Флоренция. Собор Санта Мария дель Фьоре

Собор был заложен в 1296 г. Арнольдо ди Камбио. В 1368 г. после возведения базиликальной части особое совещание утвердило модель купола, разработанную восемью «живописцами и мастерами». Фундаменты пилонов купола были заложены уже в 1380 г. В 1420 г. была утверждена модель купола Брунеллески и Нанни ди Банко. Купол закончен в 1431 г., апсиды его барабана - в 1438 г., а балюстрада - в 1441 г. Проект купола отличали оригинальное конструктивное решение и проду­манная строительная технология. Брунеллески соединил свободно опирающийся ку­пол с многогранным куполом из восьми сегментов, уменьшив массу сооружения за счет пустоты между двумя оболочками. После окончания строительства купола до верхнего кольца и освещения собора в 1436 г. был объявлен конкурс на модель фо­наря; победителем снова вышел Брунеллески. Фонарь купола был сооружен только после смерти зодчего. Грандиозный купол, самый высокий в Тоскане, вознесся над собором как символ превосходства Флоренции в соперничестве средневековых горо­дов-государств Италии. Новаторский проект Филиппо Брунеллески сочетал в себе знание достижений готики и римского инженерного искусства со смелым практиче­ским подходом. Брунеллески совершил переворот в развитии зодчества и проложил дорогу эпохе Ренессанса, превратившей Италию в центр новой культуры и искусства.

Флоренция. Собор Санта Мария дель Фьоре - student2.ru

Флоренция. Собор Санта Мария дель Фьоре - student2.ru

Флоренция. Воспитательный дом

Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является Воспитательный дом на площади Сантиссима Аннунциата. При первом же взгляде на это здание бросается в глаза его существенное и принципиальное отличие от готических строений. Подчеркнутая го­ризонтальность фасада, нижний этаж которого занимает открывающаяся на площадь девятью арками лоджия, симметричность композиции, завершенной по бокам двумя более широкими, обрамленными пилястрами проемами - все вызывает впечатление равновесия, гармонии и покоя. Ясность и простота композиционного и пространст­венного решения отличает и архитектуру обнесенного галереей внутреннего дворика здания. Брунеллески создал в Воспитательном доме (Оспедале дельи Инноченти) но­вый тип гражданского архитектурного сооружения, объединяющего большое коли­чество помещений общественного или жилого порядка, расположенных по перимет­ру квадратного двора. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и орнамент сделаны из местного известняка. Терракотовые барельефы с изображением спеленатых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа.



Флоренция. Собор Санта Мария дель Фьоре - student2.ru

Рим. Темпьетто

Небольшой, прекрасных пропорций, круглый в плане, храмик во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио - это и есть Темпьетто. Центрическое здание имеет 16 римско-дорических колонн, расставленных по окружности, завершается антабле­ментом и балюстрадой. Завершается здание цилиндрическим барабаном, увенчанным куполом. Без каких-либо украшений, фасад прорисован цельно, а детали храмика очерчены четко и строго. Темпьетто - наиболее зрелое из центрических произведе­ний, послужило важной ступенью на пути к проекту собора святого Петра в Риме.

Флоренция. Собор Санта Мария дель Фьоре - student2.ru

Флоренция. Капелла Пацци

Построенная во дворе церкви Санта Кроче, капелла Пацци занимает одну из уз­ких стен его ограды. Прямоугольная в плане, перекрытая в центре куполом, а по бо­кам полуциркульными сводами, она отличается ясностью пространственной компо­зиции, чистотой линий, изяществом пропорций и декорировки. Фасад ее открывается во двор шестиколонным портиком с большим центральным проемом. Плоскость стен интерьера расчленена более темными полосами архитектурных тяг, как бы обрисо­вывающих костяк строения. Этим членениям всецело подчинена полихромная декорировка в виде рельефов из поливной терракоты, выполненных скульпторами Лук­кой делла Роббиа и Дезидерио да Сеттиньяно, а частично, как полагают, и самим Брунеллески. Центрический характер здания,все объемы которого группируются во­круг подкупольного пространства, простота и четкость архитектурных форм, гармо­ническое равновесие частей делают капеллу Пацци средоточием новых принципов архитектуры Ренессанса.

Флоренция. Собор Санта Мария дель Фьоре - student2.ru

Наши рекомендации