Сценарии use case. Описание (потоки событий) и назначение сценариев
Сценарий, поиск объектов в потоке событийДля перехода от вариантов использования к архитектуре программной системы используются текстовые описания потоков событий, называемые сценариями(scenario). Анализируются имена-существительные в тексте сценария. Некоторые из них будут действующими лицами, другие — объектами, а третьи — атрибутами объекта. Как правило, каждый вариант использования включает несколько потоков:
• типовой ход событий – основной поток, результат которого ожидаем в данном варианте использования;
• альтернативный поток событий – таких потоков может быть несколько, каждый из них приводит к своему результату. Различные потоки событий возникают в точке ветвления при наличии решающего правила «если». В качестве альтернативных сценариев следует предусматривать и «ошибочные» потоки событий, когда актер, являясь физическим лицом, допускает одну из возможных ошибок в действиях. Как и для вариантов использования, существует двухэтапный подход к написанию сценариев. На первом этапе сценарий пишут в произвольной форме с высоким уровнем абстракции. Целью такого сценария будет не выявление объектов, а поверхностное описание потока событий для общего понятия выполняемого функционала и выявления скрытых функций в данном варианте использования. На втором этапе сценарии уточняют и подробно описывают в табличной форме с указанием начальных и конечных условий, точек ветвления с привязкой к разработанному для этого сценария или для группы сценариев проекту графического интерфейса пользователя GUI (graphical user interface). Данные сценарии используются для поиска объектов в потоке событий.
Для текстового описания сценария существуют специальные шаблоны. Каждый сценарий начинается главного раздела, в котором отражаются следующие данные:
Начальные условия при подробном описании сценария обычно связываются с соответствующими экранными формами, в которых указываются соответствующие кнопки и поля для ввода данных.
Далее, после описания главного раздела описывается типовой поток событий, результат которого и является целью выполнения данного варианта использования.
o 25 Диаграммы деятельности. Назначение. Основные элементы (Activity, State, Start State, Stop State, State Transition, State to self, Synchronization, Decision, Swimlane)
Диаграммы деятельности - это один из пяти видов диаграмм, применяемых в UML для моделирования динамических аспектов поведения системы. Диаграмма деятельности - это, по существу, блок-схема, которая показывает, как поток управления переходит от одной деятельности к другой.
Диаграммы деятельности можно использовать для моделирования динамических аспектов поведения системы. Как правило, они применяются, чтобы промоделировать последовательные (а иногда и параллельные) шаги вычислительного процесса. С помощью диаграмм деятельности можно также моделировать жизнь объекта, когда он переходит из одного состояния в другое в разных точках потока управления. Диаграммы деятельности могут использоваться самостоятельно для визуализации, специфицирования, конструирования и документирования динамики совокупности объектов, но они пригодны также и для моделирования потока управления при выполнении некоторой операции. Если в диаграммах взаимодействий акцент делается на переходах потока управления от объекта к объекту, то диаграммы деятельности описывают переходы от одной деятельности к другой. Деятельность (Activity) - это некоторый относительно продолжительный этап выполнения в автомате. В конечном итоге деятельность сводится к некоторому действию, которое составлено из атомарных вычислений, приводящих к изменению состояния системы или возврату значения.
Графическое изображение | Всплывающая подсказка | Назначение кнопки |
State | Добавляет на диаграмму состояние - ситуация в жизненном цикле объекта, во время которой он удовлетворяет некоторому условию, выполняет определенную деятельность или ожидает какого-то события. | |
Activity | Добавляет на диаграмму деятельность | |
Start State | Добавляет на диаграмму начальное состояние - начальное состояние, в котором система находится сразу после включения, либо объект сразу после своего создания, либо начальные условия use case. | |
End State | Добавляет на диаграмму конечное состояние | |
State Transition | Добавляет на диаграмму переход | |
Transition to Self | Добавляет на диаграмму рефлексивный переход | |
Horizontal Synchronization | Добавляет на диаграмму горизонтально расположенный символ синхронизации - синхронизация позволяет определить независимо выполняемые переходы. При этом переходы могут разделяться на несколько выполняемых независимо (разделение) или, наоборот, несколько входящих переходов будут сливаться в один исходящий. | |
Vertical Synchronization | Добавляет на диаграмму вертикально расположенный символ синхронизации | |
Decision | Добавляет на диаграмму символ принятия решения для альтернативных переходов - | |
Swimlane | Добавляет на диаграмму дорожку - - позволяет моделировать последовательность действий различных объектов и связи между ними. При помощи этого элемента можно моделировать бизнес-процессы организации, отражая на диаграмме различные подразделения и объекты, играющие важные роли в модели бизнеса |