Тема 3. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. В. Й. ШЕЛЛИНГА
Фридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг (1775-1854) - один из виднейших представителей немецкой трансцендентально-критической философии. Значение Шеллинга в немецкой философии определяется тем, что именно на его долю выпала задача осуществить грандиозный переход от самопознания к миропознанию, основанному на принципах кантианско-фихтеан-ского критицизма. Философский путь Шеллинга и, соответственно, порядок решаемых им проблем можно представить так: от самопознания к миропознанию, а от него - к богопознанию, что согласуется с такими периодами его творчества, как натурфилософия, философия тождества, трансцендентальный идеализм, философия откровения.
В разделе третьем работы «Философия искусства» «Конструирование
особенного или формы искусства» Шеллинг задает вопрос: Каким же образом эта общая материя приходит в особенную форму и становится материей особенного произведения искусства?
Ответ на это вопрос Шеллинг строит через систему положений.
Условиями возвышенного выступают силы природы, подавляющие нравственную личность, и сам душевный строй, через который герой проявляет стойкость в страданиях:
«Как храбрый человек, когда на него одновременно с яростью обрушиваются все силы природы и судьбы, в самый момент наивысшего страдания приходит к наивысшей свободе и к сверхземному упоению, сметающему все преграды страдания, так и тот, кто умеет вынести лик грозной и разрушительной природы и высочайшее напряжение ее губительных сил, достигает абсолютного созерцания, подобного солнцу, когда оно пробивается из-за грозовых туч» [11, с. 189].
В попытках определить формы созерцания возвышенного, Шеллинг приходит к парадоксальному выводу о том, что именно бесформенное наиболее непосредственным образом становится для нас возвышенным, т. е. «символом бесконечного, как такового». Следовательно, внутренняя сущность абсолютного, в котором «все составляет единство и единство составляет все, сводится к ... изначальному хаосу», как проявлению тождества абсолютной формы и бесформенности. Если перевести эти утверждения Шеллинга в план конкретно-исторический, то окажется, что в развитии искусства в рамках достижения относительного единства формы и содержания и теоретически, и практически подчеркивался то формальный, то содержательный момент и что попытки создания по возможности абсолютно закономерного, «интегрального» целого ведут к дезинтеграции его.
Форма произведения искусства, выражение конечного в бесконечном в произведении искусства есть прекрасное. Это значит, что определение дедуцированной из абсолюта красоты совпадает для Шеллинга с дефиницией искусства. «Красота, - пишет он, - не есть ни только общее или идеальное (оно = истине), ни только реальное (оно проявляется в действова-нии)... Она есть лишь совершенное взаимопроникновение или воссоединение того и другого. Красота присутствует там, где особенное (реальное) в такой мере соответствует своему понятию, что это последнее как бесконечное вступает в конечное и созерцается in concrete. Этим реальное, в котором оно (понятие) проявляется, делается действительно подобным и равным первообразу, идее, где именно это общее и особенное пребывают в абсолютном тождестве» [11, с. 83].
Такое совпадение не случайно. Для Шеллинга область искусства в основном ограничивается воспроизведением прекрасного, поскольку и универсум выступает у него в виде абсолютного произведения искусства, созданного в вечной красоте. Важно отметить, что философ сближает понятия
прекрасного и возвышенного. Он заявляет, что между этими категориями существует лишь чисто количественное различие; «Большая или меньшая степень красоты, или возвышенности сама опять-таки служит для ограничения: Юнона - возвышенная красота, Минерва - прекрасное возвышенное... Из этого явствует, что вообще ни в какой сфере ничто не может быть названо прекрасным без того, чтобы в другом отношении не быть возвышенным...» [11, с. 196]. В абсолютном образе, произведении искусства прекрасное и возвышенное предстают в нерасторжимом взаимопроникновении. Если мыслить их соотношение как объективность произведения искусства, то его субъективная сторона раскрывается в соотношении поэзии (инвенции) и искусства.
Стиль также может быть назван абсолютной манерой; а удвоенный стиль, или манера, - есть качество, которым обладает природа: «Манеру она имеет во всем, что стремится к во-влечению особенного в общее, как -то окраске тел, преимущественно в органическом мире, где природа в мужском образе явно обнаруживает стиль...» [11, с. 205]. Следовательно, манера, по Шеллингу, - это «неудавшийся стиль», она проявляет себя как ограниченность и «неспособность преодолеть известные особенности формы» [11, с. 206].
С манерой связана манерность, выделяющая особенное за счет общего. Она выражает стремление к «внешнему изяществу, ослепляющему только неопытный глаз и к изнеженной красоте, в прилизанности, приглаженности некоторых произведений, главное достоинство которых - чистота отделки» [11, с. 206]. Манерность также обнаруживается «во взаимном соотношении фигур, преимущественно в нарочитости поз», в стремлении к излишней чувствительности, «остроумию» или даже «остроумничанью» [11, с. 206]. Остроумие Шеллинг связывает с сентиментальным направлением, не имеющим ничего общего с высоким искусством.
Шеллинг выделяет два стилевых рода, один из которых исходит из общего (стиль античного искусства), другой - из особенного и оригинального (стиль Нового времени). Наконец, стиль может принадлежать отдельному художнику («Винкельман ... называет стиль системой искусства», - напоминает Шеллинг) или своему времени («в этом смысле говорят о различном стиле различных эпох»).
Объективация абсолютного в конкретном произведении искусства происходит через три единства (потенции): рефлексию, подчинение и разум [11, с. 219]. Единство рефлексии Шеллинг усматривает в реально и материально выраженном символе - теле изобразительного или пластического искусства.
«...Поскольку искусство вновь воспринимает форму облечения бесконечного в конечное как особенную форму, материя становится ля него телом, или символом» [11, с. 212], - пишет Шеллинг.
Подчинение отражено в «высшем символе хаоса» [11, с. 216] - языке,
изначально едином, но распавшемся на взаимно изолированные языки, сохранившие внутренние связи на уровнях фонетики и фонологии, благодаря которым они объединялись в лингвистические группы.
Реальный ряд искусства включает в себя музыку (реальное), живопись (идеальное) и пластику (неразличимость реального и идеального), идеальный ряд - поэзию, объединяющую лирику (реальное), эпос (идеальное), драму (неразличимость реального и идеального). В свою очередь, каждый вид искусства конструируется Шеллингом в традициях диалектики: от изначального первообраза (звон в музыке, свет в живописи) через разделение (звучание и звук в музыке, цвет в живописи) к синтезу (музыкальный слух и зрительное созерцание).
Таким образом, формы искусства предстают в системе Шеллинга во внутренней связи как единство формы и смысла, как смыслонесущие и смыслообразующие формы. О музыке философ пишет, что она есть «с одной стороны, самое замкнутое из искусств», «включает образы в их еще хаотическом и нерасчлененном виде и выражает лишь чистую форму этих движений, отмежеванную от телесного», а с другой стороны, -«в пределах этой сферы... есть безграничнейшее из искусств» [11, с. 242]. На анализе материала музыки Шеллинг рассматривает, каким образом Единое облекается во множественность, т. е. входит в органически пластичное тело реального универсума, встраивается в него.
Для Шеллинга главный аспект сущности искусства представлен понятием символа. В отличие от конкретного образа, несущего сообщение только об особенном, искусство говорит и об особенном, и об общем: «синтез того и другого, где ни общее не обозначает особенного, ни особенное не обозначает общего, но где и то и другое абсолютно едины, есть символ» [11, с. 119]. Та форма искусства, в котором реальное единство становится символом самого себя, необходимым образом заключая в себе вес единства, и есть музыка.
Первым основоположником понимания небесных движений как ритма музыки был Пифагор. Однако, он не говорит, что эти движения вызывают музыку, но что они сами представляют собой музыку. Сократ же считал, что музыкант - это тот, кто от чувственно воспринятых гармоний переходит к гармониям сверхчувственным, умопостигаемым и к их пропорциям.
Живопись рождается как проявление противоположности света и несвета, как символ различимости идеального единства. Чтобы конкретизировать свои выводы, Шеллинг сравнивает музыку и живопись с арифметикой и геометрией.
Живопись в пределах своих границ достигает символического, поскольку изображаемый предмет не только обозначает идею, но есть она сама. Простое подражание, - по Шеллингу, - низшая ступень символического. (Например, облик человека, портрет, имеет такое значение) Более высокая степень символического - историческая живопись, в которой символ служит изображению идеи. Там, где соблюдается первое требование к символической картине - «адекватность идей, устранение хаотичности в конкретном, то, что Винкельман назвал высокой простотой», - рождается единство бытия и деятельности в предмете. Так осуществляет себя красота как высший закон живописного изображения.
Далее Шеллинг переходит к конструированию пластики - той формы искусства, в которой проявляется неразличимость органического и неорганического или сущность материи. Ибо «пластика выявляет свои идеи посредством реальных телесных предметов, тогда как музыка изображает в материи лишь неорганическую сторону (форму, акциденцию), а живопись - чисто органическое как таковое, сущность, чисто идеальную сторону предмета. Пластика представляет в реальной форме одновременно и сущность, и идеальную сторону вещей, следовательно, вообще высшую неразличимость сущности и формы» [11, с. 325-326].
Пластическое искусство есть завершенное облечение бесконечного в конечное, выражение сути Универсума, как и человека: смешение бессмертного и смертного, жизни и смерти. Изображая абсолютные идеи, которые в своей идеальности одновременно реальны, - пластика, таким образом, призвана изображать богов. Ибо, по Шеллингу, «идеи, созерцаемые реально, суть боги» [11, с. 390].
Вывод
Мы видим, как конструирование форм искусства выходит к вершине конструкции - пластическому изображению человека. Следовательно, пластика (т. е. скульптурное изображение человека) является у Шеллинга высшим искусством реального ряда. Свою позицию философ объясняет тем, что звук музыки есть только «акт», только «происшествие», еще не явленное как бытие; живопись - осуществление перехода бесконечного идеального света в реальность, зафиксированную в «контурах и форме»; искусство пластик, где «жизнь переходит в смерть, дух - в материю», символически абсолютно, «всецело и абсолютно реально, оно, в свою очередь, абсолютно идеально» [11, с. 402].
Таким образом Шеллинг завершает круг изобразительных искусств (см. табл.).
Конструирование форм искусства (реальный ряд)
ЖИВОПИСЬ «Идеальное единство в его различимости как | ПЛАСТИКА Неразличимость реального и идеального. Единство сущности и формы в | МУЗЫКА Реальное представляет реальные формы; чис- |
символ». Живопись стре- | тое облечение единст- | |
мится к изображению | телесном | ва во множество |
идей как таковых (с. 320) | ||
Первообраз: Свет | Первообраз: Боги | Первообраз: Звон |
Необходимая форма: Снятая последовательность, подчинена поверхности (подобно геометрической фигуре). Изображает особенное в общем через образы (очертания) | Необходимая форма: Субстанция и акциденция, причина и следствие, возможность и действительность в единстве. Включает все формы искусства как особенные; то, из чего эти Формы вытекают | Необходимая форма: Чистая временная форма, актуальность. Музыкальные формы -суть формы бытия и жизни Космоса. Без - образна |
Приобретает подчинение, рождая искусство вкуса и суждения как созерцания реального в идеальном | Преобладает выражение разума или созерцания | Преобладает рефлексия как созерцание идеального в реальном |
Содержит все формы | Содержит единство трех форм: архитектуры, барельефа и пластики в узком смысле | Содержит все формы |
единства, проявляющиеся через категории: рисунок, светотень, колорит | единства, в категориях: ритм, мелодия, модуляция | |
Рисунок - реальная форма, проникновение тождества в особенность (с. 262). «Ритм живописи» (там же), основа формы; при условиях: - перспективы; истины (правдивости); - показа прекрасного, необходимого, сущностного; - выразительности как изображения внутреннего через внешнее; - композиции как поэтического составления картины. Светотень - всецело идеальная форма живописи как сияние телесного «само по себе и для себя» (с. 276). | Архитектура - музыка в пластике, неорганическая форма (с. 331). - представляет объективную целесообразность как тождество понятия и вещи; - представляет неорганическое в аллегории органического; - имеет образец - в растительном организме; - архитектурный ритм выражается в периодическом подразделении однородного (дорический ордер); - архитектурная гармония связана с пропорциями или соотношениями (идеальная форма, пример - ионический ордер); | Ритм - облечение единства во множество. - начало ритма - в закономерности, осмыслении; - целое заключает время в себе; - музыкальный элемент. Модуляция - качественное единство. - открыта для восприятия и суждения; - живописный элемент. Мелодия - третье единство, где ритм = модуляции. - открыта для созерцания и воображения; -пластический элемент. Гармония есть облечение тождества в |
- искусство представить
отрицание как реаль
ность, и реальность в от
рицании; - показ истины
как видимости, видимо
сти как истины; - дейст
вие общего света на плос
кости, порождающее ви
димость телесного.
Колорит - форма, кото
рая объединяет свет и те
ло, основанная на локаль
ных цветах предметов.
- «цветовая гармония»
(с. 288); - «отношение аб
солютной неразличимо
сти материи и света» -
есть высшая красота
Живопись - первое ис
кусство, которое изобра
жает уже ставшие пред
меты; она схематизирует
их, обозначая идеальную
сторону. Живопись по
преимуществу аллегорич
на (выражение идей через
действительные конкрет
ные образы): причем, ал
легория в картинах может
быть либо физической,
либо моральной, либо ис
торической.
- мелодическая сторона
архитектуры есть соеди
нение ритмического эле
мента с гармоническим
(коринфский ордер).
Барельеф - живопись в
пластике.
- предметы предстают в
телесности и видимости;
- имеет основание в при
роде; - содержит искус
ство намека на целое при
помощи отдельных эле
ментов; - свойственна
тенденция к объедине
нию с другими формами
(архитектурой).
Пластика - есть скульп
тура, изображает идеи
при помощи органиче
ских предметов.
- непосредственное выра
жение разума посредст
вом человеческой фигу
ры; - образ универсума,
заключающий свое про
странство в себе самом и
не имеющий внеполож
ного себе пространства
(с. 366); - познается в
трех категориях: - исти
ны, или чистой необхо
димости (изображение
индивид, форм); - грации
(соразмерность и про
порции); - синтез 2-х
первых - есть сама со-
вершенная красота._____
Окончание таблицы
различие, идеальное единство.
Музыка в своем высшем смысле выражает лишь становление вещей, вечное облечение единства во множество (с. 290).