Философские парадигмы творчества и мир архитектуры
С самого начала и через весь период Ренессанса проходит принцип художественного индивидуализма, свободного обращения к античным формам.
На первом плане - труд художника, в творчестве которого сокрыт критерий красоты. Художник должен творить так, как бог творил мир, это приводит к творческому индивидуализму Нового времени, который творит по своим собственным законам. Художественный принцип «нон-финито» дает возможность заглянуть не просто в душу художника, но в зримо-незримую собственную природу искусства, ведь прекрасная инвенция, хороший замысел, отмечает Альберти, может доставить удовольствие и сам по себе, вне своего воплощения в материале. Качество мысли начинает цениться выше ясности образа, равно как и выше качества преображаемого материала.
Главная парадигма Возрождения - искусство как высшая форма философии. Именно философичность искусства,основанного на принципе ментального соучастия в творении, предполагает его всеохватность. Внутри популярного ренессансного понятия ingenium - «врожденная изобретательность, мастерство» - формируется «гениальность»в современном понимании. «Гениальность» - залог интеллектуального бессмертия. Только гений, - по Микеланджело, - вправе писать образ Господа нашего. Дар ingenium'а обеспечивает посмертную славу и открывает бесконечное многообразие вселенной. Гениальному всеведающему оку художника посвящает
проникновенный пассаж Леонардо: «Глаз обнимает красоту всего мира. <Он> тем превосходит природу, что <число> простых природных <вещей> конечно, а произведения... - бесконечны...». Творчество и творческая личность получают приоритет перед произведением, а замысел - перед воплощением. Продуцируя мир идей, художник начинает превосходить произведение, которое в своем «нон-финито» гораздо интереснее отдельных инвенций, даже отдельных шедевров. В этом - «титанизм» - возвышение мастера над предметом мастерства.
Художник эмансипируется от церковной идеологии. В нем больше всего ценятся техническое мастерство, профессиональная самостоятельность, ученость, острый художественный взгляд на вещи и умение создать живое и уже самодовлеющее, а не сакральное произведение искусства. В искусстве все больше живописных красок и телесной выпуклости изображения, неподвижного созерцания и бесконечности; классического равновесия и романтического энтузиазма.
В области архитектуры на первый план также выдвигается творческая личность мастера-художника, мастера-архитектора, обладавшего определенной творческой индивидуальностью. Архитектор эпохи Возрождения сменяет собой цехового мастера эпохи готики. В мировую историю архитектуры эпоха Возрождения вписала великие имена Брунеллеско, Альбер-ти, Браманте, Микеланджело, Делорма, Джонса, Эрреры.
Начало новой эпохи в архитектуре связывают с именем Филиппе Брунеллески(1377-1446). Он был первым архитектором, который осознал необходимость реформы и ясно сформулировал идеи нового художественного мировоззрения. Теоретические размышления Брунеллески сыграли большую роль в переломе стиля. Предшествие теории практике характерно для искусства Ренессанса. Художники Возрождения понимали теорию искусства не в виде суммы полезных советов, они хотели видеть задачи и законы художественного творчества вообще. Брунеллески посвятил все свои силы изучению перспективы - основы всех художественных построений. Только в 1419 году он получил заказ, в котором мог воплотить свои новые архитектурные идеи. Это было светское здание - Воспитательный дом во Флоренции. Его считают первым зданием стиля Ренессанс, оно послужило образцом для всей архитектуры Возрождения. Художественный образ Воспитательного дома был необычен - открытая аркада, широкая лестница почти во всю ширину фасада. Совершенно новых форм не было, но Брунеллески сочетал их по-новому в точную гармоническую систему несомых и несущих частей. Простота, изящество, легкость постройки пленяли не одно поколение архитекторов.
Второй после Брунеллески крупнейшей фигурой в итальянской архитектуре XV века был Леон Баттиста Альберти(1404-1472). Разносторонне образованный, блестящий философ-гуманист, увлекающийся музыкой, математикой, правом, экономикой, поэзией, живописью, скульптурой, архитектурой. Ему принадлежит архитектурная энциклопедия Возрождения, названная в подражание Витрувию «10 книг о зодчестве».
Альберти подробно разработал теорию идеального храма, в основе которого должен быть круг или приближающийся к нему многогранник как самая совершенная из природных форм. Эта идея центрического здания, в котором человек чувствовал бы себя в центре идеально правильного мира, соответствовала ренессансному гуманистическому мироощущению. Но этот идеальный храм остался в XV веке утопией. Альберти смело вводит элементы архитектуры античности в современное ему строительство. Образцом для фасада церкви Сан Франческо в Римини послужила римская триумфальная арка. Фасад флорентийского палаццо Руччелаи (проект осуществлен архитектором Росселино) разделен на три этажа ордером, прототипом которого был ордер римского Колизея.
Понимание красоты и творчества в эпоху Возрождения можно представить в виде наглядной схемы (рис. 1,2).
Полифоничность
Эстетическое осмысление природы |
Доминирование эстетического идеала |
Идея вещи
Ум (идея идей)
Мир Душа (становящаяся идея)
Единое - трансцедентное
Источники
Синтетический характер |
Искусство выше природы
Природа не противоречит Богу, ' предмет интимно-лирического звучания
Реабилитация чувственности, Многомерность
Природа ■ очищенное совершенство человеческого "Космоса"
Рис. 1. Понимание красоты в эпоху Возрождения
Мимезис+метенсис
Нон-финито |
Всеохватностъ искусства живописи
ТВОРЧЕСТВО