Амарнское искусство насквозь пронизано светскими мотивами и жизнелюбием и этим сильно отличается от традиционного искусства Древнего Востока.
Литература
Амарна была стимулом и для появления уникального явления на Древнем Востоке – некультовой любовной лирики, которая вместе с реалистическим скульптурным портретом значительно отличалась от традиционного искусства Древнего Востока, напоминая скорее светское искусство Западной Европы.
Архитектура
После Амарнского периода усиливается начавшаяся еще при Аменхотепе III гигантомания в храмовом строительстве, которая проявилась в сооружении царских статуй – колоссов. Самый большой заупокойный храм приказал построить Рамсес II – это был один из самых знаменитых фараонов Древнего Египта, он провел на троне 66 лет и построил больше храмов и городов, чем кто – либо из правителей до него.
Особым типом храмового зодчества в эпоху Нового Царства стали храмы, вырубленные в толще скалы. Их называют скальными или пещерными храмами. Одним из самых известных является заупокойный храм Рамсеса II в Абу – Симбеле. Фасад храма развернут к Нилу. По обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящих статуи фараона 20 метровой высоты. Строительство заупокойного ансамбля Рамсеса III в Мединет – Абу, напоминающего крепость, завершает эту блестящую эпоху храмового зодчества.
Фараоны Нового Царства не строили пирамид. Усыпальницами им служили подземные гробницы знаменитой Долины царей в западной части Фив. Ныне известно около 60 таких гробниц. Самой монументальной является скальная гробница Сети I. Гробницы тщательно маскировали, вход замуровывали. Но и это не спасло их от грабителей. Единственная оставшаяся почти не тронутой – знаменитая гробница Тутанхамона, открытая английскими археологами в 1922г. и показавшая всему миру бесчисленное богатства фараонов. Золотые и позолоченные статуи, золотой саркофаг, золотая маска фараона, богато разукрашенное оружие, драгоценные камни, алебастровые сосуды и т.д. сделали открытие гробницы Тутанхамона – археологической сенсацией. Общий вес золота, обнаруженного в гробнице, превысил тонну!
УПАДОК ЕГИПЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
После смерти фараона Рамсеса II наблюдается упадок египетской культуры, связанный с полосой тяжёлых и длительных войн и завоевание Египта ливийцами, затем эфиопами, позже ассирийцами и персами.
Некоторое возрождение искусства наблюдалось лишь при царях 26 династии (Саисской) – 7 в. до н.э. – так называемый Саисский Ренессанс (Возрождение). Художники и скульпторы этого времени вновь обратились к образцам Древнего Царства, в частности к идеальному портрету. Саисское Возрождение стало не исходной точкой нового расцвета, а лебединой песнью египетского искусства. Культурная роль Египта была исчерпана, все ярче разгоралась звезда Древней Эллады. Однако закат цивилизации Древнего Египта не означал бесследного исчезновения культуры его народа. Многие её элементы смогли сохраниться до наших дней, став одним из важнейших компонентов мировой культуры.
Египетское искусство с его монументальной архитектурой и статичной скульптурой явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян.
Древнеегипетская культура и цивилизация заложили основудляпоследующего культурного развития многих народов, в том числе и европейских.
РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА.
Античная цивилизация (1 тыс. до н.э. – 5 в.н.э.) представляла собой значительный шаг вперед по сравнению с древневосточными цивилизациями. Достижения античной культуры поразительны, на них основана вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведениями античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, истории и быта до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. Античность, чья тысячелетняя история накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа, обладает неувядаемой прелестью.
Культура Древней Греции
В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды:
- Эгейская (Крито-Микенская) культура (3-2 тыс.до н.э.)
- Гомеровский период (11-9 вв.до н.э.)
- Архаический период (8-6 вв.до н.э.)
- Классический период (5-4 вв.до н.э.)
- Эллинистический период (конец 4- 1 в.до н.э.)
Эгейская (Крито-Микенская) культура
В начале первого тысячелетия до н.э. древневосточные цивилизации и культура вступили в полосу упадка и уступили своё место новому культурному очагу, возникшему в Средиземноморском регионе. Но еще в 3-2 тыс.до н.э. одновременно с древневосточными культурами в Восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции существовала высокоразвитая Эгейская культура. В её состав входили следующие культурные общности: древнейшая критская или минойская, с центром на острове Крит в Эгейском море; кикладская островная культура (острова Эгейского моря); элладская – в Балканской Греции. Во II тыс.до н.э. в материковой Греции возникла близкая критской Микенская или Ахейская культура.
Архитектура, живопись
Центрами эгейской цивилизации были монументальные дворцовые комплексы критских правителей. Дворцы в городах Кносс, Маллия, Фест и др. были украшены колоннадами и фресками. Кносский дворец несет на себе признаки восточной пышности, его архитектура напоминает древнеегипетскую храмовую архитектуру с огромным количеством залов, открытыми дворами, многочисленными коридорами и переходами.
Величайшим достижением эгейской культуры было создание письменности (8-7вв.до н.э.) – так называемого слогового (линейного) письма А. Критская письменность до сих пор не расшифрована.
Микенская (Ахейская) культура многое позаимствовала у критян, но отличалась рядом своеобразных черт. Ахейцы, например, строили мощные оборонительные сооружения: в отличие от критской, микенкская цивилизация была более суровой и мужественной. Символами могущества местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные прочными стенами. Сами греки считали, что это стены воздвигли Циклопы – настолько огромными были громоздящиеся один на другой каменные блоки. Достопримечательностью Микен были знаменитые «Львиные ворота», украшенные рельефом с изображением двух львиц. Микенские цари воздвигали для себя величественные гробницы, или толосы.
К наиболее пышным усыпальницам относится гробница Агамемнона,поражающая своей монументальностью: её купол выложен из 33 каменных колец. Стены дворцовых покоев покрыты многочисленными фресками с изображением охотничьих и батальных сцен.
Микенская письменность (линейное письмо Б) была дешифрована в 1953 г. Создатели ахейской культуры говорили на греческом языке, правда более архаичном, чем язык позднейшего классического периода.
Гомеровский период
Античная культура была ориентирована не на царей и их приближенных (как на Древнем Востоке), а на свободную гражданскую личность, члена полисного коллектива. Поэтому античная культура глубоко гуманна, т.к. прославляет и возвеличивает человека.
Литература
Главным источником наших сведений об этой эпохи являются два шедевра древнегреческой литературы – «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Принято считать, что поэмы были записаны в 9-8 вв. до н.э., а до этого существовали в устной традиции. В основе этих выдающихся памятников мировой литературы лежит ахейский эпос – сказание о походе ахейских греков в Трою.
В поэме «Илиада» рассказывается о событиях последнего года 10-летней войны греков с троянцами и о взятии Трои. Реальное существование Трои доказал немецкий археолог Генрих Шлиман, раскопавший Трою во второй половине 19 в. «Одиссея» повествует о возвращении из-под Трои и долгих странствиях одного из героев Троянской войны – царя греческого острова Итака Одиссея.
Эпические поэмы Гомера – своего рода кодекс аристократической морали. Высшей ценностью для знатного воина – эпического героя – считаются посмертная слава, вечная память о подвигах доблестного бойца. Сохраняет эту память певец – аэд, который передает её потомкам.
У Гомера мы встречаем и детально разработанный образ олимпийского пантеона – греческих богов. По замечанию древнегреческого историка Геродота, богов грекам сотворил Гомер.
Греки представляли себе своих богов именно так, как изобразил их Гомер. Мир великолепных олимпийцев, собирающихся при дворе Зевса на общий совет, весело пирующих целыми днями, вступающих между собой в брачные союзы и сорящихся, был слишком похож на повседневную жизнь и идеалы греческой аристократии.
Боги близки людям, ибо они сами – как бы облагороженные, «улучшенные» люди, отличающиеся от последних лишь бессмертием. Они любят и ненавидят как люди, ревнуют и плачут, смеются и страдают, и в этом, по мнению греков, проявлялась красота жизни.
Греческая религия и мифология были наполнены гуманистическим звучанием. Если боги схожи с людьми, то люди – с богами. Люди могли спорить с богами и выходить из споров победителями, как, например, Ахилл или Одиссей.