Специфика противостояния функционализма и традиционализма в рамках послевоенной арх-ной практики.
Мис ван дер Роэ творческие методы интернационального стиля.
Людвиг Мис ван дер Роэ– архитектор-модернист, представитель «интернационального стиля». Его американские постройки, главное для которых – универсальность, стали знаковыми для Нью-Йорка и Чикаго и оказали огромное влияние на облик мегаполисов в XX веке. В начале 20-х годов у него был свой собственный способ художественного выражения. Он стремился к достижению чистой формы. Это сопровождалось весьма определенным отречением от всего, что казалось архитектору мешающим или несущественным. Требование абсолютного совершенства заключалось в афоризме ван дер Роэ «Большее-в малом». Мастер сосредотачивает внимание на плоской поверхности, которую любит использовать в виде остекленной плоскости ограждения. Характерная для него тщательная проработка обеспечивает определение оптимальных размеров для всех поверхностей, контуров и деталей: объемам придается самая простая форма. С того момента как в начале 20-х годов он пришел к мысли о возможности художественного выражения путем сочетания стального каркаса и стеклянных плоскостей, он стремился все более дифференцированно разработать однажды принятую им точку зрения. Создал новый вид здания, которое имело форму параллелепипеда со стальным каркасом, нерасчлененым внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен. Он был первым архитектором применившим навесные, ненисущие стены в каркасных зданиях. Для творчестав Роэ характерно использование технологических достижений в области новых материалов и новых методов строительства. В работах ван Роэ есть три главных влияния 1). традицию строительства в стиле Берлаге (не должно быть построено то, что плохо задумано) 2) манеру работ Фрэнка Ллойда Райта периода до 1910 г., воспринятую сквозь призму идей группы «Стиль»3) супрематизм Малевича, интерпретированный в творчестве Лисицкого, который вдохновил Миса на развитие системы свободного плана.
Луис Кан и новый брутализм в США.
Наиболее прочным ядром рационалистической идеологии в архитектуре, обладающим глубокими корнями, в 60-х гг казалось творчество Луиса Кана. Он сумел воспринять в той или иной степени все тенденции того времени. Отвергал самоценность нового, стремясь восстановить связь современного с культурной традицией. Несомненно, что его стремление к монументальному получило благоприятную почву в США тех лет, переживавших время относительного благополучия. Он стал популярен отчасти благодаря близости тому грубому стилю, который нравился тогда молодежи. Но в еще большой степени привлекало его видение социального — он бросал вызов действительности, но не через какие то утопические представления об устройстве будущего, а своим консерватизмом. В его композициях всегда сильна роль диагонали. Его стремление к монументальности получило наиболее полное воплощение в его работе — правительственном центре Дакки, Бангладеш.
Грубоватые массивные формы произведений Кана по началу служили поводом сближать его с бруталистами. Но сутью поисков Кана было восстановление авторитета изначальных архетипов зодчества. «Перетекающим пространствам» модернизма он противопоставил четкую артикуляцию пространственных структур, основанную на качественном разлечении основных и обслуживающих элементов, закрепляя ее не только массивными стенами, но и организацией естественного освещения Он прокладывал свой путь, основываясь на осмыслении основных законов арх-ры и обращаясь к урокам не только академизма, но и античности и доантичной древности. Современники видели в творчестве Кана возрождение весомой материальности арх-ры, противостоящие эфемерности стеклянных призм. Но стержнем его концепции было восстановление уважения к основам традиций и культурным ценностям прошлого. Кан обозначил один из полюсов профессиональной идеологии 60-х , ориентированной на ревизию рационалистической арх-ры, он отвергал утилитаризм «новой вещественности», одномерность функционализма и универсальные абстракции, направляя внимание к неким «вечным категориям».
Архитектурная ассоциация в Лондоне и ее влияние на развитие архитектурной практики последней четверти 20 века.
специфика противостояния функционализма и традиционализма в рамках послевоенной арх-ной практики.
Функционализмстал самым значительным направлением западной архитектуры в 1920-е годы. Глава и идеолог направления - Вальтер Гропиус. Классический пример этого направления - здание Баухауза в Дессау. В Голландии идеи функционализма пропагандировала группа "Стиль".
После войны были реализованы все масштабные замыслы, о которых грезили архитекторы в период между войнами. Это была идеальная ситуация для воплощения идей модернистов о радикальной расчистке центра города от старых тесных кварталов. В результате бомбардировок в период захвата стран нацистскими войсками были почти полностью уничтожены ряд городов, поэтому необходимо было принимать решение об их восстановлении. Казалось очевидным, что придумать единую схему реконструкции для всех разрушенных населенных пунктов невозможно. Чтобы определить предмет реконструкции, для каждого отдельного города требовалось, с одной стороны, зафиксировать ключевые элементы, необходимые для воссоздания его индивидуального облика (планировка, архитектура), а с другой – понять характер города и исключительность его функции. Сама по себе идея реконструкции города путем воссоздания и консервации памятников архитектуры не была новой. Размышления велись о спасении архитектурного наследия ради сохранности уникальной атмосферы города и его интенсивного развития. Безусловно, не в каждом городе решения о выборе модели воссоздания облика или восстановления функции принимались единогласно.
В первом случае речь идет о воссоздании облика, визуального образа города, во втором – о восстановлении его роли в политике, экономике, культуре.
В ходе дискуссии о возможных реконструкционных моделях архитекторы предложили два вектора развития градостроительства, определенных концепциями, которые отстаивали представители движений традиционализма и функционализма. два важных вопроса: о сохранении исторического характера традиционного города и о необходимости обеспечить функциональное развитие современного передового полиса. В первом случае речь шла о воссоздании визуального образа города, во втором — о восстановлении его роли (в экономике, культуре, политике), и здесь востребованным оказывался классический модернистский аппарат и проекты функционалистов.
Функционалисты осуждали проекты традиционалистов за романтизм и типологическую устарелость. По мнению функционалистов «адаптируя» идею микрорайона традиционалисты не достаточно пытались спрогнозировать социальные взаимодействие между членами разных общин, найти инструменты их интеграции. Для модернистов на этом этапе характерна попытка строго упорядочить жизнь горожан в соответствии с результатами всесторонних исследований. Планируя жилой район, авторы пытались выстроить универсальную иерархию урбанизации на всех уровнях: город организован вокруг исторических кварталов, которые обрастают районами, организованными в свою очередь вокруг районных общественных центров, та же схема повторяется на уровне микрорайонов. в конце 1960-х годов возник серьезный конфликт между жителями и муниципальными властями, связанный с очередной попыткой возвести в историческом центре квартал многоэтажных офисных зданий. Подобный перелом во взглядах стал возможен не только в силу изменений экономической ситуации и завершения фактической реконструкции городов, но также из-за разочарования в модернистской утопии. Все, что ценило «поколение реконструкции» в миг стало отвергаться. Коллективная память о недавнем прошлом играла незначительную роль сразу по окончании войны, но уже в конце 1960-х мировоззрение традиционалистов парадоксальным образом, оказывается востребованным.
3.«иконоборческое очищение». Интернациональный стиль и его наследие.
Интернациональный стиль — ведущее направление архитектуры 1930—1960-х годов, поддержано идеями модернизма. Инициаторами направления были архитекторы, использовавшие принципы функционализма: например, Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп, а также Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Фрэнк Ллойд Райт Якобус Ауд, Алвар Аалто. Не смотря на безусловную общность, интернациональный стиль никогда не был единым явлением. Тем не менее, его архитектура демонстрирует единство подхода и общие принципы: облегченные конструкции, новые материалы, модульная система, свободный план, каркасная структура, использование простых геометрических форм. Эстетика интернационального стиля снижала значение национальных деталей и исторического декора. Главными формообразующими элементами зданий стали прямые линии, чистые геометрические формы, лёгкие и гладкие поверхности из стекла и металла. В послевоенное время интернациональный стиль стал массовым явлением. Его можно считать явлением идеологического порядка, отражением социальных, политических и художественных стратегий. Критика скучности и ограниченности интернационального стиля прозвучала лишь в 1950—е годы и явилась важнейшим стимулом формирования архитектурного постмодернизма.