Рельеф в творчестве Донателло.
Донателло является родоначальником чисто ренессансной линии развития. С 1420г он начинает разрабатывать проблему перспективного построения и многопланового рельефа. Он часто использует (или изобретает) технику сплющенного рельефа, в котором впечатление глубины достигается через градацию объемов. Используются принципы прямой перспективы, персонажи пластичные, объемные на 1м плане, графичные на 2м. Велика роль линии, контуры фигур не отрываются от фона, а мягко сливаются с ним, существуют не изолированно от плоскости, а в 1 пространстве.
Мадонна Пацци, 1425-1427г. Сплющенный рельеф, часто здесь вспоминают проторенессанс и Пизано. Мария и младенец срастаются, составляют единое целое. У самой рамы есть перспектива, но она плохо скоординированна (3 точки схода линий). То есть на этом этапе Донателло еще не знал геометрии и основных перспективных правил Брунеллески (потом он съездить в Рим, там с ним познакомится и будет все правильнее). Хотя рельеф не высокий, но многоплановость. То же самое в Мадонне в облаках, у лестницы, Успении – появляется больше фигур, много планов, но рельеф плоский.
Мадонна с младенцем из Санта Кроче, 1430г. Готический рисунок, высокий рельеф, есть использование цвета (позолота), но при этом есть и перспективные сокращения в фигурной группе. Она на троне, что то вроде овала, фронтальная, по раме ангелы.
Сиенский баптистерий, Пир Ирода, ок1425г, бронза. Перспектива уже имеет единую точку схода (воздействие Брунеллески), многоплановые аркады (архитектурные кулисы алянтика), рельеф не очень выпуклый, но и не плоский. Действие развивается в глубину, работают реальные объемы. И в самих фигурах градация объемов (не без Гиберти). На 1 плане драматическое напряжение. Рама перерезает фигуры и архитектуру – кадрирование, может быть продолжение (влево, вправо, а не только вглубь).
Алтарь Кавальканти, ок1437г, Санта Кроче. Разные материалы – раскрашенный камень и позолота, не похож на готические табернакли. Античная ниша с фронтоном, пилястры по сторонам, полочка опирается на консоли. Фигуры, почти круглые, на фоне стены (позолоченные антикизирующие мотивы).
Кантория флорентийского собора, 1433-1439г. Это певческая кафедра. Мраморная балюстрада, на ней на фоне блестящей мозаики, за колонками изображается хоровод танцующих путти (такой же на наружной кафедре в Прато). Над входами в С и Ю сакристии. Богатое декоративное обрамление, свобода выполнения, динамика, орнаменты (там золотая паста – мерцание).
Кафедры Сан Лоренцо во Флоренции, 1460е. 2 бронзовые кафедры. Особый мир переживаний старого художника. Историю Христа он соотносит со своей. Увеличивается качество живописности. Северная кафедра – страсти и Воскресение (распятие, снятие, гроб, воскресение, Мария у гроба); южная – мистическое преображение Христа. Его Моление о чаще (ступенчатая композиция горы), некоторые рельефы не его. Особенно выразительны рельефы южной кафедры, там большие драматические рельефы (Сошествие во Ад, Воскрешение), иногда фигуры просто вываливаются. Обычно Христос воскресает в облике Бога, а здесь Донателло показывает изможденного старика, который с трудом преодолевает тлен смерти. Положение во Гроб – очень экстатическая, нервная по графике линия, ломаное тело Христа. Снятие с Креста – диагональная лестница, ее ритм задает общее развитие композиции. То есть у Донателло появляется нервическая эмоциональная нота. По существу, в его творчестве есть анти классические интонации. Часты асимметричные архитектурные кулисы, порывистые движения. Закончена она его помощниками ок1470х, всего 11 рельефов.
Он первый систематически начал изучать механизм движений человека. Первый: дал изображение сложного массового действа, одежда в связи с телом, поставил задачу в скульптуре выразить индивидуализированный портрет, внимание на психологию, живописные эффекты из камня, 3х плановый рельеф на основе перспективы.
Гиберти.
Лоренцо Гиберти, 1378-1455г, старше Донателло, именно в его искусстве видят переход от готики к Возрождению. Начинал как ювелир, учился у отчима, который золотых дел мастер (не совсем монументалист, работал не с камнем, а с бронзой). Практически не покидал Флоренцию (хотя вроде работа еще в Венеции, Риме и Сиене), собирал античную скульптуру. В начале 15в он выиграл конкурс на создание вторых или северных дверей Флорентинского баптистерия, позже он делает третьи двери (Карьеру скульптора начал только в 1401г). В последние годы жизни Гиберти посвящает себя «комментариям». Они состояли из трех частей – первая – попытка сделать первую историю итальянского искусства (составляет биографии местных флорентинских мастеров, доходит до Лоренцетти, практически до своих современников). Вторая часть – попытка написать автобиографию. Третья часть – компиляция, он говорит о мастерстве скульптора, об основных нужных скульптору навыках, он ее не закончил. Характерно: компромисс между готикой и новациями. Также делал картоны для витражей дель Фьоре (тут тяготение к поздней готике).
Жертвоприношение Авраама – два конкурсных рельефа-финалиста Брунеллески и Гиберти, 1401-1402г, музей Борджелло. У Брунеллески все достаточно очевидно и жизненно, он идет по пути создания драматической ситуации; внизу слуги, выше алтарь; поза Исаака резкая, вывернутая, фигуры трактованы очень экспрессивно. У Гиберти – высочайшее качество рельефа. Он идет по пути гармонизации, классических мотивов у него даже больше чем у Брунеллески. Есть интерес к античной пластике. Выбрали Гиберти в том числе и за то, что он предлагал новый метод, более экономичный в использовании бронзы, да и более лиричный.
Двери Флорентинского баптистерия, северные, 1403-1424г. Уже стояли двери Андреа Пизано, Гиберти решает свои также: 28 клейм (20 – христологический цикл, 8 – евангелисты и пророки), на каждом двери по две сцены по горизонтали. Договор был заключен с отчимом, тк Лоренцо еще слишком молод. Все рельефы заключены в сложные готические квадрифолии – характерно для готической миниатюры. В фонах используется архитектура или лещатки – это для увеличения пространства изображения; иногда еще вводится полочка на консолях. Также используется градация низкого и высокого рельефа и почти круглой скульптуры. Позолота также давала впечатление света. Форма квадрифолия сложна, нужно было вписывать фигуры. По мере выполнения рельефов (они делаются сверху вниз), у Гиберти появляется все больше мастерства (детали, позы и жесты). 2 нижних регистра: евангелисты и отцы церкви, дальше история Христа. Ему помогали Донателло, Микелоццо, Учелло. Это повествование, все тщательно, гармонично, но есть и масштаб. Есть архитектурные кулисы (передают глубину), фигуры стоят, есть античные детали (в Благовещение в квадрифолий вставляется портик, внутри которого Мария, есть порыв, динамика, но это очень легко и изящно). Есть свободные сцены, а есть набитые персонажами (Вход в Иерусалим – все др на др; Вечеря – тоже много, но все сидят за столом, головы на 1 уровне). Очень много античных архитектурных фонов.
Иоанн Креститель, 1412-1416г, Матфей,1419-1422г, Стефан, 1425-1429г Гиберти для Ор Сан Микеле. В Иоанне больше готических элементов – в трактовке складок, в отделке бронзы. Вообще он более вытянутый и резкий, готическое завершение ниши, но колонны довольно классичны. Матфей уже ренессансный, сложное, но мягкое движение, как будто шаг и поворот. Складки мягче, стрельчатая готическая арка, но оформляется она классически (коринфские пилястры (по сторонам и 2 внутри) и раковина, тоже стрельчатая). Стефан – наиболее удачная скульптура, связана с возросшим интересом Гиберти к античности. Тоже готическое оформление сверху, но внутри оно обыгрывается (чем то внутри напоминает инкрустационный стиль). Рука приподнята, полушаг, полу разворот, мягкие одежды, вдохновенный вид.
Купель сиенского баптистерия. Гиберти в составе других мастеров. Флорентинские мастера делали нижние рельефы для балюстрады.
Восточные двери баптистерия (райские), 1425-1452г. Гиберти как мастер уже вырос, в 1424г был в Венеции, плюс, он под влиянием Донателло (в Сиене) в плане перспективы и техники гладкого рельефа. Считается что автор программы – Бруни, секретарь Флорентийской республики. Помогали Донателло, Учелло, Гоццоли, А. Поллайоло, Лука дела Робибиа. 10 рельефов, 37 сюжетов, большие композиции. Библейская история от Сотворения мира до царицы Савской, в нишах по карнизам пророки и сивиллы. По сторонам уж цветочная гирлянда – подражание античности возрастает. Есть рельефы с архитектурным и с пейзажным фонами – два типа (но все сложнее и по фонам, и по композиции). Выбирает квадратную форму (больше всего можно поместить). Почти круглый рельеф впереди и сплющенный сзади. Среди головок по сторонам портрет его и сына. Копия этих ворот в Казанском в Спб, сейчас все клейма – качественные копии. Давид и Голиаф – Соломон и Савская; Моисей со скрижалями – падение Иерихона; Иаков и Исав – Иосиф Египетский (архитектура, правильная, пропорции, перспектива, пластическая аркада, уменьшающаяся вглубину); Ной – Авраам (природа); Адам и Ева – Киан и Авель (природа, от круглой скульптуры до плоского рельефа).
Якопо делла Кверча.
Якопо делла Кверча, 1371 (Кверча Гросса) – 1438г (Сиена). Работал в разных городах, учился от отца – резчика по дереву. Испытал сильное влияние от Ди Камбио и Пизано. Он принадлежит к переходной эпохе от средневековья к возрождению. Первая работа выполнена в 19л: Сиена воюет с Флоренцией, умирает сиенский военачальник, ему пышные проводы – перед гробом должны нести его конную статую (больше реальной величины). Якопо сделал деревянный каркас, обмотал его сеном, глиной и еще много чем, потом покрасил – и легко, и будто мрамор. Потом ему поручили мраморные статуи пророков и деревянные барельефы с их лицами – не закончил, чума – бежал в Лукку. В целом, в Сиене был экономический упадок, культурная отсталость, активные связи и севером и Францией, засилие тречентистских традиций. Характерны неправильные пропорции, сухость форм (может из-за того, что учился у резчика), но величественность и глубина чувств. Среди современников у него не было последователей, зато его открыл для себя Микеланджело.
Надгробие Иларии дель Карретто, жены правителя Лукки, Сан Мартино,1406г. Это свободно стоящий мраморный саркофаг, не итальянский тип (в Италии пристенные, влияние французской готики). Много античности – на стенках гирлянды и танцующие путти, только сильно увеличены в размере. Она лежит сверху на подушках, спит. Молодое лицо обрамляет ворот, складки платься нежно подхватываются под грудью (по-моему, тут учитывается, что фигуры лежит, по складкам), у ног выглядывает собачка. Жители Лукки не любили сеньора, вскоре устроили восстание, разгромили все, но надгробие не тронули.
После этого вернулся во Флоренцию, чтобы участвовать в конкурсе на двери Сан Джованни, всем понравилось, но там были маститые мастер – Донателло и Брунелески. Якопо очень их уважал, уехал в Болонью, где 12л работал над мраморын порталом Сан Петронио.
Фонтан радости в Сиене, 1409г (1412-1419г). Пьяцца дель Кампо, напротив палаццо Публико. Ок1340г Синьория решила соорудить фонтан, работы поручены сиенским скульпторам и архитекторам Агостино и Аньоло. Они сделали прямоугольную чашу и подвели трубы. 1 июня 1343г торжественное открытие. Потом Аньоло уехал в Ассизи, а Агостино начал делать рисунки для украшения, делая рисунки, умер рядом с фонтаном. В 1408г на родину вернулся Якопо, уже знаменитый. Сеньория немедленно заказала ему мраморное украшение фонтана (3 стены). в центре Мария с Христом на руках .вокруг нее ангелы, 8 добродетелей и Рея Сильвия с Ромулом и Ремом на руках и Акка Ларенция (это мать и кормилица Р и Р, аппеляция к патриотическим чувствам – город основал Сенис, сын Ромула). Также сделал мраморные рельефные композиции Изгнание из Рая и Сотворение Адама. Внизу под скульптурами львы и волки, эмблема города. Украшение было готово в 1419г, восторг – его стали звать Якопо делла Фонте. Сохранился его рисунок. Фонтан сильно пострадал от времени, сохранившиеся части перенесены во дворец сиенской Синьории. Все пространство имеет ордерное членение – организация пространства, все скульптуры в нишах (полуциркульные или с треугольным готическим завершением). Нет пустого пространства, пространства между нишами (они свободно отстоят), решено как наложенные друг на друга пилястры и заполнено антикизированными цветочными розетками (и другими растительными орнаментами). Объемные, пластичные фигуры, нет статики.
Мадонна с младенцем, 1406г, Ферррара. С одной стороны, тяготение к монументальности образа, с другой стороны – есть определенные моменты готики. Фигура не свободная, несколько закостенелая. Нет зрачков, волосы по готически орнаментальны, а фигура хоть и небольшая, но по античному монументальная.
Благовещение, 1421-1426г. Две разнесенные деревянные скульптуры, покрашенные. Здесь просто поздняя готика. Нет эмоций, хотя есть закостенелость, все таки интересные позы и достаточно свободные складки.
Купель Сиенского собора. Мощные формы архитектуры, рельеф «Захария в храме». Над рельефами много кто трудился. Здесь есть уже попытка передать перспективу (хотя она непосредственно его не интересует, только фигуры переднего плана), но пока она небольшая, а люди не соотносятся с пространством.
Алтарь Трента, 1416-1422г, Лукка, Сан-Фердиано. Абсолютно готическое обрамление, мраморный полиптих. В фигурах тоже много от готики – вытянутые, изгибы, вписываются в свое обрамление.
Сан Петронио в Болонье, портал, 1425-1438г. Сама церковь готическая, по сторонам портала в ряд по пять рельефов на ВЗ (по сторонам и на верху (НЗ с Рождества), всего 15), от Сотворения человека до потопа. Это поздний период творчества, здесь несколько суровые и героические рельефы, истрийский камень (темный, как металл). Арка над порталом – мраморные Мадонна с младенцем, Петроний и Амвросий. Фигуры занимаются практически все пространство квадрата рельефа, уже правильная анатомия (где то есть ошибки, но незначительные). Например, есть пророк, так он почти не помещается в рельеф, сложный поворот, задумчивый взгляд, свиток развивается и обвивает его, рукав даже свешивается за раму. Но не закончен (по сторонам люнета должны были быть Петр и Павел, а портик увенчиваться рельефом Вознесения. Адам – непокорный, идеал волевого человека.
За свои заслуги перед Сиеной возведен в 1435г в рыцарское достоинство, также назначен попечителем собора. Вазари: у Якопо счастливая судьба, тк нашел признание на родине, а такое бывает редко.