Мифологические аллегории в творчестве Боттичелли.
Он начал их писать после возвращения из Рима, хотя Весна была начата еще до его отъезда.
Весна: первоначально идея почерпнута из поэмы Турнир Полициано (в 1475г у Медичи был турнир, там звезда Джулиано, а Симонетта его дама сердца). Когда он вернулся, Флоренция другая – Симонетта умерла, а Джулиано убили. Это отразилось на настроении картины, есть ностка грусти и понимание быстротечности бытия. Зефир надругался над Хлорой и она превратилась во Флору – показан момент перехода. Это мир земной и мир чувственный, а другая часть – мир идеальный, платонический и возвышенный, тогда Венера между ними. Три грации/горы/хариты – целомудрие, любовь и наслаждение/хариты сияющая, цветущая и благомыслящая; Меркурий может изображать кого то из Медичи. Композиция насквозь пронизана разными смыслами. Смысл неоплатоники: молодежь надо воспитывать не умозрительными образами, а конкретными. Альберти говорит, что ренессансный художник должен быть образованным, знать античную культуру. Он также пишет о том, что «приятно в живописи изобразить трех сестер … (харит), они должны изобразить благодеяние, которое одна сестра делает другой, а третья благодарит, таким образом, показываются все три степени благодеяния». Вещь Боттичелли необычна для современного искусства по формальным эффектам: очевидно напоминает шпалеру (плоскостный характер), в плоскостном фоне помещает большое обилие фигур, которые сложно объединены ритмическими движениями и связями. Главное – лицезрение ритмических движений. Здесь есть некоторая душевная меланхолия, его вещи построены на ассоциативности, а не на прямом иллюстрировании. В ренессансной живописи всегда три человека: заказчик (говорит, что хочет), советник (составляет словесную программу) и художник. Это идея Венеры гуманитос, в понимании 15в, но это не гуманитарные науки, а науки о человеке. То есть получается очень сложна по смыслу концепция. Также возникает проблема датировки этой вещи, ее долго датировали концом 70х, потом переехали в 80е, но при всей общности в Рождении Венеры манера поменялась, а Венера в 80х написана. Здесь все более дробное. Эта Венера одета, она в лесу на фоне просветов, зелень вторит наклону ее головы, это не только Венера, но и Мадонна.
Рождение Венеры, 1484-1486г. В 1481-1482г Боттичелли был в Риме, его язык изменяется – более обобщенный, идеальный, масштабный, фигур меньше. Меняется сама фактура, эта вещь сделана на холсте (другое, более блеклое понимание цвета), а предыдущая на дереве. Этот формат еще больше увеличивается. То есть возникает еще одна традиция –больших панно других мастеров, которые делались на светские темы. Трактовка опять сложная. Можно вспомнить античные тексты, можно неоплатонические. Перед нами акт воплощения Венеры гуманитос, которая воплощается в природе. Правая фигура – Ора (время года), слева опять Зефир и процветающая Хлора-Флора. Зеленовато серые – мир природы; золотовато-желтые – жизнь; красноватые – чувственность – символика этих цветов для Флоренции. Боттичелли очевидно нарушает анатомическую точность, получается, что под влиянием холодного ветра, она не только подается в право, но у нее еще и плечо съеживается. Тогда перед нами щемящая тоска, чувство холода, беспомощная нагая Венера – взволнованность, трагичность, печаль (эта Венера возникает в кругу людей, которые помнят о страшном заговоре Пацци, в результате которого погиб Джулиано, друг Боттичелли). Если искусство имеет множество трактовок, то это лишнее убеждение, что не может быть одной трактовки, живопись – это не литература, не надо искать литературные прототипы.
Паллада и Кентавр, ок1482г, холст, темпера. Скорее всего, здесь зашифрована политическая аллегория (либо победа над Неаполем, либо над Пации, либо гибкая политика Лоренцо). Это психомахия – это битва духа. Драматический момент, решен художественными средствами.
Марс и Венера, ок1485г, Лондон. Торжество именно флорентийской школы живописи – центральное место занимают фигуры, а не пейзаж. Он меняет формат, неопределенность на более четкий смысл (Венера и Марс рождают Гармонию из своего союза). Гармония решена продуманным синтезом, композицией, ритмом.
Клевета, Уффицы. Это аллегорическая композиция. Сделана для Антонио Сеньи, он был другом художника, то есть это момент личного сообщения. Более чуткая ситуация, здесь изображена тема, описанная Лукианом (очень ироничен). Описывает всю ситуацию Апелеса, это экпрасис (включение описания произведения искусства в литературный текст), здесь как раз описывается как Апелес создал какую то работу. В правой части судья (Медас), окружен Неведением и Недоверием. Перед ним Зависть (Клевета), она протягивает руку. Самая главная композиция из трех фигур; одна за волосы тащит мужчины, это и есть Клевета, ее сопровождают Злость и Обман (?). Сзади фигура Раскаяния, нет лица (оно внутреннее), обращается назад, к обнаженной фигуре Истины. Интересен сам оклеветанный человек, он бездвижный, кукла. Он усложняет композицию – рельефы (Мантенья тоже через рельефы давал прочтение), рельефы дают оттенки, нюансы. Это не просто иллюстрация двух текстов, а размышления о несправедливости миропорядка. В к90х изгнание семьи Медичи, приходит Савонарола. Это переживание, выраженное в пластических формах, о трагических этапах истории Флоренции. Здесь двояко: с одной стороны, Боттичелли поддерживает Савонаролу как верующий человек, но не согласен по сути (нельзя уничтожать произведения искусств).
Гирландайо.
Доменико Гирландайо, 1449-1494г. Флорентинец, начинал как ювелир, до конца от этого невозможно избавиться. От Ареццо ди Маринетте берет колористическую составляющую. Основал художественную династию (брат Давид и сын Ридольфо), в его мастерской работал юный Микеланджело. Во фресковых циклах выпукло и с подробностями показана домашняя жизнь библейских персонажей (в их роли знатные флорентийцы). В 1473г работал вместе с Алессо Бальдовинетти в Сан-Джиминьяно, а в 1476г вернулся во Флоренцию, где может поработал в мастерской Вероккьо (там в это время Боттичелли и Перуджино, а позже Леонардо). В 1475 вместе с братом был в Риме (расписывал Ватиканскую библиотеку, фрески с портретами пророков и философов).
Оньи Санти, цикл фресок, капелла Веспуччи, 1470е (?). Аналогично капелла Барди (история Франциска, такой заказ). Тайная вечеря в трапезной. Короткая торцовая сторона – можно много обыграть с точки зрения реальной и иллюзорной композиции. Он не новатор, его тайная вечеря – это развитие привычной иконографии. Великолепно выстраивает и подчиняет архитектуре свое живописное повествование. На торцовой стене реальная архитектура 2 лотка свода (то есть 1 консоль и 2 полукруга), он расширяет это, делая 2 иллюзорных свода и 2 люнета на задней стене, там сад, и две торцовые стены (на одной окно и павлин, а на второй окно, соответствует и реальному окну). Совмещается изображенный и реальный свет. Иконография старая (Костанья так сделал): один из вас предаст меня, Иуда сидит по другую сторону стола. Здесь рассказ усилен (у Костанья все спокойно), появляется пейзаж, большое количество предметов на столе, обилие тем для рассказа и сюжетов – поэтому снижение пафоса. Еще он сделал слева Иеронима, а справа Августин Боттичелли (келья гуманиста, пластически активная фигура занимает почти все пространство, но есть и множество элементов). Гирландайо делает почти тоже самое, но композиция идет слева направо, фигуры поменьше, уходит в глубину, предметов больше – тогда не мощная фигура отца Церкви, а замечательный предметный мир.
Санта Тринита во Флоренции, до 1485г (связана с семьей Сосетти). Сосетти купил капеллу (он вообще был руководителем банков Медичи в разных городах), но постепенно его любовь к меценатству привела к тому, что ряд банков Медичи обвалились, но он все равно не потерял связь с семьей. Капелла справа от алтаря, вторая, рядом с боковым входом. Традиционно посвящена Франциску, но после покупки получила посвящение еще и рождеству. За основу декорация капеллы Барди Джотто. Капелла – идея величия фамилии; она полна личной живой религиозности. За 4 года до росписи капеллы у них умирает 19 летний сын, но через 8 месяцев у старой пары чудесным образом родился новый сын. Это и капелла, и усыпальница. Вся тема – и трагедия, и радость. Над входной аркой ключевой сюжет: Август и тибуртинская сивилла (Август хочет провозгласить себя богом, к нему приходит сивилла и говорит, можешь делать что хочешь, но уже родился истинный Бог). Чудесное исцеление младенца Франциском – конкретный пейзаж (палаццо Сакетти и фасад церкви Санта Тринита); нарушается ряд моментов – чудо Франциск совершил после своей смерти и в Риме, здесь же все во Флоренции. Здесь показано все событие (вдалеке младенец падает, а впереди его исцеляют). Еще сцена Чудесное утверждение ордена, тоже было после смерти Франциска. Специально вводится момент кадрированности – чудо приближается к нам. То есть это подробный рассказ, специально вводится изображение заказчиков и города. Утверждение ордена папой Ганорием 3 – опять же узнаваемый пейзаж Флоренции (палаццо и площадь Синьории и лоджия деи Ланци). Опять же событие переносится из Рима,получается, что на площадь поднимаются обрезанные персонажи. Слева Франческо Сосетти и его младший сын, его брат и Лоренцо Великолепный, группа слева – другие дети Сосетти. Лоренцо обращается к людям, которые поднимаются – это дети Лоренцо и Анджело (?), учитель детей. То есть утверждение ордера это второстепенное действие. В целом, архитектура передана не особенно живо, но замечательные перспективы, учитывается взгляд снизу, он их закрывает. Алтарная картина Рождество тоже его, чувствуется, что это Италия, но много от Нидерландов.
Санта Мария Новелла, капелла Торнабуоли, ок1490г. По заказу Джованни Торнабуони. Огромная живописная декорация – справа Креститель, слева – история Богоматери. Рассказ снизу вверх, отказывается от принципа единый регистр-единая композиция (Мазаччо), так как очень большой масштаб – в одном регистра 2 сюжета. На алтарном торце Коронование Марии, потом что то и Благовещение и Креститель в пустыне; еще ниже донаторы. Встреча Марии и Елизаветы: с одной стороны желание сохранить традиции (в одном пространстве одна тема), с другой стороны – много тем – в итоге, рассказ, детали важнее, чем само событие. Важно рождество Марии: пространство окаймляется живописными пилястрами, их 3, создают определенность, ограниченность пространство, есть отдельные трюки – у свода вроде есть глубина, но она закрывается пилястрой. Есть стремление показать событие во всей его завершенности, опять же интерес к деталям. Анна и ложе выделяется (как бы ограниченная комната, там фриз с амурами и гирляндами – тема гротесков), а слева лестница (то есть еще и это пространство становится почти 2эт).
Как монументалист работал и в Сикстинской капелле, сохранилась фреска Призвание Петра и Андрея. Множество людей (включены портреты видных флорентинцев, работавших в Риме), но все воспринимаются на 1м плане, направлены в центр, там центр и смысла, и композиции. Христос перед ним коленопреклоненные апостолы, сзади,
почти ровно по центру река, она развивает перспективу, в пейзаже есть что то голландское.
Портрет старика с внуком. Есть рисунок, где он с закрытыми глазами – тогда возможно портрет заказан родственниками умершего. Банальность: два возраста, портрет – топография лица. Бытовизм, но есть проникновение человеческого чувства. Между ними нежное общение, а сзади уходящий пейзаж. Это нидерландский тип.
Портрет Джованны Торнабуони, 1488, Тиссен-Борнемисса. Это уже традиции раннего 15в итальянского. Портрет профильный, несколько обощенный, зато с мельчайшими подробностями прописаны все детали.
Все равно, флорентийская живопись 2п 15в, даже дав замечательных мастеров, исчерпала себя, она не стоит в сравнении с другими центрами. Хотя она воспитала Леонардо, который открыт в будущее.