Архитектура раннего возрождения в Северной Италии и в Венеции
На север Италии ренессанс проникает только к сер15в, это результат сплава многих традиций. Широко используются балочные перекрытия (крестовые своды в нижних частях), кирпич, камень для облицовки, стрельчатые арки широкие и приземистые – легко заменяются полуциркульными. Архитектура, в целом, низкорослая, часто аркады в нижнем ярусе (характерно для города), декоративен в первую очередь ордер (логические его не понимают, аркады еще романская традиция). На севере именно а ля антика – малые формы, то, что легко сделать, не меняя принципа архитектуры (портал, обрамление).
Болонья: Палаццо дель Подеста, 1470-1480г, приписывают Аристотелю Фиораванти. Он сын местного архитектора Фиораванте Фиораванти (палаццо комунале), друг Филарете (флорентинец). Это понимание классической традиции в классическом варианте, «город портиков» - наложенная ордерная декорация. На 1эт большие арки (хотя не аркада в чистом понимании, достаточно толстые перегородки, на которые накладывается полуколонна), рустованы именно опоры и углы. На 2эт – гладкая стена, там полуциркульные окна (обрамление – рустованные пилястры и подчеркнутый архивольт), между ними пилястры (они не совпадают по оси с нижними опорами) и «антаблемент», где по центру над каждым окном 2эт круглое окно. Еще есть готический принцип заполнения пустоты (вообще характерны 2эт дворцы с мезонином с круглыми окнами).
Оратория Санто Спирито. Опять же господствует принцип наложенной декорации (терракота и кирпич – удивительная фактура), более-менее готический интерьер, там наложенная якобы классическая декорация.
Палаццо Бевилаква. 2яр фасад, все рустовано, внизу нет аркады (мастера связаны с Флоренцией), оси нижних (почти квадратных) и верхних (двойных венецианских) окон совпадают. Подчеркиваются горизонтали: цоколь, карниз под окнами 1эт, карниз между этажами, карниз на крыше. Внутри 2яр двор, аркады (нет проблем в угловой колонной), во втором ярусе в 2р больше колонн.
Феррара: долго правит род Д’Эсте, это характерный пример того, как в рамках ренессансной культуры процветает феодальная рыцарская культура, но при этом гуманистические интересы. Правители меценаты, понимали значение художественного развития. Феррара – это редкий пример города, который получает продуманную планировку (при Борсо 1 и при Эрколе 1), придворный архитектор Пьяджо Росетти с 1483г, для него характерна эклектичность. «В этом городе скучно», но за фасадами творились страшные дела.
Палаццо Скифанойя. Это городская «вилла» на окраине города, архаичная, из кирпича. Идеи Альберти сюда пока не дошли, выделен только вход. 2эт, стены гладкие, нет разделения, окна не совпадают.
Палаццо деи Диаманта. Для Сиджизмондо (он бастард), на углу 2х широких регулярных улиц, все подчеркивает систему. 2эт, бриллиантовый руст, горизонтальные членения, оси окон совпадают, выделен угол, на 2эт завернутый балкон, есть мезонин с круглыми окошками. Все формируется вокруг двора, но ось сбита (она декоративная).
Палаццо Людовико Моро. Он ломбардский герцог, архитектура масштабная, тектоничная, логика и структурность в понимании фасада.
Палаццо Роверелла. Жесткая 2яр структура, наложен ордер (горизонтальные карнизы и вертикальные пилястры), все совпадает по осям, но очень странный ритм.
Сан Франческо, Росетти, к15-н16в. Есть волюты, есть ордерная декорация, но нет регулярности, ритма и и пропорций, из кирпича, а внутри вспарушенные своды на травею.
Замок Д Эсте. Это просто особый город.
Ломбардия: в 1450г торжество романики и готики кончается, на смену Висконти призодят Сфорцо (там брак, пожтому династия Висконти-Сфорцо). Архитектурные перемены: чтобы упрочить свою власть обращаются к новому легитимному языку, классика имеет больше возможностей для прославления (работают Филарете, Микелоццо, Леонардо, Сангало).
Филарете (Антонио Аверлино), принимает антикизированное имя, флорентинец, учился у Гиберти, Медичи рекомендуют его Сфорца. С 1452г главный архитектор Миланского двора и собора, там пишет свой трактат об архитектуре (принципиально в разрез с Альберти, это скорее утопически-рыцарский роман о фантастическом городе Сфорцинде, план 8уг звезды, все важное в центре – укоренение старых вкусов). Кастелло Сфорцеско, 1450-1470г, 2 башни, система дворов, похож на кремлевскую архитектуру.
Оспитале Маджоре, Филарете. Сфорца посылают Филарете во Флоренцию, план регулярный, система дворов: центральный по оси и по 4 с каждой стороны. 2яр структура, на обоих этажах наложенные аркады и пилястры, многоплановая разработка поверхности. Это регулярная структура, но местные традиции (объемы, материалы, декорация). Много готических черт, конфликтная система.
Банк Портинари. Микелоццо ди Бартоломео строит, сам банк из трактата Филарете, вписывается не во флорентийские вкусы, а в местные (много готических черт), от банка Медичи остался портал в кастелло Сфорцеско.
Капелла Портинари в Сант Эусторджио. Напоминает старую сакристию, но зонтичных свод (16 долей), структура более дробная, но вписывается в общий декоративный характер.
Чертоза в Павии, Амедео и братья Монтегаца (скульпторы). Заложена еще Висконти, принадлежала семье Салари. Традиционная для севера церковь, башня над средокрестием. Структуру нельзя отделить от пластики, это украшенный занавес, который накладывается на здание. Много классических элементов, но они растворяются (Павия – столица лангобардских королей, тут верность средневековым чертам).
Бергамо. Санта Мария Маджоре и капелла Каллеони, тут конная статуя, он сам в мавзолее – центрический, сложноорганизованный фасад. Весь из мраморной декорации, тондо с римскими императорами, но сохраняются местные черты (роза и ломбардская арка).
Санта Мария Прессо Сан Сатиро. Его делал Браманте, там иллюзорная живопись в алтаре.
Венеция: все особенное, центр мир просто (смешение традиций), свой ритм, все воспринимается о одной главной позиции, отсюда плоскость и вертикаль. Главный элемент – вертикальные составляющие. Другие конструкции: кирпичная коробка с тонкими стенами, балочные перекрытия, все легко (стена имматериальна), быстро строится. В плане кишка, нет боковых фасадов, очень редко есть задний.
Скуола ди Сан Марко, Кодуччи, Ломбардо, 1485-1495г. На первом этаже мастерская Ломбардо сделала что то вроде картинных панно, рельефных фасадов, там передача пространства интерьера. Сам Марко еще Византия, в 14в расцвет готики, там еще много всего разного (кони, тетрархи, столбы сирийской работы).
Палаццо: очень украшенные, много готических черт, которые накладываются постепенно на ренессансную структуру. От Ка Д’Оро развивается в Ка Фоскари, Фондаки деи Турки, палаццо Лоредан, палаццо Вендрамин-Калерджи. Постепенно, фасад становится симметричным, выделяется центр (что отличает венецианские палаццо от флорентийских). Постепенно ордер становится не только декорацией, но и важным фактором тектоники (в последнем палаццо), там же выделяются и горизонтальные оси. Подобные процессы и у здания Старых прокураций (оформляют площадь Сан Марко), все в аркадах, но они – сплошные горизонтали. Лестница из палаццо Канторини.
Церкви: велика роль нищенствующих орденов.
Санта Мария деи Мираколи, Ломбардо, 1481-1489г. Так как Ломбардо все таки больше скульптор, здесь множество скульптурных и рельефных деталей. Она стоит на маленьком острове, как настоящее сокровище. Все очень сжато, колокольня как будто прилеплена, аркада опирается на античные пилястры. Один от другого этаж отделен полным антаблементом. Все облицовано белым и цветным мрамором. В интерьере продолжена идея мраморной инкрустации. Коробовый свод – вообще для Венеции характерны навесные потолки (росписей не может быть в силу климата, а навесные потолки – это деревянные рамы, в которые вписывается живопись), хотя на самом деле там 1н. Опять же выделяется центральное прясло (всего их будто 5, причем крайние несколько шире средних), завершается все полукруглым сводом, он единый, там 4 круглых окна (как в Архангельском). А в интерьере идеи Альберти, пространство ясное и обозримое, стены тонкие, поэтому свод кесонированный.
Сан Дзаккария, 1483г1500г, Мауро Кодуччи. Монастырь, центр научной жизни, один из центров гуманизма. Здесь центральное прясло выделяется и высотой (боковые ниже), решается проблема оформления базиликального разреза, формы мягкие и круглящиеся. Ордерная декорация, много горизонтальных членений. Многоступенчатость, обилие декорации.