Философские парадигмы творчества и мир архитектуры

С самого начала и через весь период Ренессанса проходит принцип худо­жественного индивидуализма, свободного обращения к античным формам.

На первом плане - труд художника, в творчестве которого сокрыт кри­терий красоты. Художник должен творить так, как бог творил мир, это приводит к творческому индивидуализму Нового времени, который творит по своим собственным законам. Художественный принцип «нон-финито» дает возможность заглянуть не просто в душу художника, но в зримо-не­зримую собственную природу искусства, ведь прекрасная инвенция, хоро­ший замысел, отмечает Альберти, может доставить удовольствие и сам по себе, вне своего воплощения в материале. Качество мысли начинает цениться выше ясности образа, равно как и выше качества преображаемого материала.

Главная парадигма Возрождения - искусство как высшая форма фило­софии. Именно философичность искусства,основанного на принципе ментального соучастия в творении, предполагает его всеохватность. Внут­ри популярного ренессансного понятия ingenium - «врожденная изобрета­тельность, мастерство» - формируется «гениальность»в современном по­нимании. «Гениальность» - залог интеллектуального бессмертия. Только гений, - по Микеланджело, - вправе писать образ Господа нашего. Дар in­genium'а обеспечивает посмертную славу и открывает бесконечное много­образие вселенной. Гениальному всеведающему оку художника посвящает

проникновенный пассаж Леонардо: «Глаз обнимает красоту всего мира. <Он> тем превосходит природу, что <число> простых природных <вещей> конечно, а произведения... - бесконечны...». Творчество и творческая личность получают приоритет перед произведением, а замысел - перед во­площением. Продуцируя мир идей, художник начинает превосходить про­изведение, которое в своем «нон-финито» гораздо интереснее отдельных инвенций, даже отдельных шедевров. В этом - «титанизм» - возвышение мастера над предметом мастерства.

Художник эмансипируется от церковной идеологии. В нем больше все­го ценятся техническое мастерство, профессиональная самостоятельность, ученость, острый художественный взгляд на вещи и умение создать живое и уже самодовлеющее, а не сакральное произведение искусства. В искус­стве все больше живописных красок и телесной выпуклости изображения, неподвижного созерцания и бесконечности; классического равновесия и романтического энтузиазма.

В области архитектуры на первый план также выдвигается творческая личность мастера-художника, мастера-архитектора, обладавшего опреде­ленной творческой индивидуальностью. Архитектор эпохи Возрождения сменяет собой цехового мастера эпохи готики. В мировую историю архи­тектуры эпоха Возрождения вписала великие имена Брунеллеско, Альбер-ти, Браманте, Микеланджело, Делорма, Джонса, Эрреры.

Начало новой эпохи в архитектуре связывают с именем Филиппе Брунеллески(1377-1446). Он был первым архитектором, который осознал не­обходимость реформы и ясно сформулировал идеи нового художественно­го мировоззрения. Теоретические размышления Брунеллески сыграли большую роль в переломе стиля. Предшествие теории практике характерно для искусства Ренессанса. Художники Возрождения понимали теорию ис­кусства не в виде суммы полезных советов, они хотели видеть задачи и за­коны художественного творчества вообще. Брунеллески посвятил все свои силы изучению перспективы - основы всех художественных построений. Только в 1419 году он получил заказ, в котором мог воплотить свои новые архитектурные идеи. Это было светское здание - Воспитательный дом во Флоренции. Его считают первым зданием стиля Ренессанс, оно послужило образцом для всей архитектуры Возрождения. Художественный образ Воспитательного дома был необычен - открытая аркада, широкая лестница почти во всю ширину фасада. Совершенно новых форм не было, но Бру­неллески сочетал их по-новому в точную гармоническую систему несомых и несущих частей. Простота, изящество, легкость постройки пленяли не одно поколение архитекторов.

Второй после Брунеллески крупнейшей фигурой в итальянской архи­тектуре XV века был Леон Баттиста Альберти(1404-1472). Разносторон­не образованный, блестящий философ-гуманист, увлекающийся музыкой, математикой, правом, экономикой, поэзией, живописью, скульптурой, архитектурой. Ему принадлежит архитектурная энциклопедия Возрождения, названная в подражание Витрувию «10 книг о зодчестве».

Альберти подробно разработал теорию идеального храма, в основе ко­торого должен быть круг или приближающийся к нему многогранник как самая совершенная из природных форм. Эта идея центрического здания, в котором человек чувствовал бы себя в центре идеально правильного ми­ра, соответствовала ренессансному гуманистическому мироощущению. Но этот идеальный храм остался в XV веке утопией. Альберти смело вводит элементы архитектуры античности в современное ему строительство. Об­разцом для фасада церкви Сан Франческо в Римини послужила римская триумфальная арка. Фасад флорентийского палаццо Руччелаи (проект осуществлен архитектором Росселино) разделен на три этажа ордером, прототипом которого был ордер римского Колизея.

Понимание красоты и творчества в эпоху Возрождения можно предста­вить в виде наглядной схемы (рис. 1,2).

Полифоничность


Эстетическое осмысление природы

Доминирование эстетического идеала

Идея вещи

Ум (идея идей)

Мир Душа (становящаяся идея)

Единое - трансцедентное

Источники


Синтетический характер

Философские парадигмы творчества и мир архитектуры - student2.ru Искусство выше природы

Природа не противоречит Богу, ' предмет интимно-лирического звучания

Реабилитация чувственности, Многомерность

Природа ■ очищенное совершенство человеческого "Космоса"

Рис. 1. Понимание красоты в эпоху Возрождения

Мимезис+метенсис


Философские парадигмы творчества и мир архитектуры - student2.ru

Нон-финито

Философские парадигмы творчества и мир архитектуры - student2.ru Всеохватностъ искусства живописи

ТВОРЧЕСТВО


Наши рекомендации