Шатровые храмы в первой половине XVII века
Собор Архангела Михаила. Нижний Новгород. 1631
Церковь Покрова в Медведкове. Москва. 1640
Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах в Троице-Сергиевой лавре
Церковь в Троицком-Голенищеве. Москва. 1644—1645
Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Евфимия при больничных палатах. 1646
Церковное строительство было прервано в России Смутным временем и возрождалось медленно. Активные работы начались только с 1620-х годов. Патриарх Филарет (отец царя Михаила Фёдоровича) в 1619 году вернулся из польского плена. По его указу в Нижнем Новгороде в память освободительного восстания против интервентов был отстроен заново обветшавший Архангельский собор. Архангельский собор Нижнего Новгорода до перестройки был крестово-купольным. Но в 1628—1631 годах присланными из Москвы Лаврентием Возоулиным и его пасынком Антипой был построен шатровый храм. Архангельский собор повторяет самый распространённый тип шатрового храма — восьмерик на четверике, но имеет свои особенности. Четверик его красиво оформлен пилястрами с карнизом, поверх которого стоят кокошники (повторяющие закомары крестово-купольного храма). Собор имеет апсиды и крыльцо с западной стороны. С боку к храму примыкает колокольня, с которой через специальное окно можно было смотреть за службой в храме. В XX веке храм потерял придел, устроенный в 1672 году.
Князь Дмитрий Пожарский в 1640 году построил храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове. Покровский храм следует традиции предыдущего столетия, но при этом оригинальным образом подражает многопридельному Покровскому собору на Рву. Зодчий уменьшил ширину восьмерика, сделав так, чтобы его стены не опирались прямо на стены четверика. Для этого он прибегнул к сложной конструкции из двух рядов свисающих арок, несущих восьмерик. По углам от восьмерика разместились дополнительные главы, придающие небольшому храму характер многоглавого. Кроме того, храм имеет два небольших симметричных придела. При несколько приземистых пропорциях четверика и восьмерика шатер приобрёл особую стройность, подчеркивая взлёт здания. Его высота равна высоте нижней части здания. В декоре шатра использованы живописно разбросанные изразцы.
Храм Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве (Москва), построенная в летней резиденции московских патриархов, близка по плану к церкви в Медведкове (1644—1645). К её центральному объёму примыкают два симметричных придела, на этот раз завершённые не главами, а меньшими шатрами. Все три придела — восьмерики на четверике, но центральный выделяется своими размерами и большей высотой шатра.
Постепенно архитектура XVII века изменила типологию шатровых храмов. Некоторые более ранние постройки сохранили ещё прежнюю выразительность столпообразных храмов, но содержали при этом важные новшества. Особое место среди них занимает Успенская «дивная» церковь в Алексеевском монастыре Углича, построенная в 1628 году (или в 1630-х годах). Три её стройные шатра поставлены на три выстроенные в ряд придела. Композиция из трёх выстроенных в ряд поперёк храма шатров сыграет чуть позже важную роль в сложившемся вскоре стиле «русского узорочья». Внешний вид Успенской церкви красив благодаря сочетанию нескольких заострённых шатров, центральный из которых выделен большим размером. Но интерьер храма перекрыт сводами, его шатры представляют собой только глухие декоративные надстройки.
В 1635—1638 годах в Троице-Сергиевом монастыре была построена небольшая церковь Зосимы и Савватия Соловецких при больничных палатах. Внешне храм очень строен и красив, но его высокий шатёр имеет чисто декоративный характер. Он не открывается в интерьер храма. Небольшое внутреннее пространство церкви перекрыто сводом на уровне пят закомар (кокошников). Репликой этого храма стала больничная церковь святого Евфимия в Кирилло-Белозерском монастыре (1646). Евфимиевская церковь отличается гораздо более приземистыми формами, а её восьмерик столь низок, что даже не проявляется в экстерьере здания.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Москва. 1649—1652
Церковь Одигитрии в монастыре Иоанна Предтечи в Вязьме. 1650-е
В архитектуре русского узорочья прежняя конструктивная роль шатра утрачена полностью. Шатёр стал одним из многих элементов декора. Как купола храмов чаще стали заменять глухими декоративными главами, так же декоративными надстройками над глухими восьмигранными барабанами стали и шатры. В небольших храмах, перекрытых сводом, стали использовать завершение из двух или трёх небольших шатров. Такие храмы утратили связь с прежним типом центрического столпообразного храма. Примером завершения храма двумя шатрами может служить надвратная церковь Богоявления в Ферапонтовом монастыре (1649—1650).
Ярчайший пример роли шатра в русском узорочье — церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649—1652). Храм имеет асимметричную композицию, состоящую из центрального придела, стоящего с северо-западного угла придела Богоматери Неопалимой купины, поставленной между ними колокольни и обширной трапезной, соединяющей входы во все части храма. Центральный придел имеет прямоугольную, вытянутую поперёк оси храма форму. Это позволяло большему числу прихожан стоять в храме ближе к иконостасу. Храм увенчан тремя выстроенными в линию тонкими декоративными шатрами на гранёных барабанах-восьмериках. Шатрами завершены колокольня и крыльцо церкви. Даже световой барабан придела Неопалимой купины завершён не главой, а надстроенным поверх купола крошечным шатром. Небольшой размер шатров сочетается с резкостью деталей декора.
Церковь Одигитрии в монастыре Иоанна Предтечи в Вязьме (1650-е) даёт яркий пример стиля «узорочье». Как и в церкви Рождества Богородицы в Путинках, её четверик имеет вытянутую поперёк прямоугольную форму. Свод церкви снаружи украшен горой кокошников, на которых возвышаются три небольших барабана (гранёных как восьмерики) с маленькими декоративными шатрами. Любопытно, что средний восьмерик всё же открыт в интерьер храма и имеет окна. Композицию церкви завершают два небольших придела.