Скульптура проторенессанса (Джованни Пизано).
Джованни Пизано (ок1250-ок1315г), сан Николо, продолжает дело отца, во многом сочетает новое с готикой. Его стиль отличается больше свободой, динамичностью, фигуры в движении, есть разные средства драматизации. Характерны резкие повороты и угловатые очертания. Сначала работал вместе с отцом (Перуджа), первая самостоятельная работа – декорация (скульптура) пизанского (Пиза) баптистерия в 1280х (впервые монументальная скульптура органично включена в архитектуру), он был во Франции (есть влияние французской готики). В 1285г приехал в Сиену, где стал главным архитектором собора (тут уже все успокоено), а ок1300г вернулся в Пизу. Можно даже сказать, что у него последовательно неклассический стиль. Есть некоторая потеря масштабности, а вообще на скульптуру влияет живопись (Джотто).
Кафедра Сант Андреа в Пистойе, 1301г, Джованни. Тоже 8гр, но изменяется характер рельефов, все более взволнованно. Сами рельефы не плиты, а выгибающиеся – кафедра почти круг. От Никколо отличается все большим изяществом, опять Мария и Гавриил чуть сзади, но пастухи уже подходят, а на переднем плане рожающая Мария. Больше жизненной достоверности и выразительности, подробности достаточно ясно прояснены. Ангелы будят заспавшихся волхвов, а то они пропустят момент богоявления (ангел прямо потрошит бородатого волхва), много уже эмоциональных подробностей (но они вообще то характерны для готики). Избиение младенцев – верх эмоционального напряжения, выражение насилия, сгусток трагедии. Таких деталей еще не знало искусство Италии предшествующего периода.
Кафедра собора в Пизе, Джованни, 1301-1310г. Уже 10гр, уже почти круглая композиция, колонны опираются на львов (те терзают ланей или овец), вроде через 2, на «аттиковой зоне» почти нет разделений (уже не готический трилистник, а скорее волюты). Есть опорные колонны, но часть заменяется круглой скульптурой, центральный столб заменяется сросшимися скульптурами 3х добродетелей (Вера, Надежда, Любовь). Готика здесь уже доминирует. Аллегории Силы Геракл), Умеренности и Веры (женщины). Это женские обнаженные фигуры. Сцены стали массовыми, живописность, экспрессия, стиль более драматичный, но сухой (есть некая графичность). После пожара она была разобрана и собрала только в 20в, там появились «лишние» плиты.
Мадонны: Джованни является мастером многочисленных Мадонн. Есть Кампосанто, Пиза, 1280
(вроде это та). Мадонна с младенцем из слоновой кости, она держит его на руках, отклонилась, но слишком сильно. Низ получился абсолютно правильным, а вот верх непропорциональным, добавляется и готический изгиб.
Мадонна из капеллы Скровеньи, 1305-1306г, такая же, как из слоновой кости, но уже более живая. Пропорции верные, отклоняется не так далеко, а младенец, наоборот, наклоняется к ней и к нам, таким образом, получается сложное движение. Из баптистерия в Пизе – тот же тип.
Надгробие Маргариты Брабантской (Люксембургской). Он его не доделал, возможно из-за смерти. Но из того, что есть, видно, что она лежала, а по сторонам два ангела как бы поднимали ее. С одной стороны, традиции романики и готики, с другой – более реалистичные вещи, складки приближаются к движениям.
Тосканская скульптура 14в.
Скульптура переживает расцвет особенно в готику. Расширялись связи, новые черты и стили распространялись активно, но усваивались не равномерно – у каждой школы была своя специфика. К флорентийской школе относятся: Андреа Пизано, Нино Пизано (сын), Андреа Орканья, Нанни ди Банко, Никколо ди Пьетро Ламберти. Основные памятники северной Италии: Лукка – собор Мартина, Милан – памятник Бернардо Висконти, Верона – Санта Мария Антиква, Надгробие Кангранде делла Скала, Венеция – декор Палаццо Дожей, Санта Мария дель Орте. Вся Италия на готическом пути, но Флоренция преобразовывает готический опыт, создает новый язык, есть возможность для развития.
Тино да Камаино, (упоминается 1306-1336), из мастерской Джованни Пизано, есть чувство силы, мощи, пластического объема, и есть влияние готики. Его стиль архаичнее Джованни и Арнольфо, но он очень мощный.
Надгробие кардинала Петрони в Сиене, 1315-1317г. Подобен гробнице ди Брей. Наверху идея покровительства и небесного спасения, в центре саркофаг с кардиналом Петрони (уже не трогательные дьячки, а полнотелые юноши, их 4, еще стоят сзади – попытка артикулировать пространство). На пьедестале саркофага идея спасения – воскрешающий Христос и все, что связано с его последними днями. Поддерживают фигуры юношей-атлантов. Здесь уже скульптура преобладает.
Гробница епископа Антонио д’Орсо. Есть упрощение, внимание к фигуре умершего, усиливается пластика нижней части фигуры (учитывается окончательный ракурс), усиливается пластическая трактовка образа.
Лоренцо Майтани, 1275-1330г, сиенская школа. Для него характерна повествовательность и проработка мелких деталей. Самая известная работа – украшение пилонов собора в Орвьето, он же считается и проектировщиком фасада. В нижней части порталов от Сотворения Адама и Евы до Суда. Пилоны фасада, 1321-1330е. Чем-то все это напоминает миниатюрные картинки, плоский рельеф, все сены разделяются лозами на квадраты, но появляется картинный принцип, рельеф как самостоятельная картина (появляется живописный рельеф), ковровое мышление. Самая драматичная – сцена Суда (Апокалипсис, воскрешение мертвых, тут несколько регистров, куча народа, большая изобретательность в изображении мук). Все здесь не монументально, а деликатно и мелко. Есть готический натурализм, но есть и точность анатомической передачи, внимание к деталям (жанровый характер трактовки религиозных сюжетов). Но есть и внутренний пафос, драма.
Андреа Пизано, 1290е-1350е. Из Мастерской Майтани, но он – флорентийская школа. Сначала был ювелиром – знал металлы, был в Пизе, Флоренции, Сиене, Орвьетто. Многофункциональный человек.
Южные двери флорентинского баптистерия,1330-1336 (с другой стороны двери Гиберти – Золотые врата). Изначально его двери были на востоке. Внизу христианские добродетели и пороки, вверху цикл Крестителя. Низкий бронзовый рельеф с декоративной позолотой. Всего 28 барельефов, каждый окружен готическим сложным квадрифолием. В некоторых квадрифолиях помещаются консольки-опоры. Золото иногда помогает выделить первый план. Рассказ дробный, нет монументальности, но хорошее чувство ритма и композиции (сюжеты вписываются в квадрифолии), детализированный рассказ не разрушает общее, есть четкое композиционное решение (те есть влияние Джотто, но нет его эпичности). Линеарное начало. Встреча Марии и Елизаветы, статичная форма, рассказ на полочке, фигуры объединены (и эмоционально тоже), есть пространственная глубина.
Кампанилла Санта Мария дель Фьори. Нижняя часть – два яруса рельефов, они изображены в рондо и в 6 угольники. Там добродетели и мотивы календарных циклов – Труды и дни. Здесь работали очень многие мастера флорентийской школы. Он работал вместе с Джотто, мраморные рельефы выполнил по его рисункам. Аллегория Силы – влияние античности больше, чем у братьев Пизано (то же будет у Гиберти), использует бурав (уже пространственная глубина, по крайней мере иллюзия).
Нино Пизано, сын Андреа, ок1315-ок1368г. Он эволюционирует в сторону нарастания стилизации и изменения готических форм. Еще делал Венеру для 2яр Кампаниллы Джотто.
Madonna del Latte
1343-47
Marble, height 89 cm
Museo Nazionale di San Matteo, Pisa
Мадонна с младенцем (дель Латте, Спина). Это полуфигура (он делает либо такие, либо большие статуи Мадонны с младенцем). Статуя с раскраской (декоративное, полихромное решение), стилистика готическая (изгиб, ткани), но образ очень изысканный. Младенец сосет грудь – степени натуралистичности уже не готическая.
Андре Орканья, 1344-1368г. Он еще и живописец, поэтому у него искусства взаимосвязаны.
Церковь Орсанмикеле во Флоренции. Большой табернакаль внутри (двусторонний), живопись Бернардо Дадди. С одной стороны Маэста, с другой – Коронование Богоматери. Изящество линий, трактовка движения, есть живописное начало. Внизу рельефы, 8уг, повествовательные. Фигуры пластичные, тяжелые, много натуралистичных подробностей, появляется интерьер, а значит пространство.
Лоренцо ди Джованни д’Амброджо. Важен как знак, это копийность античных образцов, нет творчества. Кризисный характер, исчерпанность творческих форм. Порто делла Мандорла в дель Фьоре.
Север: сильны готические влияния. Декор Палаццо Дожей – консоли вокруг окон, но не держат – атектоника, а
Грехопадение в углах – верх готической пластики. Тут же формируется идея конного монумента: Бернадо Висконти в
Милане, Банино ди Кампионе (гробница: колонны, постамент, конный монумент), Конгранде делла Скала и не известное (оба конные).