Флоренция. Церковь Сан Лоренцо Брунеллески

Одним из основных произведений Брунеллески является перестроенная им церковь Сан Лоренцо во Флоренции. Он начал ее с постройки боковой капеллы, по­лучившей в последствии название «старой ризницы». В ней он создал тип ренессанс­ного центрического сооружения, квадратного в плане и перекрытого куполом, по­коящимся на парусах. Четкость архитектурных членений интерьера подчеркнута темными полосами пилястр, карнизов и арок, выделяющихся на светлом фоне стен. Само здание церкви представляет собой трехнефную базилику. Центральный неф ее перекрыт плоским кессонированным потолком,боковые нефы - парусными сводами. Последние отделяются легкой аркадой, поддерживаемой колоннами, напоминающей по своим пропорциям аркаду на фасаде Оспедале дельи Инноченти. Нефы и трансепт церкви образуют систему связанных между собой, но четко дифференцированных зальных помещений с капеллами по периметру церкви. Проект церкви Сан Лоренцо позже перерабатывался Брунеллески. При жизни зодчего закончены старая сакристия и трансепт с хорами без купола. После его смерти строителем церкви был А. Манетти Чаккери, который во многом изменил замысел автора.

Лекция 13

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

(продолжение)

Церковь Санто Мария престо Сан Сатиро в Риме построена в 1478 г., архитек­тором Браманте. Церковь прижата к виа Фальконе, и это не только обусловило не­обычную конфигурацию плана, но помешало придать трансепту третий неф и раз­вить алтарную часть - она сведена к плоской нише, в которой Браманте иллюзорно, средствами живописи и неглубокого рельефа, изобразил хор.

Флоренция. Церковь Сан Лоренцо Брунеллески - student2.ru   Рим. Церковь Санто Мария престо Сан Сатиро

Флоренция. Церковь Сан Лоренцо Брунеллески - student2.ru

Рим. Собор св. Петра

Сооружение собора св. Петра в Риме (1506 - 1626 гг.) на месте обветшавшей базилики IV в., было одним из самых смелых архитектурных проектов XVI в.

В строительстве, начатом по заказу папы Юлия II (1443 - 1513 гг.), приняли участие выдающиеся архитекторы эпохи Возрождения и барокко - Браманте, Рафаэль, Мике­ланджело и Бернини. Возведение собора заняло много времени. Первоначальный за­мысел претерпел значительные изменения, отразившие перемену художественных стилей (на смену идеям эпохи Возрождения пришли более свободные, а подчас эк­лектичные художественные формы маньеризма и барокко). Архитектурным прообра­зом собора св. Петра был небольшой храм Браманте Темпьетто. Уже в первом фасаде Браманте (около 1506 г.) определилась доминирующая роль купола. Эта идея сохра­нилась и в окончательном проекте Микеланджело (около 1346 г.). Замыкая площадь св. Петра, собор создает один из самых выразительных городских ансамблей в ис­кусстве эпохи Возрождения и барокко.



Флоренция. Церковь Сан Лоренцо Брунеллески - student2.ru Флоренция. Церковь Сан Лоренцо Брунеллески - student2.ru

В период Высокого Возрождения получило развитие строительство загородных домов. Особенно замечательные проекты вилл создал Андреа Палладио. Построен­ное близ Виченцы около 1552 г. здание имеет классические формы храмовой архи­тектуры. Образ виллы, гармонически слитой с окружающей природой, таил в себе такую притягательную силу и многообразие художественных идей, что стал моделью для множества домов, полных изящества и внутреннего благородства.


Флоренция. Церковь Сан Лоренцо Брунеллески - student2.ru

Рим. Палаццо Фарнезе

Палаццо начато архитектором Антонио да Сангалло, продолжено в 1546 -1547 гг. Микеланджело, закончено архитектором Джакомо делла Порта. Кирпичная стена фасада, на огромной поверхности которой крупные окна, обрамленные сочны­ми ордерными наличниками с чередующимися треугольными и криволинейными фронтонами, кажутся сравнительно небольшими, укреплена по углам травертиповой кладкой с высоким рустом. Эта деталь, перекликающаяся с рустованным травертиповым наличником входной арки, придает прочность и завершенность всей компози­ции.

Флоренция. Церковь Сан Лоренцо Брунеллески - student2.ru

Наши рекомендации