Специфика развития позднего модернизма. Новый брутализм, голандский структурализм, японский метаболизм.
движение "новый брутализм", включившее в себя молодое поколение архитекторов, выразило принципиальный отказ от поисков "архитектуры на все времена", столь характерных для пионеров новой архитектуры.Термин «брутализм» употреблен первоначально Элисон и Питером Смитсонами. Происходит термин от французского «béton brut» — «необработанный бетон». Термин получил широкое распространение после того, как британский архитектурный критик Райнер Бэнем использовал его в названии своей книги «Новый брутализм — этика или эстетика?» (1966 г.) лёгкости и приглаженности «интернационального стиля» брутализм противопоставил впечатляющую мощь конструкций и объёмов, смелые крупномасштабные композиционные решения. Например, одна из популярных тем у бруталистов, часто используемая в проектах административных и общественных зданий — это ступенчатая пирамида, перевернутая основанием вверх и приподнятая над землей на пилонах. В своих произведениях представители брутализма стремятся к обнажению конструктивной схемы построек, максимальному выявлению архитектоники простых и "грубых" архитектурных масс. Программным для брутализма является отказ от каких-либо декоративных приёмов, скрывающих естественную фактуру конструктивных материалов. Применение естественных материалов, стремление к монументализации архитектурных образов не исчерпывает понятие «необрутализм» в той трактовке, которую ему придают лидеры этого направления и их последователи. Они считают, что основой этого направления является новое понимание архитектуры как пространственной среды, наиболее благоприятной для жизни человека, начиная от города в целом и кончая отдельным жилищем. Они отрицают «диаграмматическую» концепцию «лучезарного города» Корбюзье, планировочные приемы «шахматной доски», стремятся к учету реально существующей градостроительной ситуации, постепенности реконструктивных мероприятий. Одним из возможных решений проблемы реконструкции больших городов они считают так называемую «пучковую» планировку, замену одного городского центра многими. Градостроительное проектирование необруталисты стремятся базировать на социологических исследованиях. Необрутализм, заявлявший бескомпромиссный подход к архитектуре, в следующие десятилетия утратил агрессивный тон, сближаясь с неофункционализмом.
Голандский структурализм возник почти одновременно с необрутализмом и поначалу четко с ним не разграничивался. Распространению структурализма на архитектуру дала толчок структурная антропология француза Клода Леви Стросса, который постулировал существование внеисторических структур образующих основу всех культурных процессов. В центре концепции структуралистической архитектуры — идеи неких архетипов формы, образующих основу объективных формальных структур и определивших всю историю архитектуры. Вокруг этой концепции объединились голландские участники «Бригады Х» Якоб Бокема и Альдо Ван Эйк, а так же более молодые мастера — Херман Хертцбергер и Пит Блом. Голландские структуралисты искали для каждой архитектурной задачи модель порядка, объединяющего архитектурные элементы, которые в его пределах могут изменяться, обретая свой особый характер, но не теряя зависимости от целого. Связи между элементами для них более существенны чем сами элементы. При этом модель порядка отражает актуальные формы человеческого поведения и конкретность архитектурных задач, в то время как элементы универсальны. Предполагается, что такая архитектура может в дальнейшем развиваться самими пользователями, Структурализм отвергает иерархические построения и подчеркивает не только целесообразность, но и символичность обращения к стандартизации и серийности современного производства.
Аналогией брутализма в Японии стал метаболизм, заявивший о себе на рубеже 60-х гг. произведенный от греческого слова, означающего «изменение» или «приспособление». Метаболисты утверждали, что строительство для общества в целом — метаболический процесс, обеспечивающий постоянное обновление, которое не должно подчиняться жестко закрепленным принципам формообразования. Система идей метаболизма основывалась на намерении преодолеть западную ориентацию архитектурного модернизма, связав ее с мировоззрением буддизма и принципами японской культуры. Этот гибрид японского менталитета и европейской рационалистической мысли хоть и не вышел за пределы Японии, но имел широкое международное влияние, и был наиболее серьезной попыткой реанимировать модернизм, радикально преобразую его концептуальную основу и выработанные им методы формообразования, сохраняя при этом рационалистичность. Распался в 1970-е гг. на несколько группировок. Каждая из которых пошла своим путем в поисках еще более радикальных альтернатив функционализму. Вообще, в Японии всегда уделялось особое внимание законам эволюции животного и растительного мира. Поэтому природные закономерности стали одной из основ архитектурного метаболизма