Государственная градостроительная политика
Государственная градостроительная политика − это целенаправленная деятельность государства по формированию благоприятной среды жизнедеятельности населения, устойчивого развития систем расселения, городов и иных поселений в соответствии с долгосрочными целями социально-экономического и пространственного развития страны с учетом исторически сложившегося расселения, природных, национально-этнических и иных местных особенностей.
Государственная градостроительная политика применительно к каждому из этапов долгосрочной стратегии конкретизирует систему мер, обеспечивающих реализацию целей и задач каждого этапа. При этом сроки предлагаемых мер ограничиваются ориентировочно 5−7-летним периодом, в пределах которого определяются конкретные параметры градостроительной деятельности, необходимые финансовые ресурсы и их источники, масштабы и адресность государственных заказов, конкретные сферы частно-государственного и частно-муниципального партнерства.
Деятельность государства в этой сфере включает систему правовых, финансово-экономических, организационно-управленческих и иных мер, направленных на решение актуальных проблем и стратегических задач градостроительства. Она представляет собой систему целевых установок, методов и знаний, на основании которых участники процесса градостроительной деятельности − законодательная власть, исполнительная власть (в том числе органы градостроительства), судебная власть, научно-проектная сфера, инвесторы, организации и широкие группы населения (включая заинтересованные в принятии тех или иных градостроительных решений) − вырабатывают взаимоувязанные действия в сфере социально-экономических процессов урбанизации и в сопряженных областях, направленные на решение актуальных проблем градостроительного развития с учетом долгосрочных интересов страны.
Необходимыми условиями разработки и реализации государственной градостроительной политики должны быть ее комплексность, научная обоснованность и правовая обеспеченность, требующие:
− заинтересованных, мотивированных, солидарных и взаимосогласованных действий федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, субъектов естественных монополий, организаций жилищно-коммунального комплекса, субъектов инвестиционно-строительной и других видов экономической деятельности, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, профессиональных сообществ, граждан и их объединений;
− системного междисциплинарного, межотраслевого, межведомственного подхода – синтеза фундаментальных и прикладных научных знаний собственно градостроительной науки и смежных с ней дисциплин (архитектурной, строительных, инженерно-технических наук, экологии природы и экологии человека, социологии, экономики, географии, исторических и юридических наук, наук об управленческой деятельности), практического опыта представителей различных отраслей и видов деятельности, исполнительных отраслевых, территориальных и функциональных органов государственной власти, отраслевых подразделений органов местного самоуправления;
− взаимосогласованности правовых институтов, нормы и механизмы которых регламентируют или во многом определяют градостроительную деятельность и ее результаты – законодательство о градостроительной деятельности, прежде всего радикально переработанный Градостроительный кодекс, закрепляющий научно обоснованные направления градостроительной деятельности, о стратегическом планировании, об архитектурной деятельности, о природопользовании и охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия, о техническом регулировании, земельное, бюджетное и налоговое законодательство, законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, жилищное, водное и лесное законодательство, законодательство о государственно- и муниципально-частном партнерстве, о местном самоуправлении, иное законодательство.
Необходимым условием реализации градостроительной политики Российской Федерации является создание институциональной среды, обеспечивающей и направляющей деятельность государства, общества и бизнеса на решение стратегических задач преобразования системы расселения, устойчивого развития поселений и создания в них безопасной, комфортной для жизни и привлекательной для бизнеса пространственной среды. Для этого необходимо:
1) укрепить государственные основы градостроительной политики Российской Федерации:
− общественно-политическую, социально-экономическую и культурно-историческую роль человеческих поселений;
− обязанность Российской Федерации проводить государственную градостроительную политику, ответственность органов государственной власти за результаты градостроительной политики;
− градостроительную деятельность и законодательство о градостроительной деятельности как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
− финансово-экономические основы и гарантии устойчивого развития городских и сельских поселений;
2) сформировать межотраслевой правовой институт комплексного развития систем расселения и территорий, обеспечивающий:
− стратегическое планирование развития систем расселения на федеральном, межрегиональном и внутрирегиональном (межмуниципальном и муниципальном) уровнях;
− устойчивое, сбалансированное развитие систем расселения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, двух и более муниципальных образований, в том числе агломераций Москвы, Санкт-Петербурга, других крупнейших агломераций;
− создание эффективных организационно-правовых форм и финансово-экономических механизмов разработки и реализации программ (проектов) комплексного развития территорий, требующих совместных, согласованных действий федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, частного бизнеса, жителей соответствующих территорий;
− создание финансово-экономических основ устойчивого, самодостаточного развития муниципальных образований. Внесение с этой целью необходимых изменений в законодательство о местном самоуправлении, бюджетное, налоговое, земельное и иное законодательство;
− создание единой национальной системы нормирования и контроля качества градостроительной среды – градостроительных стандартов и нормативов, индикаторов и критериев оценки и мониторинга качества градостроительной среды;
− совершенствование организационно-правовых форм и процедур диалога в процессе подготовки и реализации градостроительных решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и их объединений, субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, предприятий жилищно-коммунальной сферы;
3) совершенствование системы государственного управления, регулирования, мониторинга, контроля и экспертизы в области градостроительства, предполагающее:
− создание федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку, научно-методическое обеспечение и реализацию градостроительной политики Российской Федерации, наделенного необходимыми для этого полномочиями и ресурсами;
− принятие государственного правового акта, устанавливающего общие принципы и стандарты для региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, ответственных за развитие градостроительства;
− создание на базе ведущих научных, научно-проектных, проектных градостроительных учреждений и предприятий, в том числе Российской академии архитектуры и строительных наук, ее региональных отделений и академических институтов, системы федеральных центров аналитического, научно-методического и проектного обеспечения разработки и реализации градостроительной политики Российской Федерации;
4) совершенствование системы профессиональной подготовки (в том числе переподготовки, непрерывного профессионального образования) кадров в области градостроительства и градорегулирования;
5) создание единой (взаимоувязанной) информационной системы, включающей функции сбора, хранения и обработки результатов работ по инженерным изысканиям, картографическому обеспечению градостроительной и проектной документации, научным исследованиям, базам данных в виде Государственного фонда градостроительной информации.
Необходима разработка документов, служащих основой и ориентиром для решения вопросов территориального планирования, отнесенных законодательством к полномочиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе разработка:
1) Генеральной схемы расселения Российской Федерации;
2) схем комплексной пространственной организации и развития систем расселения федеральных округов, групп субъектов Российской Федерации, в том числе схем комплексной пространственной организации и развития города Москвы и Московской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, географических зон (Севера, приграничных территорий, иных зон);
3) схем комплексной пространственной организации и развития территорий субъектов Российской Федерации, включая проекты районной планировки;
4) схем комплексной пространственной организации и развития территорий агломераций, территорий групп муниципальных образований, формирующих межмуниципальные системы расселения;
5) генеральных планов городов и других поселений.
В целях эффективного и конструктивного взаимодействия при разработке и реализации градостроительной политики государства и обществанеобходимы:
1) совершенствование организационно-правовых форм, методов и процедур участия граждан и их объединений на всех этапах разработки, рассмотрения и мониторинга реализации градостроительных решений;
2) поощрение и стимулирование осуществления территориальными сообществами граждан локальных проектов и предложений по улучшению среды жизнедеятельности;
3) совершенствование организационно-правовых форм создания и функционирования негосударственных экспертных объединений, экспертных советов и рабочих групп при органах государственной власти, органах местного самоуправления.
В целях оценки результативности государственной градостроительной политики предусматривается формирование мониторинга. Для этого необходимо разработать систему индикаторов, нацеленных на объективное отражение наиболее существенных аспектов градостроительного развития с их обязательной увязкой с регулярно проводящейся статистической отчетностью.
В качестве основных индикаторов, отражающих влияние преобразований в области качества среды жизнедеятельности предлагается использовать ИЧР (индекс человеческого развития) − совокупный показатель уровня развития человека в стране. Наряду с ИЧР целесообразен показатель качества среды жизнедеятельности, который характеризует безопасную и комфортную среду для всех категорий жителей.
Первоочередные меры по реализации градостроительной политики
и градостроительной стратегии
В целях реализации градостроительной политики и градостроительной стратегии необходимо на государственном уровне:
− разработать, утвердить и обеспечить выполнение комплексного плана («дорожной карты») на 2015−2017 годы, включающего первоочередные мероприятия, реализующие возможность приостановки неблагоприятных изменений в системе расселения Российской Федерации и развитии городских и сельских населенных пунктов, представляющих угрозу безопасности и устойчивому социально-экономическому развитию страны;
− разработать и утвердить долгосрочную градостроительную стратегию Российской Федерации, прогнозные основы и Генеральную схему расселения Российской Федерации, а также пакет необходимых для их реализации государственных программ и проектов;
− разработать и принять пакет федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих системную институциональную основу для решения задач градостроительной политики Российской Федерации.