Близ Парижа. Загородный дворец Шато де Мэзон
Загородный дворец Шато де Мэзон был построен в 1642 - 1650 гг. архитектором Фр. Мансаром для президента парижского парламента Рене де Лангей близ Парижа, на высоком берегу Сены. Здание, сохраняя П-образный план с центральным ризалитом и выступающими крыльями, однако, свободно от традиционной замкнутости французских замков. В декоре фасадов Мансар следует мастерам итальянского и французского Возрождения, применяя поэтажные ордерные членения. Фр. Мансар создал свой стиль, в котором нашел ту золотую середину, когда декоративная обога- щенность форм не заслоняет простоты и ясности общей композиции объемов и масс, четкости решения плана, что особенно присуще этому замку. Этот шедевр Мансара дает ясное представление о чертах французского классицизма.
Во Ле Виконт. Загородный дворец |
Загородный дворец Во Ле Виконт построен в 1656 - 1661 гг. архитектором Л. Лево. Шато Во Ле Виконт принадлежит к числу особенно богатых и роскошных французских усадеб XVII в. Во Ле Виконт представляет собой архитектурный и садово-парковый ансамбль, располагающийся вокруг всеобъединяющего и над всем доминирующего дворца. Главное достижение Ле Виконта заключается в соответствии внутренних пространств наружным массам. Во дворце нет расхождения между композицей комнат и построением объемов. Лево в едином творческом акте оформляет и внутренне пространство, и наружный объем здания. Стены, отделяющие одну комнату от другой, соответствуют наружным выступам. Главный овальный зал сильно выдается на садовом фасаде, другие выступы плана соответствуют комнатам. Садовый ансамбль построен на основе правильных линий и геометрических фигур.
Париж. Пантеон (Церковь Сент Женевьев)
Пантеон в Париже, построенный в 1756 - 1789 гг. архитектором Ж.Ж. Суффло, окончательно определил вкусы эпохи. Это сооружение является наиболее совершенным и чистым выражением идей французского классицизма второй половины ХVII в. Крестовое основание, портик западной ветви креста, барабан с куполом - все три части четко и логично соподчинены друг другу. Шесть коринфских колонн портика являются слагаемыми того ритмического движения, которое создается кольцом из восемнадцати свободно стоящих колонн барабана, несущего купол. В Пантеоне Суффло завершились двухстолетние искания французских архитекторов классически четкого образца церковного здания. В ротонде дома инвалидов огромный купол царит над нижним основанием с двухэтажным портиком. Здесь объемы расчленены, но они не равнозначны, что придает этому сооружению классицизма
Х VII в. большую эмоциональность.
Версаль. Малый Трианон
. . 1 ТЛСАД СО СТОРОНЫ САДА |
ПЛАН БЕЛЬЭТАЖА |
Малый Трианон в Версале, построенный в 1762 - 1768 гг. архитектором Ж.-А. Габриэлем, был заказан Людовиком ХУ в качестве интимного дворца для своей фаворитки мадам де Пампадур. Построен Малый Трианон в глубине версальского парка лучшим французским архитектором своего времени. В малом Трианоне поражают необычайно изысканная красота и прямолинейность, строгость и парадность его внешнего облика. Внутри же классицизм отдал немалую дань своему предшественнику - стилю рококо. Малый Трианон производит впечатление монументальности, обусловленное компактностью его геометрической формы, значительностью ордера и довольно суровой каменной облицовкой. Куб здания, хотя его фасад и заканчивает аллею, стоит особняком, сливаясь с парковой природой, поскольку она оформлена геометрически правильными фигурами террас, аллей.
Амстердам. Ратуша
Среди зданий общественного назначения Ратуша в Амстердаме архитектора Ван Кампена (1648 - 1665 гг.) принадлежит к значительным памятникам голландского классицизма. Возведенная на главной площади новая Ратуша в строгих формах классики воплотила в городе самосознание молодой буржуазии того времени. Постройка Ратуши имела важное градостроительное значение. Был реконструирован центр города. Замкнутая с трех сторон площадь превращалась в своего рода парадный двор, в глубине которого новое здание представало в спокойном величии своего протяженного фасада с типичными для классицизма тремя ризалитами и фронтоном по главной оси. Небольшая башенка над ним (как пережиток дозорных башен средневековых ратуш) создает выразительный осевой акцент. Значительное по высоте здание расчленено двухярусным ордером метрически чередующихся пилястр. Ни в одном из предшествующих зданий не было столь последовательно проведенного принципа симметрии и такого понимания пространственных задач.
Лекция 15