Скульптура проторенессанса (Николо Пизано, Арнольфо ди Камбио).
Проторенессанс: расцвет романской пластики (рост роли круглой пластики и рельефа), украшаются фасады (единство искусств), появляются натуралистические и антикизирующие тенденции, здесь запоздалое влияние готики. 1260г – начало проторенессанса (кафедра Пизано); 14в – самостоятельная веха развития итальянского искусства на почве романики под влиянием готики (есть влияние античности, но и Франции).
Николо Пизано, 1278-1284г (упоминается, возможно жил ок1219-1278/1282г) – считается основоположником нового направления в скульптуре, вышел из Штауфенского ренессанса (Фридрих), южанин. Даты жизни ранних мастеров условны, вообще они анонимны, очень редко известны (еще не заслужили того, чтобы их заносили в хроники). В 13в скульптурные мастерские играют значительную роль. Строятся и обновляются церкви (особенно к 1300г). Особенно славилась Пизанская школа, она работала не только на себя, но и для юга и севера страны, отсюда и Пизано. Возможно он учился в мастерских, работавших для двора Фридриха 2 (классическая традиция), вроде из Аппулии, потом переехал в Тоскану, потом в Лукку, а в Пизе с 1450х. Он совмещал скульптурные и архитектурные работы, в его мастерской еще Джованни и Арнольфо, новые образы и новый формальный язык, романские тяжелые формы, но и легкий классический язык.
Кафедра Пизанского баптистерия, 1260г. Есть новые импульсы, хотя связана с предшествующим периодом: идеология – идея искупления (в это время расцвет орденов). 6 уг арх-скульпт произведение, балюстрада, рельефы, пучки полуколонн (по 3) фиксируют границы между рельефными досками. Все это опирается на 6 колонн, в центре еще одна, 3 колонны и центральная опираются на животных (львы, в центре баран, гриф, лев, собака (церковь попирает ереси)), коринфские капители, 3х лопастные еще готические арки, дальше плиты с рельефами. Проповедническая, украшена скульптурой – повествование. Рельефы – белый мрамор, полуколонны – красный – развивается идея картины. Над капителями аллегории (любовь, сила, верность, невинность, вера) и Креститель, на амвоне орел (и римский, и символ Церкви) с кроликом в когтях (жалкий христианин). В тимпанах пророки и сивиллы, а дальше уже история Христа. Всего 5 сюжетов: Рождество+ Благовещение, Поклонение, Сретение, Распятие, Суд. Еще много средневекового – скученность композиций, передача фигур; иконография обычная, доказывает важность искупительной жертвы. Но используются технические приемы, характерные для Рима (буравчик, особенно в прическах; напрямую заимствуются античные образцы – саркофаги из Кампо Санто в Пизе и смерть Мелеагра с охотой 4в). Довольно глубокий рельеф, пространство передается глубиной самой плиты, фигурам тесно. Гавриил и Мария из Благовещения на 2м плане, до них благовестие пастухам, а совсем впереди лежит Мария из рождества (как на этрусских саркофагах – суксессивный метод). Для Тосканы больше важны Этруски. Поклонение: Мария сидит тяжело, как на античных стелах, прекрасные складки, мощная выразительность.
Сиенская кафедра, 1265-1268г. Эволюционирует, становится легче, скульптура преобладает над архитектурой, уже 8гр (ближе к кругу). Больше опорных колонн, все на постаменте, опять через 1 на львах (те с ягнятами или еще кем то), центральный – аллегория столба страстей Христовых (внизу женщины). Есть фигуры и над колоннами, и между рельефными пластинами (пророки, сивиллы, символы), то есть уже практически единый не разграниченный рельеф (увеличивается нарративность). Возрастает трагическая тема – Суд занимает 2 рельефа, еще добавляется Избиение младенцев. Рельефы сложнее по композиции, обилию фигур, повышается экспрессия и детализиция. Эту делает вместе с учениками. Появляется глубина в рельефы (бурав и светотень), движения выражены острее.
Большой фонтан в Перудже, 1277-1280г. Ездил во Францию, может это изменило его язык. Большой, между Дуомо и палаццо Приори (между 2х властей). Чаша (круглая в целом, но есть выделение по граням, очень похоже на кафедры) увенчана скульптурой, программа – энциклопедия средневекового человека. Низ: месяцы и ремесла, зодиак, искусства, сцены Адама и Евы, римского народа и текст Эзопа. Там где ремесла, эволюция от Сиены к большему спокойствию, потом много подробностей и повествования. Скульптуры пророков, святых и персонификаций. Завершение – 3 нимфы держат вазу, бронза (разные материалы).
Арнольфо ди Камбио (ок1245 – до 1310г, в Риме с 1277г при дворе короля Карла Анжуйского). Около 1300г в Риме собралось много ярких мастеров (и Джотто) – создается микроклимат художников нового течения. Бонифаций 8 принимает буллу о праздновании юбилейных годов (до сих пор они празднуют каждые 25л), распространяется учение Иаахина Флорского о скором втором пришествии. К юбилейному году особенно обновлялся Рим, так как верующие совершали паломничество туда, чтобы искупить свои грехи. Арнольфо работал в Сиене (кафедра), Перудже (фонтан), в Риме становится самостоятельным, с 1280х-90х возвращается во Флоренцию, а с1296г участвует в строительстве дель Фьори. Логика развития скульптуры идет параллельно с архитектурой: от романики, через обращение к античности, в готику. В Тоскане две школы: Тосканская и Сиенская (больше связана с готикой). Для него характерно: пафосность, мощь, но лаконизм, формы проще. Последовательно опирается на опыт античных скульпторов, но более творческий – не копирует, а заимствует и преображает. Для него важно понимание объема, драпировок, жизнь фигур. Но выявлены и декоративные начала. Он разносторонний, но самое важное – революция надгробий.
Как подмастерье выполняет работы над Сиенской кафедрой и бассейном в Перудже. Среди ранних работ и киворий для сан Паоло фуори ле муро, 1285 (скульптура тесно связана с архитектурой, сильны готические влияния),
киворий для Санта Чечилия ин Трастевере, 1293 (готика усмиряется, цветной мрамор для колонн – античные реминисценции).
Санта Мария Маджоре, Преземпио в крипте (волхвы, поклоняющиеся младенцу). Небольшая скульптурная группа в ящичке. Ближе к нам молодой волхв, дальше чуть выдвинувшись старый, и еще один уже полностью выдвинулся и коленопреклонен перед сидящей Марий с младенцем. То есть проблема пространства уже важна для мастера, развивается по диагонали, артикулируется расположением фигур и глубиной рельефа.
Даже в его живописных работах (Мадонна Репарата, покровительница цехов, ремесла) скульптурный язык (грузность). Он также выступал и как архитектор (фасад дель Фьоре, Санта Кроче (может он)).
В скульптурах тоже развитие: статуя Бонифация 8, 1300 еще сидит, будто романика, статично, а вот в статуе Петра
в Римском соборе, бронза уже другое владение массой (выразительные складки, монументально, но не застыло, сидит внутри мраморной епископской кафедры).
Самое большое его новшество – это надгробия, он дал большой толчок к их развитию.
Гробница Бонифация 8 в Сан Пьетро, крипта, свободно стоящее надгробие. Стенка саркофага из гробницы
кардинала Анибальди делла Леонардо, «Панихида», это почти бытовая сцена (нет путти, символов, фон разноцветной мраморной мозаики, похоронная процессия). Санта Мария Арачели в Риме, надгробие Луки Савелли. Верхняя часть более традиционна, нижняя часть поражает полнотой и сочностью пластического языка. Надгробие кардинала Гийома де Брей, Сан Доменико в Орвьето, ок1282г
Использована техника косматеско (римская техника цветной мраморной мозаики). Это около стенное надгробие. Верхняя часть связана с загробной жизнью, в середине сам лежащий кардинал. Справа и слева небольшие фигуры двух дьяков, они аккуратно отодвигают занавески, чтобы зрители могли видеть фигуру кардинала. Это и позднеготический реализм, и создание настроения. Удивительная трогательность взгляда.