Кафедра архитектурных конструкций
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра архитектурных конструкций
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для выполнения курсовой работы по теме
«Промышленное здание»
для студентов специальности
1-70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство»,
1-69 01 01 «Архитектура»,
дневной и заочной форм обучения.
Брест 2017
УДК
В методических указаниях рассматриваются вопросы разработки архитектурно-конструктивного проекта промышленного здания. Приведены основные конструктивные.
Методические указания предназначены для студентов специальности 1-70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство» дневной и заочной формы обучения при разработке курсовых проектов и изучении дисциплины «Архитектура», а так же при выполнении дипломных проектов.
Составители: Шпак А.В.
Рецензент:
Учреждение образования
© «Брестский государственный технический университет», 2017
Оглавление
1. Основные объемно-планировочные параметры промышленных зданий. 4
2. Деформационные швы.. 4
3. Привязка конструктивных элементов к разбивочным осям. 5
4. Колонны железобетонные двухветвевого сечения. 11
5. Металлический каркас. 12
6. Стены, окна и ворота. 18
7. Крыша. 18
8. Связи в промышленном здании. 20
8.1. Каркас Ж/Б/смешанный: 20
8.2. Каркас МК: 21
9. Схемы подвески крана к металлическим фермам. 29
10. Схема подвески крана к железобетонным фермам. 30
11. Схема раскладки настила по металлическим фермам. 32
12. Кран. 33
13. Балки стропильные и подстропильные. 33
13.1. Классификация и основные параметры.. 33
13.2. Фермы железобетонные по СТБ 2075-2010. 34
13.2.1. Классификация, основные параметры и размеры.. 34
14. Балки подкрановые стальные для мостовых кранов грузоподъемностью до 50 т. 34
15. Балки подкрановые железобетонные предварительно напряженные. 35
16. Список литературы.. 36
1. Основные объемно-планировочные параметры промышленных зданий
Вставка - Пространство между двумя смежными основными координационными плоскостями в местах разрыва модульной координационной системы, в том числе в местах деформационных швов
Модуль - Условная линейная единица измерения, применяемая для координации размеров зданий и сооружений, их элементов, строительных конструкций, изделий и элементов оборудования. Для координации размеров принят основной модуль, равный 100 мм и обозначенный буквой М.
Сетка колонн - совокупность расстояний между продольными и поперечными разбивочными осями.
Пролет- 1. Горизонтальное расстояние между соседними опорами балок, ферм и подобных конструкций. Различают расчетный П., измеряемый между центрами опорных частей конструкции, и П. в свету, измеряемый между гранями опор; 2. Часть площади промышленного здания, ограниченного двумя смежными рядами колонн, либо стеной и рядом колонн и торцовыми стенками. Основные пролеты: 6, 9, 12, 18, 24, 30 и 36 м;
Пролеты одного направления, составляющие большую часть от общего числа пролетов в здании, принято называть продольными, а перпендикулярные им пролеты - поперечными.
Пролет может оборудоваться подвесными балочными кранами грузоподъемностью от 1 до 5 т или опорными мостовыми кранами грузоподъемностью от 10 до 500 т.
Шаг - расстояние между поперечными осями (6, 12 и 18 м);
Шаг крайних, средних колонн и опирающихся на них стропильных конструкций может быть
· 6-метровым;
· 12-метровым;
· 6 м для крайних колонн и 12 м для стропильных конструкций.
12-метровый шаг крайних колонн сочетается с 12-метровым шагом стропильных ферм. Это исключает подстропильные конструкции, но требует в ряде случаев применения фахверковых колонн и в продольных стенах для крепления распространенных в производстве 6-метровых стеновых и оконных панелей. 12-метровый шаг крайних и средних колонн экономичен в высоких зданиях с опорными кранами большой грузоподъемности.
Высота одноэтажных зданий (от пола до низа горизонтальных несущих конструкций на опоре) должна быть не менее 3 м.
Модульная (координационная) высота этажа - расстояние от уровня пола одного этажа до уровня пола другого. В одноэтажных зданиях (высота пролета) расстояние от уровня чистого пола (0.000) до уровня низа несущих конструкций покрытия.
Рисунок 1 Модульная (координационная) высота этажа:
1 - координационная плоскость чистого пола; 2 - подвесной потолок
Деформационные швы
Для ограничения усилий, возникающих в конструкциях от перепада температур, здание разрезается деформационными швами на отсеки. Размеры отсеков зависят от материала каркаса, теплового режима здания и климатических условий. Эти размеры определяются расчетом. Перепады высот, как правило, совмещаются с деформационными швами.
Деформационный шов - предназначен для уменьшения нагрузок на элементы конструкций в местах возможных деформаций, возникающих при колебании температуры воздуха, сейсмических явлений, неравномерной осадки грунта и других воздействий, способных вызвать опасные собственные нагрузки, которые снижают несущую способность конструкций. Представляет собой своего рода разрез в конструкции здания, разделяющий сооружение на отдельные блоки и, тем самым, придающий сооружению некоторую степень упругости. С целью герметизации заполняется упругим изоляционным материалом.
Металлический каркас
Рисунок 7 План здания с расположением несущих конструкций
Рисунок 8 Разрез 1 – 1
Рисунок 9 Разрез 2 – 2
Рисунок 10 Сплошностенчатый элемент конструкции
Рисунок 11 Схема расположения элементов конструкций
Рисунок 12 Схема расположения элементов конструкций
Рисунок 13 Узел конструкции
Стены, окна и ворота
Из принятых типоразмеров панелей могут выполняться две конструктивные схемы стены — навесная и самонесущая. Для первой характерны ленточные проемы остекления, для второй обязательны раздельные оконные проемы.
Нижняя панель первого яруса опирается на фундаментную балку по слою противокапиллярной гидроизоляции из цементно-песчаного раствора.
Раскладку панелей по высоте следует производить таким образом, чтобы один из горизонтальных швов располагался на 0,6 м ниже верха колонны. Этот шов разделяет панели, крепящиеся к колоннам и к конструкциям покрытия. Панели торцовой стены крепятся к стальным или железобетонным фахверковым колоннам и стойкам торцового фахверка, расположенным между основными колоннами и стеной.
Для размещения полки уголка, образующего консоль, в навесных стенах между колонной и панелями сохраняется зазор 30 мм.
Парапетные панели и карнизные плиты могут быть связаны с плитами покрытия и посредством сцепа из крюка и петли выполненных из арматурной стали.
В соответствии со стеновыми панелями для 6-метрового шага колонн стальные оконные панели выполняются с номинальными размерами по фасаду 6х1,2 и 6х1,8 м.
При необходимости въезда в здание автомобилей габарит проезда по высоте должен быть не менее 4,2 м до низа конструкций, выступающих частей коммуникаций и оборудования, для пожарных автомобилей - не менее 4,5 м.
Крыша
Отапливаемые здания проектируют, как правило, с внутренними водостоками. При обосновании допускается проектировать отапливаемые здания высотой не более 10 м без внутренних водостоков при ширине покрытия (с уклоном в одну сторону) не более 36 м.
Неотапливаемые здания следует проектировать без внутренних водостоков. Допускается многопролетные неотапливаемые здания проектировать с внутренними водостоками при наличии производственных тепловыделений, обеспечивающих положительную температуру внутри здания, или при условии обоснованного применения специального обогрева водосточных воронок, стояков и отводных труб.
По периметру наружных стен зданий следует предусматривать ограждение на кровле в соответствии с требованиями СНиП 2.01.02. В зданиях с внутренними водостоками в качестве ограждения кровли допускается использовать парапет. При высоте парапета менее 0,6 м его следует дополнять решетчатым ограждением до высоты 0,6 м от поверхности кровли.
Максимальное расстояние между водоприемными воронками неэксплуатируемых кровель не должно превышать 36 м
Расположение воронок в плане должно иметь единую стандартную привязку к продольным разбивочным осям, равную 450 мм, к поперечным осям, равную 500 мм.
Для обеспечения пространственной работы диска покрытия по контуру температурного отсека устанавливаются плиты без отверстий. Разрыв фонаря, устраиваемый при необходимости в пределах температурного отсека здания, также равен шагу ферм.
Длина фонарей должна составлять не более 120 м. Расстояние между торцами фонарей и между торцом фонаря и наружной стеной должно быть не менее 6 м.
На план кровли (крыши) наносят:
а) координационные оси: крайние, у деформационных швов, по краям участков кровли (крыши) с различными конструктивными и другими особенностями с размерными привязками таких участков;
б) обозначения уклонов кровли;
· На планах направление уклона плоскостей указывают стрелкой, над которой, при необходимости, проставляют величину уклона в процентах или в виде отношения высоты и длины (например, 1:7).
· Допускается, при необходимости, величину уклона указывать в промиллях, в виде десятичной дроби с точностью до третьего знака. На чертежах и схемах перед размерным числом, определяющим величину уклона, наносят знак “Ð”, острый угол которого должен быть направлен в сторону уклона.
в) отметки кровли;
г) позиции (марки) элементов и устройств кровли (крыши).
На плане кровли (крыши) указывают деформационные швы двумя тонкими линиями, парапетные плиты и другие элементы ограждения кровли (крыши), воронки, дефлекторы, вентшахты, пожарные лестницы, прочие элементы и устройства, которые указывать и маркировать на других чертежах нецелесообразно.
Для зданий производственного назначения следует предусматривать пожарные лестницы по периметру здания не реже чем через 200 м. Допускается не предусматривать пожарные лестницы на главном фасаде здания, если ширина здания не превышает 150 м.
В местах перепада высот кровель (в том числе для подъема на кровлю светоаэрационных фо-нарей) более 1 м следует предусматривать наружные пожарные лестницы независимо от высоты зданий.
Для подъема на высоту до 20 м и в местах перепада высот кpoвeль от 1 до 20 м следует применять пожарные лестницы вертикальные стальные шириной 0,7 м, начинающиеся с высоты 2,5 м, с площадками при выходе на кровлю. С высоты 10 м лестницы должны иметь дуги через каждые 0,7 м с радиусом закругления 0,35 м и с центром, отнесенным от лестницы на 0,45 м. Площадка при выходе на кровлю должна иметь ограждение высотой не менее 0,6 м;
Связи в промышленном здании
Связи подразделяют на вертикальные и горизонтальные. Первые устраивают между колоннами и в покрытиях, вторые - только в пределах покрытий.
По своему конструктивному решению связи могут быть крестовыми и портальными:
— Крестовые связи применяют при шаге колонн каркаса 6 - 12 м.
— Портальные применяют при шаге колонн 12 и высоте до головки подкранового рельса 8 - 14,6 м, так же при необходимости обеспечения прохода.
Таблица 5 Условные обозначения связей
Наименование | Изображение | |
в плане | в разрезе | |
Связь металлическая: а) одно плоскостная: вертикальная горизонтальная б) двухплоскостная в) тяжи |
8.1. Каркас Ж/Б/смешанный:
В зданиях без опорных мостовых кранов, при высоте помещений от 3.0 до 9.6 м. включительно:
— вертикальные связи между колоннами не ставятся.
— при отсутствии подстропильных конструкций, рядовые колонны соединяют со связевыми распорками, располагаемыми по верху колонн в каждом ряду.
Кран
Обязательно указывается грузоподъёмность, пути движения. У кран-балок расстояние от оси колоны до оси кранового рельса 1500мм. Если ширина пролёта 24м, то крепиться в трёх местах или устанавливаются две кран-балки. При ширине пролёта 30м балка крепиться в четырёх местах или устанавливается две кран-балки в двух местах.
Подвесные краны имеют грузоподъёмность 0,5 до 5т. Кран состоит из легкого моста или несущей балки, двух-, трёх-, четырёх катковых механизмов передвижения (по подвесным путям).
В зависимости от ширины пролета, шага несущих конструкций покрытия, грузоподъёмности и требуемого числа операций по ширине пролёта (на одних и тех же путях)устанавливаются один или несколько кранов.
По количеству путей подвесные краны одно-, двух- и многопролётные.
Размеры пролетов кранов, расстояния между точками подвеса приняты кратными 1,5м и составляют 3-15м. Управляют подвесными кранами с пола цеха, с помощью пульта.
Мостовые краны имеют грузоподъёмность 1 до 500т и более. Чаще всего используют краны от 5 до 30т.
В тех цехах, где требуется перемещать грузы разной массы и с разной скоростью предусматриваются краны с двумя механизмами подъема, грузоподъемность обозначают дробными цифрами(50/10т). Числитель показывает грузоподъемность механизма главного подъема, знаменатель - вспомогательного.
Мостовой кран состоит из механизмов передвижения и тележки с механизмом подъема, передвигающегося вдоль моста.
Несущий мост имеет вид пространственной четырехплоскостной, коробчатой балочной или ферменной конструкции. По концам моста устанавливают механизм передвижения по крановым путям, уложенным по консолям колон цеха.
Примеры условного обозначения балок, ригелей и прогонов при заказе
1 Балка типоразмера 4БСД18, второй номер по несущей способности, изготовленная из тяжелого бетона, с напрягаемой рабочей арматурой класса Ат600С, с закладными изделиями для крепления плит:
БСД18-2Ат600С-1 СТБ 1186-99.
2 То же, изготовленная из бетона нормальной проницаемости (Н) и предназначенная для применения в условиях воздействия слабоагрессивной газообразной среды:
БСД 18-2Ат600С-1Н СТБ 1186-99.
Примеры условного обозначения
1 Ферма типоразмера 4ФС18, шестой порядковый номер по несущей способности, с напрягаемой арматурной сталью класса S800, изготавливаемая из легкого бетона, с дополнительными закладны-ми изделиями:
ФС18 – 6S800Л – 1 СТБ 2075-2010.
Ферма типоразмера ФП12, третий порядковый номер по несущей способности, с напрягаемой арматурной сталью класса S1400, предназначенной для применения в условиях воздействия слабо-агрессивной газообразной среды, с опорным закладным изделием, предусмотренным для установки фермы у температурного шва или торцов зданий:
ФП12 – 3S1400 – Н1 СТБ 2075-2010,где СТБ 2075-2010 - обозначение настоящего стандарта.
Примечание - Допускается принимать обозначения марок ферм в соответствии с указаниями (до их пересмотра) рабочих чертежей на эти фермы.
Пример условного обозначения балок при заказе
Балка подкрановая железобетонная для пролета 12 м, второй несущей способности под кран грузоподъемностью 100 кН с напрягаемой рабочей арматурой класса Ат600С, в крайнем пролете с дополнительными закладными изделиями, из тяжелого бетона нормальной проницаемости:
БК12-2Ат600С-КаН СТБ 1318-2002, где СТБ 1318-2002 ¾ обозначение настоящего стандарта.
Список литературы
1. ТКП 45-3.02-90-2008 Производственные здания. Строительные нормы проектирования
2. СТБ 2075-2010 Фермы железобетонные
3. СТБ 1328-2002 БАЛКИ ПОДКРАНОВЫЕ СТАЛЬНЫЕ ДЛЯ МОСТОВЫХ КРАНОВ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ ДО 50 т
4. СТБ 1186-99 Балки стропильные и подстропильные, ригели и прогоны железобетонные для зданий и сооружений
5. СТБ 1646-2006 Колонны стальные ступенчатые для зданий с мостовыми электрическими кранами общего назначения грузоподъемностью ДО 50 т
6. СТБ 21.504-2005 Конструкции металлические. Правила выполнения чертежей марки КМ
7. СТБ 1318-2002 Балки подкрановые железобетонные предварительно напряженные
8. Шерешевский И.А. Конструирование гражданских зданий. Учеб. пособие для техникумов - «Архитектура-О, 176 с, ил.
9. Трепененков Р. И. Альбом чертежей конструкции п деталей промышленных зданий: Учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройнздат, 1980.- 284 с, ил.
10. Кутухтин Е.Г., Коробков В.А.. Конструкции промышленных и сельскохозяйственных зданий и сооружений Учеб. пособие для техникумов.- 2-е изд., перераб. и доп.
11. П.Г. Буга - Гражданские, промышленные и сельскохозяйственные здания
12. ДятковС. В. Михеев А. П. Архитектура промышленных зданий. — 4-е изд., репринтное. — М.: ООО «БАСТЕТ», 2006. —480 с. Рис. 227. табл. 31, библиогр. 44 наш
Колонны ЖБ
1.423.1-3/88 выпуск 0 колонны железобетонные прямоугольного сечения высотой до 9,6 м без мостовых опорных кранов
1.423.1-5/88 выпуск 0 колонны железобетонные прямоугольного сечения высотой 10,8; 12,0; 13,2 и 14,4 м без мостовых опорных кранов
1.424.1-5 выпуск 0 колонны железобетонные прямоугольного сечения высотой 8,4-14,4 м, оборудованных мостовыми опорными кранами до 32 тонн
1.424.1-9 выпуск 0 колонны железобетонные двухветвевого сечения для одноэтажных производственных зданий высотой 15,6; 16,8 и 18,0 м
Колонны Ж.Б. фахверка
1.427.1-3 выпуск 0. Колонны железобетонные прямоугольного сечения для продольного и торцового фахверка высотой 3,0 - 14,4 м
1.427.1-6 выпуск 0 колонны железобетонные двухветвевого сечения для продольного и торцового фахверков высотой 15,6; 16,8 и 18,0 м
Колонны МК
1.423.3-8 Выпуск 2. Стальные Колонны для зданий высотой от 6,0 до 8,4 м грузоподъемностью 5 т
1.423.3-8 Выпуск 6. Стальные Колонны для зданий высотой от 9,6 до 18,0 м грузоподъемностью до 5 т
1.424.3-7 Выпуск 1. СТАЛЬНЫЕ Колонны для зданий высотой от 10,8 до 18,0 м с мостовыми электрическими кранами грузоподъемностью до 50 т
1.424.3-7 Выпуск 2. СТАЛЬНЫЕ Колонны для зданий высотой 8,4 и 9,6 м с мостовыми электрическими кранами грузоподъемностью до 20 т
Фермы МК
1.460.2-10/88 Стальные конструкции покрытий одноэтажных производственных зданий с фермами из парных уголков.
Фермы ЖБ
1.463.1-3/87 Фермы стропильные железобетонные безраскосные пролетом 18 и 24 м для одноэтажных зданий с малоуклонной и скатной кровлей
Стальные подкрановые балки
1.426.2-3 Стальные подкрановые балки
Шифр 9460-КМ Выпуск 1. Подкрановые балки под краны режимных групп 1К…6К. Чертежи КМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для выполнения курсовой работы по теме
«Промышленное здание»
для студентов специальности
1-70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство»,
1-69 01 01 «Архитектура»,
дневной и заочной форм обучения.
Ответственная за выпуск:
Редактор:
Компьютерная верстка:
Корректор:
Подписано к печати ___.___.2011 г. Формат 60x84 1/16.
Усл. п. л. 0,93. Уч.-изд. л. 1,0. Тираж ______ экз. Заказ № _____.
Отпечатано на ризографе учреждения образования «Брестский государственный технический университет». 224017, г. Брест, ул. Московская, 267.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра архитектурных конструкций
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для выполнения курсовой работы по теме
«Промышленное здание»
для студентов специальности
1-70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство»,
1-69 01 01 «Архитектура»,
дневной и заочной форм обучения.
Брест 2017
УДК
В методических указаниях рассматриваются вопросы разработки архитектурно-конструктивного проекта промышленного здания. Приведены основные конструктивные.
Методические указания предназначены для студентов специальности 1-70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство» дневной и заочной формы обучения при разработке курсовых проектов и изучении дисциплины «Архитектура», а так же при выполнении дипломных проектов.
Составители: Шпак А.В.
Рецензент:
Учреждение образования
© «Брестский государственный технический университет», 2017
Оглавление
1. Основные объемно-планировочные параметры промышленных зданий. 4
2. Деформационные швы.. 4
3. Привязка конструктивных элементов к разбивочным осям. 5
4. Колонны железобетонные двухветвевого сечения. 11
5. Металлический каркас. 12
6. Стены, окна и ворота. 18
7. Крыша. 18
8. Связи в промышленном здании. 20
8.1. Каркас Ж/Б/смешанный: 20
8.2. Каркас МК: 21
9. Схемы подвески крана к металлическим фермам. 29
10. Схема подвески крана к железобетонным фермам. 30
11. Схема раскладки настила по металлическим фермам. 32
12. Кран. 33
13. Балки стропильные и подстропильные. 33
13.1. Классификация и основные параметры.. 33
13.2. Фермы железобетонные по СТБ 2075-2010. 34
13.2.1. Классификация, основные параметры и размеры.. 34
14. Балки подкрановые стальные для мостовых кранов грузоподъемностью до 50 т. 34
15. Балки подкрановые железобетонные предварительно напряженные. 35
16. Список литературы.. 36
1. Основные объемно-планировочные параметры промышленных зданий
Вставка - Пространство между двумя смежными основными координационными плоскостями в местах разрыва модульной координационной системы, в том числе в местах деформационных швов
Модуль - Условная линейная единица измерения, применяемая для координации размеров зданий и сооружений, их элементов, строительных конструкций, изделий и элементов оборудования. Для координации размеров принят основной модуль, равный 100 мм и обозначенный буквой М.
Сетка колонн - совокупность расстояний между продольными и поперечными разбивочными осями.
Пролет- 1. Горизонтальное расстояние между соседними опорами балок, ферм и подобных конструкций. Различают расчетный П., измеряемый между центрами опорных частей конструкции, и П. в свету, измеряемый между гранями опор; 2. Часть площади промышленного здания, ограниченного двумя смежными рядами колонн, либо стеной и рядом колонн и торцовыми стенками. Основные пролеты: 6, 9, 12, 18, 24, 30 и 36 м;
Пролеты одного направления, составляющие большую часть от общего числа пролетов в здании, принято называть продольными, а перпендикулярные им пролеты - поперечными.
Пролет может оборудоваться подвесными балочными кранами грузоподъемностью от 1 до 5 т или опорными мостовыми кранами грузоподъемностью от 10 до 500 т.
Шаг - расстояние между поперечными осями (6, 12 и 18 м);
Шаг крайних, средних колонн и опирающихся на них стропильных конструкций может быть
· 6-метровым;
· 12-метровым;
· 6 м для крайних колонн и 12 м для стропильных конструкций.
12-метровый шаг крайних колонн сочетается с 12-метровым шагом стропильных ферм. Это исключает подстропильные конструкции, но требует в ряде случаев применения фахверковых колонн и в продольных стенах для крепления распространенных в производстве 6-метровых стеновых и оконных панелей. 12-метровый шаг крайних и средних колонн экономичен в высоких зданиях с опорными кранами большой грузоподъемности.
Высота одноэтажных зданий (от пола до низа горизонтальных несущих конструкций на опоре) должна быть не менее 3 м.
Модульная (координационная) высота этажа - расстояние от уровня пола одного этажа до уровня пола другого. В одноэтажных зданиях (высота пролета) расстояние от уровня чистого пола (0.000) до уровня низа несущих конструкций покрытия.
Рисунок 1 Модульная (координационная) высота этажа:
1 - координационная плоскость чистого пола; 2 - подвесной потолок
Деформационные швы
Для ограничения усилий, возникающих в конструкциях от перепада температур, здание разрезается деформационными швами на отсеки. Размеры отсеков зависят от материала каркаса, теплового режима здания и климатических условий. Эти размеры определяются расчетом. Перепады высот, как правило, совмещаются с деформационными швами.
Деформационный шов - предназначен для уменьшения нагрузок на элементы конструкций в местах возможных деформаций, возникающих при колебании температуры воздуха, сейсмических явлений, неравномерной осадки грунта и других воздействий, способных вызвать опасные собственные нагрузки, которые снижают несущую способность конструкций. Представляет собой своего рода разрез в конструкции здания, разделяющий сооружение на отдельные блоки и, тем самым, придающий сооружению некоторую степень упругости. С целью герметизации заполняется упругим изоляционным материалом.