Объёмно-пространственная композиция.
Объёмно-пространственная композиция.
Фронтальная композиция, в которой элементы и части композиции располагаются и распределяются по отношению к зрителю главным образом по двум фронтальным координатам, т. е. по ширине и высоте. Такую композицию имеют обычно главные фасады зданий и сооружений, обращённые к площади и к улице и рассчитанные на восприятие со стороны площади или улицы.
Объёмная композиция содержит элементы, развитые по всем трём координатам (ширине, высоте и глубине). Она рассчитана на восприятие со всех точек зрения. В такой композиции наиболее выражена трёхмерность (объёмность) как особое качество композиции. Такая композиция имеет широкое распространение в современной градостроительной практике. Объёмную структуру нередко имеют отдельно стоящие общественные или мемориальные сооружения, образующие композиционные центры в планировках городских территорий.
Глубинно-пространственная композиция, в которой основным признаком является наличие пространства, протяжённого по ширине и глубине, при преобладании глубинных координат, являющихся главным, определяющим элементом композиции.
Эта композиция рассчитана на восприятие её зрителем при организации открытых и внутренних пространств. В современной градостроительной практике это самый распространённый вид композиции.
Другой формой глубинно-пространственной композиции является интерьер.
Рассматривая все виды композиции на примерах архитектурных произведений, мы наблюдаем важнейшее качество их, являющееся основным условием художественного воздействия – единство, или целостность композиции.
Основные, первичные свойства объёмно-пространственных форм:
1.Величина – соотношения по пространственной протяжённости – высоте, ширине и глубине – объёмно-пространственных форм и их частей. На основе этих соотношений возникают пропорции как гармонические взаимоотношения частей друг с другом и с целым.
2.Отношение величин и возникающих из них таких явлений, как зрительная динамика, соподчинение, усиление или ослабление массивности и др.
3.Положение форм в пространстве – соотношения форм и их элементов по отношению к зрителю и координатам пространства.
По отношению к зрителю эти положения могут изменяться:
· фронтальное – ближе, дальше;
· горизонтальное – выше, ниже;
· вертикальное профильное – правее; левее.
Поверхности могут занимать разнообразные положения, всевозможные повороты и наклоны под различными углами, то есть возможно бесконечное количество вариантов соотношений только двух поверхностей по их положению в пространстве.
4.Форма, как таковая, и её изменения: по виду (линейная, плоскостная, объёмная); по геометрическому строению (параллелепипед, цилиндр, конус, шар и т. п.)
5.Массивность и пространственность формы:
6.форма максимально заполнена массой
Форма выражена минимальным количеством массы
Фактура или строение формы(рельефная и гладкая и т. д.)
Светотень-степень освещённости и затенённости.
Цвет- хроматические и ахроматические тона.
Контраст- сильно различающиеся состояния какого-либо свойства
Нюанс- близкое состояние какого либо свойств.
Тождество- повторяющееся состояния свойств.
Динамика- зрительное движение.
Статика-отсутствие зрительного движения.
Напряженность- активность воздействия композиции на человека.
Симметря, ассиметрия и диссиметрия
Выявление и построение форм
Назначение архитектуры- организовать пространственную среду для людей.
Необходимо , чтобы пространственная среда удовлетворяла требованию ясности ориентации в ней человека. Отсюда возникает необходимость выявления формы.
Средства выявления фронтальной поверхности, объёма и глубинного пространства
1.Членения фронтальной поверхности:
Вертикальные и горизонтальные членения
Наклонные членения
Введение полуокружности, контрастирующей с прямыми линиями членений
Параллельные границы плоскостей
Повороты участков плоскостей
Соотношения по массивности и пространственности
Сопряжение двух контрастных форм
2. Выявление формы объёма достигается:
Членением его поверхностей
Сечениями
Членением и выявлением массы
Прибавлением дополнительных форм
Элементами окружающей среды
3. Выявление глубинного пространства:
По ширине и высоте
Пространства
Наложения)
Воздушная перспектива
Объёмно-пространственная композиция.
Фронтальная композиция, в которой элементы и части композиции располагаются и распределяются по отношению к зрителю главным образом по двум фронтальным координатам, т. е. по ширине и высоте. Такую композицию имеют обычно главные фасады зданий и сооружений, обращённые к площади и к улице и рассчитанные на восприятие со стороны площади или улицы.
Объёмная композиция содержит элементы, развитые по всем трём координатам (ширине, высоте и глубине). Она рассчитана на восприятие со всех точек зрения. В такой композиции наиболее выражена трёхмерность (объёмность) как особое качество композиции. Такая композиция имеет широкое распространение в современной градостроительной практике. Объёмную структуру нередко имеют отдельно стоящие общественные или мемориальные сооружения, образующие композиционные центры в планировках городских территорий.
Глубинно-пространственная композиция, в которой основным признаком является наличие пространства, протяжённого по ширине и глубине, при преобладании глубинных координат, являющихся главным, определяющим элементом композиции.
Эта композиция рассчитана на восприятие её зрителем при организации открытых и внутренних пространств. В современной градостроительной практике это самый распространённый вид композиции.
Другой формой глубинно-пространственной композиции является интерьер.
Рассматривая все виды композиции на примерах архитектурных произведений, мы наблюдаем важнейшее качество их, являющееся основным условием художественного воздействия – единство, или целостность композиции.
Основные, первичные свойства объёмно-пространственных форм:
1.Величина – соотношения по пространственной протяжённости – высоте, ширине и глубине – объёмно-пространственных форм и их частей. На основе этих соотношений возникают пропорции как гармонические взаимоотношения частей друг с другом и с целым.
2.Отношение величин и возникающих из них таких явлений, как зрительная динамика, соподчинение, усиление или ослабление массивности и др.
3.Положение форм в пространстве – соотношения форм и их элементов по отношению к зрителю и координатам пространства.
По отношению к зрителю эти положения могут изменяться:
· фронтальное – ближе, дальше;
· горизонтальное – выше, ниже;
· вертикальное профильное – правее; левее.
Поверхности могут занимать разнообразные положения, всевозможные повороты и наклоны под различными углами, то есть возможно бесконечное количество вариантов соотношений только двух поверхностей по их положению в пространстве.
4.Форма, как таковая, и её изменения: по виду (линейная, плоскостная, объёмная); по геометрическому строению (параллелепипед, цилиндр, конус, шар и т. п.)
5.Массивность и пространственность формы:
6.форма максимально заполнена массой