Античное строительство и архитектура

(продолжение)

Античное строительство и архитектура - student2.ru Фасад припилей Большого храма
Капитель Античное строительство и архитектура - student2.ru Поперечный разрез Малого храма Планы Большого и Малого храмов  
Сирия. Баальбек. Ансамбль из трех храмов

Грандиозный ансамбль из трех храмов - Большого, Малого и Круглого - зани­мал значительную территорию в западной части Баальбека, близ пересечения двух основных магистралей. Южнее Большого и Малого храмов находился так называе­мый Круглый храм (его диаметр 9 м). Четырехколонный портик, обращенный к цен­тру ансамбля, заслонял целлу и придавал центрическому храму излюбленную рим­

скими зодчими фронтальную осевую ориентацию. Главным был Большой храм (53,3 х 94,4 м), который, вместе с относящимися к нему сооружениями, возведен, со­гласно старой сирийской традиции, на искусственной платформе (ее высота 9 м). Высота храма (около 40 м), пространственный размах ансамбля и его обращенность к центру города обусловили его господство в городском пейзаже. Монументальная ле­стница подводила к широкому фасаду пропилей. Малый храм (34 х 68,5 м, по- видимому, посвященный Вакху) повторял те же композиционные и декоративные мотивы в меньшем масштабе. Интересной его особенностью было введение в ин­терьер скульптурного фриза, изображающего сцены диониссийского культа. Фриз, помещенный на подии адитона, как бы подводил к статуе Вакха, стоявшей в нише в глубине адитона.

Античное строительство и архитектура - student2.ru

Одна из лучших триумфальных арок была сооружена в 81 г. н.э. в ознаменова­ние победы императора Тита над Иудеей. Эта арка отличается простотой форм и изысканностью украшений, она сложена из мрамора и имеет высоту 20 м. Арку об­рамляют стоящие на пьедестале и несущие антаблемент полуколонны коринфского ордера. Над антаблементом возвышается аттик с высеченной на нем посвятительной надписью. На стенах арки внутри пролета находятся рельефы, изображающие импе­ратора Тита и его войска, вступающие в Рим после победоносного окончания войны. Сама арка служила постаментом для скульптурной группы, которая изображала Им­ператора и Богиню Победы.

Античное строительство и архитектура - student2.ru

Рим. Форум. Арка Августа

Арки широкое распространение получили в императорскую эпоху. Арка со­стояла из двух или более пилонов, перекрытых одним или несколькими сводами, и завершалась аттиком, в поле которого помещалась посвятительная надпись. В арке Августа на римском Форуме центральный сводчатый пролет был фланкирован боко­выми пролетами прямоугольных очертаний.

Рим. Термы Каракаллы Античное строительство и архитектура - student2.ru



Термы построены императорами династии Северов. В планировке колоссаль­ных терм (450 х 450 м) были расчетливо использованы особенности отведенного для них участка на склоне холма. В его высокой юго-западной части соорудили огром­ный, присоединенный к Марциеву акведуку резервуар-отстойник, вода из которого по уклону легко подавалась в башенный корпус, сдвинутый ближе к середине комплекса и уже не связанный непосредственно с входом. Главный корпус (214 х 110 м) состоял из зеркально повторявшихся групп вестибюлей, раздевален, массажных, палестр, залов для отдыха, залов для омовения и парилен, с двух сторон подводивших к круглому (диаметром 35 м) кальдарию с горячими бассейнами вдоль стен и двойным рядом окон под куполом.


Античное строительство и архитектура - student2.ru

Античное строительство и архитектура - student2.ru

Античное строительство и архитектура - student2.ru

Рим. Базилика Максенция

Его центральный неф (80 х 25 м, высотой 35 м) был перекрыт тремя бетонными крестовыми сводами. Распор сводов весом 7000 т воспринимался массивными стол­бами, а также поперечными стенами и опирающимися на них контрфорсами и цилиндрическими сводами более низких боковых частей здания. Подобно крестовым сводам терм пяты сводов, сильно вынесенных в центральный неф, лишь частично опирались на столбы, что и послужило причиной их последующего разрушения. Под нависающие пяты сводов были подведены колонны с импостами, заслонявшие стол­бы и торжественно оформлявшие огромный средний неф. Боковые ячейки базилики (по три с каждой стороны) были соединены арочными проходами, образуя боковые нефы. Восьмиугольные профилированные кессоны украшали поверхности сводов. Вход, сначала находившийся на короткой восточной стороне базилики, был при Кон­стантине перенесен в середину длинной южной стены, что вызвало пристройку на­против него апсиды. Созданный в начале IV в. в Риме, этот тип сводчатой базилики получил впоследствии большое развитие, но уже за пределами античной архитекту­ры, в новых исторических условиях.

Лекция 8

СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА

Настоящий раздел охватывает историю архитектуры средневековья широкого круга стран, базой которых был феодальный строй. Хронологические рамки значительно выходят за пределы эпохи феодализма и охватывают период с V - XIV вв. Рассматривается архитек­тура Византии, стран Азии, Северной Африки и Востока.

После разделения в конце IV в. Римской державы на восточную и западную, образова­лось византийское государство с новой столицей - Константинополем. Историю архитекту­ры Византии принято делить на три периода: ранневизантийский (V - VIII вв.), средневизан­тийский (VIII - XIII вв.) и поздневизантийский (XIII - XV вв.). Вершиной византийской ар­хитектуры явилась купольная базилика собора Софии в Константинополе, построенная зод­чими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета в 532 - 537 гг. Средне- и поздневизантий­ская архитектура дала миру крестово-купольную систему, что нашло отклик в архитектуре других стран, в том числе Древней Руси.

Индия, Камбоджа, Египет, Китай, Япония и другие страны имели весьма богатую и своеобразную архитектуру. Храмы и дворцы, вихары, чайтьи и мавзолеи Индии, грандиоз­ный храмовый комплекс Ангкор-Ват, мечети и минареты Магриба, Северной Африки, храм Неба в Пекине, храм Феникса в Удзи, эти и другие памятники построены талантливыми зод­чими.

Особая страница средневековой архитектуры - это архитектура стран Западной Европы

V - XIV вв. Западноевропейскую архитектуру XI - XII вв. именуют романской, хотя ей предшествовал длительный период раннего средневековья - дороманский период (середина

V - X вв.).Памятники романского стиля есть во всей Европе. Значительное их количество во Франции: церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (XI - XII вв.), главная монастырская церковь аббатства Клюни (1088 - 1107 гг.), храмы в Везеле и Отене.Особое место занимают роман­ские соборы Германии. Соборы, воздвигнутые в имперских городах Шпейере, Майнце и Вормсе, отличаются своей грандиозностью. Величественный ансамбль в Пизе - образец итальянскойсредневековой архитектуры.

Со второй половины XII - XIV вв. Западную Европу захватывает готический стиль. В некоторых странах готическая архитектура существовала в XV - XVI вв. - это так назы­ваемая «пламенеющая готика». Родиной готики принято считать Францию. Величайшее со­оружение ранней готики - собор Парижской богоматери; наиболее верное представление о первоначальном облике готических храмов дает Шартрский собор, одно из самых цельных созданий зрелой готики - Реймский собор; в Амьенском соборе полно выразился расцвет го­тики Франции, он восхищает своим интерьером. В Германии часто встречается тип одноба­шенного готического собора (храмы во Фрейбурге и Ульме). Грандиозный Кельнский собор построен по типу Амьенского, здесь готическая роза заменена стрельчатым окном. Дворец Дожей в Венеции - образец итальянской готики, воспринявшей не конструкционные прин­ципы, а декоративность этого стиля.

Античное строительство и архитектура - student2.ru

Наши рекомендации