетчатый» [17, с.155]. М.В. Шубенков выделяет семь типологических инвариантов пространственной связанности, а именно: «анфиладный, гребешковый, елочный, ветвистый, ромашковый, колесо и сеть» [17 с.165]. «В обыденной проектной практике приняты такие понятия типологической оценки планировочной организации как анфиладная, галерейная, коридорная, атриумная…»[17, с.155]. Рассмотрим несколько композиционных схем, которые наиболее часто используются при проектировании общественных зданий и опираются на несколько типологических инвариантов пространственной связанности помещений. Основными композиционными схемами являются зальная, центрическая, анфиладная и коридорная.Зальная схема основана на создании единого пространства для функций, требующих больших нерасчлененных площадей, вмещающих большие массы людей (крытые рынки, спортивные здания, выставочные павильоны). Центрическая схема состоит из большого зального помещения, являющегося центром планировочной структуры. Почти все помещения соединяются с главным залом. Анфиладная схема предполагает линейную структуру интерьерных пространств, при которой один интерьер (локум) связан только с одним другим интерьером. Коридорная схема также линейна, но в отличие от предыдущей, все помещения в интерьере связаны и соединяются посредством коридорного пространства (гребешковая и елочная типологии пространственной связанности помещений).
Различные общественные здания могут иметь самую разнообразную планировочную композицию, зависимую в основном от функционального назначения и архитектурного решения, но проектировщик должен знать, что для всех видов общественных зданий присущи основные планировочные элементы:
1. входной узел: тамбур, вестибюль и гардероб;
2. узел вертикального транспорта — лестницы, лифты;
3. санитарные узлы;
4. кабинеты администрации;
5. служебные помещения для персонала (бытовки, вспомогательные помещения для инвентаря);
6.помещения основного функционального назначения: (в административных зданиях — рабочие кабинеты; в выставочных комплексах – экспозиционные залы; в банных комплексах – помывочные комнаты, парилка и зал с бассейном и т.д.);
7.помещения движения и распределения людских потоков (в коридорных зданиях—коридоры и рекреации; в театральных – фойе и кулуары);
8.зона общественного питания: бар, кафе.
При работе над планами для большей наглядности рекомендуется обозначить линиями и стрелками маршруты движения людских потоков (для общественных зданий) или членов семьи (для частного жилища) из одного планировочного элемента в другой и внутри каждого элемента.
При разработке планов расстановки оборудования, необходимо помнить, что двери и окна должны открываться, оборудование интерьеров может менять свои габаритные размеры: стенды трансформироваться, тумбочки и шкафы – открываться и т.д. Необходимо так разместить оборудование, чтобы оно не мешало передвижению людей. После составления схемы размещения оборудования (мебели) составляется схема освещения, при этом учитывается, что освещение может быть общим и направленным, в зависимости от его функции. При размещении источников освещения необходимо их увязать с оборудованием. Особое внимание следует уделить освещению участков, где может возникнуть опасность передвижения, например освещению лестниц, выступов, ниш, подиумов и т.д. Составляя схему освещения, необходимо ясно представлять не только функцию помещения и месторасположение в нем оборудования, но и учитывать естественное освещение, а также колористическое и фактурное решение инерьера. Например, темный интерьер требует увеличения освещения и т.п.
На основе планов составляются развертки стен главного интерьера (выставочного пространства, бассейна и т.д.). При выполнении разверток необходимо обратить внимание на соблюдение масштаба и грамотность проставления размеров, а также на стилистические особенности и колористическую гамму интерьера, фактуру и текстуру материалов для декорирования.
Колористическая гамма интерьера должна соответствовать его функционально-образной составляющей. При выборе цветовой гаммы нужно помнить, о расположении интерьерного пространства относительно сторон света и о том, что с помощью цвета можно корректировать ощущение размеров помещения.
При выборе материалов для декорирования интерьеров особое внимание уделяется напольным покрытиям. Напольные покрытия могут быть твердыми, мягкими и упругими. К твердым покрытиям относится кирпич, керамическая плитка, гранит, мрамор, сланец, деревянный из твердых пород дерева, бетонно-мозаичный. К мягким покрытиям относятся ковровые покрытия из натуральных и синтетических материалов, а также натуральные покрытия из кокосовых волокон, лубяных волокон, морских водорослей и циновок. К упругим покрытиям относятся виниловые, резиновые и пробковые покрытия. При выборе напольных покрытий и других материалов необходимо помнить об их свойствах и фактуре, о возможности их очистки при уборке интерьера, а также об общей стилистической направленности интерьера и его цветовом решении. При выборе тканей необходимо учитывать не только стиль и колористическую гамму интерьера, но и способность ткани сохранять тепло поглощать звук, фильтровать свет и смягчать архитектурные детали. При выполнении проекта на стадии проектных действий рекомендуется составлять макеты-коллажи или борды, чтобы приблизиться к реальному взаимодействию проектировщика с заказчиком. Борды представляют собой планшет или доску, на которой представлены все предметы обстановки интерьера (мебель, светильники) с образцами обоев, обивки мебели, штор, напольного покрытия и т.д. Более подробно с особенностями составления коллажей и бордов можно ознакомиться в книге Митиной Н.
При построении перспективы можно пользоваться как наблюдательной перспективой (рисунком), так и трехмерными чертежами (аксонометрией и перспективным чертежом), а также компьютерными методами моделирования. В архитектурной графике и дизайне применяется множество видов перспективного построения, однако в практике учебного проектирования чаще других применяются методы фронтальной перспективы с одной точкой схода и угловой перспективы с одной или двумя точками схода. Исполнение перспективных чертежей может быть линейным и свето-теневым с применением отмывки или иных техник. При построении перспективных чертежей можно руководствоваться правилами, указанными в книге Короева Ю.И.???
При переходе к решению фасадов и входных групп очень важно сохранить стилистическое единство, организовать взаимосвязь внутреннего и внешнего пространств. Особое внимание при разработке фасадов необходимо уделить достижению выразительности архитектурного облика проектируемого объекта (комплекса). Для этого целесообразно использовать разнообразные композиционные приемы:
- выявление тектонической основы стен, подчеркнув при этом горизонтальный или вертикальный характер членения фасада;
- ритмическое повторение типовых элементов, что уменьшает однообразие протяженных фасадов;
- контрастное или нюансное сочетание остекленных и неостекленных поверхностей, что устраняет монолитность фасадов;
- обогащение пластического решения фасада с помощью пилястр, рельефов и т.д.;
- использование конструкционных особенностей, цвета и фактуры материала, что выделяет отдельные конструктивные детали или пространственно расчленяет объем здания;
- использование средств монументального и декоративно-прикладного искусства, что придает объекту индивидуальный облик и особую архитектурную выразительность.
При необходимости, для наглядности и большей визуализации образа проектируемого объекта (комплекса) на данном этапе выполняется рабочий макет всего объекта (комплекса) или его части.
При проектировании ландшафтной зоны также необходимо помнить о функциональных ее особенностях и о стилистике комплекса в целом. Начинать работу целесообразно с зонирования, то есть выделения «тихих» и «динамичных» зон, закрытых и открытых пространств, зон парковок, гуляния, уединения. Однако, в отличие от интерьерного пространства, степень закрытости здесь иная, так как нет стен-перегородок, разделяющих интерьер на отдельные помещения. Роль условных перегородок выполняют деревья и кустарники. При размещении различных объектов малых архитектурных форм (скамеек, светильников, фонтанов и т. д) прежде всего надо помнить о стилистическом единстве с фасадами. Все эти элементы служат строго утилитарным целям и вместе с тем являются композиционными деталями среды, связующим элементом в масштабном
сопоставлении человека и архитектурного объекта (комплекса).
2.2. Методические рекомендации по подготовке к представительному докладу
Примерная структура представительного доклада должна соответствовать традициям краткого научного сообщения и содержать следующие сведения:
· Тема курсовой работы, ее актуальность и основные исходные данные (0,5мин.);
· Краткий анализ существующих аналогов и психологический портрет потребителя(0,5мин.);
· Краткий анализ существующих методов решения поставленных задач. Обоснование собственного пути решения ( 1мин.);
· Основная часть должна быть освещена так, чтобы подчеркнуть самостоятельное творчество студента, суть выполненных работ и новизну подходов (2,5 мин.);
· Заключение и выводы по проделанной работе, перспективы применения и возможность ее развития. (0,5 мин.).
Студенту рекомендуется обратить внимание на специфику подготовки текста к публичному устному выступлению. Необходимо избегать частых повторов терминов и характеристик, сложных синтаксических и трудно артикулируемых форм. Не допускается чтение текста доклада во время выступления, допускается только опорное к нему обращение. Для того, чтобы не чувствовать скованности, рекомендуется при подготовке к выступлению не писать полностью текст доклада, а составить его план и отдельные ключевые фразы и выражения, а также мысленно проговорить текст несколько раз. Написанный текст на бумаге может явиться сковывающим фактором, что может привести к неуверенности при выступлении.