Чарльз Мур и Майкл Грейвз . Влияние американского поп-арта на развитие постмодернистской архитектурной практики.

В архитектуре проявление стиля поп-арта свелось к малым архитектурным формам, самая крупная из которых вылилась в строительство павильонов закусочных в виде гигантских гамбургеров. Мур и Грейвз строили здания с отсылкой к прошлому

Мир поп-арта это мир знаков, символов, эмблем и образов, вошедших в обиход массовой культуры. Чарльз Мур ученик Луиса Кана. Энергично экспериментировал с организацией пространства, внося в неге элементы энергичной, даже навязчивой сценографии. В 80-х приступил к крупномасштабным реализациям, шокировав американцев ироническими комментариями к своей работе. Наиболее значительные работы Мура в 80-е связаны с Международной строительной выставкой в Берлине. Мур предпочел заметные конструктивные особенности, включая громкие цветовые комбинации, суперграфику, стилистические столкновения, повторное использование тайных исторических дизайнерских решений и использование нетрадиционных материалов, такие как пластмасса, (алюминировали) платиновые плитки и неоновые вывески, В результате его работа вызывает пробуждение, требует внимания, и иногда опрокидывается в китч. В его произведениях ордерные детали трактованы как знак и лишены смысловой нагрузки. Они впервые появились в частных домах. Чарльз Мур пытается своим особенным образом развивать архитектуру общедоступной метафоры, и его работы, соединяющие практически все темы постмодернизма, показывают возможности и су­ществующие пределы этого подхода. все воспоминания Мура, накопленные в его многочисленных путешестви­ях,— вызывают вопрос о нынешнем их использо­вании. Является ли это родом высокомерной вуль­гаризации или это имитация и пародия, которые мы отмечали раньше? Вероятно, первое. Мур гово­рил, и не в уничижительном тоне, о капризе и нос­тальгии в архитектуре, и эта работа обладает не­которыми достоинствами и недостатками обоих этих жанров. В отношении работ Мура все­гда существует опасность, что их относительная дешевизна в сочетании с причудливостью может создать кричаще безвкусный эффект, однако в це­лом над этими значениями преобладают более мощные метафоры места, задуманные автором. Мур изучал театрализованное проектирование Диснейленда, и свойства сце­нических декораций были здесь успешно вопло­щены, но ценой всеподавляющей ординарности. объединив в одном проекте для Нового Орлеана точную иконографию, как, на­пример, «сапог» Италии, и игру с настоящими историческими ордерами. и другие местные ассоциации, Мур сумел спроектировать нечто равное им по ощуще­нию, но превосходящее по остроумию.

Майкл Грейвз начинал свое творчество с идеализации модернизма. Из уроков прошлого он выбирает нечто, стремясь интерпретировать его. Он не репродуцирует классицизм, он выводит из его форм некие абстрактные представления. Сам Грейвз говорил, что его интересуют решения, которые были бы одновременно абстрактны и фигуративны, соединяя модернизм и культурную традицию. Первые крупные постройки Грейвза породили множество подражаний, к которым влекла броская необычность, ломающая стереотипы. К концу 80-х Грейвза захватила система производства популистской архитектуры. Он выполнил для корпорации Уолта Диснея около 70 проектов. В ранних работах активно использовал такие идеи оформления пространства, как коллаж и разбивка на слои, разработанные Ле Корбюзье ещё в 1920-х годах.

18. становление постмодернистской архитектурной теории. Вентури, Дженкс, Росси. Кризис арх-ры 60-х годов опрокинул популярность ее «интернациональных» вариантов. оценку ситуации смог дать американец Роберт Ветури. Полемика Вентури с модернизмом концентрировалась сначала на вопросах вкуса, а позднее на символизма. В своей первой книге «Сложность и противоречия в арх-ре» он выдвинул ряд явных предпочтений, противоположных принципам модернизма: сложность и противоречивость против упрощения, двусмысленность и напряженность предпочитаемые прямолинейной ясности, двояко функционирующие вместо используемых однозначно. В книге протест против упрощения, схематизации жизни функционализмом получил последовательную четкую аргументацию. Отвергая традиционный эстетизм, Вентури строил свою эстетику на основе поп-культуры, он пытался транслировать идеи и приемы поп-арта в арх-ру. Опыту современной массовой культуры, языку рекламы и массовых коммуникаций Винтури посвятил книгу «Уроки Лас-Вегаса». Утопические идеи уже не закладываются в реальные программы. Идеи Вентури получили широкий отклик. Отвергает самоценность элементарной простоты, намечая путь к постмодернизму. Основной тезис Вентури заключается в том, что архитектор должен воспринимать современную культуру как она есть, интерпретировать ее в своем творчестве, а не отрицать как бессмысленную и вульгарную. Первым осознал связь между постмодернизмом и проблемами архитектуры Чарльз Дженкс. В 1977 году опубликовал книгу «Язык архитектуры постмодернизма». Он сумел увидеть путь примирения враждующих сект, на которые распадался враждующий модернизм, открывающем возможность возрождения богатой архитектурной формы. Дженкс выделил метод двойного кодирования: соеденение современной техники с чем то еще (обычно с традиционным строительством), что бы создать архитектуру, поддерживающую коммуникацию как с публикой, так и с искушенным меньшинством. Обобщая впечатления от раннего постмодернизма Дженкс писал, что американцы использовали карикатуру прошлого, тогда как европейцы стремились к фундаментальному возвращению к истокам. Поиск универсальных архетипов стал основой неорационализма, основы которого заложил Альдо Росси.На его первые работы оказали влияние рационализм 20-х и творчество Де Кирико. Неорационалистическая концепция Росси основана на утверждении первичной семантической стороны зодчества и влиянию устойчивых архетипов архитектурного языка, очищенных от наслоений и приведенных к элементарным геометрическим очертаниям. Он не предлагал свои версии возрождения или трансформации классики — он лишь обращается к ее духу упорядоченности, подчеркнутому симметрией. Неорационализм Росс отнюдь не рационализм 20-х, ориентированный на выполнение выдвинутых жизнью задач. Росси выявлял «вечные» типы, которые питают коллективную память и могут адаптироваться к современным ситуациям, давал начало новым моделям, и абстрагировал их. Обнаруживая структуры-типы, он подчеркивал их ординарность, прошедшею через множества повторений. Он приводил их к элементарной геометрии, ограничиваясь простыми, широко употребляемыми технологиями. Его авторитет практикующего мастера соединился с влиятельностью теоретика, автора таких книг как «Архитектура города». Росси предал неорационализму многомерность, преодолевшую прямолинейность.



Наши рекомендации