Готика как венец средневековья

Как художественный стиль готикасформировалась около середины XII века. Первый памятник - аббатство Сен-Дени, расположенное почти в Париже - политическом центре Франции, находящемся совсем рядом и с экономическим центром европейской экономики - ярмарками Шампа­ни, тогда только-только выдвигавшимися на эту роль. Примечательно, что район становления готики - средоточие первых готических соборов конца XII - первой половины XIII веке в Лане, Шартре, Амьене, Реймсе и самом Париже - почти полностью совпадает с городской средой прилегающего к «ярмаркам Шампани» региона.

Готика венчает развитие средневековой культуры. Готика просущество­вала очень долго, а как господствующий стиль - примерно до конца XIV века. В эстетическом мировосприятии этого времени доминирует культ Абсолюта, обращение к незримым далям бытия. Глубже осознается несо­вершенство земного существования, значимость духовного возвышения человека. Религиозная напряженность, связанная с поиском трансцендент­ной надежности, существенно нарастает, отражаясь на восприятии всех граней человеческой жизни. Главная цель - прозреть божественное при­сутствие во Вселенной. В готическом мировосприятии существенно уси­ливается мистическое, иррациональное, символическое звучание красоты. Притягательность природной, телесной гармонии начинает меркнуть, иг­рать второстепенную роль. Эстетическая ценность разнообразных форм земного бытия приобретает весомость лишь в том случае, если достаточно полно отражает мощь Творца, его креативную способность, безграничность.

Скульптурные горельефы тимпанов и фигуры в тягах ария разрушают непрерывность архитектурной плоскости, все больше обращаясь в свободную и самостоятельно существующую скульптуру. Исчезает однообразие декоративного рельефа, который приобретает черты чисто пластических групп, полных движения и внутреннего беспокойства. Даже стилизован­ный орнамент уступает место вполне объемной, живой, чисто реалистиче­ской трактовке цветов, веток, листьев или виноградных лоз с подчеркну­тыми пластическими особенностями. Внутреннее помещение храмов с их устремленными ввысь вертикалями тоже перечеркивается горизонтальны­ми линиями окон и аркадами эмпориума бокового корабля, завершая со­бою расчленение и разложение стены. Неподвижная масса романских ко­лонн уступает место расчлененному соединению в форме связей или пуч­ка. Строгий крестовый свод с двумя диагональными нервюрами переходит в шести раздельную конструкцию, дающую возможность членения на мень­шие поля и создающую так называемый звездчатый или даже сетчатый свод. А это ведет к тому, что тяжелая масса потолка расчленяется на систему нер­вюр, как бы вбирающих в себя силу опор, стремящихся ввысь, и тем самым нейтрализует мощь этих опор, создавая впечатление полной невесомости.

Примеров горизонтального членения общей вертикальной устремлен­ности готики можно привести много, и с ними можно познакомиться уже в учебных пособиях по истории искусств. Для нас важно сейчас только то, что готическое стремление ввысь и горизонтальная расчлененность про­странства даны в готике нераздельно.

Готика явилась не только своеобразным синтезом романского стиля и византийской иконы; сюда же надо присоединить еще и самостоятель­ную, вполне устойчивую трехмерную телесность, доходящую, как мы ска­зали, до настоящего натурализма.

В готике утверждалось стремление достичь беспредельного в великом и малом, в продвижении к сверхчувственному. Так рождается культ верти­кальной линии, господство башен, возвышающихся до 150 метров, вирту­озная орнаментика, роскошные арабески, подчиненные логике целого, вит­ражи в сотни квадратных метров вместо стен, в которых использовались пурпурный, синий, желтые цвета. С помощью цветовых композиций яркое сияние земного дня преломлялось в таинственный полумрак, трансформи­ровалось в приглушенно звучащую метафизическую реальность. Потреб­ность в выразительной форме передать красоту трансцендентного бытия приводила к процессу дематериализации архитектуры в угоду прочности, надежности. Из функциональной, тектонической, замкнутой она превраща­лась в пластическую, ажурную, легкую, за что готический стиль называли застывшей музыкой или симфонией в камне.

Таким образом, готика предстает не просто как расчленение архитек­турного целого и последующий синтез расчлененного (хотя это чувство и выражено здесь с предельной яркостью: противоположности четко обо­значены, разделены, затем синтезированы). Свет выступает как средство становления - выражение растущего оптимизма человека; как средство

просветления самого мира, результатом которого является ощущение про­стора и свободы. Не случайно с концепцией света не рассталась и новоев­ропейская культура в пору своего окончательного становления как систе­мы в конце XVI—IXVIII вв. - «веке Просвещения», где доминантой был «божественный свет разума».

Нельзя понять средневековое искусство Западной Европы и воспринять его в отрыве от искусства Византии.

Искусство Византии

В Византии не было столь резкого и столь катастрофического разрыва со старыми формами жизни. Достижения античности здесь не были стерты с лица земли, как это случилось на Западе. Сохранились античные города, высокоразвитые ремесла, оживленная торговля. В области духовной куль­туры также сохранились достижения античности, которые постепенно пе­реосмысливались и трансформировались в соответствии с новыми потреб­ностями. Византийское искусство складывалось на почве эллинистической культуры Греции, Палестины, птолемеевского Египта, Сасанидского Ира­на. Византийское искусство просуществовало около тысячи лет. Это было великое искусство, давшее блестящие образцы архитектуры, в частности, крестово-купольный храм. В качестве примера достаточно назвать кон­стантинопольскую Софию, где использован римский купол, но с опорой его не на стены, а на четыре устоя через подпружные арки и паруса. Централь­ный неф отделен от боковых колоннами с опирающимися на них арками.

Говоря о развитии и влиянии философских идей на архитектуру в Ви­зантии, прежде всего, следует упомянуть Прокопия Кесарийского - секре­таря полководца Велизария, известного историка, автора «Тайной исто­рии». Прокопий дает описание храма св. Софии [22]. В этом описании чув­ствуется влияние античного миросозерцания. Прокопий восхищается «гар­монией» храма (характерная черта античной эстетики). Но, наряду с ан­тичными чертами, в его трактате проявляются и новые моменты. Согласно ему, построение такого храма - это дело не человеческого могущества или искусства, а «божественного соизволения». Прокопий акцентирует свое внимание на пышности и великолепии памятника (это как раз характерно для византийского искусства).

Византийские мастера оставили миру образцы тонкой каменной резьбы капителей, замечательную рукописную миниатюру и произведения юве­лирного искусства - жемчужное и золотое шитье, обработку и оформление драгоценных камней в перстнях, серьгах, браслетах, искусство стекла. Эти ремесла византийцы, бежавшие в 1453 г., распространили в Северной Ита­лии (Венеции), в Сицилии, на Балканах, в Закавказье, на Руси.

Вывод

Таким образом, несмотря на строго теологический характер, философ­ские идеи средневековья, воплощенные в искусстве, оказали колоссальное

влияние на его дальнейшее развитие. Два стиля, рожденные в атмосфере средневековой культуры, - романский и готический - проявлялись не толь­ко в архитектуре. Интерьер, прически, одежда - во всем просматривался характер двойственности средневековья - стремление к небу и к жизни земной. Достаточно длительный период в истории западноевропейское ис­кусство находилось под влиянием готического стиля, который оказал не­малое значение в дальнейшем развитии художественной культуры. В эпо­ху средневековья появляются принципиально новые подходы к понима­нию эстетических категорий, которые носили ярко выраженный религиоз­ный характер, выражая божественное начало. Средневековая эстетика раз­вивалась под влиянием религиозных течений, но именно это придало ей своеобразную стройность, утонченность и определило значимое место в истории развития эстетической мысли.

Наши рекомендации