Тема. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА
В ЭПОХУ БАРОККО
Семнадцатый век - век создания большого общеевропейского стиля барокко,который оказал влияние на дальнейшее развитие культуры многих стран и последующих веков.
Барокко явилось развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения, но придало этим принципам новый грандиозный размах, бурную динамику, изощренную декоративность. От маньеризма барокко унаследовало влечение к необычному, удивительному, поразительному. Особенно ярко это отразилось в ландшафтной архитектуре, садах и парках барокко, дизайне интерьеров.
Ключевой образ барокко - Протей1. Изменчивость, многоликость многих явлений этой культуры делают особенно заманчивой задачей уловить их сущность, но и создают особые трудности. Барокко манит и завораживает, как Цирцея , - другой излюбленный его персонаж, - уклоняется от мало-мальски прямолинейных определений, не терпит однозначности.
Чем было барокко? Переломом в сознании, окончившимся установлением современных методов в мышлении, новой культурной и научной парадигмы, - или переходом от одной культурной ситуации к другой? Какова сущность барокко, его основные черты как эпохи и стиля, каковы основные эстетические категории и доминанты, законы поэтики? Хотя о барокко существует огромная литература, многие из этих вопросов не ставились вовсе, а многие не решены до конца.
В то время встает проблема формирования первой современной научной парадигмы, совершается поворот к современному научному познанию, к философской проблематике Нового времени. Такие ученые, как Коперник, Галилей, Кеплер внесли принципиальные изменения во взгляды на библейскую картину мироздания. Разработки Лейбница, Ньютона, Паскаля позволили сделать массу открытий и изобретений. Созданы алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальные уравнения и интегральное исчисление в математике, сформирован ряд важнейших законов в физике, химии, астрономии.
Новые знания разрушили прежние представления о неизменной гармонии мира, об ограниченном пространстве и времени, соразмерных человеку. Все это радикально преобразует общий художественный облик эпохи, влекущий за собой необратимые перестройки в стиле и тематике.
1 В греческой мифологии Протей - божество, способное менять облик.
2 Цирцея - дочь Персеиды и Гелиоса, бога солнца, могущественная волшебница, нимфа
острова Эя, заманивала магическим пением моряков на остров.
«Время барокко» включает в себя много стилей и направлений (маньеризм, классицизм, барокко и рококо) и «стиль барокко».
Чтобы ответить на поставленный нами первый основополагающий вопрос, определяющий специфику эпохи барокко, следует выйти за рамки отдельных художественных явлений, индивидуальных стилей. Основой для общего культурологического подхода к барокко следует считать обоснованное академиком Н. И. Конрадом диалектическое взаимодействие особенностей барокко, свидетельствующих одновременно об исторической самостоятельности и переходности этой эпохи, ее антиномической природе. По словам исследователя, «это была эпоха столкновения двух великих антиномий: средневекового и нового времени. Это была эпоха, когда средние века в последний раз громко, грозно и величественно заявили о себе -и уже особым голосом. Это была эпоха, когда новое время еще путано, но все увереннее поднимало голову».
Господствующим становится новый тип мироощущения, для которого Бытие - динамичное, изменяющееся, сталкивающееся, драматичное. Идеологическая основа барокко была основана на новом мировоззрении в религиозной сфере. В христианских представлениях зарождается деизм - представление о Боге как некоем средоточии разума, тесно связанного с природой. Хотя не отвергаются и старые представления, имеющие ренессансные и более глубокие корни происхождения. Мир воспринимается в противопоставлении материального и духовного, природного и божественного, эмоционального и рационального начал. В результате возникают размышления о первичности того или иного начала, о господстве одного над другим. В итоге в философии разгорается противоборство диаметрально противоположных философских учений и принципов: метафизики (Декарт) и материализма (Гоббс, Локк, Бэкон), т.е. борьба идеалистического и материалистического подходов в онтологии, эмпиризма и рационализма в гносеологии, индуктивного и дедуктивного методов познания.
Культура барокко полифонична по своей сути, в ней встречаются, борются, спорят, пытаются найти соглашение и конфронтируют голоса, представляющие разные эпохи. Картина мира неоднородна и предельно усложнена. Попытки осознать его крайне противоречивы. Настоящее можно видеть и в полном разрыве с прошлым, и в связи с ним. Антиномич-ность, открытие новой культурной реальности, ощущение полифонично-сти истории, «исторического сквозняка» принимали такие радикальные формы, которые приводили к пересмотру взглядов на человека и природу, на саму историю и культуру. Особая плотность исторического времени вызвала историзацию сознания. Можно отметить следующие характерные черты эпохи:
1. Барокко продолжает Ренессанс, порывает с ним, обращается к средневековым идеям. При этом «старое» меняет свою функцию - в зависимости от конкретных исторических и национальных условий, складываю-
щихся на том или ином участке «космоса культуры». Кризис и распад средневекового миросозерцания, продолжающийся и в эпоху барокко, ан-тиномичность и полифонизация культуры вызывают к жизни такие явления, которые словно принадлежат одновременно нескольким эпохам.
Так, особая влиятельность средневековых идей в Германии XVII века объясняется, прежде всего, наследием Реформации, явившейся, как и контрреформация, в остальном - ее противоположность, - своеобразным «контрренессансом».
2. Полифоничность барокко проявляется в самых разных областях
культуры. Акцент ставился на трагическом, экспрессивном и гротесковом -
и здесь следовал возврат к готике, причем в народной культуре использо
вание этих мотивов знаменовало своеобразный протест против аристокра
тического искусства.
3. Полифоническая природа барокко сказывалась и на особенностях
многих национальных культур, школ, направлении. На протяжении не
скольких веков законодательницей в философии, искусстве, науке была
Италия. В XVII веке нации, воспринявшие из Италии основы гуманизма,
приобретают духовную независимость и создают свою национальную
культуру, уровень которой настолько высок, что можно говорить о новой
европейской культуре в широком объеме. Время барокко способствовало
формированию национальных художественных школ со своими особенно
стями во Фландрии, Голландии, Франции, Италии, Испании, Германии.
Каким было мироощущение в эпоху барокко? Трагическим или жизнеутверждающим? Наполненным скепсисом или уверенностью в будущем? Разумеется, нельзя с достаточной достоверностью ответить на этот вопрос, но можно попробовать понять, как осмыслялось личностное, каким виделся человек.
Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством -всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках. А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен -от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность - это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature), которое характеризуется анархией и войны всех против всех.
Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека».
Великая антиномия барокко порождает двойственные, напряженные формы.
По словам Бернини, художники питают «пристрастие к напряженным до крайности положениям». Гротескные, причудливые образы не то чтобы не нуждались в оправдании, - они приветствовались, были чрезвычайно желательными. «Соединение несоединимого» - закон «теории остроумия». В заслугу творцам ставилось то, что, по словам Э. Тезауро, «из несуществующего они творят существующее, из невещественного - бытующее, и вот - лев становится человеком, орел городом. Они сливают женщину с обличьем рыбы и создают сирену как символ ласкательства, соединяют туловище козы со змеей и образуют химеру - иероглиф, обозначающий безумие». Так, где сталкиваются старая и новая эпохи, неизбежно рождаются фантастические образы и формы в культуре.