Объёмно-пространственная композиция.

Объёмно-пространственная композиция.

Фронтальная композиция, в которой элементы и части композиции располагаются и распределяются по отношению к зрителю главным образом по двум фронтальным координатам, т. е. по ширине и высоте. Такую композицию имеют обычно главные фасады зданий и сооружений, обращённые к площади и к улице и рассчитанные на восприятие со стороны площади или улицы.

Объёмная композиция содержит элементы, развитые по всем трём координатам (ширине, высоте и глубине). Она рассчитана на восприятие со всех точек зрения. В такой композиции наиболее выражена трёхмерность (объёмность) как особое качество композиции. Такая композиция имеет широкое распространение в современной градостроительной практике. Объёмную структуру нередко имеют отдельно стоящие общественные или мемориальные сооружения, образующие композиционные центры в планировках городских территорий.

Глубинно-пространственная композиция, в которой основным признаком является наличие пространства, протяжённого по ширине и глубине, при преобладании глубинных координат, являющихся главным, определяющим элементом композиции.

Эта композиция рассчитана на восприятие её зрителем при организации открытых и внутренних пространств. В современной градостроительной практике это самый распространённый вид композиции.

Другой формой глубинно-пространственной композиции является интерьер.

Рассматривая все виды композиции на примерах архитектурных произведений, мы наблюдаем важнейшее качество их, являющееся основным условием художественного воздействия – единство, или целостность композиции.

Основные, первичные свойства объёмно-пространственных форм:

1.Величина – соотношения по пространственной протяжённости – высоте, ширине и глубине – объёмно-пространственных форм и их частей. На основе этих соотношений возникают пропорции как гармонические взаимоотношения частей друг с другом и с целым.

2.Отношение величин и возникающих из них таких явлений, как зрительная динамика, соподчинение, усиление или ослабление массивности и др.

3.Положение форм в пространстве – соотношения форм и их элементов по отношению к зрителю и координатам пространства.

По отношению к зрителю эти положения могут изменяться:

· фронтальное – ближе, дальше;

· горизонтальное – выше, ниже;

· вертикальное профильное – правее; левее.

Поверхности могут занимать разнообразные положения, всевозможные повороты и наклоны под различными углами, то есть возможно бесконечное количество вариантов соотношений только двух поверхностей по их положению в пространстве.

4.Форма, как таковая, и её изменения: по виду (линейная, плоскостная, объёмная); по геометрическому строению (параллелепипед, цилиндр, конус, шар и т. п.)

5.Массивность и пространственность формы:

6.форма максимально заполнена массой

Форма выражена минимальным количеством массы

Фактура или строение формы(рельефная и гладкая и т. д.)

Светотень-степень освещённости и затенённости.

Цвет- хроматические и ахроматические тона.

Контраст- сильно различающиеся состояния какого-либо свойства

Нюанс- близкое состояние какого либо свойств.

Тождество- повторяющееся состояния свойств.

Динамика- зрительное движение.

Статика-отсутствие зрительного движения.

Напряженность- активность воздействия композиции на человека.

Симметря, ассиметрия и диссиметрия

Выявление и построение форм

Назначение архитектуры- организовать пространственную среду для людей.

Необходимо , чтобы пространственная среда удовлетворяла требованию ясности ориентации в ней человека. Отсюда возникает необходимость выявления формы.

Средства выявления фронтальной поверхности, объёма и глубинного пространства

1.Членения фронтальной поверхности:

Вертикальные и горизонтальные членения

Наклонные членения

Введение полуокружности, контрастирующей с прямыми линиями членений

Параллельные границы плоскостей

Повороты участков плоскостей

Соотношения по массивности и пространственности

Сопряжение двух контрастных форм

2. Выявление формы объёма достигается:

Членением его поверхностей

Сечениями

Членением и выявлением массы

Прибавлением дополнительных форм

Элементами окружающей среды

3. Выявление глубинного пространства:

По ширине и высоте

Пространства

Наложения)

Воздушная перспектива

Объёмно-пространственная композиция.

Фронтальная композиция, в которой элементы и части композиции располагаются и распределяются по отношению к зрителю главным образом по двум фронтальным координатам, т. е. по ширине и высоте. Такую композицию имеют обычно главные фасады зданий и сооружений, обращённые к площади и к улице и рассчитанные на восприятие со стороны площади или улицы.

Объёмная композиция содержит элементы, развитые по всем трём координатам (ширине, высоте и глубине). Она рассчитана на восприятие со всех точек зрения. В такой композиции наиболее выражена трёхмерность (объёмность) как особое качество композиции. Такая композиция имеет широкое распространение в современной градостроительной практике. Объёмную структуру нередко имеют отдельно стоящие общественные или мемориальные сооружения, образующие композиционные центры в планировках городских территорий.

Глубинно-пространственная композиция, в которой основным признаком является наличие пространства, протяжённого по ширине и глубине, при преобладании глубинных координат, являющихся главным, определяющим элементом композиции.

Эта композиция рассчитана на восприятие её зрителем при организации открытых и внутренних пространств. В современной градостроительной практике это самый распространённый вид композиции.

Другой формой глубинно-пространственной композиции является интерьер.

Рассматривая все виды композиции на примерах архитектурных произведений, мы наблюдаем важнейшее качество их, являющееся основным условием художественного воздействия – единство, или целостность композиции.

Основные, первичные свойства объёмно-пространственных форм:

1.Величина – соотношения по пространственной протяжённости – высоте, ширине и глубине – объёмно-пространственных форм и их частей. На основе этих соотношений возникают пропорции как гармонические взаимоотношения частей друг с другом и с целым.

2.Отношение величин и возникающих из них таких явлений, как зрительная динамика, соподчинение, усиление или ослабление массивности и др.

3.Положение форм в пространстве – соотношения форм и их элементов по отношению к зрителю и координатам пространства.

По отношению к зрителю эти положения могут изменяться:

· фронтальное – ближе, дальше;

· горизонтальное – выше, ниже;

· вертикальное профильное – правее; левее.

Поверхности могут занимать разнообразные положения, всевозможные повороты и наклоны под различными углами, то есть возможно бесконечное количество вариантов соотношений только двух поверхностей по их положению в пространстве.

4.Форма, как таковая, и её изменения: по виду (линейная, плоскостная, объёмная); по геометрическому строению (параллелепипед, цилиндр, конус, шар и т. п.)

5.Массивность и пространственность формы:

6.форма максимально заполнена массой

Наши рекомендации