Здания и помещения учебно-воспитательного назначения
8.2.1 Здания общеобразовательных организаций следует проектировать доступными для всех категорий учащихся в соответствии с заданием на проектирование, согласованным с органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования на соответствующей территории.
Проектные решения зданий профессиональных общеобразовательных организаций должны учитывать возможность обучения студентов-инвалидов по специальностям, утвержденным действующим законодательством. Число обучающихся инвалидов и их распределение по видам инвалидности устанавливается заказчиком в задании на проектирование.
Здания специальных реабилитационных образовательных учреждений, сочетающих обучение с коррекцией и компенсацией недостатков развития по определенному виду заболевания, проектируются по заданию на проектирование, включающему в себя перечень и площади помещений, специализированное оборудование и организацию учебного и реабилитационного процессов с учетом специфики преподавания.
8.2.2 Ученические места для учащихся-инвалидов должны размещаться идентично в однотипных учебных помещениях одного учебного учреждения.
В учебном помещении первые столы в ряду у окна и в среднем ряду следует предусмотреть для учащихся с недостатками зрения и дефектами слуха, а для учащихся, передвигающихся в кресле-коляске, - выделить один-два первых стола в ряду у дверного проема.
8.2.3 В актовых и зрительных залах неспециализированных образовательных учреждений следует предусматривать места для инвалидов на креслах-колясках из расчета: в зале на 50-150 мест - 3-5 мест; в зале на 151-300 мест - 5-7 мест; в зале на 301-500 мест - 7-10 мест; в зале на 501-800 мест - 10-15 мест. Также должен быть обеспечен доступ для инвалидов на креслах-колясках на эстраду, сцену.
Места для учащихся-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата следует предусматривать на горизонтальных участках пола, в рядах, непосредственно примыкающих к проходам и в одном уровне с входом в актовый зал.
8.2.4 В образовательных учреждениях в раздевальных физкультурного зала и бассейна следует предусматривать закрытую раздевальную с душем и унитазом для учащихся-инвалидов.
8.2.5 В образовательных учреждениях для учащихся-инвалидов с нарушением слуха во всех помещениях следует предусмотреть установку светового сигнализатора школьного звонка, а также световой сигнализации об эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций.
Здания и помещения здравоохранения и социального обслуживания населения
8.3.1 Для проектирования зданий учреждений стационарного и полустационарного социального обслуживания (хосписы, дома сестринского ухода, дома-интернаты и т.п.) и зданий, предназначенных для стационарного пребывания больных, в том числе инвалидов и других МГН (больницы и диспансеры различного уровня обслуживания и различного профиля - психиатрические, кардиологические, восстановительного лечения и др.), в задании на проектирование должны устанавливаться дополнительные медико-технологические требования.
8.3.2 Для пациентов и посетителей реабилитационных учреждений, специализирующихся на лечении людей с ограничениями в передвижении, следует выделять на стоянках автомобилей до 10% мест для инвалидов на креслах-колясках.
Зона посадки пассажиров должна быть предусмотрена у доступного входа в медицинское учреждение, где люди получают медицинскую помощь или лечение.
8.3.3 На входах в медицинские организации для пациентов и посетителей должны обеспечиваться визуальное, тактильное, радио- или звуковое информирование с указанием групп помещений (отделений), в которые можно попасть через данный вход (при наличии нескольких входов).
Входы в кабинеты врачей и процедурные должны быть оборудованы световыми сигнализаторами вызова пациентов.
8.3.4 Ширина коридоров, используемых для ожидания, при двустороннем расположении кабинетов должна быть не менее 3,2 м, при одностороннем - не менее 2,8 м.
Здания и помещения сервисного обслуживания населения
Предприятия торговли
8.4.1 Комплектация и расстановка оборудования в торговых залах, доступных инвалидам, должна быть рассчитана на обслуживание лиц, передвигающихся на креслах-колясках самостоятельно и с сопровождающими лицами, посетителей с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также инвалидов с нарушением зрения.
8.4.2 В расчетно-кассовой зоне должно быть приспособлено не менее одного доступного контрольно-кассового аппарата. Ширина прохода около контрольно-кассового аппарата должна быть не менее 1,2 м. Число доступных проходов следует принимать по таблице 8.1.
Таблица 8.1 - Доступные проходы расчетно-кассовой зоны
Общее число проходов | Число доступных проходов (минимум) |
1-4 | |
5-8 | |
9-15 | |
Более 15 | 3 + 2% дополнительных проходов |
8.4.3 Для акцентирования внимания покупателей с нарушением зрения на необходимой информации следует активно использовать тактильные, световые указатели, табло и пиктограммы, а также контрастное цветовое решение элементов интерьера.
8.4.4 В удобном для посетителя с нарушением зрения месте и в доступной для него форме должна быть размещена информация о расположении торговых залов и секций, ассортименте и ценники на товары, а также средства связи с администрацией.
Предприятия питания
8.4.5 Площадь в обеденных залах предприятий питания (или в зонах, предназначенных для специализированного обслуживания МГН), следует определять исходя из норматива площади не менее 3 м2 на каждое место для инвалида на кресле-коляске.
8.4.6 В предприятиях самообслуживания следует отводить не менее 5% мест, а при вместимости зала более 80 мест - не менее 4%, но не менее одного для лиц, передвигающихся на креслах-колясках, и с нарушением зрения, с площадью каждого места не менее 3 м2.
8.4.7 В помещениях обеденных залов расстановка столов, инвентаря и оборудования должна обеспечивать беспрепятственное движение инвалидов.
Ширина прохода около прилавков для сервирования блюд в предприятиях самообслуживания должна быть не менее 0,9 м. Для обеспечения свободного огибания при проезде кресла-коляски ширину прохода увеличивается до 1,1 м, а в ресторане - не менее 1,2 м. В буфетах и закусочных должно быть не менее одного стола высотой 0,8-0,85 м.