Философская трактовка Г. Э. Лессинга искусства классицизма
Идеи классицизма, сформированные философией и эстетикой Просвещения, находили свое выражение не только в архитектуре, но и во всех видах искусства. Но, говоря о других видах искусства, следует отметить, что далеко не все мыслители разделяли идеи классицизма. Так, свое несогласие с концепцией красоты Винкельмана выражал немецкий философ и писатель Готхольд Эфраим Лессинг(1729-1781). Винкельман спокойствие объявлял наиболее подходящим качеством для красоты. Истинное царство свободы, по Винкельману, может быть обретено путем возвышения над чувственным миром, путем полного отрешения от всех страстей и чувственных стремлений. Объявляя «теоретический покой» идеалом человеческого поведения, Винкельман, тем самым, эстетизирует покорность и смирение, внутреннюю духовную сосредоточенность, где будто бы и пребывают подлинная красота и свобода. Давая интерпретацию Лаокоона, мыслитель пытается найти в ней выражение стоической невозмутимости и атараксии. Торжество духа над телесными страданиями - вот, по его мнению, сущность греческого идеала.
Лессинг, ссылаясь на примеры, заимствованные из античного искусства, доказывает, что греки никогда «не стыдились человеческой слабости». Он решительно выступает против стоической концепции морали. Стоицизм, по мнению Лессинга, есть умонастроение рабов. Грек был чувствителен и знал страх, свободно выражал свои страдания и свои человеческие слабости, «но ни одна не могла удержать его от выполнения дела чести и долга» [17, с. 390].
В классицизме Лессинг усматривает наиболее отчетливое проявление стоически рабского сознания. Феодально-абсолютистская этика обрекала человека на полную пассивность и покорность, подавляла все индивидуальное в личности, парализовала всякое проявление любого рода человеческих страстей и чувств, даже естественное выражение боли. Отсюда ориентация только на общее, разум, долг, полный отказ от индивидуального, от всего, что, так или иначе, относится к области эмоций. Такая морально-
эстетическая концепция человека вела к тому, что пластические искусства предпочитались всем другим или, по крайней мере, отдавалось предпочтение пластическому способу трактовки жизненного материала (выдвижение на первый план рисунка и живописи, рационалистического начала в поэзии и театре и т. д.).
В этом контексте должно быть понятно, почему эпигоны классицизма (Спенс, Кэйлюс и др.) выдвинули идею о тождестве поэзии с изобразительным искусством. Отождествляя поэзию с живописью, классицисты крайне ограничивали возможности первой. Драматические столкновения страстей, движение, жизненные конфликты классицистами, по существу, выносились за пределы непосредственного изображения.
В противоположность этой концепции Лессинг выдвинул мысль о том, что «искусство в новейшее время чрезвычайно расширило свои границы. Оно подражает теперь, как обыкновенно говорится, всей видимой природе, в которой красота составляет лишь малую часть. Истина и выразительность являются его главным законом, и так же, как сама природа часто приносит красоту в жертву высшим целям, так и художник должен подчинять ее основному устремлению и не пытаться воплощать ее в большей мере, чем это позволяют правда и выразительность» [17, с. 396-397]. Требование расширения возможностей искусства в смысле наиболее глубокого отражения в нем различных аспектов действительности вытекает из той концепции человека, которую выработал Лессинг в полемике с классицизмом и Винкельманом.
Поскольку искусство должно воспроизводить гармонию личных и общественных интересов, оно не может ограничиться только показом облагороженной, статичной, абстрактно-обобщенной натуры, т. е. показом лишь героического в человеке. Его задача не в меньшей мере заключается также и в выявлении человеческого в герое, т. е. в изображении индивидуально-неповторимого, движения и даже дисгармонического. Выполнение первой задачи - область пластических искусств, реализация второй - сфера поэзии. В пластике сосредоточены специфические особенности античного искусства, в поэзии - отличительные черты нового искусства. Таков ход рассуждения Лессинга.
Лессинговский «Лаокоон» призывал перестроить искусство, и формула этой перестройки могла быть такой: от аллегории с ее условностью - к художественной самодостаточности и реалистической самооправданности символа. Эти две стороны «символа», который «значит сам себя» и который понятен сам себе, суждено было развить и углубить великому Гёте в новую эпоху.