Основные выводы и результаты интернет-опроса
В качестве ответа на вопрос «Как представляется Тюмень и Тюменская область глазами ваших друзей, знакомых, которые никогда в ней не были?» респондентам предлагалось выбрать из нескольких предложенных ответов:
ü холодно, вечная мерзлота;
ü богатый город, люди хорошо живут;
ü на улицах стоят фонтаны, из которых течет нефть;
ü по улицам ходят медведи;
ü Тюмень? А где это?
Кроме этого, респонденты могли предложить свой вариант ответа.
Ответы респондентов распределились следующим образом: 123 человека (64,74%) выбрали вариант «Богатый город, люди хорошо живут», 58 человек (30,53%) отметили «Холодно, вечная мерзлота», 44 человека (23,16%) остановили свой выбор на ответе «На улицах фонтаны, из которых течет нефть», 41 человек (21,58%) респондентов ответили «Тюмень? А где это?», 20 человек (10,53%) предпочли предложить свой вариант ответа (рис.1). Варианты, предложенные респондентами указаны в приложении 2.
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Как представляется Тюмени и Тюменская область глазами ваших друзей, знакомых, которые никогда в ней не были?»
Во втором вопросе респондентам предлагалось выбрать «Какие достопримечательности Тюмени и Тюменской области вы бы обязательно показали туристу?». В качестве ответов были представлены 9 изображений, отражающих достопримечательности, задача респондента была выбрать от 1 до 3 объектов. Ответы респондентов распределились следующим образом: 158 выборов (83,16%) получил вариант «Набережная и Мост влюбленных», 93 выборов (48,95%) – вариант «Горячие источники», 85 респондентов (44,74%) выбрали вариант «Тобольский кремль», 62 раза (32,63%) был выбран ответ «Цветной бульвар», 53 выбора (27,89%) получил ответ «Парки и рощи», 39 выборов (20,53%) получил «Абалак», 22 раза (11,58%) респонденты обозначили «Ялуторовский острог», 20 раз (10,53%) был выбран ответ «Музеи», 6 человек (3,16%) отдали свое предпочтение варианту «Ишимский ковровый завод» (рис.2). Изображения, иллюстрирующие варианты ответов, представлены в приложении 3.
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Какие достопримечательности Тюмени и Тюменской области вы бы обязательно показали туристу?»
В качестве третьего пункта опроса респондентам предлагалось выбрать цвет, с которым у них ассоциируется Тюмень. На этапе разработки командой исследователей было определено значение для каждого цвета:
Цвет | Значение |
Красный | Активные действия, успех, целенаправленность, эмоциональность, жизненная сила |
Зеленый | Развитие, рост, спокойствие, уверенность |
Белый | Гармония, вдохновение, чистота |
Оранжевый | Экстраверсия, общительность, новизна |
Черный | Подавленность, заторможенность, страхи |
Желтый | Активность, общительность, оптимизм, жизнерадостность |
Синий | Спокойствие, удовлетворенность |
Ответы респондентов распределились следующим образом: 85 человек (44,74%) ассоциируют Тюменскую область с зеленым цветом, 60 человек (31,58%) обозначили синий цвет, 14 человек (7,37%) выбрали вариант «Белый», 13 человек (6,84%) обозначили «Оранжевый», 8 человек (4,21%) ассоциируют область с желтым цветом, варианты «Красный» и «Черный» были выбраны по 5 раз (2,63%) каждый (рис. 3).
Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос «Выберете цвет, с которым у вас ассоциируется Тюменская область»
Четвертым пунктом былвопрос«Скажите, на какой город похожа Тюмень? Какие факторы на это указывают?». Ответы респондентов носят разнообразных характер. В них можно выделить города, но отметить основные характеристики не представляется возможным: респонденты указывают в качестве сходств разнообразные факторы и характеристики. Наиболее часто упоминающиеся ответы представлены в таблице ниже. Полный перечень ответов представлен в приложении 4.
Вариант ответа | Количество упоминаний | Процент от общего количества |
Тюмень (респонденты выделяют данный вариант как самостоятельный) | 12,96 | |
Москва | 11,88 | |
Никакой (не могут выделить какой-либо город) | 8,64 | |
Казань | 5,4 | |
Екатеринбург | 4,32 | |
Тобольск | 2,7 | |
Белгород | 2,16 | |
Омск | 2,16 | |
Пермь | 1,62 |
Следующий вопрос «На какой не похожа? Какие факторы на это указывают?» по специфике ответов был похож на предыдущий. Структура ответов также, как и в прошлом вопросе не позволяет выделить группу характеристик, но дает определить наиболее популярные для сравнения города. Они представлены в таблице ниже. Полный перечень ответов представлен в приложении 5.
Вариант ответа | Количество упоминаний | Процент от общего количества |
Москва | 28,05 | |
Екатеринбург | ||
Сочи | 7,7 | |
Тюмень | 5.5 | |
ОМск | 3,3 | |
Краснодар | 2,2 | |
Курган | 2,2 | |
Челябинск | 2,2 |
Шестым вопросом в опроснике являлся «Что для вас Тюменская область?». Респондентам предлагалось описать в паре предложений свои мысли по этому поводу. Ответы на данный вопрос также являются неоднородными, их использование возможно в плане формирования общей картины. Результаты представлены в приложении 6.
В следующем вопросе – «Какие сферы, по вашему мнению, наиболее привлекательны в Тюмени и Тюменской области для развития туризма?»–респондентам в качестве ответа предлагалось распределить 100 баллов между пятью сферами туризма. Результаты представлены в таблице ниже и на рисунке 4.
Ответ | Общее количество баллов | Среднее значение | Процент |
Бизнес | 22,92 | 22,92% | |
Семья | 21,68 | 21,68% | |
Спорт | 20,35 | 20,35% | |
Медицина | 17,57 | 17,57% | |
Нефть | 17,47 | 17,47% |
Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос «Какие сферы, по вашему мнению, наиболее привлекательны в Тюмени и Тюменской области для развития туризма?»
В восьмом пункте опросника респондентам необходимо было распределить оценки в рамках одной шкалы, где на гранях были представлены противоположные друг другу утверждения, относящиеся к Тюменской области в рамках диапазона от 0 до 3. Анализ средних значений оценок респондентов показывает отсутствие ярко выраженного утверждения (ни одно из них не пересекло оценку даже в 1 балл из 3 возможных). Наиболее яркими из них являются: «сильный, закаленный» (0,71 балла), «дружественный, открытый» (0,66 балла), «ответственный, неравнодушный» (0,47 балла) и «комфортный, удобный» (0,45 балла). Результаты представлены в таблице ниже.
Утверждение | Количество выборов | Утверждение | Среднее значение | ||||||
-3 | -2 | -1 | |||||||
Сильный, закаленный | Нежный, избалованный | -0,71 | |||||||
Дружественный, открытый | Опасный, недружественный | -0,66 | |||||||
Ответственный, неравнодушный | Равнодушный, неучастливый | -0,47 | |||||||
Комфортный, удобный | Сложный, отталкивающий | -0,45 | |||||||
Эмоциональный, творческий | Рациональный, прагматичный | -0,27 | |||||||
Надежный, заслуживающий доверия | Легкомысленный, ни к чему не обязывающий | -0,23 | |||||||
Быстрый, энергичный, динамичный | Медлительный, спокойный, тихий | -0,11 | |||||||
Экспрессивный | Сдержанный | -0,06 | |||||||
Прогрессивный, современный | Традиционный, консервативный | -0,01 | |||||||
Гибкий, находящий компромисс | Настойчивый, упрямый | 0,09 |
Последним пунктом (кроме контактных данных) являлось предложение респондентам выразить свои идеи и предложения о том, как должен выглядеть туристический бренд Тюменской области. Ознакомиться с ними можно в приложении 7.
Приложение 1