Совокупность NDS и SN именуется национальным номером пользователя ЦСИС.
Система нумерации в ЦСИС должна быть закрытой. В настоящее время рекомендуется формировать такую значность нумерации ЦСИС, которая бы полностью совпадала со значностью ТфОП. Максимальное число знаков в международном номере ЦСИС при любой значности номера в национальной сети не должна превышать 15. С этой позиции система нумерации пользователей ЦСИС будет следующая:
-“7” – цифра, определяющая выход на Россию;
-“+7” – индекс выхода на международную сеть ("+" - префикс, для РФ - "8");
-“АВС” – междугородный код зоны ЕСС РФ, ведомственной сети или ЦСИС (общегосударственной или ведомственной).
План нумерации для пан-европейских служб
Европейский комитет управления по электросвязи (European Committee on Telecommuncations Regulatory Affairs – ECTRA) предложил европейским странам упорядочить нумерацию при установлении связи с пан-европейскими службами следующим образом:
-1-ый вариант: назначение Международным союзом электросвязи, сектором стандартизации электросвязи (МСЭ – Т, или ITU – T) кода страны (СС Contry Code) – “388”, рекомендуемый EKTRA. При использовании этого кода подключение к пан-европейским службам должно осуществляться набором номера “+388 1хх. хх” или “+388 2хх.хх” (“+” –префикс выхода на международную сеть).
-2-ой вариант: использование существующего национального пространства нумерации. При использовании национального пространства нумерации подключение к пан-европейским службам должно осуществляться набором номера “+СС00хххххххх” (00 – код пан-европейской услуги в национальном пространстве нумерации).
В перспективе:
- переход на 15-значную нумерацию эпохи ЦСИС (вместо существующей в настоящее время 12-значной нумерации), в связи с внедрением на сетях связи Глобальных служб (Freephone –“свободный телефон”, Иридиум – мобильная связь и др.);
- введение индекса “0” - для автоматической междугородной связи;
- введение индекса “00” - для международной связи;
- введение индекса “1” – для доступа к экстренным и информационным службам местной сети;
- введение индекса “8” – для доступа к интеллектуальной сети (платформе).
8.Интеллектуальные сети связи - ИСС (IN - Intelligent Network)
Общие сведения
Интеллектуальная сеть – определяется как сервисно ориентированная
архитектура телекоммуникационной сети, т.е. - это такая сеть, в которой управление вызовами отделено от основного элемента сети - оборудования телекоммуникации (такое понятие в документах МСЭ-Т).
В узком смысле - ИСС (или IN) - специализированная информационно-вычислительная сеть, надстраиваемая над базовой сетью (ТфОП, СПД, СПС) и принимающая от нее функции по управлению процедурами
Предоставления дополнительных услуг пользователям.
Уникальным преимуществом ИСС является возможность развертывания дополнительных ресурсов, как на транспортном уровне, так и на интеллектуальном, без какого-либо взаимного функционального влияния.
Функциональная модель ИССна распределенной плоскости не зависит ни от структуры ИСС на физической плоскости, ни от структуры транспортной сети.
Платформа ИСС представляет собой совокупность технических средств (аппаратных и программных), реализующих функциональные возможности ИСС.
Интеллектуальная сеть – это архитектурная концепция предоставления новых услуг связи, для которой характерны:
-эффективное использование сетевых ресурсов;
-использование современных средств обработки информации;
-модульность сетевых функций с возможностью их многократного использования;
-одновременное создание и внедрение услуг, благодаря модульным, повторно используемым сетевым функциям;
-взаимодействие сетевых функций через независимые от услуг стандартизированные интерфейсы;
-возможность управления некоторыми атрибутами услуг пользователями;
-стандартизированное управление логикой услуг.
ИСС взаимодействует практически с любыми телекоммуникационными сетями: ТфОП, СПС (с коммутацией сообщений), СПД (с коммутацией пакетов), ЦСИО (узкополосной и широкополосной с коммутацией пакетов).
Функциональная схема ИСС
Цель ИСС – предоставление пользователям услуг деловой связи (аналогично услугам коммутационной системы Centrex).
Основными услугами Centrex (кроме сокращенного набора номера и
трехсторонней конференцсвязи)являются:
-переадресация вызова;
-уведомление о поступающем входящем вызове во время разговора;
-удержание вызова во время разговора на время подключения к другой линии;
-установление соединения с занятым абонентом (пользователем) после его освобождения;
-прямой вызов;
-"перехват" вызова.
Однако Centrex имеет ограниченные возможности в услугах, что и привело к
созданию ИСС.
Покажем функциональную схема интеллектуальной сети связи (ИСС) на рис. 8.1.
Рис. 8.1. Функциональная схема интеллектуальной сети связи (ИСС)
Отличия ИСС от обычной "неинтеллектуальной" сети электросвязи:
-услуги предоставляются пользователям с помощью логики услуг, находящейся в специально созданной программируемой надстройке;
-функции коммутации услуг отделены от функций предоставления услуг;
-способ внедрения новых услуг прост и экономически эффективен;
-возможность абонентам – пользователям услугами ИСС создавать свои
собственные услуги за дополнительную плату (Value Added Services);
-возможность модификации услуг в соответствии с изменяющимися требованиями пользователей независимо от типов узлов коммутации (УК), находящихся в эксплуатации.
Сетевая архитектура ИСС
Покажем на рис. 8.2 сетевую архитектуру ИСС.
Узел административногоУзел создания услуг (SCEP)
управления услугами(SMP)
Уровень создания услуг,
эксплуатации ресурсов
и обеспечения доступа компьютера
Узел управления
услугами (SCP -
Service control point)
Уровень управления услугами
Узел коммутацииИнтеллектуальная Узел коммутации
услуг (SSP - периферия (IP)услуг (SSP)
Service swtiching
point)
Уровень коммутации услуг
Рис. 8.2. Сетевая архитектура ИСС
Согласно принципам создания ИСС и в соответствии с рекомендациями
МСЭ-Т Q.1201, Q.1205, Q.1211. Q1215, основное оборудование
платформы ИСС состоит из трех частей: SCP, SMP, SSP.
Функции основных узлов и блоков ИСС:
Функции SSP (Service Switching Point – узел коммутации услуг):
-распознавание вызова услуги ИСС;
-организация диалога с SCP для дальнейшей обработке вызова;
-процесс установления соединения к требуемой услуге ИСС;
-контроль нагрузки, создаваемой вызовами к услугам ИСС;
-учет стоимости услуг ИСС.
Функции SCP (Service Control Point – узел управления услугами):
-обеспечение возможности обработки не менее 1 млн. выз./час;
-обеспечение подключения не менее 4-х сигнальных каналов;
-обеспечение нагрузки на сигнальный канал не более 0,2 Эрл.;
-управление процедурами предоставления услуг ИСС в соответствии с логикой
услуг и запросами, поступающими от SSP;
-обеспечение инсталяции программного обеспечения (ПО) новых услуг
без нарушения ПО ранее внедренных услуг ИСС, т.е. сохранение логики услуг;
-введение новых услуг под управлением SMP.
Функции IP (Intelligent Peripheral – интеллектуальная периферия):
-обеспечение уведомлений под управлением SCP (речевой диалог с
пользователем, речевое приглашение к набору дополнительных цифр,
посылаемых двухчастотным способом - DTMF);
-прием набранных цифр в процессе предоставления услуги.
Функции SN (Service Node – узел услуг):
-управление услугами;
-возможность осуществления взаимодействия с пользователями услуг.
Функции SMP (Service Management Point – узел администр. управл. услугами):
-обеспечение не менее 2-х поддерживаемых SCP;
-предоставление техническому персоналу статистической информации и
информации для начисления оплаты, данные о которой получены из SСP;
-модификация старых и ввод новых данных для услуг ИСС;
-координация данных в IP, SSP, SCP;
-контроль нештатных и аварийных ситуаций.
Функции SCEP (Service Envirjnment Point – узел создания услуг):
-трансляция - преобразование информации из одного вида в другой;
-взаимодействие с пользователем – передача сообщений пользователю и
прием от него информации;
-управление вызовом – управление процедурами соединения и разъединения при обработке вызовов услуг ИСС;
-тарификация – сбор данных для начисления оплаты (биллинга) за услуги ИСС;
-защита от несанкционированного доступа к услугам – подтверждение прав
пользователя на доступ к услугам, дискриминация вызовов по значению параметров;
-обеспечение разработки услуг, менеджмент – эксплуатационное управление,
накопление, восстановление и модификация информации;
-тестирование услуг, обнаружение синтаксических и других ошибок;
-передача созданных услуг в SСP.
Функции NAP (Network Access Point – узел доступа к сети):
- обеспечение взаимодействия с логикой услуг ИСС через SSP.
Интерфейсы ИСС (рек МСЭ-Т Q.1214):
(клиент) SSP – (сервер) SCP, ОКС №7, INAP-R;
(клиент) SСP – (промежуточный сервер) SSP – (сервер) IP .
Надежность оборудования платформы ИСС:
-максимальная суммарная длительность отказов оборудования SCP/SМP/ SСЕP
5 минут в год.
8.4. Услуги ИСС
Приведем услуги ИСС:
1. Услуги традиционной телефонной связи (POTS);
2. Сокращенный номер (ABD);
3. Информационная услуга с дополнительной оплатой (PRM);
4. Распределение вызовов (CD);
5. Перенаправление вызовов (CF);
6. Завершение вызовов к занятому телефону (CCBS);
7. Конференцсвязь (CON);
8. Маршрутизация оконечных вызовов (DCR);
9. Маршрутизация, определяемая пользователем (UDR);
10. Идентификация злонамеренных вызовов (MCI);
11. Перенаправление вызовов по принципу "следуй за мной" (FMD);
12. Массовые вызовы (MAS);
13. Контроль исходящих вызовов (OCS);
14. Контроль безопасности (SEC);
15. Выборочное перенаправление вызовов при занятости или неответе вызываемого абонента (SCF);
16. Контроль оконечных вызовов (TCS);
17. Бесплатный вызов (Freephone-FPH) – самая оплачиваемая услуга ИСС.
Оплата разговора за счет вызываемого абонента (по терминологии МСЭ-Т –
"реверсивная оплата", т.е. за счет абонента услуги). В качестве обязательного применяемого компонента этой услуги используется «единый» (один) номер телефона, который напоминает серийное искание на ТфОП. Могут быть использованы и необязательные компоненты: речевые подсказки, объявления в процессе набора номера, персонифицированные вызывные сигналы в сторону вызываемого абонента, проверка права пользования этой услугой, маршрутизация вызовов в зависимости от ряда параметров, переадресация вызовов при занятости или неответе вызываемого абонента, ограничение числа поступающих вызовов и др. В разных странах номер телефона FPH разный
(в США – "800", в Европе – "900" и т.д.);
18. Универсальная персональная связь (Universal Personal Telecommunications – UPT) - одна из самых перспективных услуг ИСС. UPT позволяет абоненту, имеющему идентификатор – персональный логический номер, пользоваться услугами связи независимо от своего географического положения в данный момент времени и типа абонентского доступа (проводного или радио), включая сети подвижной связи. При изменении своего местопребывания, абоненту необходимо лишь “перерегистрироваться“, сообщив в ИСС свой новый сетевой номер. Оплата доступа к услугам и услуг ИСС осуществляется по месту прописки абонента;
19. Виртуальная частная сеть (Virtual Private Network – VPN) эквивалентна выделенной ведомственной сети электросвязи с использованием технических средств сети общего пользования. Виртуальная частная сеть как физический объект не существует. Существуют специальные логические адреса, которые не являются физическими точками доступа к их абонентским линиям. Абонент VPN может одновременно являться и абонентом ТфОП. Для каждой VPN предусматривается свой план нумерации в независимости от географического местоположения абонента. Значность логического номера VPN не зависит от системы нумерации ТфОП и может быть любой. Абонентам VPN иногда устанавливаются частичные ограничения или даже запреты на некоторые услуги связи. При установлении связи к абоненту VPN нужно набрать логический номер сети VPN и персональный логический номер абонента VPN. При установлении связи с этим же абонентом, но по ТфОП, набирается обычный сетевой (городской) номер телефона;
20. Телеголосование (Televoting-VOT) позволяет быстро и эффективно
производить опросы общественного мнения. Эта услуга позволяет отображать результаты в реальном масштабе времени на экранах компьютеров. Ежегодный доход от этой услуги ИСС в каждой из таких стран как: Германия, Франция, Италия, Великобритания в 2001 году составил около 5,0 млрд. долл. США;
21. Вызов по расчетной карте (АСС) с проверкой прав пользователя с помощью PIN-кода. Расчетная карта служит платежным средством за услуги ИСС, которые могут быть оказаны владельцу этой карты;
22. Вызов по карте с предоплатой (РСС) не требует PIN-кода;
23. Вызов по кредитной карте (ССС) не требует PIN-кода, только № карты;
24. Вызов с автоматической альтернативной оплатой (ААВ); предоставляет абоненту ИСС право самому определять форму оплаты услуг ИСС;
25. Раздельная оплата (SPL).
Наиболее интересной областью использования ИСС является СПС
(сеть подвижной связи).
Например, информационные службы могут предоставить абоненту СПС услугу в зависимости от его местонахождения. Кроме того, ИСС позволяет реализовать в условиях оперативного взаимодействия между ТфОП и СПС принципиально новые услуги, в том числе мультимедийные и широкополосные услуги.