Прототипы атриумных пространств

Идея атриума является одной из древних и ведет свою историю со времен Месопотамии, где в XII веке до н.э. возникли первые жилые здания с центральными внутренними дворами. В этот период, ограниченный в конструктивных и технических средствах и эстетических воззрениях, хозяин дома при строительстве руководствуется функцией, интуитивно перенимая форму, сложившуюся с первобытных времен, когда вокруг очага располагалось жилище.

Между V и II веками до н.э. на территории Древней Греции появляются первые атрии – открытые внутренние дворики, окруженные колоннами и сообщавшиеся с периферийными жилыми пространствами. Классическая концепция атриума сложилась в архитектуре римлян в III веке до н.э. Атриум представлял собой центральную часть жилого дома с проемом в крыше прямоугольной формы, вокруг которого формировалась композиция жилища. Расположенный у главного входа в здание атриум окружали помещения преимущественно общественного назначения – торговые лавки, мастерские, главная гостиная.

прототипы атриумных пространств - student2.ru прототипы атриумных пространств - student2.ru прототипы атриумных пространств - student2.ru
Рис.1. Древнеримский дом Рис.2. Вилла Стабия. I в.н.э. Италия Рис.3.План первого этажа палаццо Фернезе. Рим. 1513г.

Первоначально в центре атриума находился очаг (крыша над ним имела отверстие для выхода дыма), затем — четырёхугольный неглубокий бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие для стока дождевой воды (комплювиум). Атриум tuscanicum (рис.1), или этрусский, имел вогнутую крышу с четырехугольным отверстием посередине; скаты крыши были обращены к комплювиуму для стока дождевой воды, а отверстие в кровле образовывалось только стропилами. Атриум tetrastylum (рис.2), или четырехколонный, имел крышу, которая опиралась на четыре колонны, поставленные по углам комплювиума. Такого рода устройство применялось тогда, когда атриум был настолько велик, что балки ни по своей длине, ни по прочности не годились для поддержания крыши. Эта форма есть дальнейшее развитие предыдущей [2]. В эпоху поздней республики и империи атриум становится одним из парадных помещений римского дома. Вода в имплювии, охлаждаясь ночью, передавала прохладу внутренним стенам атриума во время жаркого полуденного зноя, а свет и воздух, попадая в него из открытой кровли, распространялись в окружающие помещения [3, С. 5-7]. В этот период определились основные приемы формирования атриума, которые органично сочетали в себе функцию и эстетику. Функционально он служил парадным «залом» для приемов гостей, играл центральную объединяющую роль в плане дома, защищал внутренние пространства от природных воздействий, способствовал созданию в доме благоприятного микроклимата. Эстетические задачи решались за счет связи атриума римского дома с внешней средой и оформлением его интерьера предметно-пространственным наполнением и убранством.

Таким образом, пространство атриума становилось органичной частью античного жилого дома, без которого его структура теряла основное назначение. Методами достижения функциональных и эстетических целей в одинаковой мере становились композиционные, планировочные, конструктивные и климатические особенности атриума. В дальнейшем прототипами современных атриумов являлись ближневосточные дворы, древнеримские форумы, храмы и театры.

Можно предположить, что наибольшее сходство с пространственными решениями современных атриумов обнаруживается во внутренних дворах средневековых королевских резиденций и итальянских палаццо (рис.3). Крыши таких дворов были закрытыми, их форма приближалась к квадрату. С началом промышленной революции, развитием конструкций из стекла и металла возникают новые типы общественных пространств – оранжереи и павильоны промышленных выставок, перекрытые большепролетными остекленными кровлями в сочетании с ажурными конструкциями. Оранжереи пристраивались к зданиям пригородных домов с целью создания искусственного климата [3, С. 8-11].

Наиболее ранним примером, отвечающим основным признакам современного атриума, является построенное в 1841 г. архитектором Сэром Чарльзом Берри здание лондонского джентельменского «Реформ-клуба», в основе композиции которого лежат форма и план римского палаццо Фернезе (рис. 3, 4). Архитектор предпринял важный исторический шаг, перекрыв внутренний двор металлическим остекленным сводом – этим атриум отличался от палаццо.

Далее атриумы начинают широко использоваться в Европе и США. Изобретение конструкций, позволяющих перекрывать большие пролеты, во многом было связано с потребностями общества в обширных публичных пространствах, защищенных от уличного движения и непогоды, в которых было бы удобно проводить время, осматривать произведения искусства или приобретать товары. В середине XIX века появляются новые типы пространств – линейные, подобные атриумам, перекрытые стеклянной конструкцией улицы – аркады и галереи, «устроенные по принципу восточного базара, но по образу и подобию всемирных торговых выставок» (рис.5) [4, С. 11].



прототипы атриумных пространств - student2.ru прототипы атриумных пространств - student2.ru
Рис.4. Рисунок салона «Реформ Клуба» в Лондоне, арх. Ч. Берри Рис.5. Галерея Виктора Эммануила в Милане 1967 г., арх. Д. Менгоне

Основные отличия современного атриума в высотном здании от аркады, пассажа или галереи в том, что он включен в структуру здания и не может являться самостоятельный архитектурным объектом. Другой отличительной чертой является вертикальное развитие пространства, в отличие от горизонтально развитых пространств пассажей, аркад и галерей. Третье отличие – функциональное назначение. Аркады и галереи служат преимущественно для пешеходных и коммерческих целей, в то время как функции атриума, как общественного пространства, значительно шире.

Наши рекомендации