Шатровые храмы периода эклектики и модерна
Санкт-Петербург. Благовещенская церковь лейб-гвардии Конного полка. К. Тон. 1849 г. Старая фотография.
Святогорск. Собор Успения Пресвятой Богородицы. А. Горностаев. 1859—1868 гг.
Никольский скит на Валааме. А. Горностаев. 1851 г.
Собор Петра и Павла в Петергофе. 1905 год. Проект: Н. В. Султанов, постройка: В. А. Косяков.
Если в начале XVIII века форма шатра, как и другие элементы русской архитектуры XVII столетия, ещё жила в провинциальных постройках, то из профессиональной архитектуры она ушла до середины XIX века. С началом эклектики в архитектуре русских церквей активно возрождаются формы допетровского времени. Уже К. А. Тон часто обращался к шатровому завершению, как характерному русскому элементу, хотя использовал его не совсем так, как это делалось в XVI—XVII вв. Он проектировал большие пятиглавые храмы и соборы, заменяя традиционную форму покрытия глав на шатры. Колокольни также увенчивались шатрами, в соответствии с традицией.
Храмами этого типа являлись уничтоженные Благовещенская церковь лейб-гвардии Конного полка в Санкт-Петербурге (1849) и Богородице-Рождественский собор в Красноярске (1845-61)[35]. К. Тон использовал отдельные элементы древнерусской архитектуры, но по-своему видоизменял их. Шатры в его храмах были всего лишь декоративными навершиями. Их совмещение с типом пятиглавого храма — эклектично.
Также шатрами увенчаны пять глав Успенского собора Святогорской Лавры (1859—1868), построенного А. Горностаевым[36]. Собор подобен Тоновским постройкам, но в отличие от них сохранился до нашего времени.
В 1851 году А. Горностаев построил храм Никольского скита для Валаамского монастыря. Образ столпообразного храма-монумента в духе XVI века послужил отличным прототипом для одиноко стоящего на берегу храма. В этой постройке шатер играет гораздо более значимую роль, хотя и лишен конструктивного значения — внутри храм все равно перекрыт куполом.
Собор Петра и Павла в Петергофе (1895—1904), построенный В. А. Косяковым по проекту Н. В. Султанова, даёт ещё один пример пятишатрового храма. Н. В. Султанов внимательно воспроизвёл разнообразные детали русской архитектуры XVI—XVII вв, а общий облик его собора отдаленно напоминает собор Василия Блаженного. Это оправдывает использование именно шатров. Но и здесь шатры скорее декоративный элемент. Шатры собора имеют чердаки, окнами которых служат прорезащие шатры «слухи»[37].
Более глубокого понимания древнерусских архитектурных форм достигли архитекторы, перешедшие в начале XX века к модерну.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Москва. 1909—1913. Архитектор: П. А. Толстых.
Русский храм-памятник под Лейпцигом. 1912—1913. Архитектор: Владимир Александрович Покровский.
фёдор Осипович Шехтель — мастер отечественного модерна — в 1910 году спроектировал старообрядческий храм в Балакове (Самарская область), ориентируясь на шатровые храмы XVI века. Внешний облик храма, сохранившегося до наших дней, почти лишен декора и состоит из простых цельных объёмов. Грани шатра совершенно гладкие. Шатер поставлен на восьмерик, грани которого заканчиваются кокошниками, а восьмерик в свою очередь стоит на более широком четверике, что было смелым техническим решением. В архитектуре храма присутствуют не только русские черты, но и есть влияние зодчества других стран, в частности христианской архитектуры Кавказа. Это сказалось на непривычной для Руси форме кровель, а также в лаконичных формах шатровой колокольни, лишь отдаленно подобной русским прототипам.
Интересно, что существовал другой проект храма, разработанный братьями Леонидом, Виктором и Александром Весниными — известными впоследствии советскими архитекторами, построившими до революции целый ряд храмов. По замыслу Весниных, церковь должна была иметь сильно вытянутый вверх шатер, вырастающий из двух рядов кокошников. Вместо колокольни должна была быть звонница, увенченная тремя декоративными шатрами. Проект был ближе к древнерусскому зодчеству, в нём угадываются конкретные прототипы.
В 1914—1916 гг. Шехтель строит деревянный храм у Соломенной сторожки в Петровско-Разумовском. Формы церкви оказались чрезвычайно органичны, так что даже возникает мысль о копировании архитектором древней постройки. Но храм несёт в себе и признаки модерна. Его средняя часть — увенченный шатром, восьмерик на четверике — окружен притворами с кровлями красивых, плавных очертаний. Архитектор добился цельности интерьера и экстерьера, а также создал проект внутреннего убранства[39]. Храм утрачен (воссоздан в 1997 году с использованием оригинального проекта, но со множеством отступлений в деталях, на новом месте).
Автор капитального труда «Курс истории русской архитектуры. Деревянное зодчество» М. В. Красовский создал проект шатрового храма-памятника 300-летия царствования Дома Романовых, выстроенного в 1914 году в пос. ВырицаЦарскосельского уезда С.-Петербургской губернии. Этот шедевр деревянного зодчества начала ХХ века демонстрирует и тонкий вкус зодчего, и глубокое освоение им традиций древних мастеров, и высокую квалификацию исполнителей проекта.
Шатровое завершение было выбрано для центральной главы и в церкви Воскресения Христова в Сокольниках, построенной в 1909—1913 гг П. А. Толстых. Этот православный храм — отлично сохранившийся памятник модерна. Он отличается большой пышностью внешнего убранства, хотя шатер не играет в нём ведущей роли.
Архитектор В. Покровский построил не один шатровый храм. Первым была церковь св. Петра и Павла на Шлиссельбургском пороховом заводе, завершенная к 1906 году[40]. Все формы здания соединены движением вверх. Фасады крестообразного основания завершены фигурными фронтонами плавных очертаний и малыми главками. На невысоком основании-восьмерике поднимается шатер, низ которого скрыт двумя многогранными ярусами с окнами и венчащими каждую грань кокошниками.
Высочайшим достижением Покровского стал храм-памятник Битве Народов под Лейпцигом (1912—1913). За основу был взят храм Вознесения в Коломенском как образец максимального вертикализма в древнерусском зодчестве. Однако, архитектор, рационально переосмыслив и упростив конструкцию здания, лишил его живой тектонической логики.
Церковные постройки последних предреволюционных десятилетий являются частью ярчайшего расцвета архитектуры в России. Их отличают не только большие художественные достоинства по сравнению с постройками периода эклектики, но и более глубокое понимание образа и значения храма как такового.
И шатровые храмы, ориентрированные в особенности на лучшие постройки XVI столетия, занимают среди произведений модерна заметное место.
Современные шатровые храмы[править | править вики-текст]