Кавалини и его школа (верхняя церковь Сан Франческо в Ассизи).
Живопись развивается в более традиционных рамках, ее обновление позже. В живописи доминанта – византийский стиль. К13-н14в – расцвет Маньеро Греко (византийский стиль), но после 1305г (Авиньонское пленение) нарастают готические черты. Дальше две черты: появляется Джотто (Вазари: Джотто перевел живопись с греческого языка на латинский) и нарастают готические центры (интернациональная готика). Источники: античность (плохо знали, воспринимали через Византию), готика, современная итальянская скульптура. Главные школы: флорентинская (задает тон благодаря Джотто и джотескам, там наиболее новаторские черты; еще Копо ди Марковальдо); сиенская (Гвидо да Сиена); луккская (Бонавентара Берлингьери); пизанская (Джунто Пизано, мастер Мартина).
Лукка: тенденция к линеарной трактовке форм, нарастает драматичность (Франциск). Пиза: суровость характера, колорит темнее, драматизм, все темнее, много крусефиксов (Джунто Пизано – меняется образ распятого – страдающий, а не триумф). Подчеркивается нравственное начало, апелляция к зрителю, желание подчеркнуть естественность тела. Сиена: нежная, лиричная, главная тема – Мадонна; Гвидо да Сиена (основатель) – готицизм в деталях, а так Византия. Флоренция: заказы политический характер, позднее соприкоснулась с Византией, характерна повествовательность. Копо ди Марковальдо – выучен византийский урок, искусство простовато, страстно и религиозно. Много икон, но также руководит мозаичистами во Флорентийском баптистерии.
Чимабуэ, 1240-1302г. Отказывается от Византии. По своему осмысляет сюжеты. Строгая монументальность, но пытается передать реальность. Он подводит итог средневековью. Маэста из Уффицы самая известная. Ассизи: в нижней церкви Мадонна с ангелами, там 1е портретное изображение Франциска. В Верхней – распятие Христа и Петра.
Пьетро Каваллини, упоминается 1273-1308г (ок1259-1344г), жил и работал в Риме (там же сформировалась его школа), автор мозаик и фресок. Здесь зарождается принципиально новый стиль. Стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения, характерные для 13в, пытался придавать объемную пластичность (его искусство оказало влияние на Джотто). Противоречивый (новатор, но не смог создать единую цельную систему, поэтому революционер не он, а Джотто, на самом деле параллелен Джотто, но предшественник по типологии), Лазарев считает, что он реформирует школу. Западные ученые считают его классическим мастером манеры греко (палеологоского направления), однако он совершил переход от иконы к картине, для него важна была концепция рассказа. Поновлял мозаики Сан Паоло Фьори ле Муро. Манера бизантина: накладывается на романскую основу, преодолевается косность и примитивизм, эмоциональность, сложная иконография, есть тенденция очеловечивания, повествовательности. На него сильно воздействие Николо Пизано и Арнольфо ди Камбио (пластика, светотеневая моделировка, спокойная ясная образность). Еще он реставрировал раннехристианские мозаики. Работал часто вместо с Якобом Торитти.
Сан Паоло фуоре ле муро, 1275-1290г. Должен был восстановить утерянные части, циклы на тему ВЗ в апсиде. Показывает объем тела, весомость и естественность движений, эмоциональный строй. Есть тяготение к пространственной композиции.
Санта Мария Маджоре. Делает Коронование Марии Якобо Торитти, очень по Византийски.
Санта Чечилия ин Трастевере, 1п 1290х, Страшный Суд и Апокалипсис. Киворий сделал Арнольфо ди Камбио. Его остались только фрагменты росписей (фрески по сырому), работал 65 дней (там 65 кусков). Христос Спаситель в окружении ангелов на троне с предстоящими – Суд. Очень выразительная пластика фигур, сидящих в тронах. Это несколько другая живопись, нет плоскостность фигур, очевидно влияние скульптуры, но нет и обобщенной мягкости Джотто, он более прямолинеен, а лики однотипнее. Мастера работают от светлого к еще более светлому. В самой нижней части Страшны Суд, синопия (это гризайль, набросок, который делает художник перед началом работы). Не видно характера живописи, зато виден характер рисунка. Апостолы идеальны по пропорциям, он специально отказывается от драматизма (это черта римской школы), четкий ритм, ясная композиция, все развивается к центру.
Санта Мария ин Трастевере, 1291г. Его мозаичные композиции идут по фризу между окнами в конхе, от Благовещения до Рождества, и еще одна композиция чуть ниже – донаторская. Выше раннехристианские мозаики. Всего 6 мозаик (2 торца, 4 в конхе), композиция продумана – Рождество и Успение смотрят др на др. Все довольно связано с византийской традицией. Лазарев считает, что в композиции Рождества Марии уже используется пространственная схема, что архитектура именно подчеркивает пространство, а Гиберти считал ее современной (рама создается за счет карниза, есть глубина, правильные пропорции). Благовещение – архитектура последовательно играет все более важную роль, именно она дает пространственную нишу, в которой помещается фигура. Мария сидит внутри алтарной ниши. Пьетро сохраняет традицию пояснительных надписей, чтобы все было понятно. Рядом со входом есть фрагмент – часть росписи, это Деисус, золотистый фон, мягкая живопись, но не факт, что Пьетро. Много фигур, занятых делом (естественные движения, крепко стоят на ногах, свободно расположены в пространстве). Есть перспектива и точка зрения, то есть с Византией он порвал.
Верхняя церковь Франческо в Ассизи. Он по сухому, детали, византийское влияние. Кавалини, может быть выполнял и не он, это не понятно, тогда мастера римской школы или Джотто. Делается в 1280е-90е. По сути возникает монументальный ансамбль, рассказана история святого так, что основные моменты его деятельности прославлены. Литературная основа – большая легенда Бонавентуры. Особенности: членение стены, картинное начало, четкость структуры, повествовательность, натуралистический характер, есть бытовые реалии, слабое чувство ритма, пространственное построение не всегда убедительно. Живопись доносит реалистичными способами чудесный постулат. Папа утверждает устав ордена Францисканцев (система рассказа и показа интерьера) – масса деталей, ковры, шпалеры, окна наверху (характер тронного зала). Показ перед папой Гонорием 3 – готическая архитектура. Проповедь птицам – воспевание красоты мира и присутствия в нем Бога.
Джотто.
Джотто ди Бондоне, ок1267-1337г. Родился недалеко от Флоренции (?). Работал во Флоренции, Риме, Неаполе. Считается, что он вышел из мастерской Чимабуэ (Вазари, увидел пастушка, рисующего овцу, восхитился, взял к себе), видел его искусство (по любому). У Джотто было прижизненное признание. Тучков: возможно ученик Кавалини. Джотто совершил окончательный переход к раннему возрождению. Черты: во всем картинное начало, искусство естественное, соразмерное; обращение к природе; разрыв с византийской манерой; сохранение спиритуализма и символики форм; нет мелких тем; рисунок основа (Вазари). 1334г – он главный архитектор Флоренции (строительство новой городской стены, ремонт мостов, новая кампанила, совместно с Андреа Пизано рельефы ее 1эт).
Навичелла, мозаика Джотто в соборе святого Петра в Риме. Сохранилась копия этой большой мозаики и зарисовки, сама не дошла. Спинелли даже показал сам себя, зарисовывающим эту композицию. По некоторым источникам Джотто был в Риме к священному 1300г, мозаика находилась в атриуме церкви, о ней писал Альберти. Сюжет – Чудо на Генисаретском озере (Христос спасает из бури корабли апостолов и тонущего Петр) – это толкуется как спасение самой Церкви.
Сан Франческо в Ассизи, к1280х-1290е. Настоятель монастыря заказал роспись верхней части главного нефа, авторство фресок до сих пор под вопросом. Известно, что Джотто где то в это время был в Риме, в то же время, его имя упоминается в документах строительства этой церкви. Ясно, что руки здесь разные (цикл святого Франциска вписывается в христианскую историю, как раз эта история делается Якобом Торрити). Основные стены между окон плохо сохранились (сотворение мира и библейский цикл), нижний ярус стен – цикл жизни Франциска. Сотворение мира связывают со школой Каваллини (или с римской школой). Верхнюю часть связывают со школой Чимабуэ. Христологический цикл (Брак к Кане Галилейской) приписывается школе Торрити. Есть еще мастер истории Исаака (сер 1290х): Исаак, благословляющий Иакова и Исаак и Исав. Сцены помещены в ящекообразное обрамление. Мастер Исаака считается одним из наиболее продвинутых мастеров верхнего цикла. Композиция, живость персонажей, моделировка с помощью светотени. Мастера Исаака относили к кругу Каваллини или отождествляли с Арнольфо ди Камбио, потом нашли сходство Иакова с Иоанном из Санта Мария Новелла (распятие), решили, что это Джотто. Вазари говорит, что именно Джотто выполнил в верхней церкви цикл Франциска (заказ Джованни Муровале, глава ордена францисканцев), 28 сцен за 2г. В нижней церкви молодость и распятие Христа школа Джотто в 1325-1320х. Есть еще фрески на средокрестие нижней церкви, Вазари приписал их Джотто, там прославление добродетелей Франциска (послушание, благоразумие, смирение). Архитектура – важнейший инструмент художника (Франциск и нищий, традиционная сцена, идея милосердия). Интересна сцена Рождество в Губбио, Франциск во время рождественской службы совершает определенный обряд. Ставят приземпио, а он поклоняется и разговаривает с младенцем, которого держит в руках. Крест-круцефикс показан наклоненным сзади. Помимо сюжета много новаций в перспективе и передаче пространства.
Санта Кроче во Флоренции, капеллы Барди и Перуцци, ок1320г, Джотто. Заказчики – самые крупные банкиры Флоренции, выполнено аль секко (по сухому), повествование, деление только на регистры (те большие композиции во всю стену – новшество), плоскость стены не разрушена, фигур больше – композиции сложнее. Барди, 1318г – францисканский цикл. Апогей монументального стиля Джотто (делал вместе с учениками). Более активно разрабатывается движение, нет замкнутости контура, прочтение слева сверху вниз, но хронологии нет (драматизм нарастает). Утверждение ордена святого Франциска – намек на римскую архитектуру. Похороны святого Франциска – широкое открытое пространство, эмоциональные монахи, стремление к достоверности. Один из монахов вставляет руку в один из стигматов – показывает, что они настоящие. Нет синих фонов, архитектура и небо, все персонажи вынесены вперед. Перуццы – благовещение 2х Иоаннов (Богослов (справа) и Креститель (слева)), 1310-1315г, более сложные движения и мимика. Сложно судить о колорите, плохо дошел. В люнете видение Иоанна Богослова (его зарисовки есть у Микеланджелло). Вознесение Иоанна евангелиста, из крипты диагонально поднимается вверх, пораженные зрители. Прочтение снизу вверх, смысловое соотнесение сюжетов, выделяются ключевые эпизоды; но сохраняется подробность деталей и реалистичность рассказа. Холодность, мистицизм, интерес к видениям (Иоанн на Патмосе).
Круцефикс Джотто из Санта Мария Новелла во Флоренции, 1290е-1300е, ок6м. Считается, что из мастерской Джотто. Выразительность усиливается, возрастают реалистические, натуроподобные детали.
Мадонна Оньисанти, ок1310г,Уффици. Маэста, на троне, окружена ангелами, но совершенно другое впечатление (она более реальна, как человеческая мать, а не как прежние, отстраненные). Джотто – родоначальник новой школы, характерной для флорентинской школы 14в. Архитектура является формообразующим элементом, то есть она сразу отсылает нас к проблемам пространства. То есть архитектура имеет свое внутреннее пространство, а не просто плоскостно украшает фон. Ступени перед троном подчеркивают еще большую пространственную глубину. Золотой фон еще держит пространство, но уже воспринимается как световая среда – ангелы расположены один за другим. Перед ступенями 2 ангела на коленях, у них цветные крылья. А у трона треугольное готическое завершение. Оскульптуренность.
Полиптих Стефанески, 1330г, Ватикан. Три части, 2х сторонний (к верующим и к священникам), 2ч горизонтальное членение. Готическое завершение рам, есть и готические элементы архитектуры – то есть Джотто воспринимает интернациональную готику. С одной стороны распятие святого Петра (он вверх ногами), вводится пирамида как граница старого Рима; с другой казнь Павла. Внизу Богоматерь с младенцем на троне с предстоящими (1яр) – фриз развивается на всех частях. И в доспехах, и в архитектурных моментах вводятся античные черты. В казни Павла большое внимание уделено рассказу. Оборотная сторона – поклонение святому Петру, он уже как покровитель папской власти и покровитель римской церкви, тоже есть элементы готической архитектуры. Интересна мозаика пола, она усиливает ощущение пространства – тречентийская перспектива (шахматная доска). Стефанески подносит Петру свои драгоценные дары, выполненные в готическом стиле.
Полиптих Барончелли, 1334, Санта Кроче, Флоренция. Переделан в барокко, были готические завершения. Посвящение Марии (Христос ее коронует). На переднем плане центральной доски 4 коленопреклоненных ангелов со спины. В 4х боковых створках сонм святых, есть потрясающие изображения музицирующих ангелов.
Болонский полиптих, 1320е-1330е. Здесь больше сохранилось от готического оформления, золото заливает задний фон. В этом пространстве изображаются уже фигуры полиптиха. Мадонна с младенцем на троне, ей поклоняются. Болонья под французским влиянием, может поэтому шаг в сторону готики.