Готика как венец средневековья
Как художественный стиль готикасформировалась около середины XII века. Первый памятник - аббатство Сен-Дени, расположенное почти в Париже - политическом центре Франции, находящемся совсем рядом и с экономическим центром европейской экономики - ярмарками Шампани, тогда только-только выдвигавшимися на эту роль. Примечательно, что район становления готики - средоточие первых готических соборов конца XII - первой половины XIII веке в Лане, Шартре, Амьене, Реймсе и самом Париже - почти полностью совпадает с городской средой прилегающего к «ярмаркам Шампани» региона.
Готика венчает развитие средневековой культуры. Готика просуществовала очень долго, а как господствующий стиль - примерно до конца XIV века. В эстетическом мировосприятии этого времени доминирует культ Абсолюта, обращение к незримым далям бытия. Глубже осознается несовершенство земного существования, значимость духовного возвышения человека. Религиозная напряженность, связанная с поиском трансцендентной надежности, существенно нарастает, отражаясь на восприятии всех граней человеческой жизни. Главная цель - прозреть божественное присутствие во Вселенной. В готическом мировосприятии существенно усиливается мистическое, иррациональное, символическое звучание красоты. Притягательность природной, телесной гармонии начинает меркнуть, играть второстепенную роль. Эстетическая ценность разнообразных форм земного бытия приобретает весомость лишь в том случае, если достаточно полно отражает мощь Творца, его креативную способность, безграничность.
Скульптурные горельефы тимпанов и фигуры в тягах ария разрушают непрерывность архитектурной плоскости, все больше обращаясь в свободную и самостоятельно существующую скульптуру. Исчезает однообразие декоративного рельефа, который приобретает черты чисто пластических групп, полных движения и внутреннего беспокойства. Даже стилизованный орнамент уступает место вполне объемной, живой, чисто реалистической трактовке цветов, веток, листьев или виноградных лоз с подчеркнутыми пластическими особенностями. Внутреннее помещение храмов с их устремленными ввысь вертикалями тоже перечеркивается горизонтальными линиями окон и аркадами эмпориума бокового корабля, завершая собою расчленение и разложение стены. Неподвижная масса романских колонн уступает место расчлененному соединению в форме связей или пучка. Строгий крестовый свод с двумя диагональными нервюрами переходит в шести раздельную конструкцию, дающую возможность членения на меньшие поля и создающую так называемый звездчатый или даже сетчатый свод. А это ведет к тому, что тяжелая масса потолка расчленяется на систему нервюр, как бы вбирающих в себя силу опор, стремящихся ввысь, и тем самым нейтрализует мощь этих опор, создавая впечатление полной невесомости.
Примеров горизонтального членения общей вертикальной устремленности готики можно привести много, и с ними можно познакомиться уже в учебных пособиях по истории искусств. Для нас важно сейчас только то, что готическое стремление ввысь и горизонтальная расчлененность пространства даны в готике нераздельно.
Готика явилась не только своеобразным синтезом романского стиля и византийской иконы; сюда же надо присоединить еще и самостоятельную, вполне устойчивую трехмерную телесность, доходящую, как мы сказали, до настоящего натурализма.
В готике утверждалось стремление достичь беспредельного в великом и малом, в продвижении к сверхчувственному. Так рождается культ вертикальной линии, господство башен, возвышающихся до 150 метров, виртуозная орнаментика, роскошные арабески, подчиненные логике целого, витражи в сотни квадратных метров вместо стен, в которых использовались пурпурный, синий, желтые цвета. С помощью цветовых композиций яркое сияние земного дня преломлялось в таинственный полумрак, трансформировалось в приглушенно звучащую метафизическую реальность. Потребность в выразительной форме передать красоту трансцендентного бытия приводила к процессу дематериализации архитектуры в угоду прочности, надежности. Из функциональной, тектонической, замкнутой она превращалась в пластическую, ажурную, легкую, за что готический стиль называли застывшей музыкой или симфонией в камне.
Таким образом, готика предстает не просто как расчленение архитектурного целого и последующий синтез расчлененного (хотя это чувство и выражено здесь с предельной яркостью: противоположности четко обозначены, разделены, затем синтезированы). Свет выступает как средство становления - выражение растущего оптимизма человека; как средство
просветления самого мира, результатом которого является ощущение простора и свободы. Не случайно с концепцией света не рассталась и новоевропейская культура в пору своего окончательного становления как системы в конце XVI—IXVIII вв. - «веке Просвещения», где доминантой был «божественный свет разума».
Нельзя понять средневековое искусство Западной Европы и воспринять его в отрыве от искусства Византии.
Искусство Византии
В Византии не было столь резкого и столь катастрофического разрыва со старыми формами жизни. Достижения античности здесь не были стерты с лица земли, как это случилось на Западе. Сохранились античные города, высокоразвитые ремесла, оживленная торговля. В области духовной культуры также сохранились достижения античности, которые постепенно переосмысливались и трансформировались в соответствии с новыми потребностями. Византийское искусство складывалось на почве эллинистической культуры Греции, Палестины, птолемеевского Египта, Сасанидского Ирана. Византийское искусство просуществовало около тысячи лет. Это было великое искусство, давшее блестящие образцы архитектуры, в частности, крестово-купольный храм. В качестве примера достаточно назвать константинопольскую Софию, где использован римский купол, но с опорой его не на стены, а на четыре устоя через подпружные арки и паруса. Центральный неф отделен от боковых колоннами с опирающимися на них арками.
Говоря о развитии и влиянии философских идей на архитектуру в Византии, прежде всего, следует упомянуть Прокопия Кесарийского - секретаря полководца Велизария, известного историка, автора «Тайной истории». Прокопий дает описание храма св. Софии [22]. В этом описании чувствуется влияние античного миросозерцания. Прокопий восхищается «гармонией» храма (характерная черта античной эстетики). Но, наряду с античными чертами, в его трактате проявляются и новые моменты. Согласно ему, построение такого храма - это дело не человеческого могущества или искусства, а «божественного соизволения». Прокопий акцентирует свое внимание на пышности и великолепии памятника (это как раз характерно для византийского искусства).
Византийские мастера оставили миру образцы тонкой каменной резьбы капителей, замечательную рукописную миниатюру и произведения ювелирного искусства - жемчужное и золотое шитье, обработку и оформление драгоценных камней в перстнях, серьгах, браслетах, искусство стекла. Эти ремесла византийцы, бежавшие в 1453 г., распространили в Северной Италии (Венеции), в Сицилии, на Балканах, в Закавказье, на Руси.
Вывод
Таким образом, несмотря на строго теологический характер, философские идеи средневековья, воплощенные в искусстве, оказали колоссальное
влияние на его дальнейшее развитие. Два стиля, рожденные в атмосфере средневековой культуры, - романский и готический - проявлялись не только в архитектуре. Интерьер, прически, одежда - во всем просматривался характер двойственности средневековья - стремление к небу и к жизни земной. Достаточно длительный период в истории западноевропейское искусство находилось под влиянием готического стиля, который оказал немалое значение в дальнейшем развитии художественной культуры. В эпоху средневековья появляются принципиально новые подходы к пониманию эстетических категорий, которые носили ярко выраженный религиозный характер, выражая божественное начало. Средневековая эстетика развивалась под влиянием религиозных течений, но именно это придало ей своеобразную стройность, утонченность и определило значимое место в истории развития эстетической мысли.