Скульптура проторенессанса (Николо Пизано, Арнольфо ди Камбио).

Проторенессанс: расцвет романской пластики (рост роли круглой пластики и рельефа), украшаются фасады (единство искусств), появляются натуралистические и антикизирующие тенденции, здесь запоздалое влияние готики. 1260г – начало проторенессанса (кафедра Пизано); 14в – самостоятельная веха развития итальянского искусства на почве романики под влиянием готики (есть влияние античности, но и Франции).

Николо Пизано, 1278-1284г (упоминается, возможно жил ок1219-1278/1282г) – считается основоположником нового направления в скульптуре, вышел из Штауфенского ренессанса (Фридрих), южанин. Даты жизни ранних мастеров условны, вообще они анонимны, очень редко известны (еще не заслужили того, чтобы их заносили в хроники). В 13в скульптурные мастерские играют значительную роль. Строятся и обновляются церкви (особенно к 1300г). Особенно славилась Пизанская школа, она работала не только на себя, но и для юга и севера страны, отсюда и Пизано. Возможно он учился в мастерских, работавших для двора Фридриха 2 (классическая традиция), вроде из Аппулии, потом переехал в Тоскану, потом в Лукку, а в Пизе с 1450х. Он совмещал скульптурные и архитектурные работы, в его мастерской еще Джованни и Арнольфо, новые образы и новый формальный язык, романские тяжелые формы, но и легкий классический язык.

Скульптура проторенессанса (Николо Пизано, Арнольфо ди Камбио). - student2.ru

Кафедра Пизанского баптистерия, 1260г. Есть новые импульсы, хотя связана с предшествующим периодом: идеология – идея искупления (в это время расцвет орденов). 6 уг арх-скульпт произведение, балюстрада, рельефы, пучки полуколонн (по 3) фиксируют границы между рельефными досками. Все это опирается на 6 колонн, в центре еще одна, 3 колонны и центральная опираются на животных (львы, в центре баран, гриф, лев, собака (церковь попирает ереси)), коринфские капители, 3х лопастные еще готические арки, дальше плиты с рельефами. Проповедническая, украшена скульптурой – повествование. Рельефы – белый мрамор, полуколонны – красный – развивается идея картины. Над капителями аллегории (любовь, сила, верность, невинность, вера) и Креститель, на амвоне орел (и римский, и символ Церкви) с кроликом в когтях (жалкий христианин). В тимпанах пророки и сивиллы, а дальше уже история Христа. Всего 5 сюжетов: Рождество+ Благовещение, Поклонение, Сретение, Распятие, Суд. Еще много средневекового – скученность композиций, передача фигур; иконография обычная, доказывает важность искупительной жертвы. Но используются технические приемы, характерные для Рима (буравчик, особенно в прическах; напрямую заимствуются античные образцы – саркофаги из Кампо Санто в Пизе и смерть Мелеагра с охотой 4в). Довольно глубокий рельеф, пространство передается глубиной самой плиты, фигурам тесно. Гавриил и Мария из Благовещения на 2м плане, до них благовестие пастухам, а совсем впереди лежит Мария из рождества (как на этрусских саркофагах – суксессивный метод). Для Тосканы больше важны Этруски. Поклонение: Мария сидит тяжело, как на античных стелах, прекрасные складки, мощная выразительность.

Скульптура проторенессанса (Николо Пизано, Арнольфо ди Камбио). - student2.ru

Сиенская кафедра, 1265-1268г. Эволюционирует, становится легче, скульптура преобладает над архитектурой, уже 8гр (ближе к кругу). Больше опорных колонн, все на постаменте, опять через 1 на львах (те с ягнятами или еще кем то), центральный – аллегория столба страстей Христовых (внизу женщины). Есть фигуры и над колоннами, и между рельефными пластинами (пророки, сивиллы, символы), то есть уже практически единый не разграниченный рельеф (увеличивается нарративность). Возрастает трагическая тема – Суд занимает 2 рельефа, еще добавляется Избиение младенцев. Рельефы сложнее по композиции, обилию фигур, повышается экспрессия и детализиция. Эту делает вместе с учениками. Появляется глубина в рельефы (бурав и светотень), движения выражены острее.

Скульптура проторенессанса (Николо Пизано, Арнольфо ди Камбио). - student2.ru

Большой фонтан в Перудже, 1277-1280г. Ездил во Францию, может это изменило его язык. Большой, между Дуомо и палаццо Приори (между 2х властей). Чаша (круглая в целом, но есть выделение по граням, очень похоже на кафедры) увенчана скульптурой, программа – энциклопедия средневекового человека. Низ: месяцы и ремесла, зодиак, искусства, сцены Адама и Евы, римского народа и текст Эзопа. Там где ремесла, эволюция от Сиены к большему спокойствию, потом много подробностей и повествования. Скульптуры пророков, святых и персонификаций. Завершение – 3 нимфы держат вазу, бронза (разные материалы).

Арнольфо ди Камбио (ок1245 – до 1310г, в Риме с 1277г при дворе короля Карла Анжуйского). Около 1300г в Риме собралось много ярких мастеров (и Джотто) – создается микроклимат художников нового течения. Бонифаций 8 принимает буллу о праздновании юбилейных годов (до сих пор они празднуют каждые 25л), распространяется учение Иаахина Флорского о скором втором пришествии. К юбилейному году особенно обновлялся Рим, так как верующие совершали паломничество туда, чтобы искупить свои грехи. Арнольфо работал в Сиене (кафедра), Перудже (фонтан), в Риме становится самостоятельным, с 1280х-90х возвращается во Флоренцию, а с1296г участвует в строительстве дель Фьори. Логика развития скульптуры идет параллельно с архитектурой: от романики, через обращение к античности, в готику. В Тоскане две школы: Тосканская и Сиенская (больше связана с готикой). Для него характерно: пафосность, мощь, но лаконизм, формы проще. Последовательно опирается на опыт античных скульпторов, но более творческий – не копирует, а заимствует и преображает. Для него важно понимание объема, драпировок, жизнь фигур. Но выявлены и декоративные начала. Он разносторонний, но самое важное – революция надгробий.

Как подмастерье выполняет работы над Сиенской кафедрой и бассейном в Перудже. Среди ранних работ и киворий для сан Паоло фуори ле муро, 1285 (скульптура тесно связана с архитектурой, сильны готические влияния),

Скульптура проторенессанса (Николо Пизано, Арнольфо ди Камбио). - student2.ru Скульптура проторенессанса (Николо Пизано, Арнольфо ди Камбио). - student2.ru Скульптура проторенессанса (Николо Пизано, Арнольфо ди Камбио). - student2.ru

киворий для Санта Чечилия ин Трастевере, 1293 (готика усмиряется, цветной мрамор для колонн – античные реминисценции).

Санта Мария Маджоре, Преземпио в крипте (волхвы, поклоняющиеся младенцу). Небольшая скульптурная группа в ящичке. Ближе к нам молодой волхв, дальше чуть выдвинувшись старый, и еще один уже полностью выдвинулся и коленопреклонен перед сидящей Марий с младенцем. То есть проблема пространства уже важна для мастера, развивается по диагонали, артикулируется расположением фигур и глубиной рельефа.

Даже в его живописных работах (Мадонна Репарата, покровительница цехов, ремесла) скульптурный язык (грузность). Он также выступал и как архитектор (фасад дель Фьоре, Санта Кроче (может он)).

В скульптурах тоже развитие: статуя Бонифация 8, 1300 еще сидит, будто романика, статично, а вот в статуе Петра

Скульптура проторенессанса (Николо Пизано, Арнольфо ди Камбио). - student2.ru

в Римском соборе, бронза уже другое владение массой (выразительные складки, монументально, но не застыло, сидит внутри мраморной епископской кафедры).

Самое большое его новшество – это надгробия, он дал большой толчок к их развитию.

Скульптура проторенессанса (Николо Пизано, Арнольфо ди Камбио). - student2.ru

Гробница Бонифация 8 в Сан Пьетро, крипта, свободно стоящее надгробие. Стенка саркофага из гробницы

Скульптура проторенессанса (Николо Пизано, Арнольфо ди Камбио). - student2.ru

кардинала Анибальди делла Леонардо, «Панихида», это почти бытовая сцена (нет путти, символов, фон разноцветной мраморной мозаики, похоронная процессия). Санта Мария Арачели в Риме, надгробие Луки Савелли. Верхняя часть более традиционна, нижняя часть поражает полнотой и сочностью пластического языка. Надгробие кардинала Гийома де Брей, Сан Доменико в Орвьето, ок1282г

Скульптура проторенессанса (Николо Пизано, Арнольфо ди Камбио). - student2.ru

Использована техника косматеско (римская техника цветной мраморной мозаики). Это около стенное надгробие. Верхняя часть связана с загробной жизнью, в середине сам лежащий кардинал. Справа и слева небольшие фигуры двух дьяков, они аккуратно отодвигают занавески, чтобы зрители могли видеть фигуру кардинала. Это и позднеготический реализм, и создание настроения. Удивительная трогательность взгляда.

Наши рекомендации