Разбивка верхнего строения дороги.
Когда возведение земляного полотна закончено, разбивают поперечники для строительства автодорожного покрытия и верхнего строения пути на железных дорогах.
Покрытие на автомобильных дорогах строится в приготовленном для этого земляном корыте. Отметки дна корыта (рис. 77) вычисляют по формуле
Покрытие состоит из песчаной подушки, бетонного или каменного несущего слоя и верхнего асфальтового слоя.
После того как песчаная подушка уложена в земляное корыто и укатана, при помощи теодолита разбивают ось дороги Согласно требованиям строительных норм и правил поперечные уклоны дорожного покрытия должны быть выдержаны в пределах: цементобетонные покрытия 2,5%, асфальтобетонные покрытия 3,5 %, мостовые 5 %.
Верхнее строение железных дорог состоит из балластного слоя (песок, гравий, щебень) шпал и рельсов. Толщина балластного слоя принимается не менее 35 см на магистральных дорогах и 25 см на местных.
При укладке или окончательной рихтовке железнодорожных путей строго по теодолиту разбивают ось каждого пути. На закруглениях полотна производят детальную разбивку переходных и круговых кривых. В стесненных условиях насыпей и выемок эту разбивку целесообразно проводить способом хорд (секущих). Разбивка закрепляется кольями, на которых гвоздями фиксируют положение оси.
Одновременно при помощи нивелира выносят в натуру и закрепляют проектные отметки головки рельсов с точностью до 1—2 мм. Чтобы определить проектную отметку головки рельсов, необходимо к проектной отметке профиля (отметке бровки полотна) прибавить высоту сливной призмы, толщину балластного слоя по проекту с учетом запаса на его осадку, толщину шпал и высоту рельсов.
Рис. 77. Проектные отметки поперечного Профиля
Согласно требованиям строительных норм и правил поперечные уклоны дорожного покрытия должны быть выдержаны в пределах: цементобетонные покрытия 2,5%, асфальтобетонные покрытия 3,5 %, мостовые 5 %.
Верхнее строение железных дорог состоит из балластного слоя (песок, гравий, щебень) шпал и рельсов. Толщина балластного слоя принимается не менее 35 см на магистральных дорогах и 25 см на местных.
При укладке или окончательной рихтовке железнодорожных путей строго по теодолиту разбивают ось каждого пути. На закруглениях полотна производят детальную разбивку переходных и круговых кривых. В стесненных условиях насыпей и выемок эту разбивку целесообразно проводить способом хорд (секущих). Разбивка закрепляется кольями, на которых гвоздями фиксируют положение оси.
Одновременно при помощи нивелира выносят в натуру и закрепляют проектные отметки головки рельсов с точностью до 1—2 мм. Чтобы определить проектную отметку головки рельсов, необходимо к проектной отметке профиля (отметке бровки полотна) прибавить высоту сливной призмы, толщину балластного слоя по проекту с учетом запаса на его осадку, толщину шпал и высоту рельсов.
На кривых учитывают возвышение наружного рельса над внутренним, величина которого h (в мм) может быть подсчитана по формуле (с округлением до 5 мм) h=12,5 v2/R, где v — средняя скорость движения поездов, км/час; R — радиус кривой, м. В табл. 55 приведена величина возвышения h при различных скоростях движения.
Возвышение на кривых наружного рельса осуществляется за счет утолщения балластного слоя под наружной частью пути.
Предельная разность отметок головок рельсов обеих ниток на одном поперечнике прямого участка пути и отклонение возвышения наружного рельса от проектной величины на закруглениях не должны превышать 4 мм, при этом должен быть обеспечен плавный отвод разности отметок с уклонами 1— 0,5 % без перекосов пути.
Ширина рельсовой колеи, измеряемая между внутренними гранями головок рельсов, на прямых участках пути и на кривых радиуса 350 м и более равна 1524 мм. При радиусе кривых 349—300 м эта ширина увеличивается до 1530 мм и радиусах 299 м и менее — до 1540 мм. Уширение колеи на криволинейных участках производится сдвижкой внутренней рельсовой нитки к центру кривой. Уширение колеи постепенно разгоняют в пределах переходной кривой, а при ее отсутствии — в пределах прямого участка по 1 мм на 1 м пути.
Отклонение от номинальной ширины рельсовой колеи на прямых и кривых участках пути не должно превышать предельной величины +4—(—3) мм — на стрелочных переводах; + 3—(—2) мм — при устройстве плановых отводов 0,5—1 мм — на 1 м пути.
Железнодорожное полотно также имеет уширение на кривых участках. Величина этого уширения равна 0,2 м (для R от 2000 до 1000 м) и 0,3 м (для R<1000 м). Кроме того, двупутное земляное полотно должно быть уширено в пределах кривой в соответствии с увеличением на этом участке габаритного расстояния между осями путей.