Выбор метода и масштаба топографической съемки
Топографические съемки местности выполняются следующими методами:
· горизонтальным;
· высотным (вертикальным);
· мензульным;
· тахеометрическим;
· нивелированием поверхности;
· наземным фототопографическим;
· стереотопографическим;
· комбинированным аэрофототопографическим;
· с использованием спутниковой геодезической аппаратуры.
В необходимых случаях применяются сочетания различных методов съемки.
Инженерно-топографические планы при изысканиях для разработки градостроительной и проектной документации для строительства крупных и протяженных объектов следует составлять, как правило, аэрофототопографическим методом по материалам аэрофотосъемки.
Наземную топографическую съемку следует производить в случаях, когда применение аэрофотосъемки экономически нецелесообразно, ее выполнение не представляется возможным или аэрофототопографический метод не обеспечивает требуемой точности составления планов.
Инженерно-топографические планы могут быть представлены в графическом или цифровом видах. Цифровые инженерно-топографические планы создаются на основе автоматизированных методов (передача информации с электронных накопителей геодезических приборов) или путем оцифровки графического изображения планов и последующей векторизации растровых файлов, полученных после сканирования планов.
Масштабы топографических съемок устанавливаются в зависимости от стадий и способов проектирования, плотности застройки, типов проектируемых сооружений и необходимой точности изображения ситуации и рельефа.
Для незастроенной и малозастроенной территории с небольшим количеством подземных и надземных коммуникаций принимается масштаб 1:5000; 1:2000; 1:1000. Для территории со сплошной капитальной застройкой с большим количеством коммуникаций масштаб должен быть более крупным – 1:1000; 1:500; 1:200.
Для проектирования трасс линейных сооружений на незастроенной территории масштаб берется 1:5000; 1:2000; 1:1000, а на застроенной территории – 1:1000; 1:500.
Высота сечения рельефа принимается в зависимости от масштаба съемки и характера участка местности. Она меняется от 0,25 м для масштаба 1:200 при спланированной поверхности с углами наклона менее 2°, до 10,0 м для масштаба 1:10000 в горной местности с углами наклона свыше 6°.
Инженерно-геодезические работы при изысканиях
Сооружений линейного типа
К сооружениям линейного типа относятся дороги, трубопроводы, ЛЭП и т.п.
Трассой называется ось проектируемого сооружения, обозначенная на местности, нанесенная на топографическую карту и фотоплан или заданная координатами основных точек в цифровой модели местности.
Основными элементами трассы являются: план – ее проекция на горизонтальную плоскость и продольный профиль – вертикальный разрез по проектируемой линии.
Трасса представляет собой сложную пространственную линию. В плане она состоит из прямых участков разного направления, сопрягающихся между собой горизонтальными кривыми постоянного и переменного радиуса кривизны, либо представляет ломаную линию.
В продольном профиле трасса состоит из линий различного уклона, соединяющихся между собой вертикальными кривыми.
Так как уклоны трасс обычно небольшие, то для наглядности их изображения вертикальный масштаб продольного профиля обычно делают в 10 раз крупнее горизонтального.
Для характеристики местности и проектируемого линейного сооружения в направлениях, перпендикулярных к трассе, составляют поперечные профили в одинаковых горизонтальном и вертикальном масштабах.
Трасса должна удовлетворять определенным требованиям, которые устанавливаются техническими условиями, на ее проектирование. Задаются наибольшие или наименьшие продольные уклоны, минимально допустимые радиусы горизонтальных и вертикальных кривых, габариты приближений и др.
Комплекс инженерно-изыскательских работ по выбору трассы, отвечающей всем требованиям технических условий и требующей наименьших затрат на ее возведение и эксплуатацию, называется трассированием. Оптимальную трассу находят путем технико-экономического сравнения конкурирующих вариантов.
Если трасса определяется по топографическим планам, аэрофотоматериалам и цифровым моделям местности, то трассирование называется камеральным; если она выбирается непосредственно на местности, то полевым.
При трассировании различают плановые параметры: углы поворота, радиусы горизонтальных кривых, длины переходных кривых, прямые вставки и высотные (профильные) параметры: продольные уклоны, длины элементов в профиле («шаг проектирования»), радиусы вертикальных кривых.
В зависимости от характера рельефа местности различают трассирование по заданному направлению и по заданному уклону. Трассирование по заданному направлению сводится к перенесению в натуру запроектированных на топографических картах трасс и их уточнению на местности. Трассирование в горной местности ведется по заданному уклону.
Так как уклоны горной местности значительно превосходят допустимые уклоны трассы, то чтобы выдержать допустимый уклон приходится удлинять трассу и она имеет, как правило сложную конфигурацию.