Билет 67. Микеланджело. Ранний флорентийский период творчества.
Микеланджело Буонаротти (1475, Капрезе-1564, Рим). В семье подеста (обедневший дворянин, городской советник), это старинная аристократическая семья. 1488 – отдан в мастерскую Гирландайо, 1490-92 – жил и работал во дворце Медичи, посещал Платоническую академию à усвоение идей неоплатонизма. Рано распознали талант Медичи, сначала работает на них, но Лоренцо умирает (нет покровителя), сложная политическая ситуация – бежит в Венецию (1494г). На обратном пути во Флоренцию задерживается в Болонье. А во Флоренции кошмар, Савонарола, Медичи свергнуты. Микеланджело находит временное прибежище на вилле Кастелло у Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, двоюродного брата Великолепного. 1496 –получает от кардинала Риарио приглашение в Рим.
Мадонна у лестницы (1491) – самое раннее из сохранившихся, рельеф. Маленькая, возможно для домашнего алтаря. Нежная, мягкая, построенная на нюансах обработка поверхности в низком рельефе («Мадонной в облаках» Донателло, подражание очевидно). Профиль – сходство с античными геммами. Младенец без нимба, прячется в запутанных, складках Мадонны, пропорции преувеличены. Играющие на лестнице дети на заднем плане – элементы жанровости. Меланхолическое настроение, мотив предвидения грядущих трагических событий.
Битва кентавров (1492). Из «Метаморфоз» Овидия мог ,подсказать Полициано, высокий рельеф, стремление возродить античный живописный. Различные уровни обработки материала (отшлифованный + неотшлифованный камень). В общей композиции копирует позднеантичные саркофаги, но уже есть «чуждое античности живописное понимание группы» (Лазарев). Основа композиции – треугольник: левый угол - Геракл с каменной глыбой, верхний – замахивающийся кентавр, правый – лапиф, уносящий раненого. Ни пейзажа, ни пространства, только тела. Только передние фигуры разработаны во весь рост, движение на заднем плане показано – повороты голов.
Гробница церкви Доминика, Болонья, 1495г. Статуи Прокла, Петрония и ангела со светильником, влияние патетического стиля Кверча à фигуры чрезмерно тяжеля и неуклюжи.
«Вакх» (1496-97), заказ Рирарио, но тот потом отказывается – ее приобретает банкир Якопо Галли для своих садов. Пьяный в дубощи Вакх, сатиром, пытается сохранить равновесие, опираясь на ствол дерева. Внимание Вакха сосредоточено на чаше в руках. Эффект неустойчивости, но композиционной неуравновешенности нет. Фигуры Вакха и сатира противопоставлены друг другу под прямым углом – нет единой точки обзора, рассчет на круговой осмотр. «Вакх» — «наименее самостоятельная из работ Микеланджело» (Лазарев), самая близкая к римско-эллинистической античности и самая реалистически-бытовая.
Пьета (1499-1500). Заказ кардинала Жана Билэра для его гробницы. Сейчас в сан Пьетро, место невыгодно для осмотра. Противопоставление кватрочентистским традициям: Микеланджело показывает Богоматерь в образе молодой и прекрасной женщины, а не измождённой старухи: она не ломает руки и не рвёт на себе волосы, её скорбь тихая и беззвучная, более проникновенная. Тело Христа мягко изгибается на коленях, как тело уснувшего, и будто вот-вот скатится с них. Пропорции Христа несколько уменьшены, а складки одежды Богоматери усилены à при всей своей хрупкости Мадонна становится опорой для тела, две фигуры объединяются. Контраст мягкого тела и острых складок, резкие блики отполированного мрамора, рельефное восприятие скульптурной группы, нацеленное исключительно на фронтальную точку зрения.
1501-1505г –возвращается во Флоренцию, Савонаролу уже сожгли, но напряжение, сейчас республика –борьба за власть в Большом совете (купцы-землевладельцы). 1502 – победа у купцов и промышленников, пожизненным гонфалоньером республики избран Пьетро Содерини. Несмотря на внутренние разборки и войну с Пизой, во Флоренции культурный подъём.
Давид, 150-15041г – заказ гильдии торговцев шерстью, Агостино ди Дуччо уже испортил глыбу (прозвана Гигантом), еще Донателло признавал её непригодной к доделке, однако Микеланджело взялся Снова противопоставляет идею кватроченто: Донателло и Вероккьо – Давид хрупкий мальчик, в момент триумфа, то здесь момент максимальной концентрации перед битвой; не мальчик, а могучий, великаноподобный юноша. Угловатые движения, упругие мышцы, максимальная выразительность обнажённой фигуры. В голове, выражении лица
Мадонна из Брюгге (1501-1504). Богоматерь на престоле с младенцем, многое от Нидерландов (Массейс, например) à стремление создать скульптуру-икону, предназначенную для поклонения, апеллирующую не к разуму, а к вере. Отсюда – ощущение застылости, отрешенности торжественной недоступности. Через фигуру Мадонны строгая вертикаль, пропорции младенца сильно увеличены с учетом точки обзора (снизу вверх). Статуя куплена представителями фламандской купеческой семьи Мускрон и подарена ими собору в Брюгге, став единственной статуей Микеланджело, при его жизни вывезенной из Италии. Сохраняется единый блок камня. Он вроде уже и самостоятельный, не грудной, стоит между ее ног – словно не хочет выходить в этот мир.
Тондо Таддеи (1504-1506). Сюжет почти жанровый: Иоанн Креститель протягивает младенцу Иисусу пойманную птичку, но младенец в испуге прижимается к матери, которая наблюдает за игрой детей. Лиричность, интимность, жизнерадостность. Сравнительно небольшие размеры. Заполнение пространства тондо по краям с пустым центром. Гибкий композиционный ритм, контраст обработанной и необработанной поверхности (техника non finito), высокого (фигуры детей) и низкого (складки одежды богоматери) рельефа.
Тондо Питти (1503-1505). Принципиально иное построение композиции. Форме тондо противоречит строго вертикальная композиция: фигуры вырастают и перерастают чуть неправильную по форме раму, пространство тондо становится для них неудобно, тесно, жаждут вырваться. Фигуры в технике non finito, но более чётко, чем на тондо Таддеи, больше сходства с мадонной из Брюгге: вертикализм, иконность, сосредоточенность.
Мадонна Дони (ок. 1507). Единственное сохранившееся станковое произведение Микеланджело. Принципиальный спор с Леонардо, закончившим к тому времени картон святой Анны: у того мягкое сфумато, здесь стремится утвердить принцип «лучшая живопись – это живопись, похожая на скульптуру». Несколько мужеподобная Мадонна принимает младенца из рук лысого Иосифа (сидит фронтально, к нам, поворачивается назад, чтобы его принять). На заднем плане – 5 обнажённых фигур (нет смысловой роли, но создают впечатление пластичности. Усиливают движение от краев к центру). Однако заказчик картину не оценил и купил её по цене меньше назначенной.
Битва при Кашине. С Пизанцами, это типичное соревнование с Леонардо (тот вернулся из Милана во Флоренцию только, ему этого не простили). Для палаццо Веккьо, оба не были закончены (Л – плохой состав красок, погибла, М – не пошел дальше картона, пропал, только копии). Тут принципиально наперекор Леонардо, у того кульминационный момент драмы, показ, что любая война – это плохо; а М – бытовая сцена, солдаты купаются, известие о прибытии врага, быстро собираются. Бытовая сцена без жанровых деталей, сюжет отступает перед стремлением художника изобразить движение, словно в скульптуре, обнажённых тел. Нет центра, нет главных и второстепенных фигур, непрерывное движение захватывает всё пространство картона.
Матфей (ок. 1505-1506). По заказу шерстяного цеха должен был выполнить скульптуры 12 апостолов, успел только грубо обтесать Матфея. Оформление главного принципа в дальнейшем творчестве Микеланджело –цельность каменной глыбы. Благодаря незаконченной скульптуре можно проследить сам ход работы: в отличие от более ранних скульпторов, которые охватывали скульптуру кругом, Микеланджело шёл в своей работе по слоям, спереди в глубину. Отсюда – замкнутость, сосредоточение главных пластических признаков фигуры на передней плоскости, фронтальность. Матфей будто пробуждается, восстаёт из мраморной глыбы. Мотив борьбы духа с сырой материей. Резкая игра контрапостов, стремление показать не только движение телесное, пластическое, но и духовное.