История (в профессиональной области )
История (в профессиональной области )
Содержание
Лекция 1ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ
Лекция 2СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО МИРА
Лекция 3СТРОИТЕЛЬСТВО ИАРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (продолжение)
Лекция 4АНТИЧНАЯ АРХИТЕКТУРА
Лекция 5Античная архитектура (продолжение )
Лекция 6СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА АНТИЧНОСТИ(продолжение)
Лекция 7Античное строительство и архитектура (продолжение)
Лекция 8СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА
Лекция 9СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА (продолжение)
Лекция 10СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА (продолжение)
Лекция 11СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА (продолжение)
Лекция 12СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Лекция 13СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (продолжение)
Лекция 14СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА БАРОККО, КЛАССИЦИЗМА И ПРЕДРОМАНТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
Лекция 15СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА БАРОККО, КЛАССИЦИЗМА И ПРЕДРОМАНТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ (продолжение)
Лекция 16СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА ПЕРИОДА ЭЛЕКТИКИ И МОДЕРНА
Лекция 1
ВОЗНИКНОВЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ
Зарождение архитектуры относится к эпохе позднего палеолита. Строительная деятельность, которая решала утилитарные задачи, стала постепенно обращаться на удовлетворение духовных потребностей человека. Эстетическое осмысление и придание постройкам идейного и образного содержания знаменовало приход нового явления - архитектуры.
Неолит дает человеку орудия труда из камня, которые повышают материальные возможности. Возникает наиболее развитый тип построек - здания, опирающиеся на деревянные сваи.
Металлические орудия, появившиеся в бронзовом веке, позволяют успешно обрабатывать камень. Получают широкое распространение мегалитические сооружения - постройки из крупных каменных глыб, плит, вертикальных столбов.
Среди мегалитических сооружений выделяются три основных типа: менгиры, дольмены, кромлехи.
Менгиры - вертикально поставленные камни, иногда очень больших размеров. Это надгробные памятники, ставившиеся в одиночку или группами. Менгиры встречаются в сочетании с дольменами - сооружениями из нескольких вертикальных камней, поддерживающих горизонтальную каменную плиту. Чаще всего дольмены служили погребальными камерами и, одновременно, надгробными памятниками.
Кромлех - это самый сложный тип мегалитических сооружений. Самый знаменитый из них - это кромлех в Стоунхендже (Англия).
Особого внимания заслуживают срубные постройки, в частности - курганы. Это распространенный вид сооружений мемориального характера.
Наряду с мемориальными и ритуальными постройками на поздних этапах развития первобытного общества появляется новый тип архитектурных сооружений - каменные и деревянные крепости.
Мегалитические сооружения. Менгир. Дольмен. Кромлех
Кромлех в Стоунхендже (юг Франции) - самый знаменитый среди подобных сооружений. Стоунхендж (в переводе: «висячие (по-галльски - танцующие) камни») строился от 2000 до 1600 г. до н. э., в эпоху неолита и в начале бронзового века. Это сложное сооружение из огромных камней. Он представляет собой круг диаметром 30 м из вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальными плитами; внутри - два кольца небольших камней, между ними по парно поставленные высокие блоки с плитами, образующие центр пространства. Этот монументальный мегалит, видимо, являлся астрономической обсерваторией. Стоунхендж строился в три этапа разными народами. На первом этапе кромлех возводился уиндмиллхиллцами (народ, населявший Англию в 2000 г. до н.э.). На втором этапе - бикерами (с ними в Солсбери пришел бронзовый век). Строительство закончили уэссекцы (производные от бикеров). Здесь уже виден четкий композиционный замысел - симметрия, ритм и соподчиненность элементов комплекса.
Лекция 2
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО МИРА
Рассмотрим архитектуру государств - рабовладельческих деспотий Востока.
В архитектуре Египта XXVIII - I вв. до н.э. принято выделять следующие основные этапы: додинастический период (IV тыс. до н.э.); Древнее царство (XXX - XXIII вв. до н.э.); Среднее царство (XXI - XVIII вв. до н.э.); Новое царство (XVI - XI вв. до. н.э.); Позднее время (XI в. - 332 г. до н.э.).
Архитектура Древнего Египта - это один из самых ранних вкладов в сокровищницу мирового зодчества. Нигде до этого времени не было создано столь многочисленных и таких монументальных сооружений. Суровая красота величественной архитектуры во многом продиктована природой Египта и обилием различных пород камня - основного строительного материала. Несмотря на традиции и каноны, которым строго следовали древнеегипетские зодчие, мастера создали разнообразные по своей архитектуре и объемно-планировочной композиции усыпальницы-пирамиды, заупокойные храмы, грандиозные ансамбли и города. Семиярусная 60-метровая пирамида фараона Джосера в Саккара (XXVIII в. до н.э.), созданная зодчим Имхотепом, - это пример поиска совершенной формы гробницы. Построенные в XXVII в. до н.э. четкие и совершенные по форме пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина, которые высятся в Гизе, являются своеобразным символом Египта. Наиболее грандиозная - пирамида Хеопса, построенная зодчим Хемиуном, - сложена из двух с лишним миллионов каменных блоков. Гизехский ансамбль помимо трех пирамид имел в своем составе многочисленные заупокойные храмы, мастаба и другие дополняющие его элементы, как например гигантская фигура Сфинкса, которая стоит на оси пирамиды Хефрена.
Среднее царство предприняло поиск новых архитектурных образов, подтверждением чего стал храм-усыпальница фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри, построенный в XXI в. до н. э.
Храмовые комплексы Нового царства, посвященные богу Амону, были возведены в Фивах. Взаимосвязанные между собой, храмы Карнака и Луксора построены соответственно в XVI в. до н.э. зодчим Инени и XV в. до н.э. зодчим Аменхотепом Младшим, способствовали сложению новых особенностей архитектуры. С течением времени комплексы Карнака и Луксора стали своеобразными каменными городами с аллеями и площадями, колоннами и храмами. Зодчие Иупа и Хатиан в XIV - XIII вв. до н.э. возвели самый крупный, так называемый гипостильный, зал размерами 103 х 52 м. Заупокойный храм царицы Хатшепсут, построенный в Дейр-эль-Бахри, близ Фив, зодчим Сенмутом в XV в. до н.э., представляет собой своеобразный комплекс из трех колоссальных террас, объединенных пандусом. Храм находится у подножия гор и как бы врастает в толщу скал. Во второй половине Нового царства (XIV - XI вв. до н.э.) был создан ряд заупокойных храмов. Среди них выделяется Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбеле (первая половина XIII в. до н.э.). Велика заслуга древнеегипетских зодчих в разработке ордера и различных типов колонн.
Архитектура народов Двуречья XXIV - VI вв. до н.э. прошла несколько этапов. Народы Шумера и Аккад, Ассирии и Вавилонии создали своеобразные памятники мирового зодчества. Здесь в III тыс. до н.э. был разработан тип храма - главного культового сооружения - Зиккурат. Самый знаменитый из них - Вавилонская башня.
На конец II тыс. до н.э. приходится расцвет эгейской культуры, центрами которой были города Микены, Тиринф, Троя, остров Крит и др. Кносский дворец на Крите, Акрополь в Тиринфе, крепость Микены с ее «Львиными воротами» - это лишь немногие свидетельства и
примеры зодческой культуры эгейцев. Эгейское искусство своеобразное связующее звено между Востоком и Древней Грецией.
Древнеегипетский ордер
Развитие египетского ордера относится к эпохе Древнего и Среднего царств, когда преобладали колонны геометрически правильные. В эпоху Нового и Позднего царств преобладали колонны второй группы, основанные на подражании формам растительного мира: папирусообразная с открытыми или закрытыми бутонами - основной тип колонн Нового царства, лотосообразная колонна, пальмообразная, а также колонна со сложной композитной капителью, появившаяся в эпоху Позднего царства. Высота колонн равнялась от 3,75 до 7 наибольших диаметров. Антаблемент египетского ордера состоял из архитравной балки и выносной прямоугольной плиты. Пропорции египетской колонны были относительно тяжелы, массивны.
Карнак. Храм Амона
Огромный храмовый фиванский ансамбль в Карнаке, начатый в эпоху Среднего царства, был верховным святилищем Египта. Он служил каменным архивом истории Египта. На его стенах и колоннах сохранились посвятительные надписи царей, гимны богам, изображения различных моментов ритуала, а также сведения об исторических событиях Нового царства. Египетские фараоны, видя свою опору в жрецах храма Амона в Карнаке, всячески поддерживали фиванское жречество. Сети I продолжил начатый Харамхебом, последним фараоном XIX династии, гигантский гипостильный зал Карнакского храма, законченный уже Рамсесом II (конец XIII в. до н.э.). Зал имеет ширину 103 м, а в глубину - 32 м, его площадь составляет более 5000 м . Перекрытие поддерживалось 16 рядами колонн. Центральный неф имел шесть рядов колонн высотой 20,4 м.
Карнак. Храм Хонсу
Храм Хонсу в Карнаке построен при Рамсесе III. Это типичный храм Нового царства. Все основные эстетические принципы архитектуры этого времени проявились в нем наиболее наглядно и ясно. Храм состоял из аллеи сфинксов, пилона с изображениями - снаружи, а внутри в нем находились залы: гипостильный, двор с колоннами и святилища. В святилище находилась священная лодка Хонсу. Весь храм от начала аллеи сфинксов и до центральной двери святилища построен по принципу абсолютной симметрии.
Эдфу. Храм Гора
Строительство храма было начато в 237 г. до н.э. Подобно храмам Нового царства, все помещения храма Гора - пилон, открытый двор, входной зал, гипостильный зал, святилище и молельни - расположены симметрично по одной оси. Храм Гора строился около 200 лет. Пилон храма Гора очень массивен: его высота 35 м, при ширине 76 м. Пилон храма состоит из двух самостоятельных башен, проходящих над входом.
Лекция 3
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО МИРА
(продолжение)
Луксор. Храм Амона
В период Нового царства возвели крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта - храм Амона (бога Солнца) в Луксоре (XV - середина XIII в. до н.э.). Композиция его подчинена принципу фронтально-осевого построения. Основные элементы: массивная стена с порталом - пилон; внутренний двор - перистиль; закрытое помещение с рядами колонн – гипостильный зал.
Абу-Симбел. Большой храм |
Большой храм в Абу-Симбеле, построенный в первой половине XIII в. до н.э., был расположен на западном берегу Нила, его фасад обращен на восток. Первые лучи восходящего солнца заливали анфиладу подземных залов храма и проникали до самого святилища.Невысокая лестница, вырубленная в скале, вела от берега Нила к фасаду храма. Его боковые стены, как и пилоны храма, имели некоторый наклон. Карниз храма был увенчан рядом небольших статуй сидящих павианов - священных животных - бога Тота. По сторонам входа высилось по две двадцатиметровых портретных статуи Рамсеса II. Над входом на уровне головы и плеч статуй, в прямоугольной глубокой нише высечено шестиметровое изображение сокологлавого бога солнца. За входом по продольной оси были расположены высеченные в скале помещения храма общей протяженностью 55 м. Первое помещение имело восемь столбов, расположенных по продольным сторонам. К ним были прислонены десятиметровые статуи Рамсеса. За залом-«двором» располагался зал с четырьмя столпами. Стены зала украшали рельефы.
Лекция 4
АНТИЧНАЯ АРХИТЕКТУРА
Олимпия. Храм Зевса
Храм Зевса в Олимпии был сооружен местным зодчим Либоном из Элиды между началом 472 - 469 гг. до н.э. и являлся одним из лучших примеров строгого и мощного дорического стиля ранней классики. В древности он был знаменит хризо- элефантинной статуей Зевса работы Фидия, считавшейся одним из семи чудес света. Это был самый крупный храм в Пелопоннесе и один из немногих подобного размера во всей метрополии. Внутреннее помещение состояло из пронаоса, целлы и опистодома. А ко входу в храм вел пологий пандус. Храм сгорел в 394 г. до н.э., но был вскоре восстановлен. При императоре Юстиниане разрушен до основания.
Афины. Парфенон
Парфенон - самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Возведен храм был в 447 - 438 гг. до н.э. на самой высокой площадке. Его размеры по стилобату 30,86 х 69,51 м, а высота колонн 10,43 м при диаметре в нижней части 1,905 м, целла выложена из тщательно отесанных мраморных блоков, окружена 46 колоннами (по 8 и 17 колонн с каждой стороны). Видный со всех сторон и издалека, храм должен был композиционно доминировать в окружающем пространстве, архитектурно объединяя ансамбль. Этой задаче более отвечал периптер, на основе которого зодчие Иктин и Калликратсоздали гениальный образец периптерального типа композиции, ставший шедевром древнегреческой архитектуры и признанным чудом света.
Лекция 5
Афины. Храм Ники Аптерос
Храм Ники Аптерос небольшой по размерам, кристально ясный по форме, был построен архитектором Калликратом между 449 и 421 гг. до н.э. Выстроенный в ионическом ордере, он несет по четыре колонны на торцовых сторонах и имеет глухие боковые стены без колоннад. В ордер храма внесены некоторые черты дорики. Внутреннее помещение храма небольшое. Стены внутри, возможно, были покрыты росписями. Расположенный ниже других построек Акрополя, он первый встречал процессию. Храм был разрушен во время господства турок в Греции, и лишь позднее его вновь восстановили.
Афины. Акрополь. Пропилеи
Пропилеи -это монументальный вход в Акрополь. Построены пропилеи в 437 - 432 гг. до н.э. архитектором Мнесиклом. Имеют пять проемов. Средний из них - более широкий, так как предназначен для проезда. Фасады (западный и восточный) представляют собой величественные шестиколонные дорические портики. В композиции пропилей применен также ионический ордер - им оформлены обе стороны проезда - пандуса. Беломраморные пропилеи имеют несимметричные крылья в виде невысоких дорических портиков. Однако, несмотря на асимметрию, зодчий добился общей гармонии и композиционного равновесия.
Афины. Эрехтейон
Эрехтейон - последняя по времени постройка акрополя (421 - 406 гг. до н.э.) - расположен рядом с Парфеноном. Он имеет значительно меньшие размеры (11,63 х 23,5 м по стилобату), но более сложную структуру. Имея два основных в разных уровнях расположенных входа - с восточной и северной стороны - целла объединяла два храма, посвященных Афине (восточная часть) и Посейдону (западная часть). Композиция Эрехтейона противопоставлена Парфенону своими размерами и масштабом, асимметрией и усложненностью, применением более легких и изящных форм ордера, повышением значения стены и четко дифференцированной разработкой портиков, каждый из которых имеет индивидуальный характер. Он олицетворял новое направление в архитектуре.
Эфес. Храм Артемиды
Храм Артемиды в Эфесе - архаический храм был сложен в 356 г.: согласно преданию, он был подожжен Геростратом. На этом месте в эллинстическую эпоху был возведен новый храм. Первыми архитекторами храма были Херсифрон из Кносса, его сын Метаген и Феодор из Самоса. Размер храма по стилобату составлял 109,2 х 55,1 м. Число колонн по фасадам 8 х 20. Высота колонн в точности не известна. Диаметр колебался от 1,05 - 1,3 до 1,6 м. Стволы колонн имели от 40 до 44 канелюр плоского профиля с острыми ребрами.
Афины. Памятник Лисикрата
Памятник Лисикрата в Афинах был построен в 335 - 334 гг. до н.э. Он принадлежит к типу построек, которые сооружались для постановки на них треножника, присужденного в качестве награды победителю на атлетических или музыкальных состязаниях. На обработанном гладкими рустами квадратном подножье возвышается круглое сооружение, убранное коринфским ордером и увенчанное плоским мраморным куполом, сделанным из одного куска камня. Кольцевая колоннада состоит из шести коринфских колонн, заделанных на половину (почти) своего диаметра.
Афины. «Башня ветров»
«Башня ветров» - небольшое, но монументальное здание, которое входило в комплекс агоры в Афинах, предназначенное для водяных часов. «Башня ветров» была построена в позднеэллинестический период, в середине I в. до н.э., уже во времена римского владычества в Греции. Здание представляло собой восьмигранную башню на ступенчатом основании, высота ее 12,1 м, внутренний диаметр 6,81 м. Снаружи на верхних частях ее граней были устроены солнечные часы (громон). Стороны башни были ориентированы по сторонам света, и каждая из граней завершалась в верхней части фризом с символическим изображением летящего ветра. Центрическая композиция башни, увенчанная конической кровлей, с богатым скульптурным фризом, диагонально поставленными портиками входов отличается исключительным богатством и разнообразием форм.
Алтарь Зевса в Пергаме создан около 180 г. до н.э., который был сооружен при царе Эвмене II в честь окончательной победы над галлами. На широком, почти квадратном стилобате возвышался высокий цоколь. С одной из сторон цоколь был прорезан лестницей, ведущей к верхней площадке. В центре площадки находился алтарь, обрамленный с трех сторон портиком ионического ордера. Портик был украшен статуями. Вдоль цоколя тянулся грандиозный фриз. Длина фриза - около 130 м, высота - 230 м.
Ним. Гардский мост
Гардский мост - архитектурный и инженерный шедевр, изумлявший путешественников на протяжении столетий. Огромный трехъярусный мост представляет собой инженерное сооружение, несущее канал водопровода, снабжавшего водой город Ним на юге Франции, недалеко от Марселя. Мост пересекает реку Гордод, приток Роны. Высота его над уровнем воды 48,75 м. Длина моста 275 м.Два нижних яруса имеют типовые аркады по вертикали равных пролетов 19,5 м. Уменьшаясь к берегам до 15,6 м над потоком реки они образуют наибольший пролет арки 24,4 м. Верхний ярус высотой 7,45 м с пролетом арок 4,5 м продолжает береговую аркаду, близкую по форме и размерам верхней аркаде моста.
Лекция 6
СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА
АНТИЧНОСТИ
(продолжение)
Рим. Колизей (амфитеатр Флавиев)
Колизей - одно из самых выдающихся произведений мировой архитектуры - начал строиться Веспасианом Флавием в 75 г. н.э. Был достроен в конце I в. н.э. Размеры Колизея в плане, который имеет форму эллипса, 186 х 156 м. По фасаду здание членится тремя ярусами аркад, завершаясь четвертым массивным ярусом - почти глухой стеной. Тектоника фасада проста, но выразительна: первый ярус - ордерная аркада с применением дорических полуколонн, второй - ионических полуколонн, третий - коринфских полуколонн, четвертый - с небольшими проемами украшен коринфскими пилястрами. Многократно повторяющаяся система тем не менее не кажется монотонной.
Рим. Пантеон
Пантеон в Риме был построен около 125 г. - наиболее совершенный образец грандиозного храма-ротонды, в которой диаметр купола достиг 43,2 м. В Пантеоне блестяще разрешены конструктивные и художественные задачи создания крупнейшего в Риме большепролетного купольного пространства. Сферический свод выполнен горизонтальными слоями бетона и рядами обожженного кирпича, купол опирается на стену толщиной 6 м. Центричный объем ротонды снаружи трактован как осевая фронтальная композиция. Многоярусная система арок с четко проведенной субординацией главных и второстепенных частей позволила рационально распределить усилия в конструкции. В вершине купола круглый световой проем диаметром 9 м доминирует в интерьере. Пять рядов убывающих кверху кессонов создают впечатление купольного «каркаса». Ордер нижнего яруса эффектно чередуется с облицованными мрамором массивными опорами, подчеркивая форму.
Рим. Храм Фортуны Вирилис
К середине I в. до н.э. псевдопериптер стал ведущим типом культового здания, по образцу которого не только строились новые, но и переделывались старые храмы. Вполне развитым псевдопериптером является так называемый храм Фортуны Вирилис (возможно, бога Портунуса). Храм был построен между 42 и 38 гг. до н.э. на Бычьем рынке в Риме. Это единственный храм периода республики, дошедший до нас почти в полной сохранности. Он был выстроен из туфа с применением травертина (углы целлы, колонны, подий) и оштукатурен. Здание четко разграничено на три равные части - портик и две ячейки целлы. Ионический четырехколонный портик своими пропорциями подобен квадрату. По сравнению с предшествующими храмами венчающие части здания утяжелены и обильно украшены декоративной резьбой. Скульптурный фриз образован гирляндами, чередующимися с канделябрами и человеческими фигурами
Лекция 7
Рим. Форум. Арка Августа
Арки широкое распространение получили в императорскую эпоху. Арка состояла из двух или более пилонов, перекрытых одним или несколькими сводами, и завершалась аттиком, в поле которого помещалась посвятительная надпись. В арке Августа на римском Форуме центральный сводчатый пролет был фланкирован боковыми пролетами прямоугольных очертаний.
Рим. Термы Каракаллы |
Термы построены императорами династии Северов. В планировке колоссальных терм (450 х 450 м) были расчетливо использованы особенности отведенного для них участка на склоне холма. В его высокой юго-западной части соорудили огромный, присоединенный к Марциеву акведуку резервуар-отстойник, вода из которого по уклону легко подавалась в башенный корпус, сдвинутый ближе к середине комплекса и уже не связанный непосредственно с входом. Главный корпус (214 х 110 м) состоял из зеркально повторявшихся групп вестибюлей, раздевален, массажных, палестр, залов для отдыха, залов для омовения и парилен, с двух сторон подводивших к круглому (диаметром 35 м) кальдарию с горячими бассейнами вдоль стен и двойным рядом окон под куполом.
Рим. Базилика Максенция
Его центральный неф (80 х 25 м, высотой 35 м) был перекрыт тремя бетонными крестовыми сводами. Распор сводов весом 7000 т воспринимался массивными столбами, а также поперечными стенами и опирающимися на них контрфорсами и цилиндрическими сводами более низких боковых частей здания. Подобно крестовым сводам терм пяты сводов, сильно вынесенных в центральный неф, лишь частично опирались на столбы, что и послужило причиной их последующего разрушения. Под нависающие пяты сводов были подведены колонны с импостами, заслонявшие столбы и торжественно оформлявшие огромный средний неф. Боковые ячейки базилики (по три с каждой стороны) были соединены арочными проходами, образуя боковые нефы. Восьмиугольные профилированные кессоны украшали поверхности сводов. Вход, сначала находившийся на короткой восточной стороне базилики, был при Константине перенесен в середину длинной южной стены, что вызвало пристройку напротив него апсиды. Созданный в начале IV в. в Риме, этот тип сводчатой базилики получил впоследствии большое развитие, но уже за пределами античной архитектуры, в новых исторических условиях.
Лекция 8
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА
Настоящий раздел охватывает историю архитектуры средневековья широкого круга стран, базой которых был феодальный строй. Хронологические рамки значительно выходят за пределы эпохи феодализма и охватывают период с V - XIV вв. Рассматривается архитектура Византии, стран Азии, Северной Африки и Востока.
После разделения в конце IV в. Римской державы на восточную и западную, образовалось византийское государство с новой столицей - Константинополем. Историю архитектуры Византии принято делить на три периода: ранневизантийский (V - VIII вв.), средневизантийский (VIII - XIII вв.) и поздневизантийский (XIII - XV вв.). Вершиной византийской архитектуры явилась купольная базилика собора Софии в Константинополе, построенная зодчими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета в 532 - 537 гг. Средне- и поздневизантийская архитектура дала миру крестово-купольную систему, что нашло отклик в архитектуре других стран, в том числе Древней Руси.
Индия, Камбоджа, Египет, Китай, Япония и другие страны имели весьма богатую и своеобразную архитектуру. Храмы и дворцы, вихары, чайтьи и мавзолеи Индии, грандиозный храмовый комплекс Ангкор-Ват, мечети и минареты Магриба, Северной Африки, храм Неба в Пекине, храм Феникса в Удзи, эти и другие памятники построены талантливыми зодчими.
Особая страница средневековой архитектуры - это архитектура стран Западной Европы
V - XIV вв. Западноевропейскую архитектуру XI - XII вв. именуют романской, хотя ей предшествовал длительный период раннего средневековья - дороманский период (середина
V - X вв.).Памятники романского стиля есть во всей Европе. Значительное их количество во Франции: церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (XI - XII вв.), главная монастырская церковь аббатства Клюни (1088 - 1107 гг.), храмы в Везеле и Отене.Особое место занимают романские соборы Германии. Соборы, воздвигнутые в имперских городах Шпейере, Майнце и Вормсе, отличаются своей грандиозностью. Величественный ансамбль в Пизе - образец итальянскойсредневековой архитектуры.
Со второй половины XII - XIV вв. Западную Европу захватывает готический стиль. В некоторых странах готическая архитектура существовала в XV - XVI вв. - это так называемая «пламенеющая готика». Родиной готики принято считать Францию. Величайшее сооружение ранней готики - собор Парижской богоматери; наиболее верное представление о первоначальном облике готических храмов дает Шартрский собор, одно из самых цельных созданий зрелой готики - Реймский собор; в Амьенском соборе полно выразился расцвет готики Франции, он восхищает своим интерьером. В Германии часто встречается тип однобашенного готического собора (храмы во Фрейбурге и Ульме). Грандиозный Кельнский собор построен по типу Амьенского, здесь готическая роза заменена стрельчатым окном. Дворец Дожей в Венеции - образец итальянской готики, воспринявшей не конструкционные принципы, а декоративность этого стиля.
Лекция 9
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА
(продолжение)
Чандрагири. Дворец
Южная Индия с огромным количеством храмовых сооружений крайне бедна памятниками гражданской архитектуры. Сохранились всего лишь четыре дворцовых здания, построенных между XVI - XVII вв.: Лотос-Махал в Виджаянагаре (1575 г.), Дворец в Чандрагири (начало XVII в.), Дворец в Танджуре (около 1700 г.) и дворец в Мадураи (начат в 1645 г.). Трехэтажный дворец Чиндрагири длиной 46 м стоит внутри крепости. Нижний этаж - каменный, верхние - деревянно-каркасные с кирпичным заполнением, покрытые штукатуркой. На каждом этаже в центе имеется большой зал с потолком из пересекающихся сводов, опирающихся на столбы. Здание завершено семиярусной башенкой типа Дравидийской шикхары.
Удайпур. Дворец Ман Сингха
В начале XVIII в. главным художественным центром северной Индии стала Раджпутана. Искусство и архитектура здесь до конца XVIII в. еще продолжали развиваться на высоком уровне. В сказочном по красоте Удайпуре, прозванном «Индийской Венецией», были созданы в XVIII в. беломраморные дворцы Ман Сингха, Джаг Мандир и Джаг Ниваса и увеселительные павильоны. Величественную панораму создают дворцы XVI - XVIII вв., построенные в Варанаси махараджами Раджпутаны в характерном для их родины стиле. В отличие от сооружений могольских императоров, для которых характерны центрально-осевая композиция фасада, геометрически правильная планировка внутренних помещений зданий, дворцы раджпутанских князей обладали живописностью фасада и свободным, хорошо приспособленным к рельефу местности расположением дворцовых построек. Художественная выразительность архитектурных форм прекрасно сочетается с их целесообразностью.
Виджаянагар. Храм Ачутия Ройял |
Наиболее значительные памятники XIV - XVI вв. относятся к расцвету крупного индусского Виджаянагара, занимавшего всю территорию к югу от реки Кистна (Кришна) и разбогатевшего, главным образом, на заморской торговле. Отличавшаяся в свое время пышностью придворной жизни и великолепием зданий столица Виджаянагара Джинджи или Хампи, лежит теперь в руинах, напоминающая огромный открытый музей. О многообразии типов зданий свидетельствуют остатки многоэтажных дворцовых и концертных зданий, террас, павильонов, многочисленных храмов с бассейнами, галерей и мантапам. В городской застройке не обнаружено следов регулярной планировки. Главным строительным материалом для храмовых и дворцовых сооружений был не мрамор, а местный, очень прочный гранит. Кроме гранита применялся темно-зеленый хлоритовый камень,легко поддающийся обработке и резьбе. Для Виджаянгарских строений характерно сочетание этих двух различных пород камня. Примером такого сочетания служит храм Ачутия Ройял с роскошным внутренним убранством. Дворцы и храмы в Виджаянагаре сосредоточены в цитадели.
Канчипурам. Храм Кайласанатха |
Храм Кайласа в Канчи, созданный с пору расцвета паллавского государства, превосходит все остальные храмы размерами (высота 26 м), цельностью архитектурной композиции и богатством пластического декора. Прямоугольный двор храма Кайласа по внутреннему периметру окружен однотипными целлами. На территории двора расположены зал для молящихся - махаманталам и доминирующее на всем святилище - вимана с примыкающими маленькими святилищами, подобными по форме целлами, окружающими двор. В храме Кайласа священный бассейн для омовений, жертвенник и павильон со статуей священного быка Нанди вынесены за пределы двора. В храме рационально использованы строительные материалы: цокольная часть, столбы и стены святилищ выполнены из гранита, остальные части - из песчаника. Пропорции храма почти соответствуют предписаниям индийских трактатов для храмов этого типа. Например, в Вимане соблюдено соотношение между сторонами прасады, габхагриха и высотой шикхары 1:2. Двор в плане с наружными размерами 30 х 56 м делится на два квадрата. Скульптура и пластическое убранство храма стали типичными для шиванских храмов.
Арга. Мавзолей Тадж-Махал
В 1630 - 1652 гг. в столичной резиденции Агре, по заказу шах-джахана была воздвигнута усыпальницаего жены Мумтад Махал, названная Тадж-Махал. Это величественный памятник архитектуры XVII в. называют «Жемчужиной Индии». Оперируя найденной гармонией пропорций архитектурно-пластических объемов, зодчие создали эмоционально насыщенный художественный образ. Центрально-осевая композиция всего ансамбля предельно ясна, контуры зданий четки. Главное здание с могилой Мумтад Махал, увенчанное легким куполом, приподнято на высокую квадратную платформу, размером 104 х 104 х 7 м, по краям которой стоят тонкие минареты высотой 45 м.Белизна полированного мрамора гробницы подчеркивает величавую торжественность сооружения (общая высота 81 м). Только при приближении вплотную к стенам Тадж-Махала обнаруживается тонкий изысканный орнамент из агата, малахита, янтаря, изумруда, кораллов, яхонтов и других драгоценных пород камня, искусно инкрустированных в мрамор.Тадж-Махал